Иностранный туризм в экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ состояния развития международного туризма в России.
В ходе работы были представлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть роль международного туризма в экономике отдельных стран и регионов мира.
2 Изучить место международного туризма в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в.
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
3.СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

иностранный туризм в эк россии.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Северо-Западный регион России занимает лидирующие положение  в стране по динамике развития туристской индустрии. Так, средняя стоимость одного дня пребывания в Санкт-Петербурге для иностранца составляет около 100 долларов США (исходя из существующих цен на путевки для иностранных туристов) и порядка 100-150 долларов тратит один турист в день на дополнительные расходы (сувениры, питание в ресторанах города, развлечения и т.п.). Средняя продолжительность пребывания туристов в Петербурге составляет: 3-5 дней - 58% посетителей города; 1-2 дня - 24% неделя - 12%; две недели - 6%. Если подсчитать доходы, которые приносит въездной туризм Санкт-Петербургу, то получится, что в Петербург ежегодно ввозится около 1,5 млрд. долларов без учета туристов из регионов России. Таким образом, на одного жителя города приходится по 330 долларов дохода от въездного иностранного туризма ежегодно (около 1-го доллара в день) [15].

Благодаря продуманной  политике органов государственной  власти в ряде субъектов региона  улучшился инвестиционный климат в  сфере туризма, однако существующий рекреационно-туристский потенциал региона используется в настоящее время в далеко не полной степени.

Процесс формирования, становления  и развития туристской отрасли, в  качестве значимой отрасли территориальной  специализации, в настоящее время  не возможен без реальной государственной поддержки, и, прежде всего, в области рекламно-информационного продвижения и нормативно-правовой базы. Действительно, инвестиции в туризм идут сравнительно легко в тех местах, которые пользуются интересом у туристов и рекреантов. Туристы и рекреанты стараются посещать места, которые хорошо разрекламированы, имеют достаточно хорошую туристскую инфраструктуру (места размещения, развлечения, досуга, питания, бытового обслуживания и т.д.), позиционируются на рынке с учетом реальных доходов туристов.

Осознавая необходимость  дальнейшего развития туризма на Северо-Западе России как одного из главных факторов процветания региона  и учитывая его важность, главной  задачей представляется усиление координации  органов законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления, общественных организаций, предприятий, научных и образовательных учреждений сферы туризма по обеспечению дальнейшего развития туризма в регионе.

Основная цель СЗФО состоит  в формировании конкурентоспособной  туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих отраслей территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части областного и муниципальных бюджетов, притока инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшение здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

World Economic Forum (WFE) вычислил  конкурентоспособность 124 стран  мира в сфере туризма и отдыха. В 2006 г. в России были опрошены  представители 553 компаний. По данным  Российского союза туриндустрии, за девять месяцев 2006 г. в Россию въехало более 2 млн. иностранных туристов и 95% из них выбрали туристический маршрут Москва — Петербург — Золотое кольцо [14].

Санкт-Петербург занимает 8-е место в рейтинге городов  мира по туристской привлекательности  и остается одним из самых привлекательных туристских центров России для Европы. Уже несколько лет остаётся стабильной структура въездного туризма Санкт-Петербурга: 55% иностранцев приезжают в город в рамках делового туризма, 30% - конгрессный туризм, 15% - деловые поездки, 10% - инсентив-туры, 45% иностранцев приходится на экскурсионные и прочие туры. Въездной поток туристов стабилизировался в последние годы на уровне 2,7-2,95 млн. чел. в год. Дальнейший рост въездного потока ограничивается, в первую очередь, емкостью номерного фонда и общим слабым развитием туристской инфраструктуры Санкт-Петербурга. Поток деловых туристов находится на стабильном уровне около 0,9-1,2 млн. чел. в год.

Нехватка гостиничных  мест касается только высокого сезона. Зимой, отели, в большинстве своем незагружены.

