Инвестиционная политика Республики Беларусь 2009 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Беларуси и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.

Поставленные задачи: проведение исследования инвестиционного климата Беларуси при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………4

1 Инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика: понятие, сущность………………………………………………………………...6

Понятие и сущность инвестиций, формы инвестиций..................................6
Инвестиционная деятельность, ее формы………………………….. ………..8
Сущность и содержание инвестиционной политики Республики Беларусь...9
2 Основные направления инвестиционной политики и участие государства в ее формировании и реализации………………………………………………………11

2.1 Основные направления и программа инвестиционной политики Республики Беларусь на текущий год…………………………………………………………..11

2.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………...14

3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 2009 года, опыт ведущих стран в преодолении инвестиционного кризиса………………………19

3.1 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..19

3.2 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..23

Заключение………………………………………………………………………....26

Список использованных источников…………………………………………….28

Приложение

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

Таким образом, в основе инвестиционной политики правительства Республики Беларусь лежат меры по усилению инвестиционной активности и более эффективному использованию инвестируемых средств. 

    1.  Государственное регулирование инвестиционной деятельности
 

Во всех развитых странах мира государство  играет важную роль в  развитии

экономики. В руках правительства сосредоточены  различные рычаги  управления

экономикой. Это и законодательная власть, и фискальные способы  управления,  и

таможенная  политика. Но не менее  важной  стороной  воздействия  и  развития

экономики является инвестиционная политика государства. От того  на  сколько

грамотно  и правильно пользуется  правительство  набором  всех  инструментов,

зависит успешное развитие экономики.

      Инвестиционную политику можно  выделить    отдельно, так как  это  очень

сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества  средств,

не приносят быстрых результатов. Но именно они  являются основой экономики.

Все без  исключения государства заинтересованы в привлечении средств  в  свою

экономику. Поэтому государство регулирует, направляет и стимулирует инвестиционные процессы в стране.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется в соответствии со стратегической целью инвестиционной политики Республики Беларусь, которая состоит главным образом  в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и структурной перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешнего рынков.

Целями  государственного регулирования инвестиционной деятельности являются:

  • Стимулирование деятельности инвесторов
  • Защита их прав
  • Привлечение иностранных инвестиций.

Реализация таких проектов осуществляется при государственной поддержке в установленных законодательством формах.

В Инвестиционным кодексе Республики Беларусь предусмотрены  следующие формы государственного регулирование инвестиционной деятельности:

  1. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности. Оно распространяется на проекты и объекты, включенные в Государственную инвестиционную программу. 
  2. Создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.7 Прямое участие государства в инвестиционной деятельности предполагает:
  • Принятие государственных инвестиционных программ и финансирование их за счет средств республиканского бюджета.
  • Предоставление на  конкурсной основе централизованных ресурсов для финансирования инвестиционных проектов на основе платности, возвратности, срочности. Отказ от безвозмездной и неэффективной государственной поддержки экономики, перенос тяжести на инвестирование конкретных производств, выпускающих наукоемкую и конкурентоспособную продукцию, позволит использовать вместо субсидий разнообразные формы кредита, обеспечивающие их возвратность и контроль за расходованием средств. Именно политика «точечного» финансирования позволила ряду стран (Япония, Германия)  наиболее эффективно использовать имеющие ресурсы.
  • Предоставление гарантий Правительства Республики Беларусь по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов;

Согласно  главы 7 Инвестиционного кодекса  Республики Беларусь условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом.

Гарантия  Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется  на основании решения Правительства Республики Беларусь.

После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства  Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии.

В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) банковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь.

Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Банки, обслуживающие преимущественно  государственные инвестиционные программы: Белинвестбанк, Белпромстройбанк,  Белагропромбанк -   в свою очередь  стремятся усилить инвестиционную ориентацию. 

Основные  направления институциональных изменений в банковской системе, направленные на преодоление кризисных явлений и достижение нового качества инвестиционной активности, предполагают разработку мер по усилению взаимодействия банковской системы с реальным сектором экономики.

Этому будут способствовать:

- придание системообразующим банкам ("Белинвестбанк", "Белпромстройбанк и "Белагропромбанк"), обслуживающим государственные инвестиционные программы, статуса инвестиционных банков с соответствующими полномочиями работы на фондовом рынке и гарантиями и льготами со стороны государства; 
- система мониторинга финансового положения организаций на центральном и региональном уровнях, формируемая Национальным банком, будет способствовать развитию инвестиционного кредитования. На перспективу необходимо предусмотреть возможности информационного обмена с Российской Федерацией базой данных мониторинга;

- развитие рынка ценных бумаг расширит возможности предоставления инвестиционных кредитов под залог имущества организациям заемщика. Разработка законодательства в области регулирования залоговой формы инвестиционного кредитования существенно повысит инвестиционную активность банков, поскольку повысится ликвидность финансовых активов организаций.8

Проведение  государственной комплексной экспертизы инвестиционных проектов. Основными критериями оценки инвестиционных проектов при проведении государственной комплексной экспертизы являются:

