Автор: D*******@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 16:47, курсовая работа
Задачами курсовой работы являются определение понятия инвестиций, методов и направлений государственного регулирования инвестиций, определение роли государства в стимулировании инвестиций.
Введение…………………………………………………………………….…3
Инвестиции, как источник роста национальной экономики……….…..5
Инвестиционная политика в переходной экономике: основные направления, источники, проблемы регулирования…………………….………..10
Анализ динамики инвестиций в сочетании результативными макроэкономическими показателями……………………………………………….21
Заключение…………………………………………………………………..…29
Список литературы…………………………………………………………….31
Повышенное внимание государства к так называемым знаковым предприятиям не означает, что в перспективе они будут получать львиную долю государственной финансовой помощи. Им помогли окрепнуть, но дальнейшее их развитие должно происходить в естественных конкурентных условиях, без больших преференций, искусственных послаблений.
В общей сумме иностранных инвестиций в экономику Беларуси вложения в основной капитал незначительны. В последние три года их доля была соответственно 4,5%, 3% и 3%. В соответствии с Национальной программой привлечения инвестиций в Республику Беларусь на период 2002-2010 гг. ежегодные иностранные инвестиции в основной капитал должны достигнуть 5 млрд. долл. Выйти на этот уровень Программа предусматривает в 2006-2010 гг. Без существенной корректировки инвестиционной политики такие планы останутся благими пожеланиями.
Без многомиллиардных иностранных инвестиций нам не обойтись. Но для этого нужно создать в стране благоприятный инвестиционный климат. В последние 12 лет наши парламентарии, Правительство немало сделали для активизации процесса привлечения иностранных инвестиций. В 2001 г. был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Проблема иностранных инвестиций в экономику республики обсуждалась на проходивших в Минске трех международных инвестиционных форумах (1997, 2002 и 2005 гг.).
К положительным составляющим инвестиционного климата в Беларуси можно отнести:
• политическая стабильность в стране;
• благоприятное географическое положение;
• принятие Инвестиционного кодекса;
• стабилизация валютного обращения;
• контролируемая инфляция;
• наличие квалифицированной рабочей силы, которая по своей стоимости значительно ниже, чем в экономически развитых странах Европы и Северной Америки;
• наличие единого таможенного пространства у Беларуси с Россией, что открывает рынок огромного покупательского потенциала;
• в основном свободное ценообразование;
• наличие современной системы связи и развитой дорожно-транспортной составляющей инфраструктуры;
• незначительный внешний долг страны.
Инвестиционный климат Республики Беларусь нуждается в существенном улучшении. Для этого требуются решительные шаги, активные действия со стороны руководства республики.
Поясним на примере Китая, его недалекого прошлого. Дэн Сяо Пин приступил к реформированию Китайской экономики в конце 70-х гг. прошлого века. Ему предстояло ломать стереотипы. В Китае до конца 70-х гг. частным лицам торговля была запрещена. Торговать могли только государственные предприятия торговли и кооперативные. Сразу возникла проблема найма рабочей силы частными лицами. Разрешить предпринимателю найм рабочей силы означало официально узаконить эксплуатацию человека человеком. Идеологические мотивы не позволяли руководству Китая сразу приступить к решительным действиям в отношении разрешения найма рабочей силы частными лицами. В первый год разрешили найм пяти работников, через год - 15, через год - найм без ограничений. Напрашиваются аналогии. В 2001 г. был принят Инвестиционный кодекс Республики Беларусь. Его качественную сторону характеризует такой факт: в 2003 г. был принят измененный вариант Инвестиционного кодекса. Изменения коснулись 43 статей. Страшно было сразу принимать полноценный, ориентированный на рыночную экономику Инвестиционный кодекс. Очередные правки инвестиционного закона ожидаются в 2006 г.