В последние два года в Петербурге наблюдается бум  открытия новых мини-отелей. Их емкость  составляет от 4 до 10 номеров, а уровень  комплектации удобствами и цены значительно  различаются. Сейчас в городе таких  отелей уже несколько десятков. Среднегодовая загрузка мини-отелей находится на высоком уровне 75-80%. Комитет по инвестициям ставит задачу до 2010 года довести число гостиничных мест в Петербурге до европейских стандартов, а именно до 14-15 номеров на 1000 жителей, путем строительства в Петербурге к 2010 году 150 гостиниц на 15 тысяч номеров. [30].

Высоким развитием рынка  туризма характеризуется Южный  федеральный округ. Крупные города ЮФО в силу индивидуальных особенностей являются точками ростами различных  сегментов рынка коммерческой недвижимости. Так, в Ростове-на-Дону идет активное строительство офисных объектов, в Краснодаре развивается торговая недвижимость, в Сочи и городах Кавказских Минеральных Вод – гостиничная, рекреационная и санаторно-курортная отрасль [7].

Несмотря на то, что туристский потенциал России пока используется лишь на 20% перспективы развития туризма в нашей стране огромны (приложение Б).

Большое значение в развитии туристской инфраструктуры играет государственно-частное  партнерство. Так, через федеральные  целевые программы (ФЦП), а также в рамках проектов особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа государством финансируется развитие инженерной инфраструктуры, а бизнес инвестирует в строительство гостиниц, подъемников и т.п.

Наиболее перспективные в этом отношении регионы страны - это юг, где успешно развивается пляжный и оздоровительный туризм, Дальний Восток и Забайкалье с их уникальными экологическими ресурсами и возможностями для развития активных видов туризма. В 2008 году Правительством Российской Федерации утверждена федеральная целевая программа "Юг России (2008-2012 годы)». В программе имеется отдельный раздел "Развитие туристско-рекреационного комплекса». Ростуризм является одним из государственных заказчиков программы.

В рамках программы предполагается расширение действующих и строительство новых туристско-рекреационных комплексов в республиках Северного Кавказа, где имеется значительный потенциал для развития туризма: побережье Каспийского моря в Республике Дагестан, горнолыжные комплексы – «Архыз» и «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике, «Лаго-Наки» и «Оштен» в Республике Адыгея, «Мамисон» в Республике Северная Осетия-Алания, «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской республике. Строительство туристско-рекреационных комплексов предполагается осуществлять за счет различных источников: за счет средств бюджетов предполагается построить инфраструктурные объекты (инженерные сети), а создание туристско-рекреационных комплексов - за счет привлеченных инвестиций. За весь период реализации программы на указанные цели из федерального бюджета планируется направить более 17 млрд. рублей [23].

Итак, развитие международного туризма в России имеет достаточно значимые культурные, исторические, и  природные рекреационные ресурсы, востребованные зарубежными туристами. Привлечение части ежегодных потоков международных туристов в какое-либо место России, разумеется, требует намного большего и включает:

  • ясное понимание того, что именно побуждает иностранных туристов к поездке;
  • детальную программу обслуживания этих туристов на весь период их пребывания, включая поддержание требуемого уровня гостеприимства;
  • четкое понимание реальных путей поощрения туризма в отношении различных категорий международных посетителей;
  • крепкую организационную структуру для координации стимулирующих туризм усилий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование проблемы развития международного туризма на глобальном, региональном и локальном  уровнях, позволяют сделать следующие  выводы:

1 Анализ исследованных  теоретических источников показал,  что в сфере международного  туризма происходят значительные изменения, влияющие на мировую экономику, и наоборот, мировая экономика существенно влияет на динамику развития международного туризма:

  • кризисные явления в мировой экономике привели к определенной стагнации темпов его развития к концу 2008 г.;
  • для некоторых стран международный туризм может оказаться более прибыльным, чем внутренний туризм;
  • для получения измеримой прибыли международный туризм может быть успешно направлен на достижение определенных рыночных целей.
  • несмотря на политический и экономический кризис, в туристском секторе отмечается рост показателей туристской деятельности;
  • наблюдается большая конкуренция среди регионов в привлечении туристов.

