Автор: D*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются определение понятия инвестиций, методов и направлений государственного регулирования инвестиций, определение роли государства в стимулировании инвестиций.
Введение…………………………………………………………………….…3
Инвестиции, как источник роста национальной экономики……….…..5
Инвестиционная политика в переходной экономике: основные направления, источники, проблемы регулирования…………………….………..10
Анализ динамики инвестиций в сочетании результативными макроэкономическими показателями……………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………..…29
Список литературы…………………………………………………………….31
Из данных таблицы 3.1 видно, что к 2005 г. по отношению к докризисному 1990 г. производство ВВП составит 123-126%, продукции промышленности -140-143%, потребительских товаров -159-160%, реальные денежные доходы населения достигнут 186-196%, хотя производство продукции сельского хозяйства составит всего 90-93%, инвестиции в основной капитал - 85-88% от уровня 1990 г [8,c.35].
Законом "О государственном бюджете Республики Беларусь на 2005 год, как и в 2004 году предусмотрено включение инновационного фонда в состав республиканского бюджета. По плану поступления в инновационный фонд должны составить 897,8 млрд. руб. На финансирование инвестиций и инновационных проектов в 2002 году было использовано свыше 435 млрд. руб., в 2003 году - 651,0 млрд. руб.
Анализ
использования средств
Для управления процессами реализации приоритетов и определения уровня достижения целей определены целевые параметры, характеризующие развитие экономики, повышение уровня и качества жизни, состояние окружающей сред [18]: повышение реальных денежных доходов и среднемесячной заработной платы в 1,5- 2,0 раза; снижение уровня энергоемкости ВВП а 1,4-1,5 раза; рост инвестиций в основной капитал в 1,5-2,5 раза. Основные расчетные макроэкономические показатели развития страны на 2006-2010 г. приведены в таблице 3.2.
Для
преодоления инвестиционного
Таблица 3.2
Темпы роста важнейших макроэкономических показателей развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 г., %
|
Зарубежный опыт показывает, что в экономически развитых странах решению проблем, связанных со стимулированием инвестиционной деятельности придается большое значение, им придается статус государственной важности. Проводятся исследования в области регулирования инвестиционной деятельности. Такие ученые, как Г. Марковиц, М. Миллер, Ф. Модельяни, П. Самуэльсон, У.Шарп, Д. Тобин, Р. Солоу за свои разработки в области инвестиционного менеджмента награждены Нобелевской премией. Необходимо признать заслуги вышеприведенных ученых в области инвестиционной теории. Однако их исследования недостаточно адаптируется с условиями экономики государств постсоветского пространства, так как глубина инвестиционного кризиса в белорусской экономике и экономике других стран СНГ не имеют мировых аналогов. Н. Лагошная считает, что глубину инвестиционного кризиса в странах СНГ следует объяснить как общими макроэкономическими условиями, так и финансовым положением субъектов хозяйствования [2, с. 22].
В. Фадеев, проанализировав Инвестиционный кодекс Республики Беларусь и изменения в нем, пришел к выводу, что инвестиционное законодательство является одним из лучших среди стран СНГ [12,с.6]. К сожалению, по рейтингу Лондонского финансового издания "Euromoney" в последние годы Республика Беларусь по инвестиционной привлекательности занимает 145-147 места из 167 мест. Низкий инвестиционный рейтинг требует проработки и принятия адекватных мер по стимулированию привлечения инвестиций, по совершенствованию инвестиционного климата страны [8,c.37].
Для
достижения высоких темпов экономического
роста и повышения
В 2003 году в реальный сектор экономики поступило 1,3 млрд. USD иностранных инвестиций, что в 1,8 раза больше, чем годом ранее. По состоянию на 01.01.2004 г. накопленные иностранные инвестиции, включая вложения стран-участниц СНГ, оценивается в 1,4 млрд. USD, что на 33,8% больше, чем на 01.01.2003 года. При этом прямые инвестиции составляют 737,3 млн.USD, или 50,9% от всех накопленных вложений. Доля прямых иностранных инвестиций в общем поступлении выросла в 2003 г. по сравнению с 2002 г. в 2,3 раза. Но необходимо отметить резкое снижение удельного веса связи (с 31,5% в 2002г. до 17,2% в 2003 г.), а также торговли и общественного питания (с 49,1% до 36,6%). В то же время значительно выросла доля вложений в общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка - с 0,6% в 2002г. до 29,1% в 2003 г., в промышленность - с 13,4% до 13,9% соответственно. Наибольший удельный вес в составе прямых инвестиций занимают кредиты, полученные от прямых инвесторов {78,9% от общего объема).
