Иностранный туризм в экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ состояния развития международного туризма в России.
В ходе работы были представлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть роль международного туризма в экономике отдельных стран и регионов мира.
2 Изучить место международного туризма в экономике России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в.
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
3.СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

иностранный туризм в эк россии.doc

— 609.00 Кб (Скачать)

Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными  транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают  на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Статистика въезда иностранных туристов в Россию в период с 2004 по 2008 гг. отражена в таблице [33].

Это объясняется прежде всего возросшими за последние два  года ценами на услуги в стране, а  также резким ростом цен на гостиницы  в Москве из-за уменьшения числа  отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года.

 

Таблица 5 - Въезд иностранных туристов в Россию в 2008-2004 гг. (к-во чел.)

 №

Страна

2008

2007

2006

2005

2004

1

Германия

332822

345708

328583

313547

351099

2

США

185888

172356

224970

156737

181721

3

Италия 

143493

129950

116000

125310

125397

4

Великобритания 

142016

130608

124169

118996

115622

5

Финляндия

141017

153139

148153

175557

242816

6

Китай

127155

129749

157361

204192

283839

7

Испания

105655

79497

53943

60180

51395

8

Франция

103223

112762

102513

109305

141113

9

Украина

80021

49131

24165

62155

84320

10

Латвия

66754

64280

49396

119938

50501

11

Литва

58383

47253

42662

70445

40652

12

Южная Корея 

47343

48825

42951

43304

44397

13

Эстония

45749

46602

65385

64662

74165

14

Япония 

44435

45083

59581

50842

56780

15

Канада 

44238

26660

23547

13483

17432

16

Нидерланды 

35376

33659

29014

32696

33101

17

Норвегия 

34270

26136

23729

21215

23672

18

Польша

32919

42932

234073

133096

353986

19

Израиль

32725

31250

27133

30397

26924

20

Австралия

26087

26184

19478

14684

14189

21

Швеция 

24918

26000

30967

45813

31892

22

Австрия

24789

29835

24370

29095

32404

23

Швейцария

23827

27134

27415

21343

24369

24

Греция

23036

21742

16942

17558

18735

25

Дания

19662

20640

18731

17066

21131

26

Бельгия

18472

22707

19263

19945

17475

 

 

Всего въехало с целью туризма

2295074

+3,7%

2213597

-9%

2433018

+2%

2384626

-16,6%

2860802

-9,2%


 

Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице  ситуацию, при которой средняя  цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года. С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.

В 2008 году россияне совершили 11,3 млн. поездок на отдых за границу, это на 17,7% больше чем в 2007. Рост неплохой, однако в 2007 году этот показатель был  выше – 20,8% (Таблица 6) [32].

Лидеры все те же: Турция, Китай, Египет и Финляндия по-прежнему возглавляют рейтинг предпочтений россиян. А вот динамика спроса заметно изменилась. В последние два года Египет, отставая в абсолютных цифрах, заметно опережал Турцию по темпам роста. Например, в 2006 г. Египет прибавил 29,8%, а Турция потеряла 5,6%. В 2007 показатели конкурентов были 39% (Египет) и 30% (Турция). В 2008-м Турция пусть не намного, но обошла основного конкурента, прибавив 15% против египетских 13,6%. Соответственно стихли и разговоры о том, что Египет в ближайшие годы может обогнать Турцию по показателям посещаемости россиянами.

Сохранился и состав первой десятки самых популярных направлений, хотя некоторые перестановки в ней все же есть. Италия поднялась  с шестого места на пятое, Испания, наоборот, опустилась с шестого на седьмое. Но обе страны дали неплохую прибавку: Италия 19%, Испания 14,6%. Греция, прибавив сразу 43%, поднялась, тем не менее, только на одну ступеньку – с восьмого на седьмое место, чуть-чуть недотянув в абсолютных цифрах до Испании. А вот Германии, практически повторившей «греческий» показатель – 42,8%, это позволило подняться сразу на две позиции – с десятого места на восьмое.

