Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 17:00, курсовая работа
Цель исследования – анализ состояния развития международного туризма в России.
В ходе работы были представлены и решены следующие задачи:
1 Раскрыть роль международного туризма в экономике отдельных стран и регионов мира.
2 Изучить место международного туризма в экономике России.
ВВЕДЕНИЕ
1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ И ЕГО РОЛЬ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Международный туризм: понятие и классификация
1.2 Развитие международного туризма во второй половине XX в.
2.МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
2.1 Место и роль международного туризма в экономике страны
3.СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Москва и Санкт-Петербург, являясь до сих пор основными транспортными воротами для въезда иностранных туристов, принимают на себя до 75% международных прибытий, число которых в последние 2-3 года сокращается из-за резкого роста цен в названных городах. Сокращение въездного туристского потока в нашу страну начало происходить с 2006 года. В 2007 году число прибытий «классических» иностранных туристов с целью отдыха уменьшилось более чем на 8%. Статистика въезда иностранных туристов в Россию в период с 2004 по 2008 гг. отражена в таблице [33].
Это объясняется прежде всего возросшими за последние два года ценами на услуги в стране, а также резким ростом цен на гостиницы в Москве из-за уменьшения числа отелей туристского класса в центре города за счет сноса или закрытия с целью реконструкции ряда известнейших и популярных среди туристов гостиниц, таких как «Интурист», «Москва», «Минск», «Россия», «Украина», «Ленинградская», «Центральная» и «Пекин». В Москве по разным причинам были изъяты из оборота 9 тысяч мест уровня 3 «звезды». Именно нехватка мест в гостиницах туристского класса негативно влияет на развитие въездного и внутреннего туризма. Это существенно удорожает пакет услуг, предлагаемый туристам при их путешествии в Россию. В планах Правительства Москвы намечено построить 353 новых гостиницы до 2011 года.
Таблица 5 - Въезд иностранных туристов в Россию в 2008-2004 гг. (к-во чел.)
№ |
Страна |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
2004 |
1 |
Германия |
332822 |
345708 |
328583 |
313547 |
351099 |
2 |
США |
185888 |
172356 |
224970 |
156737 |
181721 |
3 |
Италия |
143493 |
129950 |
116000 |
125310 |
125397 |
4 |
Великобритания |
142016 |
130608 |
124169 |
118996 |
115622 |
5 |
Финляндия |
141017 |
153139 |
148153 |
175557 |
242816 |
6 |
Китай |
127155 |
129749 |
157361 |
204192 |
283839 |
7 |
Испания |
105655 |
79497 |
53943 |
60180 |
51395 |
8 |
Франция |
103223 |
112762 |
102513 |
109305 |
141113 |
9 |
Украина |
80021 |
49131 |
24165 |
62155 |
84320 |
10 |
Латвия |
66754 |
64280 |
49396 |
119938 |
50501 |
11 |
Литва |
58383 |
47253 |
42662 |
70445 |
40652 |
12 |
Южная Корея |
47343 |
48825 |
42951 |
43304 |
44397 |
13 |
Эстония |
45749 |
46602 |
65385 |
64662 |
74165 |
14 |
Япония |
44435 |
45083 |
59581 |
50842 |
56780 |
15 |
Канада |
44238 |
26660 |
23547 |
13483 |
17432 |
16 |
Нидерланды |
35376 |
33659 |
29014 |
32696 |
33101 |
17 |
Норвегия |
34270 |
26136 |
23729 |
21215 |
23672 |
18 |
Польша |
32919 |
42932 |
234073 |
133096 |
353986 |
19 |
Израиль |
32725 |
31250 |
27133 |
30397 |
26924 |
20 |
Австралия |
26087 |
26184 |
19478 |
14684 |
14189 |
21 |
Швеция |
24918 |
26000 |
30967 |
45813 |
31892 |
22 |
Австрия |
24789 |
29835 |
24370 |
29095 |
32404 |
23 |
Швейцария |
23827 |
27134 |
27415 |
21343 |
24369 |
24 |
Греция |
23036 |
21742 |
16942 |
17558 |
18735 |
25 |
Дания |
19662 |
20640 |
18731 |
17066 |
21131 |
26 |
Бельгия |
18472 |
22707 |
19263 |
19945 |
17475 |
|
Всего въехало с целью туризма |
2295074 +3,7% |
2213597 -9% |
2433018 +2% |
2384626 -16,6% |
2860802 -9,2% |
Однако, учитывая укрепление рубля и сложившуюся в столице ситуацию, при которой средняя цена за номер в гостиницах Москвы существенно выше стоимости номера аналогичной категории в странах Европы при более низком комфорте и качестве услуг, иностранным туристам с ограниченным бюджетом становится невыгодно приезжать в столицу. Такая ситуация может сохраниться в ближайшие 2-3 года. С целью получения комплексной характеристики современного уровня развития туризма в стране с учетом результатов деятельности государства по развитию данной сферы следует более подробно остановиться на рассмотрении состояния и тенденций развития нормативного правового регулирования, туристской инфраструктуры, подготовки кадров, статистической базы, продвижения России как туристского направления на внутреннем и международном туристских рынках, а также международном сотрудничестве в сфере туризма.
