Автор: D*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются определение понятия инвестиций, методов и направлений государственного регулирования инвестиций, определение роли государства в стимулировании инвестиций.
Введение…………………………………………………………………….…3
Инвестиции, как источник роста национальной экономики……….…..5
Инвестиционная политика в переходной экономике: основные направления, источники, проблемы регулирования…………………….………..10
Анализ динамики инвестиций в сочетании результативными макроэкономическими показателями……………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………..…29
Список литературы…………………………………………………………….31
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет
потребительской
кооперации»
Кафедра
«»
Курсовая работа
По курсу «Макроэкономика»
на
тему «Инвестции. Инвестиционная
политика»
Выполнил:
Студент
Научный
руководитель:
Гомель,
2007
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала таких отраслей как, промышленность, строительство, инфраструктура и сельское хозяйство. В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. При этом важно отметить, что государство выступает в качестве системообразующего фактора. Учитывая особенности национальной экономики на данном этапе развития, государство создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников инвестиционного процесса, определяет стратегию поведения инвесторов, объем и структуру государственных инвестиций. При помощи инвестиционной политики государство может воздействовать на темпы и объемы производства, уровень инфляции, ускорение научно-технического прогресса, изменение структуры общественного производства и решение актуальных социальных проблем. При этом, инвестиционная деятельность со стороны государства должна быть выражена не только как осуществление прямых капитальных вложений, но и как государственное стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом.
Актуальность темы курсовой работы очевидна, исходя из выше сказанного. Так как активизация инвестиционной деятельности является ключевой для оздоровления не только Республики Беларусь, но и других стран с переходной экономикой.
Уровень инвестиций подвержен значительным колебаниям по странам и зависит от рыночной конъюнктуры, а также ряда других факторов: развития техники, проводимой государственной политики.
Поскольку в условиях рыночной экономики, и свободного предпринимательства не существует автоматического регулятора совокупных инвестиций, постольку возможно появление устойчивых тенденций либо к чрезмерному инвестированию, порождающему инфляцию, либо, напротив, к недостаточному инвестированию, вызывающему дефляцию, потери и безработицу. Поэтому при регулировании инвестиций в переходной экономике необходима продуманная государственная инвестиционная политика в области налогов, государственных расходов, а также в кредитно-денежной сфере. Особое внимание необходимо удалять созданию и регулированию благоприятного инвестиционного климата в стране, под которым следует понимать совокупность мер и решений со стороны государства, направленных на создание условий и осуществление эффективного использования вложений в разных сферах и отраслях экономики.
Инвестиционное законодательство обычно предусматривает несколько режимов для инвестиций. Особо привилегированный режим устанавливается для предприятий, требующих крупных капиталовложений и создаваемых в тех отраслях экономики, в которых заинтересовано государство. Основные льготы — освобождение от таможенных пошлин при ввозе оборудования и сырья, необходимого для строительства и деятельности предприятия; полное или частичное освобождение в течение определенного срока от налога на прибыль; беспошлинный вывоз готовой продукции; право полного или частичного перевоза прибыли за границу; предоставление гарантий на случай национализации и т.д.
Задачами курсовой работы являются определение понятия инвестиций, методов и направлений государственного регулирования инвестиций, определение роли государства в стимулировании инвестиций.
Объектом курсовой работы являются инвестиции как составляющая стабильного развития экономики.
Курсовая работа состоит из 3 глав, введение, заключения, списка литературы.
В
работе использовались работы таких
авторов как Свиридович В., Никитина
Е.А., Лысюк Р.С., Кондратьев В., Баранов
А.О.
Инвестиции – одна из наиболее часто используемых в экономической системе категорий как на макро-, так и на микроуровне. На микроуровне инвестиции — это расходы предприятий по приобретению капитальных товаров с целью расширения производства [1,c.150]. В макроэкономике инвестиции понимаются как денежные вложения, увеличивающие объем тех капитальных благ, которые увеличивают активы предприятий, национальное богатство. Инвестиции можно определить и как экономические ресурсы, которые направляются на увеличение (накопление) реального капитала общества[5 ,с.113].
