Инвестиционная политика Республики Беларусь 2009 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Беларуси и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Поставленные задачи: проведение исследования инвестиционного климата Беларуси при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

1 Инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика: понятие, сущность………………………………………………………………...6

Понятие и сущность инвестиций, формы инвестиций..................................6
Инвестиционная деятельность, ее формы………………………….. ………..8
Сущность и содержание инвестиционной политики Республики Беларусь...9
2 Основные направления инвестиционной политики и участие государства в ее формировании и реализации………………………………………………………11

2.1 Основные направления и программа инвестиционной политики Республики Беларусь на текущий год…………………………………………………………..11

2.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………...14

3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 2009 года, опыт ведущих стран в преодолении инвестиционного кризиса………………………19

3.1 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..19

3.2 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………....26

Список использованных источников…………………………………………….28

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

1.2 Инвестиционная деятельность,  ее формы 

Главной задачей инвестиционной политики – активизация инвестиционной деятельности. Что же понимается под инвестиционной деятельностью?

Согласно  Инвестиционному кодексу Республики Беларусь «под инвестиционной деятельностью  понимаются действия инвестора по вложению средств в производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для получения прибыли (дохода) или достижения иного значимого результата».

Инвестиционную  деятельность осуществляют инвесторы: они принимают решение о вложении средств (формируют цель проекта), изыскивают необходимого для этого ресурсы, разрабатывают различные варианты реализации проекта, организуют инвестиционную деятельность. В роли инвестора могут выступать государство, отечественные и зарубежные физические и юридические лица, международные финансово-кредитные организации.

Инвестиционный  кодекс выделяет следующие объекты  инвестиционной деятельности:

  • недвижимое имущество
  • ценные бумаги
  • интеллектуальную собственность.

Субъекты  и объекты инвестиционной деятельности «работают» в инвестиционной среде, которая включает сферу капитального строительства (реальные инвестиции), инновационную сферу (научно-техническая продукция и права на объекты интеллектуальной собственности) и сферу обращения финансового капитала (финансовые инвестиции).

Инвестиционная  деятельность может осуществляться в следующих формах:

  1. Создание юридического лица.
  2. Приобретение имущества или имущественных прав, а именно: доли в уставном фонде юридического лица; недвижимости; ценных бумаг; прав на объекты интеллектуальной собственности; концессий; оборудования, других основных средств.

В кодексе  введена новая форма инвестиционной деятельности, которая в последнее  время обретает все большую популярность, - на основе концессии. Она представляет собой передачу в эксплуатацию на определенный срок и на возмездной основе принадлежащих государству природных ресурсов, промышленных предприятий и других хозяйственных объектов, например, электростанций, автомобильных и железных дорог.

Концессия осуществляется на основании договора, который заключается Республикой Беларусь в лице правительства или уполномоченного им государственного органа (концессионный орган) и национальным или иностранным инвестором (концессионер).

Концессионерами могут стать частные инвесторы (иностранные и национальные), а также юридические лица Республики Беларусь, в уставном фонде которых доля государственной собственности не превышает 25%. Концессионер определяется, как правило, посредством проведения конкурсов и аукционов.

На мой  взгляд, именно концессии могут стать привлекательной формой внешнего финансирования государственных предприятий нашей республики в условиях недостаточности внутренних источников. 

1.3 Сущность  и содержание инвестиционной политики Республики Беларусь 

Государство, являясь активным участником инвестиционного процесса в целом, регулирует, направляет и стимулирует его. Поэтому можно сделать вывод, что состояние инвестиционной сферы и экономики в значительной мере зависит от инвестиционной политики, проводимой в стране.

Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных действий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью наращивание объемов инвестиций, оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. 2

Инвестиционная  политика, являясь составной частью экономической политики государства, должна в своя очередь способствовать реализации экономической, научно-технической, региональной, социальной и природоохранной политики правительства, обеспечить эффективное использование инвестиций, рациональную структуру экономики и национальную безопасность.

Основным  разработчиком и координатором  государственной инвестиционной  политики, ответственным за ее реализацию, является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.

Инвестиционная  политика строится на основе прогнозов  социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную  перспективу, в частности нынешняя инвестиционная политика – на базе основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Главной целью, на мой взгляд, инвестиционной политики на ближайшую перспективу является преодоления кризиса, стимулирование инвестиций в реальной сектор и на этой основе активизация инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны.

