Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 00:31, курсовая работа
Цель работы – оценка перспектив изменений инвестиционного климата в Беларуси и его активизации на основе существующих тенденций его развития и инвестиционной политики государства, в которой также необходимо выявить наиболее слабые стороны и указать необходимые меры для их устранения.
Поставленные задачи: проведение исследования инвестиционного климата Беларуси при последовательном рассмотрении всех факторов, влияющих на его изменение, и попытка дать оценку его текущего состояния.
Введение……………………………………………………………………………4
1 Инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика: понятие, сущность………………………………………………………………...6
Понятие и сущность инвестиций, формы инвестиций..................................6
Инвестиционная деятельность, ее формы………………………….. ………..8
Сущность и содержание инвестиционной политики Республики Беларусь...9
2 Основные направления инвестиционной политики и участие государства в ее формировании и реализации………………………………………………………11
2.1 Основные направления и программа инвестиционной политики Республики Беларусь на текущий год…………………………………………………………..11
2.2 Государственное регулирование инвестиционной деятельности…………...14
3 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь 2009 года, опыт ведущих стран в преодолении инвестиционного кризиса………………………19
3.1 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..19
3.2 Особенности инвестиционной политики Республики Беларусь и тенденции развития……………………………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………....26
Список использованных источников…………………………………………….28
Приложение
По данным периодической печати объем инвестиций в основной капитал сократились, что связано, в первую очередь, с последствиями мирового кризиса. (Приложение А)
По мнению заместителя министра экономики Республики Беларусь П.Жабко:
Однако как положительный результат следует отметить, что улучшилась структура инвестиций по источникам финансирования за счет увеличения доли собственных средств предприятий и организаций. Вместе с тем продолжает оставаться низким уровень иностранных инвестиций.
Как отметила на проходившем в г.Минске III инвестиционном форуме «Как заработать в коммерческой застройке и недвижимости?» Наталья Дмитрович - заместитель начальника главного управления инвестиций несмотря на снижение отдельных макроэкономических показателей, инвестиционные показатели остаются положительными. С 2002 года в республике наблюдается стабильный рост инвестиций. И если раньше объемы инвестиций обеспечивались преимущественно за счет собственных источников, то в настоящее время в связи с ростом масштабного инвестирования и потребности экономики в модернизации возросла потребность и в иностранных инвестициях.
Значимость
привлечения иностранных
Несмотря на мировой финансовый кризис, за первое полугодие 2009 года в Беларусь привлечено инвестиций больше, нежели за 2008 год в целом (речь идет о прямых иностранных инвестициях). Так, в прошлом году в республику привлечено прямых инвестиций на сумму 2,3 млрд.долл., а за первое полугодие текущего года – 2,5 млрд.долл. Основными инвесторами белорусских предприятий являются Россия, Австрия, Соединенное Королевство, Швейцария, Нидерланды. (Приложение Б).
Правительством и Нацбанком поставлена задача по вхождению Беларуси в число 30 стран с наиболее благоприятными условиями ведения бизнеса. Поэтому, подчеркнула Н.Дмитрович, Минэкономики, другими министерствами и ведомствами, исполкомами ведется работа по улучшению в республике инвестиционного климата. Очень важную роль, особенно для иностранного инвестора, играет отмена института «золотой» акции.
В силу
выгодного географического
Меры, предпринимаемые Правительством, нашли свое отражение и в докладе Всемирного банка по вопросам ведения бизнеса. Из 181 страны мира Беларусь со 115-го места поднялась на 85-е место. Кроме того, в докладе отмечено, что республика заняла 4-е место в десятке стран-лидеров по проведению реформ в 2007-2009 годах.
Как проинформировала замначальника главного управления инвестиций, в настоящее время на разных стадиях государственных процедур находится ряд проектов нормативно-правовых актов, направленных на улучшение деловой среды. В их числе внесение изменений и дополнений в закон о ценных бумагах и фондовых биржах, упрощение таможенных и связанных с ними процедур, а также процедур в области сертификации, транзита, упрощения налоговой системы.
По словам Н.Дмитрович, самой несовершенной в республике является налоговая система. Так, из всех стран мира Республика Беларусь находится по этому показателю на последнем 181 месте. При общении с иностранными инвесторами выясняется, уточнила замначальника, что их не столько не устраивает налоговая нагрузка, которая ложится при реализации инвестиционного проекта, сколько запутанность налоговой системы и исчисления налогов. Поэтому и Минфин, и Минэкономики проводят большую работу по вопросам упрощения исчисления налогов.