  1. Актуальность инвестиционного проекта и его соответствие стратегии развития отрасли;
  2. Финансовое состояние организации-инвестора;
  3. Техническая, технологическая, финансовая возможность и целесообразность реализации инвестиционного проекта в намечаемых условий осуществления инвестиционной деятельности;
  4. Обоснованность инвестиционных затрат по инвестиционному проекту и государственного участия в этом проекте;
  5. Научно-технический уровень привлекаемых или создаваемых технологий;
  6. Конкурентоспособность производимой продукции (работ, услуг) и перспективность рынков сбыта, эффективность стратегии маркетинга организации-инвестора;
  7. Сравнительные показатели эффективности и устойчивости инвестиционного проекта.
  8. Предоставление концессий национальным и иностранным инвесторам. Для развития производительных сил нашей стране требуются западные технологии. Стимулировать отечественных и иностранных инвесторов вкладывать капитал в экономику Республики Беларусь позволит создание необходимого правового поля. Внедрение в хозяйственную практику концессионных договоров, посредством которых инвестору предоставляется на срочной и возмездной основе право пользования имуществом, включая природные ресурсы, являющимся исключительной собственностью государства, является одним из возможных путей решения этой проблемы и свидетельствует о появившейся у нашего государства правовой возможности не приказывать или указывать, а договариваться с инвестором. 9

Не умаляя значения прямого участия государства  в инвестиционной деятельности, основными, на мой взгляд, являются именно рыночные методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций и роста инвестиционной активности.

Создание  благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности достигается  путем:

  1. Оказание инвесторам государственной поддержки. Государственная поддержка  оказывается  с целью стимулирования привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь. Наиболее популярная форма государственной поддержки в наше время становится инвестиционный договор. Так,   согласно  гл.  10  Инвестиционного  кодекса   Республики Беларусь  инвестиционный договор с инвестором может быть заключен  в целях  оказания  государственной поддержки при реализации  отдельных инвестиционных  проектов,  имеющих  важное  значение  для  экономики Республики   Беларусь,   т.е.  заключение   Договора   является   не обязанностью,  а  правом,  где любая из  сторон  может  выступить  с инициативой  о  его заключении. Как правило, инициатором  заключения Договора выступает инвестор.

Государство  при  заключении Договора может преследовать  такие цели, как:

- оказание  государственной поддержки инвесторам, осуществляющим  реализацию инвестиционных  проектов  по  созданию  и развитию  производств, основанных на новых  и высоких технологиях;

  - повышение   конкурентоспособности отечественной  продукции  и объемов экспорта;

  - решение   проблем  социального значения  и других важных для экономики  Республики Беларусь вопросов.

  1. Создания на территории государства свободных экономических зон;
  2. Принятие антимонопольных мер и пресечения недобросовестной конкуренции субъектов инвестиционной  деятельности;
  3. Определения условий приватизации объектов государственной собственности, включая объекты незавершенного строительства. Опыт зарубежных стран (например, Польши, Чехии, Австрии) свидетельствуют, что ускорение приватизации позволяет существенно активизировать инвестиционные процессы, особенно за счет притока иностранного капитала, при этом для страны очень важным является наличие в стране права собственности на землю;
  4. Проведение эффективной бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и  валютной политики. Как показала практика,  изменения в финансово-кредитных факторов воспроизводства, а в частности объем и направление бюджетных средств, налоговые и процентные ставки, нормы обязательных резервов, предоставляемые льготы, оказывают влияние на принятие субъектами хозяйствования инвестиционных решений. Так, освобождение от суммы прибыли, направляемой предприятием на финансирование капитальных вложений производственного назначения и жилищного строительства, а также погашение банковских кредитов, полученных и использованных на  эти цели, заинтересовывает в проведении технического перевооружения и модернизации производства, в строительстве жилья  для работников предприятия. 

Также изменение ставки рефинансирования Национального банка также непосредственно влияет на условия инвестиционной деятельности: понижение ставки удешевляет стоимость кредитных ресурсов для коммерческих банков и их клиентов, что стимулирует увеличение объемов инвестиций  и экономический рост в целом, и, наоборот, повышение ставки рефинансирования сокращает спрос субъектов хозяйствования на кредит, а, следовательно, инвестиционная активность в стране снижается. Крайне важна эффективная валютная политика, ибо продолжающаяся утечка капитала усиливает инвестиционный голод в стране, не способствует укреплению национальной валюты.

На основании  вышеизложенного можно сделать  следующие выводы:

  1. Состояние инвестиционной сферы и экономики в целом зависит от инвестиционной политики, проводимой в стране.
  2. Инвестиционной политики  Республики Беларусь на текущий год строится на основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 года и Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы.

Государство, в лице государственных органов  власти, являющееся основным координатором  инвестиционной политики, регулирует, направляет и стимулирует 

 Инвестиционную  деятельность в стране, создает  благоприятные  условия для  ее активизации. 
 
 
 

3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 2009 года, опыт ведущих стран в преодолении  инвестиционного кризиса 

3.1 Особенности  инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития 

Актуальность  и острота проблемы инвестиций для  Беларуси с каждым годом возрастают. Ведь без вложения в необходимых объемах средств в воспроизводственный процесс  не создать новых эффективных рабочих мест, не добиться стабильного и долговременного экономического роста, заметного повышения жизненного уровня населения.  Поэтому стратегическая цель инвестиционной политики на ближайшую перспективу состоит в мобилизации и эффективном использовании инвестиционных ресурсов для реализации общегосударственных приоритетов и перестройки экономики в соответствии с запросами внутреннего и внешних рынков.

Основными источниками инвестиций на нынешнем этапе развития Республики Беларусь  являются: валовой внутренний продукт (валовые накопления); зарубежные займы  и инвестиции, которые под воздействием механизмов финансовой системы перераспределяются и выступают в виде собственных финансовых ресурсов инвестора (прибыли, амортизации, денежных накоплений, сбережений, возмещения страховых сумм); заемных финансовых ресурсов (облигаций, банковских и бюджетных кредитов); привлеченных финансовых средств (продажи акций, паевых и других поступлений); централизованных ресурсов министерств и концернов; бюджетных ассигнований; денежных средств населения.

Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь 2009 года