Иностранный туризм в экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ состояния развития международного туризма в России.
В ходе работы были представлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть роль международного туризма в экономике отдельных стран и регионов мира.
2 Изучить место международного туризма в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в.
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
3.СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

иностранный туризм в эк россии.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Согласно данным ВТО  в мире насчитывается 15 стран, специализирующихся на туристических услугах, в которых  поступления от туризма превышают  доходы от экспорта, нередко во много  раз. К ним относятся небольшие островные государства в зоне влажных субтропиков и тропиков — Барбадос, Сейшельские острова и др. У 45 стран поступления от туризма превышают 1/4 часть от объема экспорта. Это в основном развивающиеся государства со слабо развитой экономикой. Исключение составляют Австрия, Испания, Португалия и др. [12, с.256].

Под поступлениями от международного туризма понимается плата за товары и услуги, произведенная  иностранными туристами во время  их пребывания в стране, за исключением  прибыли от дополнительной занятости и оплаты международного транспорта.

Международные туристические  расходы включают оплату продуктов  и услуг, произведенных жителями данной страны за границей [10, с.528].

Расходы американских туристов за рубежом также оказались выше, чем расходы туристов из других стран. Соотношение между доходами и расходами от международного туризма в странах и регионах различается. Наибольшее положительное сальдо имеет Испания (+14 339 млн. дол.), затем Франция (+7761 млн. дол.].), Австрия (+6805 млн. дол.) и Италия (+5916 млн. дол.), а наибольшее отрицательное сальдо - Япония ( - 21 350 млн. дол.) и Германия (—19 153 млн. дол.) [10] . Лидерами по объему потребительских расходов в сфере международного туризма являются Германия, США, Великобритания (таблица 1).

Обычно считается, что  помимо расходов на проезд в страну и обратно иностранный турист затрачивает на питание около 40% своих расходов, на проживание — 30%, на проезд внутри страны — 8%, прочие расходы  — 22% [27].

 

Таблица 1 - Страны – мировые лидеры по объему потребительских расходов в сфере международного туризма в 2006 году[14] .

Страны

Туристские расходы, млрд.долл.США

Изменения местных валют, в %,

2006/

2005

Доля рынка,

%,

2006

Насел.

млн.

Затраты

на чел.

долл. США

2005

2006

Всего в мире

676

733

 

100

6526

112

1 Германия

74,4

74,8

-0,3

10,2

82

908

2 США

69,0

72,0

4,4

9,8

298

241

3 Великобритания

59,6

63,1

4,6

8,6

61

1037

4 Франция

31,2

32,2

2,2

4,4

61

529

5 Япония

27,3

26,9

3.8

3,7

127

211

6 Китай

21,8

24,3

11,8

3,3

1314

19

7 Италия

22,4

23,1

2,2

3,2

58

397

8 Канада

18,2

20,5

5,7

2.8

33

621

9 Российская Федерация

17.8

18,8

5,6

2,6

142

132

10 Корея

15,4

18,2

18,4

2,5

49

1373


В результате расходов, осуществляемых иностранными туристами в стране пребывания, во-первых, увеличиваются доходы туристских фирм (прямой эффект); во-вторых, повышается спрос со стороны туристического сектора экономики на товары и услуги поставщиков, что в свою очередь способствуют повышению спроса на товары и услуги своих поставщиков и, следовательно, росту доходов во всех секторах (косвенный эффект), в-третьих, увеличиваются личные доходы населения, прямо или косвенно связанного с туристическим бизнесом, что вызывает рост потребительского спроса (вынужденный эффект). Косвенный и вынужденный эффект вместе называются вторичным эффектом.

Хотя первое место  по значимости международного туризма  для национальных хозяйств отводится  поступлениям валюты, наряду с получением прибыли возможна и значительная утечка валюты. Развивающиеся страны вынуждены импортировать значительное количество продуктов и товаров для туристов, а также необходимое оборудование для индустрии туризма. По подсчетам Мирового банка, на импорт товаров для туристов приходится 15-55% поступлений в зависимости от развития экономики и ориентированности туристической индустрии на местные ресурсы. Также существует импорт, обусловленный воздействием «демонстрационного эффекта». Туристы, приезжая из промышленно развитых стран, демонстрируют товары лучшего качества и расширенного ассортимента, что является «живой» рекламой и способствует импорту иностранных потребительских товаров [27].