В последующем руководство Китая стало ориентироваться на четкий прагматизм, на то, что способствует ускоренному экономическому развитию страны. Это относилось и к государственной политике по привлечению иностранных инвестиций по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране. Такая политика была разработана и начала осуществляться в Китае на практике в конце 80-х гг. прошлого века. Об ее эффективности говорят такие данные: прямые иностранные инвестиции в экономику Китая составили в период 1992-2001 гг. 301 млрд. долл. [8, с. 39].
Опыт Китая по привлечению иностранных инвестиций с успехом применяют Чехия, Болгария, Венгрия, Польша, страны Балтии, Казахстан. Он может быть полезен и для Беларуси. На наш взгляд, для Беларуси вполне приемлема разработанная в Китае Концепция совместного предпринимательства. Исходя из этой концепции, государство берет на себя создание инфраструктуры. Сначала создается инфраструктура, а затем идет процесс привлечения инвесторов.
Успешно привлекает внешние инвестиции Чехия. Она в инвестиционном отношении интересна тем, что близка нам и географически и по численности населения. Как отмечает вышеупомянутый чешский дипломат Ладислаа Тылл, зарубежные инвестиции в Чешскую Республику за последние годы составили десятки миллиардов долларов, только японские фирмы вложили в Чехию около 1,6 млрд. долл. [11, с. 125].
На формирование инвестиционного климата в Беларуси большое влияние оказывает проблема приватизации госсобственности. Дело в том, что большинство иностранных организаций предоставляют свои финансовые средства исключительно частным компаниям. На конец 2005 г. в Беларуси приватизировано примерно 30% госсобственности, подлежащей приватизации. В промышленности эта цифра составляет около 25%. Малая приватизация (торговля, бытовое обслуживание, общественное питание) охватила более 80% предприятий.
Положительно воспринимается то, что руководство республики, в первую очередь Президент, не допустили разбазаривания, распродажи за бесценок собственности, принадлежащей всему белорусскому народу. Мы не форсировали приватизацию госсобственности, мудро ориентируясь при этом на «учебу на чужих ошибках". Однако сегодня, после 12 приватизационных лет, приходится констатировать, что наша «учеба на чужих ошибках» слишком затянулась. Более того, к 2006 г. приватизация средних и крупных предприятий практически заглохла. Есть основания надеяться, что после президентских выборов на принятие экономических решений на высшем уровне будет оказывать меньшее влияние политическая целесообразность и приватизационный процесс активизируется.
Существенно характеризует инвестиционный климат в стране уровень развития малого бизнеса. По данным Всемирного банка, в сфере малого бизнеса должно быть занято примерно 40% трудоспособного населения. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. В сфере малого бизнеса Беларуси на начало 2006 г. было занято около 13% от общего числа работающих (в странах Евросоюза - 50%, в США - 53%, в Японии - 72%), доля малого бизнеса в ВВП страны в 2005 г. составляла около 9%. Следует признать, что этому сектору экономики у нас традиционно уделялось недостаточно внимания [11,с.67]. Теперь, как нам представляется, Правительство Беларуси вынуждено приступить к масштабным и безотлагательным мероприятиям по форсированному развитию в стране малого и среднего бизнеса. Дело в том, что для поддержания и в последующие годы высоких темпов роста ВВП, что предусматривает Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг., в экономике страны должны четче проявиться новые ориентиры. Важнейшим из них является инновационная направленность дальнейшего развития. Речь идет о необходимости ускорения процесса перехода от преимущественно экстенсивного к преимущественно интенсивному развитию производства. Ныне мощности ряда крупных и относительно эффективных производств страны загружены практически полностью. Из-за отсутствия инвестиций в необходимом объеме скорый их переход на интенсивный путь роста производства не ожидается. В этих условиях, значительную часть государственных ресурсов необходимо переключить на развитие малого и среднего бизнеса. Отдача от этого (в виде роста ВВП) проявится быстрее и существеннее, чем от вложения этих же средств в развитие гигантов промышленности.