2 Анализ состояния  развития международного туризма  в России показал, что привлечение  части ежегодных потоков международных туристов в какое-либо место включает:

- ясное понимание того, что именно побуждает иностранных  туристов к поездке; 

- детальную программу  обслуживания этих туристов на  весь период их пребывания, включая  поддержание требуемого уровня  гостеприимства;

- четкое понимание  реальных путей поощрения туризма  в отношении различных категорий  международных посетителей; 

- крепкую организационную  структуру для координации стимулирующих  туризм усилий.

3. Россия обладает  огромным потенциалом туристских ресурсов, привлекательностью туристских дестинаций для зарубежных гостей. История, культура, традиции многочисленных народов, природные и исторические памятники и другие туристские объекты – все еще остаются неизведанными для иностранного туриста. Кроме этого, богатейшие рекреационные ресурсы России и Краснодарского края в частности, могут стать источником хороших доходов для экономики страны и края.

Для привлечения туристов на отечественный рынок основной акцент необходимо сделать на качестве сервиса и цены. Сопоставимость качества и цены продукта принципиально важна для основного сегмента отечественных туристских предприятий - наших сограждан. Лавина предложений отдыха за рубежом была востребована россиянами потому, что там им предложили за умеренные цены и сервис более высокого качества.

Приведение в соответствие цены и качества предоставляемых  российскими туристическим организациями  услуг требует прежде всего модернизации и совершенствования существующей материально-технической базы, а  следовательно и капиталовложений. Нынешнее состояние отечественных предприятий туристического бизнеса свидетельствует о том, что они пока не в состоянии полностью финансировать собственную модернизацию, реконструкцию и расширение. В этих условиях остро проявляется необходимость финансовой поддержки со стороны государства. В обмен на финансовые вложения в туризм государство имело бы:

  • быстрый возврат средств (4 - 8 лет),
  • увеличение национального дохода без осуществления сырьевых затрат,
  • увеличение занятости населения,
  • увеличение поступления валюты.

Основные предлагаемые меры государственной поддержки  туризма следующие:

Частичное или полное освобождение от уплаты всех федеральных  налогов при инвестировании в  материальную базу туристско-санаторной отрасли в зависимости от объема осуществляемых капиталовложений.

Предоставление льготных кредитов (под 7-10% годовых) на совершенствование  и развитие материально-технической  базы туризма, отсрочку платежей по ним  на срок от 2 до 10 лет. В этом случае выиграет и государство, и турфирмы, ведь международный туризм продолжает оставаться самым доходным бизнесом в мире.

4. Туризм в начале XXI века стал одним из ведущих направлений социально-экономической, культурной и политической деятельности большинства государств и регионов мира. Путешествия в настоящее время перестали быть просто удовольствием, развлечением или роскошью, а превратились в неотъемлемую часть жизни современного человека, связанную с удовлетворением духовных, интеллектуальных и иных потребностей, восстановлением и развитием физических сил человека, поддержанием необходимого уровня его жизнедеятельности. В то же время, «свободный, образованный, здоровый, активный человек - основа конкурентоспособности страны», - указывается в Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года туризм рассматривается как существенная составляющая инновационного развития нашей страны в долгосрочной перспективе, экономически выгодная и экологически безопасная отрасль национальной экономики.

Богатейшее культурно-историческое наследие страны и уникальные природные  условия России на сегодняшний день представляют собой грандиозный  ресурс для развития туризма. Именно в туризме заложена одна из точек роста для многих российских регионов. Действительно, как показали последние несколько лет, в отдельных российских регионах туризм развивается достаточно успешно. Он позволяет обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста, интеграцию национальной туриндустрии в мировую экономику, способствует росту занятости и повышению уровня жизни населения, а также увеличивает поступления в бюджеты всех уровней. Кроме того, будучи экспортоориентированной сферой, туризм проявляет большую стабильность по сравнению с другими отраслями в условиях неустойчивой ситуации на мировых рынках.

Информация о работе Иностранный туризм в экономики России