Необходимым условием успешной государственной  политики является формирование и совершенствование  нормативно-правовой базы, регулирующей инвестиционную деятельность в стране.  В Республике Беларусь принят Инвестиционный кодекс, ряд декретов и указов Президента, постановлений правительства, рассчитанных на создание стабильных и привлекательных условий хозяйствования как для национальных, так и иностранных инвесторов.

Таким образом, к инвестициям относятся  все виды финансовых и материальных ресурсов, а также имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательских и других видов деятельности с целью получения прибыли или социального эффекта. Инвестиции классифицируют по различным признакам.

Главная цель инвестиционной политики – преодоление инвестиционного кризиса, активизация инвестиционной деятельности. Инвестиционная деятельность в Республике Беларусь определяется Инвестиционным кодексом. Основным координатором государственной инвестиционной  политики является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Основные направления инвестиционной политики и участие государства в ее формировании и реализации 

    1. Основные  направления и программа инвестиционной политики Республики Беларусь на текущий год
 

Инвестиционной  политики  Республики Беларусь на текущий  год строится на

основных  направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Важнейшие направления инвестиционной политики текущего года, которые я бы хотела отметить, являются:

  • обеспечение высоких и устойчивых темпов роста инвестиций в основной капитал, необходимый для рациональных преобразований в экономике и социальной сфере, повышение конкурентоспособности и экономической безопасности государства.

В Программе  социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы предусмотрено, что инвестиции в основной капитал  в 2010 году увеличатся в 2,15 раза, удельный вес в ВВП возрастет с 23,3 процента в 2005 году до 30 процентов в 2010 году.3 Приоритетом инвестиционной политики является привлечение инвестиционных ресурсов в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности.

  • Создание благоприятных экономических условий для максимального вовлечения в сферу инвестиционной деятельности прежде всего национальных валовых накоплений, являющихся основным источником инвестиций.

Этому будет способствовать введение в  практику государственного привлечение  инвестиций нового инструмента –  инвестиционного договора. Договор  заключается в целях оказания государственной поддержки при реализации отдельных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики страны.

  • Формирование рынка инвестиционных ресурсов.  Это достигается путем размещения государственных централизованных ресурсов на производственные цели на условиях конкурса инвестиционных проектов, в котором могут участвовать и частные инвесторы. Бюджетные ресурсы победителям конкурса предоставляются на основе платности, возвратности, срочности. Именно такой порядок направлен на повышение эффективности государственных инвестиционных инвестиций и на усиление инвестиционной активности частных инвесторов. 
  • Сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы, деловой инфраструктуры, экологических программ и других важнейших жизнеобеспечивающих объектов, непривлекательных для частных инвесторов.
  • Оказание государственной поддержки (на конкурсной, возвратной и платной основе) в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предусмотренных в президентских, государственных и союзных целевых программах. Например, планируется создание производства газетной бумаги в Шклове, техническое перевооружение ОАО «Полимир».
  • Государственная поддержка предприятий, реализующих проекты, основанные на новых и высоких технологиях, обеспечивающих конкурентоспособность отечественных товаров на мировом рынке, а также государство оказывает льготы по налоговым и таможенным платежам и иные виды поддержки. В настоящее время законодательством предусмотрена возможность получения налоговых преференций в виде снижения ставки налога на прибыль, полученную от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства (кроме торговой и торгово-закупочной деятельности) организациями, включенными в Перечень высокотехнологичных организаций, но не более чем в 2 раза. Ставка налога на добавленную стоимость при реализации организациями – изготовителями товаров (работ, услуг), производимых с применением новых и высоких технологий, по перечню, определяемому Советом Министров Республики Беларусь, установлена в размере 10 %.4
  • Государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Согласно принятой Концепции развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 годы, в числе важнейших приоритетов, на которых основывается государственная поддержка, является: активизация производственной, инновационной инвестиционной деятельности. 5
  • Развитие лизинга как эффективной формы инвестирования как эффективной формы инвестирования. Его использование особенно целесообразно в условиях дефицита инвестиционных ресурсов. Лизинг также способствует привлечению в республику иностранных инвестиций и увеличению экспорта продукции отечественных предприятий. Также дальнейшее развитие получает новые для Беларуси формы инвестирования: строительные сбережения, ипотечное кредитование, облигационные займы.
  • Привлечение иностранного капитала в виде прямых инвестиций. Они наиболее выгодны для Беларуси, как для страны с переходной экономикой. Реализуются иностранные инвестиции путем образования совместных и иностранных предприятий, являются дополнительным источником капиталовложений, обеспечивают создание высокотехнологических производств, новых рабочих мест, рост экспорта белорусских товаров. К тому же прямые инвестиции не увеличивают внешний долг правительства. Иностранные инвестиции могут стать катализатором устойчивого экономического и социального роста, а также оказать положительное влияние на совершенствование структуры национальной экономики, рост эффективности производства, ускорение рыночных преобразований. Используя  новейшие зарубежные технологии, научно-исследовательские технологии, прогрессивный опыт ведение бизнеса, мы сможем модернизировать также действующие предприятия, создать новые перспективные производства, выпускать конкурентоспособную продукцию, а как следствие  - интегрироваться в мировую экономику.  Потенциальная потребность белорусской экономики в иностранных инвестициях на период до 2010 года оценивается в 13 млрд. дол. США (36% в общем объеме инвестиций).
  • Привлечение отечественного и иностранного капитала в свободные экономические зоны для развития приоритетных отраслей и производств, увеличение экспорта, создание благоприятных условий для экономического роста регионов.  Для повышения инвестиционной привлекательности во всех областных центрах и столице Беларуси на срок от 30 до 50 лет Указами Президента страны созданы шесть свободных экономических зон, которые представляют собой территории со специальными налоговыми, таможенными и регистрационными режимами и дают дополнительные льготы инвесторам. Кстати, на настоящий момент в СЭЗ зарегистрировано уже 280 организаций6
  • Расширение самофинансирования предприятий за счет прибыли, амортизационных отчислений и других собственных средств. Оно будет достигнуто за счет проведения мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий и повышению их рентабельности, намечаемого снижения налоговых нагрузок, введения новых условий начисление амортизации основных средств и нематериальных активов.
  • Увеличение объемов инвестиций путем трансформации частных сбережений в инвестиционный капитал. Она будет проводиться путем непосредственного направления доходов населения на строительство жилья, создание и развития собственного дела, а также на покупку ценных бумаг, увеличение депозитов граждан и средств негосударственных пенсионных фондов как основы кредитования инвестиционных проектов и программ.