Лишь две страны из первой десятки ухудшили свои позиции. Таиланд с его политическими  проблемами опустился с девятой  строчки на десятую, а Украина просто упала – с пятой позиции на девятую. При этом Таиланд все-таки прибавил 11,5% и должен, наверное, с грустью вспоминать свои прежние результаты: 104% в 2006 году и 60,4% в 2007. Украина тоже выросла на 24,4%, но ее рваная динамика (если верить данным Росстата) мало поддается анализу.

Во вторую десятку  прорвались Австрия, Израиль и Великобритания, потеснив Польшу, Эстонию и Сербию с Черногорией. Великобритания прибавила  немногим более 10%, Австрия выросла  хорошо – на 33%. Но особенно впечатляют результаты Израиля, поднявшегося с тридцатой на девятнадцатую позицию благодаря росту почти в 118%. Здесь будет уместно в очередной раз напомнить, что данные официальной российской статистики в сфере туризма почти всегда расходятся с цифрами, публикуемыми другими странами. Не сходятся наши цифры и с израильскими, хотя значительный рост въезда из России констатируют обе стороны. По данным Израиля, в стране побывали 356 тыс. российских туристов (плюс 85% по сравнению с 2007 годом), правда, этот показатель учитывает и экскурсантов, которые прибывают на один день из Египта или с Кипра.

Из «хорошистов» рейтинга назовем Швейцарию (44%), Венгрию (41,8%), Францию (34,3%), Чехию (27,5%), Черногорию (27,2%). Более заметный рост продемонстрировали США (71,6%), а также экзотические направления - Иордания (65,7%), Мальдивы (63%).

Ну а рекордсмены  по темпу роста затаились в  конце рейтинга популярности. Доминиканская  республика, занимающая 35 позицию, подскочила на 143,2%. А победила в этом виртуальном  турнире стоящая на 37-й строке Индонезия с ее безмятежным и манящим островом Бали: плюс 479,6%! [32].

 

Таблица 6 Выезд российских граждан, за границу в 2008 г. с целью туризма (тыс. поездок)

№ в 2007 году

Страна

2008

2007

2006

2005

1

1

Турция

2212,8

1923,4

1475,6

1562,6

2

2

Китай

2059,3

1651,7

1307

1151,6

3

3

Египет

1426,7

1255,4

902,8

695,7

4

4

Финляндия

666,9

657,1

562,6

391,3

5

6

Италия

398,1

334,1

245,8

205,6

6

7

Испания

365,4

318,6

246,1

218,7

7

8

Греция

349,2

244

198,8

146,3

8

10

Германия

330,3

231,3

225,7

231,1

9

5

Украина

309,8

249,1

511,7

292,2

10

9

Таиланд

258,8

232,2

144,8

70,9

11

14

Франция

229,2

170,7

138,6

174

12

11

ОАЭ

228,1

207,2

173,9

166,7

13

12

Чехия

227

178

136,2

124,9

14

13

Болгария

207,5

173,1

148,3

121,2

15

15

Кипр

172,4

150,5

113,1

108,1

16

16

Тунис

149,0

129,7

93

90,5

17

17

Хорватия

119,3

116,4

73,6

58,1

18

22

Австрия

102,1

76,7

53,4

50,5

19

30

Израиль

98,7

45,3

23,7

27,7

20

21

Великобритания

87,3

79,2

60,7

72,3

21

20

Черногория

84,6

66,5

65,8

33,1

22

24

Швейцария

83

57,6

44,4

41,3

23

23

Литва

77,8

63,8

44,6

44,1

24

19

Эстония

76,8

27

71,1

19,3

25

25

Индия

64,4

53,3

39,6

35,2

26

28

США

56,3

32,8

25,2

21,1

Продолжение таблицы 6

27

20

Сербия

54,3

55,3

-

-

28

27

Южная Корея

49,4

32,6

28,9

29,5

29

29

Нидерланды

48,6

33

24

26,5

30

26

Латвия

46,3

32

32,9

40,1

31

18

Польша

45,7

109,0

169,2

200,5

32

35

Вьетнам

33,3

25,7

15,2

13,3

33

31

Япония

31,9

25,3

23,3

25

34

32

Венгрия

31,2

22

21,1

20,9

35

-

Доминикана

30,4

12,5

6,5

5,0

36

-

Мальдивы

30,0

18,4

10,3

-

37

-

Индонезия

28,4

4,9

3,1

2,1

38

-

Сингапур

27,8

20,6

12,3

5,8

39

36

Дания

23,4

15,5

13,8

19,6

40

-

Куба

22,2

15,7

15,9

8,9

41

37

Швеция

20,8

14,6

12,3

22,2

42

 