Основными инвесторами прямых иностранных инвестиций в 2003 г. были Швейцария - 357,8 млн.USD (или 53% от общего объема), Россия ~ 144,4 млн. USD (21,4%), Виргинские острова - 39,1 млн. USD (5,8%),Великобритания - 20,5 млн. USD (3%), Германия - 18,8 млн. USD (2,8%). На долю России, Германии, Нидерландов и Кипра приходится свыше 50% общего объема накопленных на 1.01.2004 г. прямых иностранных инвестиций.
Из 631,3 млн. USD прочих инвестиций свыше 60% составили вложения в промышленность, торговлю и общественное питание. При этом в структуре поступивших прочих иностранных инвестиций возросла доля транспорта (с 0,9% от общего объема "прочих" 2002 г. до 9,7% в 2003 т.), связи (с 0,01% до 8,3%), строительства (с 0,1% до 1,6%). Однако сократилась доля вложений в промышленность (с 37,9% до 37,2%), торговлю и общественное питание (с 29,1% до 23,2%), материально-техническое снабжение и сбыт (с 7,4% до 2,4%), общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (с 20,7% до 13%).
Анализ структуры привлеченных иностранных инвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Основная их доля направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля и общественное питание, коммуникации, финансовые услуги). Безусловным лидером по привлечению зарубежного капитала является торговля и общественное питание. В 2003г. на ее долю пришлось 30,1% (393,3 млн. USD). Вслед за ней следует промышленность (329 млн. USD, или 25,2) общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (278,3 млн. USD, или 21,3%), связь (168,4 млн. USD, или 12,9% соответственно) [12, с. 19].
В 2003 году почти 80% зарубежных вложений пришлись на Минск и Минскую область. Устойчивая привлекательность рынка столицы связано со стабильным ростом доходов населения и высокими темпами роста объемов продаж. Из 796,3 млн. USD иностранных инвестиций, поступивших в Минск за 2003 год, на долю прямых вложений приходилось 392 млн. USD (49,2%), на прочие вложения - 404,3 млн. USD (50,8%). Таким образом, основная доля инвестиций из-за рубежа идет в регион с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом, с высокой плотностью экспортно-ориентированных предприятий.
На торговлю и общественное питание в 2003 году приходилось 30,1% иностранных поступлений или почти 393,3 млн. USD (см. табл. 3.3).
Таблица 3.3
Структура иностранных инвестиций в экономику
Республики
Беларусь в 2004-2005 г.
|
Н.С. Шалупаева считает, что одним из факторов сдерживающих приток прямых иностранных инвестиций, является слабая проработанность инвестиционных предложений белорусских предприятий и организаций с экономической точки зрения [10,c.19]. В Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы в качестве основной проблемы, требующей первоочередного решения, определено "принятие мер по активизации инновационной и инвестиционной деятельности, мобилизации внутренних источников финансирования и созданию благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций и кредитов" [13]. С целью стимулирования инвестиционной деятельности в 2004 году постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2004 № 152 "Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь в 2004 году" был утвержден перечень важнейших инвестиционных проектов. Для законодательного закрепления государственной поддержки инвестиционной деятельности принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.06.2004 г № 666 "Об утверждении положения о порядке возмещения средств из средств республиканского бюджета юридическим лицам части процентов за пользование банковскими кредитами, выданными на инвестиционные проекты на условиях конкурсного размещения". Критерии отбора инвестиционных проектов, подлежащих государственной поддержке из средств республиканского бюджета в виде возмещения части процентов за пользование банковскими кредитами", утверждены постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 07.07.2004 г. № 175 [8,c.37].
Заключение
В макроэкономике инвестиции понимаются как денежные вложения, увеличивающие объем тех капитальных благ, которые увеличивают активы предприятий, национальное богатство. Инвестиции можно определить и как экономические ресурсы, которые направляются на увеличение (накопление) реального капитала общества.
Объемы инвестиций в реальный сектор экономики влияют на уровень производства в стране, объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, что определяет общий уровень благосостояния населения и государства. Посредством инвестиционных вложений на предприятиях обновляются и модернизируются основные фонды, внедряются передовые технологии.
Вместо упований на иностранные инвестиции, нам необходимо обратить серьезное внимание на основной и постоянно действующий источник сбережений и накоплений внутри страны. Речь идет о денежных накоплениях собственных граждан (это в основном депозитные вклады в коммерческих банках), аккумулируемых национальной финансовой системой. Именно они служат мощным источником инвестиций, особенно долговременных, во всех экономически развитых странах