Указом  Президента Республики Беларусь № 562 от 16 октября утверждена Государственная  инвестиционная  программа на 2009 год. Данная программа предусматривает  адресно-целевое распределение средств.

На объектах, включенных в Государственную инвестиционную программу в текущем году запланировано освоить 1204,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал.

Почти четверть (272,9 млрд. рублей) этих средств  будет направлено на завершение многопрофильного культурно-спортивного комплекса "Минск-Арена".

На финансирование программы развития здравоохранения  Республики Беларусь на 2006-2010 годы в  текущем году запланировано направить 156,8 млрд. рублей бюджетных средств. Три четверти этих инвестиций выделено для продолжения реконструкции  РНПЦ "Мать и дитя" и Республиканского центра трансплантации органов и тканей на базе 9-ой городской клинической больницы. Комплексная программа реконструкции зданий и помещений, переоснащения военно-медицинских организаций Министерства обороны потребует 17,6 млрд. рублей. Третью часть этих средств предполагается освоить на реконструкции Главного военного клинического госпиталя.

На реализацию президентской программы "Дети Беларуси" в 2009 году предполагается использовать почти 1 млрд. рублей. Эти средства будут  направлены на строительство квартир для семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Продолжится финансирование программы реконструкции  имеющихся и ввода в эксплуатацию не завершенных строительством физкультурно-спортивных сооружений. В частности, Дворца легкой атлетики и спортивно-стрелкового комплекса в Уручье.

Государственная программа по водоснабжению и  водоотделению "Чистая вода" будет  профинансирована из бюджета в объеме 28,5 млрд. рублей. Средства будут направлены на реконструкцию и расширение природоохранных объектов коммунального хозяйства города, а так же ряда промышленных предприятий. 
Более 80 млрд. рублей бюджетных средств планируется направить на строительство и реконструкцию объектов культуры, в том числе: здания Национального академического театра имени Я.Купалы, здания под размещение Национального музея истории и культуры Беларуси, здания Национального художественного музея. Половина этих средств уже потрачена на завершение в I квартале текущего года реставрации и реконструкции памятника архитектуры – здания Большого театра оперы и балета Республики Беларусь.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь 2009 года