Велико значение туризма  и для рынка рабочей силы. По данным американских специалистов, индустрия  туризма (включая внутренний) является крупнейшей по числу занятых рабочих мест в большинстве стран, обеспечивая работой свыше 100 млн. человек. Индустрия туризма относится к числу наиболее трудоемких отраслей. Например, в Северной Америке на нее приходится 5% от ВНП и 8% всех работающих, в Западной Европе — 7 и 11% соответственно.

В 2006 г. наибольший рост туристических потоков - 9,8% отмечен на африканском направлении: путешественникам особенно полюбились Южная Африка, Кения, Мозамбик и Свазиленд. Вторым по популярности направлением являются страны Азии и Тихого океана: число туристов туда увеличилось на 8,3%. На третьем месте остаются государства Ближнего Востока, несмотря на их сложную политическую обстановку. В частности, за 8 месяцев 2006 года на Ближний Восток приехало на 6% больше гостей (таблица 2) [14].

Далее следуют США - рост на 4,3%, Европа - на 3,1%. Вместе с тем Восточная Европа и бывший СССР - один из немногих регионов мира, в которые туристы стали ездить меньше - на 0,1% по сравнению с прошлым годом. Однако к 2020 году Россия будет входить в десятку стран - лидеров по приему туристов: ее доля составит 3% (47,1 млн. человек). На первом месте окажется Китай (8,7%), на втором - США (6,5%), а на третьем - Франция (5,9%).

Всемирная туристская организация (UNWTO) опубликовала исследование мирового туррынка в 2008 году и прогнозы на наступающий год. В опубликованном исследовании, результаты которого сообщает RATA-News, говорится, что в ушедшем году туристы совершили во всем мире 924 млн. поездок, что на 16 млн. (на 2%) больше, чем в 2007 году.

Двухпроцентный рост числа турпоездок базируется на хороших результатах первой половины года - до начала финансового кризиса.

 

Таблица 2 - Лидеры среди  стран мира по международным туристским прибытиям и туристским поступлениям

Страны

Международные туристские прибытия

Поступления от международного туризма, млрд.долл.США

Прибытия в 2005 г., тыс.

Прибытия в 2006 г., тыс.

2006 г. по отношению к 2005 г., %

Страны

Поступления в 2005 г.

Поступления в 2006 г.

2006 г. по отношению к 2005 г.  в %

Франция

75, 9

79, 1

4,2

США

81,8

85,7

4,8

Испания

55, 9

58,5

4,5

Испания

48,0

51,1

6,6

США

49,2

51,1

3,8

Франция

42,3

42,9

1,5

Китай

46,8

49,6

6,0

Италия

35,4

38,1

7,7

Италия

36,5

41, 1

12,4

Китай

29,3

33,9

15,9

Великобритания

28,0

30,7

9,3

Великобритания

30,7

33,7

9,8

Германия

21,5

23,6

9,6

Германия

29,2

32,8

12,3

Мексика

21,9

21,4

-2,6

Австралия

16,9

17,8

5,8

Австрия

20,0

20,3

1,5

Турция

18,2

16,9

-7,2

Российская Федерация

19,9

20,2

1,3

Австрия

16,0

16,7

4,0


 

Вторая половина года показала резкое изменение: число поездок либо не росло, либо сокращалось. Между январем и июнем число туристических прибытий выросло на 5%, тогда как во второй половине 2008 года оно сократилось на 1% (рисунок 2).

В целом по 2008 году все регионы  мира показали положительную динамику, исключая Европу, где отмечалось сокращение прибытий. Лучшие результаты были зафиксированы на Ближнем Востоке (+11%), в Африке (+5%) и в обеих Америках (+4%). На американском континенте хорошая статистика была достигнута за счет большого числа поездок в США до августа и традиционной популярности стран Центральной и Южной Америки [14].

Рисунок 2 - Рост прибытий в % по сравнению с тем же периодом предыдущего года 2007, 2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01)

 

Число поездок сокращалось в  последние шесть месяцев года и в Европе (-3%), и в Азии (-3%). В Азии падение было даже более значительным из-за того, что в 2007 году континент пережил двукратный рост числа прибытий, и эта тенденция продолжилась в первой половине 2008 года (+6%). Несмотря на общую негативную ситуацию, некоторые направления в 2008 году показали очень хорошие результаты (рисунок 3). В первую очередь, это Гондурас, Никарагуа, Панама, Уругвай, Корея, Макао (Китай), Индонезия, Индия, Египет, Ливан, Иордания, Марокко и Турция [14].