Инвестиции помогают отличить затраты на производство и увеличение материальных запасов от приобретения ценных бумаг, образующего «неинвестиционные сделки». Осуществление инвестиций непосредственно связано с товарным рынком, тогда как купля-продажа облигаций — с рынком ценных бумаг. Инвестиции в развитых странах составляют 15—16 % совокупных расходов [4 ,c.63].
Как и потребительский спрос, инвестиционный спрос зависит от объективных и субъективных факторов. Объективные факторы — это доходы предприятий и издержки (затраты) на инвестиции. Субъективные — склонность и желание предпринимателей инвестировать.
Роль инвестиций в экономике сводится к следующим положениям:
Различают два типа инвестиций:
В свою очередь реальные инвестиции делятся на три вида:
По месту осуществления различают:
Выделяют также инвестиции в человеческий: капитал — улучшение здоровья, образования и профессиональной подготовки населения за счет усилий частных лиц, деловых кругов или государства.
На величину инвестиций влияют:
3) доходы предприятий, их затраты и ожидания;
Некоторые экономисты выделяют и такие
факторы, как:
уровень налогообложения, изменения в технологии производства, наличный основной капитал, экономические ожидания.
Непосредственными факторами, определяющими инвестиции, являются:
Можно сказать, что инвестиции - это функция процентной ставки, а сбережения - функция дохода. Процесс инвестирования зависит от ожидаемой нормы прибыли, или рентабельности предполагаемых капиталовложений. Если эта рентабельность, по мнению инвестора, слишком мала, то вложения не будут осуществлены. Точно так же, если норма процента окажется выше ожидаемой нормы прибыли, то инвестор воздержится от капиталовложений.
Взаимосвязь
инвестиций и валового внутреннего продукта
была замечена и объяснена Дж. М. Кейнсом
который вывел правило мультипликатора.
Неокенсианцы дополнили это правило принципом
акселератора [14,c.117].
Эффект
мультипликатора связан с тем, что, во-
первых, в экономике происходит постоянный
кругооборот доходов и расходов. То, что
расходуют одни экономические субъекты
на приобретение товаров и услуг, другие
получают в качестве доходов. Во-вторых;
изменение размеров дохода вызывает адекватное
изменение потребления и сбережений.
Инвестиции оказывают непосредственное влияние на объем национального производства. Между чистыми инвестициями и чистым валовым внутренним продуктом существует прямая зависимость. Если чистые инвестиции положительные, то экономика будет находиться в фазе подъема, если чистые инвестиции нулевые, она будет переживать застой, а в фазе кризиса, чистые инвестиции могут стать отрицательной величиной.
Что касается сбережений, то между ними и инвестициями должно быть установлено соответствие, при котором сбережения направлялись бы на инвестиции.
Инвестиции влияют и на потребление. Сбережения приводят к сокращению потребления, а, следовательно, к уменьшению спроса на товары и услуги. Население предъявляет спрос главным образом на потребительские товары, а предприятия — на средства производства. Совокупные расходы будут равны потреблению населения и инвестициям, предприятий.
Безусловно, связь "инвестиции — национальный продукт" взаимообусловлена, т.е. не только инвестиции вызывают рост национального продукта, но и повышение объема производства вызывает всплеск инвестиционной активности. Из этой взаимозависимости валового национального продукта и инвестиций складывается некий "заколдованный круг". Импульсом для его разрыва может служить внешний фактор — иностранный капитал.
Какие же внутренние факторы определяют величину и динамику инвестиций? Прежде всего, объем инвестиций в значительной мере зависит от размера сбережений. Однако между инвестициями и сбережениями существует разрыв, который объясняется тем, что инвестиции и сбережения осуществляются разными лицами и по разным причинам, процесс инвестирования и накопления может не совпадать и по времени.
Связь инвестиций с прибылью означает, что на их величину влияет размер получаемого дохода: чем больше доход, тем больше возможности инвестирования. Решения об инвестициях принимаются на основе ожидаемой нормы чистой прибыли. Если предприниматели полагают, что замена существующей технологии на более эффективную принесет прибыль и быстро окупится, инвестиции будут реализованы. При осуществлении инвестиций предприниматели часто пользуются кредитными ресурсами. Если ожидаемая норма прибыли от инвестиционного проекта с учетом инфляции больше, чем процент за пользование кредитом, то проект будет осуществляться.
Таким образом, спрос на инвестиции в основном будет определяться ожидаемой нормой прибыли и реальной ставкой процента.