Положительную роль в улучшении инвестиционного климата в стране играет Консультативный совет по иностранным инвестициям, возглавляемый Премьер-министром Сергеем Сидорским. Итогами работы Консультативного совета явились отмена, упрощение либо совмещение более 500 различных административных процедур. 10
Доля инвестиций в ВВП за три квартала 2009 составляет 31%. Увеличение доли инвестиций (23,7 в 2005 до 31% в 2009) дает возможность обеспечить расширение воспроизводственных пропорций, повышение и конкурентоспособность выпускаемой продукции на внешнем и внутреннем рынках и как результат - более полно удовлетворить потребности народного хозяйства и населения страны в средствах производства и потребительских товарах. (Приложение В)
Оценка современного состояния инвестиционной деятельности, цели и задачи социально-экономического развития страны определяют основные задачи и направления инвестиционной политики Республики Беларусь на долгосрочный период:
Следует предпринять активные шаги по привлечению внешнего финансирования. Мировой опыт показывает, что практически все страны, сумевшие достичь социального и экономического прогресса в последние десятилетия, в значительной мере использовали иностранный капитал. В этой связи необходимо улучшить инвестиционный климат в стране, снизить инвестиционные риски, активно работать с международными финансовыми организациями. Инвестиционные ресурсы в первоочередном порядке предполагается направлять на обеспечение приоритетных направлений социально-экономического развития страны: модернизацию производств с высокими наукоемкими и ресурсосберегающими технологиями экспортной и импортозамещающей направленности; повышение качества и конкурентоспособности продукции, увеличение производства и расширение ассортимента продуктов питания, разработку и внедрение современных технологий хранения, транспортировки, переработки и упаковки пищевой продукции; совершенствование технологий и создание новых производств по выпуску отечественных медпрепаратов; создание современных транспортных коммуникаций и сетей связи.
Реализация этих направлений осуществляется на основе инвестиционных проектов, представляющих собой комплекс мероприятий, включающих капитальное строительство, реконструкцию или модернизацию производства на основе приобретения современных технологий, нового оборудования, подготовку кадров, направленных на достижение целей инвестиционной политики.
К важнейшим инвестиционным проектам относятся: в промышленности — модернизация базовых отраслей (авто-, тракторо-, сельхозмашиностроения, точного станкостроения, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, химической и нефтехимической, легкой и пищевой промышленности) с целью увеличения выпуска высокоэффективной и конкурентоспособной отечественной продукции; ускоренное развитие наукоемких высокотехнологичных производств, выпускающих значительную часть продукции на экспорт, а также импортозамещающих производств (разработка и организация производства диагностических и контрольно-измерительных приборов, технологического, медицинского оборудования, специальных и уникальных научных приборов; развитие средств связи, телекоммуникаций, производство видео-, аудио-, вычислительной техники, телевизоров; создание промышленных лазеров; разработка и изготовление новых конструкционных и наноматериалов для использования в различных областях техники; производство средств транспортировки, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а также средств малой механизации, комплектующего оборудования для сельского хозяйства; выпуск новых энергонасыщенных тракторов, автомобилей, в том числе малой грузоподъемности, производство автобусов, троллейбусов, дорожно-строительной техники; промышленное освоение производств малотоннажной химии.
Реформирование
предприятий должно включать широкий
комплекс мер, направленных на их реструктуризацию
с целью повышения
Наиболее важные инвестиционные проекты будут поддерживаться государством за счет бюджетного финансирования на конкурсной и возвратной основах. Основным источником финансирования (более половины общего объема инвестиций) станут средства предприятий и организаций, включая кредиты банков. Собственные средства предприятий и организаций, которые формируются за счет прибыли и амортизации, составят около трети общего объема инвестиций.
Главным критерием отбора проектов для совместного государственно-коммерческого финансирования, согласно Положению о конкурсном размещении централизованных инвестиционных ресурсов, являются внедрение новых и высоких технологий, дающих возможность выхода на мировой рынок и обеспечивающих приток валюты в страну, и нормативный срок окупаемости этих проектов.
Затрудняет
инвестиционную деятельность отсутствие
институциональных
Без устранения отмеченных недостатков едва ли стоит говорить об эффективной инвестиционной деятельности.
3.2 Опыт
Японии по преодолению «инвестиционного»
кризиса
На мой взгляд, необходимо активно использовать опыт других стран, находившихся в сходной с Беларусью ситуацией. Наиболее интересен в этом плане, на мой взгляд, опыт послевоенной Японии. Условия её экономического развития, те показатели, которых впоследствии достигло это государство, во многом могут стать определяющими для развития экономики нашей страны.
На что же пошло правительство Японии, чтобы выйти из кризиса?
Во-первых, наибольшее значение придавалось экспортной ориентации экономики. Причем к экспортной продукции предъявлялись требования наукоемкой, высокотехнологичной продукции, для производства которой необходимо было пойти по пути:
Правительство Японии сразу же отказалось от иностранных инвестиций.
Экономисты этой страны пришли к выводу, что иностранный инвестор никогда не
вкладывает средства в те отрасли экономики, которые являются “локомотивом” развития государства.
В то же время Япония испытывала острый недостаток финансовых ресурсов, поэтому дорогой вариант разработки собственных технологий также был отложен. В итоге правительство остановилось на закупке патентов за рубежом и замене (обновлении) техники, то есть закупке единичной партии оборудования (например, новых станков) и изготовлении аналогичного, но собственными силами и в массовом порядке.
Во-вторых, поскольку Япония полностью лишена полезных ископаемых, в том числе энергоносителей, правительство приняло решение импортировать нефть. При этом имеющийся в избытке ресурс (дешевая рабочая сила) должен был использоваться в полной мере. Таким образом, вначале внимание правительства направлялось на развитие трудоемких производств.
Информация о работе Инвестиционная политика Республики Беларусь 2009 года