 

Рисунок – 3 Прибытия туристов (в %) по регионам мира в 2008 г.(UNWTO Tourism Barometer, 2009_01)

 

Докризисная динамика прибытий в период с 2005 по 2008 год выглядела  достаточно перспективно. Лишь к концу 2008 резко снизился прирост прибытий по всем направлениям путешествий в мире, что привело к падению доходов от туризма в общемировом масштабе (рисунок 4). Прогнозы UNWTO на предстоящий 2009 год неутешительны.

 

 

Рисунок 4 – Доходы от прибытий туристов в мире помесячно в % 2005-2008 гг. (UNWTO Tourism Barometer. Edition 2009_01)

 

Как сообщает январский  выпуск «Барометр UNWTO», мировой туризм будет либо стагнировать, либо сокращаться  в течение всего года. Правда, многое тут будет зависеть от изменения  экономических условий.

Специалисты предполагают, что в 2009 году международный туризм либо не вырастет совсем, либо сократится на 2%. Америка и Европа будут затронуты  этим сокращением заметнее других континентов, так как экономика этих регионов либо уже вошла, либо входит в состояние рецессии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе результаты года могут быть позитивными, но, в любом случае, рост будет значительно менее заметным, чем в предыдущие годы [50] .

По данным ВТО развитие туризма по регионам будет неравномерным. Самые высокие темпы прироста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже общемировых (таблица 3)[29].

Доля этих двух регионов в прибытии туристов упадет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Одновременно ожидается  и возрастание доходов от туризма - с 399 млн. долл. США в 1995 г до 2 триллионов долл. США в 2020 г , или в пять раз. Также увеличатся затраты туриста на одно путешествие - с 707 долл. США в 1995 г. до 1248 долл. США в 2020 г, или в 1,8 раза [28].

Наибольшая туристская подвижность населения ожидается в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5—2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в десятку, туристская подвижность заметно ниже единицы.

Наиболее характерными тенденциями мирового туризма в  настоящее время являются диверсификация туристского продукта, поиск новых  туристских направлений, сокращение средней  продолжительности туристских поездок, выбор альтернативных средств размещения и транспорта, а также общее давление цен.

Рост конкуренции на рынке туристского спроса происходит в результате действия следующих  факторов:

  • появления все большего числа стран с амбициозными экспансивными планами привлечения туристов;

 

Таблица 3 - Прогноз распределения объемов въездного туризма по регионам мира01 (международные туристские прибытия, млн.чел.)

Регионы

Мира

1985 1990 1995 2000

 Прогноз

2010 2020

Всего

327,1

457,2

565,4

667,7

1006,4

1561,1

Африка

9,7

15,0

20,2

27,4

47,0

77,3

Америка

(Сев.и Южн.)

64,3

92,8

108,9

130,2

190,4

282,3

Восточная Азия/ Тихо

океанский регион

31,1

54,6

81,4

92,9

195,2

397,2

Европа

212,0

282,7

338,4

393,4

527,3

717,0

Ближний Восток

7,5

9,0

12,4

18,3

35,9

68,5

Южная Азия

2,5

3,2

4,2

5,5

10,6

18,8

 

Доля в общемировом рынке (в %)

Всего

100

100

100

100

100

100

Африка

3,0

3,3

3,6

4,1

4,7

5.0

Америка

19,7

20,3

19,3

19,5

18,9

18,1

Вост. Азия/

Тихоокеан. регион

9,5

11,9

14,4

13,9

19,4

25,4

Европа

64,8

61,8

59,8

58,9

52,4

45,9

Ближний Восток

2,3

2,0

2.2

2.7

3.6

4.4

Южная Азия

0.8

0.7

0.7

0.8

1.1

1.2

 

Среднегодовой рост (в %)

 

1985 -1990

1990-1995

1995-2020

(первоначальный прогноз)

1995-2000

2000-2010

2010-2020

Всего

6.9

4.3

4.1

3.4

4.2

4.5

Африка

9.0

6.1

5.5

6.3

5.6

5.1

Америка

7.6

3.3

3.9

3.6

3.9

4.0

Вост.Азия/

Тих.рег.

11.9

8.3

6.5

2.7

7.7

7.4

Европа

5.9

3.7

3.0

3.1

3.0

3.1

Ближний Восток

3.7

6.6

7.1

8.1

7.0

6.7

Южная Азия

4.8

5.9

6.2

5.7

6.7

5.8

Информация о работе Иностранный туризм в экономики России