В 2008 году россияне совершили 11,3 млн. поездок на отдых за границу, это на 17,7% больше чем в 2007. Рост неплохой, однако в 2007 году этот показатель был выше – 20,8% (Таблица 6) [32].
Лидеры все те же: Турция, Китай, Египет и Финляндия по-прежнему возглавляют рейтинг предпочтений россиян. А вот динамика спроса заметно изменилась. В последние два года Египет, отставая в абсолютных цифрах, заметно опережал Турцию по темпам роста. Например, в 2006 г. Египет прибавил 29,8%, а Турция потеряла 5,6%. В 2007 показатели конкурентов были 39% (Египет) и 30% (Турция). В 2008-м Турция пусть не намного, но обошла основного конкурента, прибавив 15% против египетских 13,6%. Соответственно стихли и разговоры о том, что Египет в ближайшие годы может обогнать Турцию по показателям посещаемости россиянами.
Сохранился и состав первой десятки самых популярных направлений, хотя некоторые перестановки в ней все же есть. Италия поднялась с шестого места на пятое, Испания, наоборот, опустилась с шестого на седьмое. Но обе страны дали неплохую прибавку: Италия 19%, Испания 14,6%. Греция, прибавив сразу 43%, поднялась, тем не менее, только на одну ступеньку – с восьмого на седьмое место, чуть-чуть недотянув в абсолютных цифрах до Испании. А вот Германии, практически повторившей «греческий» показатель – 42,8%, это позволило подняться сразу на две позиции – с десятого места на восьмое.
Лишь две страны из первой десятки ухудшили свои позиции. Таиланд с его политическими проблемами опустился с девятой строчки на десятую, а Украина просто упала – с пятой позиции на девятую. При этом Таиланд все-таки прибавил 11,5% и должен, наверное, с грустью вспоминать свои прежние результаты: 104% в 2006 году и 60,4% в 2007. Украина тоже выросла на 24,4%, но ее рваная динамика (если верить данным Росстата) мало поддается анализу.
Во вторую десятку прорвались Австрия, Израиль и Великобритания, потеснив Польшу, Эстонию и Сербию с Черногорией. Великобритания прибавила немногим более 10%, Австрия выросла хорошо – на 33%. Но особенно впечатляют результаты Израиля, поднявшегося с тридцатой на девятнадцатую позицию благодаря росту почти в 118%. Здесь будет уместно в очередной раз напомнить, что данные официальной российской статистики в сфере туризма почти всегда расходятся с цифрами, публикуемыми другими странами. Не сходятся наши цифры и с израильскими, хотя значительный рост въезда из России констатируют обе стороны. По данным Израиля, в стране побывали 356 тыс. российских туристов (плюс 85% по сравнению с 2007 годом), правда, этот показатель учитывает и экскурсантов, которые прибывают на один день из Египта или с Кипра.
Из «хорошистов» рейтинга назовем Швейцарию (44%), Венгрию (41,8%), Францию (34,3%), Чехию (27,5%), Черногорию (27,2%). Более заметный рост продемонстрировали США (71,6%), а также экзотические направления - Иордания (65,7%), Мальдивы (63%).
Ну а рекордсмены по темпу роста затаились в конце рейтинга популярности. Доминиканская республика, занимающая 35 позицию, подскочила на 143,2%. А победила в этом виртуальном турнире стоящая на 37-й строке Индонезия с ее безмятежным и манящим островом Бали: плюс 479,6%! [32].
Таблица 6 Выезд российских граждан, за границу в 2008 г. с целью туризма (тыс. поездок)
№ |
№ в 2007 году |
Страна |
2008 |
2007 |
2006 |
2005 |
1 |
1 |
Турция |
2212,8 |
1923,4 |
1475,6 |
1562,6 |
2 |
2 |
Китай |
2059,3 |
1651,7 |
1307 |
1151,6 |
3 |
3 |
Египет |
1426,7 |
1255,4 |
902,8 |
695,7 |
4 |
4 |
Финляндия |
666,9 |
657,1 |
562,6 |
391,3 |
5 |
6 |
Италия |
398,1 |
334,1 |
245,8 |
205,6 |
6 |
7 |
Испания |
365,4 |
318,6 |
246,1 |
218,7 |
7 |
8 |
Греция |
349,2 |
244 |
198,8 |
146,3 |
8 |
10 |
Германия |
330,3 |
231,3 |
225,7 |
231,1 |
9 |
5 |
Украина |
309,8 |
249,1 |
511,7 |
292,2 |
10 |
9 |
Таиланд |
258,8 |
232,2 |
144,8 |
70,9 |
11 |
14 |
Франция |
229,2 |
170,7 |
138,6 |
174 |
12 |
11 |
ОАЭ |
228,1 |