Сегодняшней
Беларуси жизненно необходима совершенно
иная инвестиционная стратегия. В ее основу
предлагается положить внутренние финансовые
ресурсы, главным образом денежные сбережения
и накопления населения, одновременно
перейдя в государственной политике к
их всемерному стимулированию и поощрению.
Первоначальные же трудности ее практической
реализации (главным образом бюджетные),
будут многократно компенсированы устойчивым
экономическим ростом, базирующимся на
непрерывном накоплении и использовании
внутреннего инвестиционного потенциала.
Его созидательные возможности раскроются
здесь в полной мере. Кроме того, финансы
населения, став экономически значимой
величиной, является главной предпосылкой
успешного становления и развития в республике
полноценного финансового рынка, способного
постоянно и эффективно трансформировать
денежные накопления в необходимые стране
инвестиции. Успешное функционирование
этого рынка станет дополнительной и достаточно
надежной гарантией экономического благополучия
Республики Беларусь.
макроэкономическими
показателями
Одной из главных задач, стоящих перед экономикой Республики Беларусь, является привлечение капиталов реальный сектор экономики. Основными результатами современной экономической политики Республики Беларусь являются устойчивые темпы роста ВВП и нестабильная ситуация в инвестиционной сфере. Так, если темпы роста ВВП за последние пять лет колеблются в пределах 3-7% в год, то объемы инвестиций изменяются в диапазоне от -8% до +18% в год. Объем инвестиций в основной капитал Республики
Беларусь в 2003 году составил 6,7 млрд. руб. или 117,7% в сопоставимых ценах к уровню прошлого года, при прогнозе 112-113%.
Фактически доля инвестиций в ВВП при пороговом значении 20% составила: 1999 г. - 20,6%; 2000 г. -19,8%; 2003 г — 18,6%. [
С.С. Полоник отмечает, что важным условием предстоящего пятилетия является обеспечение роста инвестиций в основной капитал в 2-2,2 раза по сравнению с предшествующим периодом [10,с.19]. По данным Министерства финансов и Министерства анализа и статистики Республики Беларусь, степень износа основных средств предприятий и организаций колеблется в интервале от 52,4% в 1999 году до 35,4% в 2003 году [2,с.141]. При пороговом значении коэффициента износа активной части основных фондов 40%, фактически коэффициент износа составил: 1999 год - 78,5%; 2000 год - 79,6%; 2003 год - 81,0% [11, с. 13]. I
Основные средства обновляются очень медленно, коэффициент обновления увеличился с 2,5 % в 1999 году до 4,6 % в 2003 году [17, с. 34]. Следует отметить, что при пороговом значении рентабельности (показатель, при котором невыгодным становится развитие производства в 12%), в 2003 году средний показатель по республике сложился на уровне 9,1%.
Таким образом, уместен вывод о низком уровне инвестиционной активности субъектов рынка. Что касается торговли и общественного питания, то инвестиции в основной капитал в 1999 году составляли всего 3,0%, а 2003 - 3,5% от общего объема инвестиций в экономику [17,с.31]. Эта информация свидетельствует о том, что белорусская экономика не развивается в условиях расширенного производства, когда предусматривается широкое внедрение современных поколений техники, технологии, использование прогрессивного опыта и всех видов инноваций. По мнению И.В. Бабына, такой характер развития можно назвать восстановительным ростом, который обеспечивается за счет использования ранее созданных производственных мощностей, ранее обученной рабочей силы [1, с. 98]. И. Михайлова-Станюта утверждает, что масштабный экономический рост возникает при норме инвестирования в 30-40% от ВВП (при условии его эффективности). Для масштабного преобразования необходима определенная критическая масса инвестиций и их использование для качественного экономического роста, а не только его темпов [10, с. 22]. ;
Государственный регламент деятельности экономики должен быть настолько продуманным, чтобы предприятия реально ощущали необходимость инвестиционной деятельности.
Таблица 3.1
Показатели социально-экономического развития Республики Беларусь
на 2001-2005 г.
|