 

Норвегия

20,7

18,9

17,7

15,9

43

 

 

Мальта

18,8

17,7

15,5

13,8

44

 

 

Иордания

16,4

9,9

4,9

3,5

 

 

 

 

Всего выехало с целью туризма

11,3

9,4

7,8

6,8


 

В настоящее время  наиболее перспективными видами туризма  на мировом туристском рынке, растущими  опережающими темпами, являются:

  • культурно-познавательный туризм, охватывающий 10% общего международного потока туристов и характеризующийся высокой средней нормой туристских расходов;
  • активные виды туризма, такие как спортивный и приключенческий, приобретающие все более широкую популярность в мире;
  • специализированный туризм, подразумевающий такие его разновидности как экологический, научный, учебный, событийный, лечебно-оздоровительный и др.;
  • круизный - морские и речные круизы, в которых в 2006 году участвовало более 12 млн. туристов;
  • деловой туризм, охватывающий так называемую индустрию MICE (деловые встречи, событийные мероприятия, конференции, инсентив-поездки).

С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского  продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма:

  • культурно-познавательный,
  • деловой,
  • а также специализированный туризм (круизный, событийный, экологический, сельский, охота и рыбалка, активный, в том числе в перспективе горнолыжный, экстремальный (приключенческий), этнический, учебный, научный и др.) [30].

 

3.СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ

 

Первые места по развитию въездного туризма в России держат Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По данным Российского союза туристической  индустрии, равным со столицами потенциалом по приему иностранных туристов сейчас обладают Карелия, Камчатка, район озера Байкал. [29,34]. Центральный федеральный округ (ЦФО) является географическим и финансовым центром России. Рынок гостиничной недвижимости ЦФО развивается в городах Золотого кольца: Ярославле, Владимире, Суздале, Сергиевом Посаде, Переславле-Залесском, Ростове, Александрове. Так, в 2004 году в гостиницах Ярославля останавливалось 165 000 туристов. По оценкам местной администрации, годовая емкость туристического рынка Ярославля — $39,6 млн.

Тот факт, что исторический центр Ярославля недавно был  включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь в Ярославль иностранных туристов.

Поток туристов по городам  Золотого кольца имеет серьезную  тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая транспортная инфраструктура.

В течение последних  двух лет в крупных городах  ЦФО отмечено появление новых  либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3 звезд и 4 звезды. Так, в начале года в центре Воронежа собственником — компанией «Стройсервис» была открыта 4звезды гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.

В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4 звезды гостиница  на Золотом кольце — Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4 звезды на 100 номеров каждая [29].

В августе 2005 года открылась  гостиница в Ростове Великом, в сентябре — «Москва» в Угличе, в конце года — в Переславле-Залесском.

Владимирский отель  «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах  России. В Рязани в 2005 году после  капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров. Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3 звезды, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4 звезды в Тверской области [29,47].

В 2004 г. и первой половине 2005 г. было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной  недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко[15]..

Несмотря на большой  туристический потенциал Пскова, данная сфера в городе развита  недостаточно. В городе действует 9 гостиниц, рассчитанных на 1200 мест. Большинство  туристических маршрутов предусматривает однодневное посещение Пскова. Это связано с недостаточной комфортностью гостиничных номеров и неразвитостью сопутствующего сервиса.

В последние годы началось строительство нескольких современных  отелей, однако, они небольшие –  до 50 мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем на 20 лет. Причина – недостаточное финансирование и несогласованная позиция собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов, реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц в исторической части города, на берегу реки Псковы [15].

Информация о работе Иностранный туризм в экономики России