207,2 |
173,9 |
166,7 |
13 |
12 |
Чехия |
227 |
178 |
136,2 |
124,9 |
14 |
13 |
Болгария |
207,5 |
173,1 |
148,3 |
121,2 |
15 |
15 |
Кипр |
172,4 |
150,5 |
113,1 |
108,1 |
16 |
16 |
Тунис |
149,0 |
129,7 |
93 |
90,5 |
17 |
17 |
Хорватия |
119,3 |
116,4 |
73,6 |
58,1 |
18 |
22 |
Австрия |
102,1 |
76,7 |
53,4 |
50,5 |
19 |
30 |
Израиль |
98,7 |
45,3 |
23,7 |
27,7 |
20 |
21 |
Великобритания |
87,3 |
79,2 |
60,7 |
72,3 |
21 |
20 |
Черногория |
84,6 |
66,5 |
65,8 |
33,1 |
22 |
24 |
Швейцария |
83 |
57,6 |
44,4 |
41,3 |
23 |
23 |
Литва |
77,8 |
63,8 |
44,6 |
44,1 |
24 |
19 |
Эстония |
76,8 |
27 |
71,1 |
19,3 |
25 |
25 |
Индия |
64,4 |
53,3 |
39,6 |
35,2 |
26 |
28 |
США |
56,3 |
32,8 |
25,2 |
21,1 |
Продолжение таблицы 6 | ||||||
27 |
20 |
Сербия |
54,3 |
55,3 |
- |
- |
28 |
27 |
Южная Корея |
49,4 |
32,6 |
28,9 |
29,5 |
29 |
29 |
Нидерланды |
48,6 |
33 |
24 |
26,5 |
30 |
26 |
Латвия |
46,3 |
32 |
32,9 |
40,1 |
31 |
18 |
Польша |
45,7 |
109,0 |
169,2 |
200,5 |
32 |
35 |
Вьетнам |
33,3 |
25,7 |
15,2 |
13,3 |
33 |
31 |
Япония |
31,9 |
25,3 |
23,3 |
25 |
34 |
32 |
Венгрия |
31,2 |
22 |
21,1 |
20,9 |
35 |
- |
Доминикана |
30,4 |
12,5 |
6,5 |
5,0 |
36 |
- |
Мальдивы |
30,0 |
18,4 |
10,3 |
- |
37 |
- |
Индонезия |
28,4 |
4,9 |
3,1 |
2,1 |
38 |
- |
Сингапур |
27,8 |
20,6 |
12,3 |
5,8 |
39 |
36 |
Дания |
23,4 |
15,5 |
13,8 |
19,6 |
40 |
- |
Куба |
22,2 |
15,7 |
15,9 |
8,9 |
41 |
37 |
Швеция |
20,8 |
14,6 |
12,3 |
22,2 |
42 |
|
Норвегия |
20,7 |
18,9 |
17,7 |
15,9 |
43 |
|
Мальта |
18,8 |
17,7 |
15,5 |
13,8 |
44 |
|
Иордания |
16,4 |
9,9 |
4,9 |
3,5 |
|
|
Всего выехало с целью туризма |
11,3 |
9,4 |
7,8 |
6,8 |
В настоящее время наиболее перспективными видами туризма на мировом туристском рынке, растущими опережающими темпами, являются:
С учетом характера российских туристских ресурсов, состояния туристской инфраструктуры и готовности туристского продукта особый интерес для развития въездного туризма в нашу страну могут в основном представлять следующие виды туризма:
3.СОСТОЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА В РАЗЛИЧНЫХ
Первые места по развитию
въездного туризма в России держат
Москва, Санкт-Петербург и Сочи. По
данным Российского союза
Тот факт, что исторический
центр Ярославля недавно был
включен в список объектов Всемирного
наследия ЮНЕСКО, также должен привлечь
в Ярославль иностранных
Поток туристов по городам Золотого кольца имеет серьезную тенденцию к увеличению. Такие города Золотого кольца, как Владимир и Ярославль, являются также центрами делового туризма. Однако, несмотря на интерес российских и иностранных туристов и огромный туристический потенциал городов Золотого кольца, основными препятствиями для его развития остаются дефицит качественных гостиниц, невысокий уровень сервиса и неразвитая транспортная инфраструктура.
В течение последних двух лет в крупных городах ЦФО отмечено появление новых либо реконструированных качественных гостиниц, соответствующих категории 3 звезд и 4 звезды. Так, в начале года в центре Воронежа собственником — компанией «Стройсервис» была открыта 4звезды гостиница «Арт-Отель» на 56 номеров.
В Ярославле в ноябре 2004 года открылась первая 4 звезды гостиница на Золотом кольце — Ring Premier Hotel на 122 номера. Инвестором проекта выступило ЗАО «Балканская звезда» (Ярославская табачная фабрика), вложив в объект 14 млн. евро. Среди действующих гостиниц Ярославля надо отметить «Волгу» на ул. Кирова, «Юбилейную» на Которосльной набережной, «Которосль» на Большой Октябрьской и мини-отель «Ярославль-Эксетер». В Ярославской области Правительство Москвы строит три новые гостиница категории 4 звезды на 100 номеров каждая [29].
В августе 2005 года открылась гостиница в Ростове Великом, в сентябре — «Москва» в Угличе, в конце года — в Переславле-Залесском.
Владимирский отель «Золотое кольцо» вошел в первую российскую сеть отелей AMAKS Grand hotels, объединяющую 13 гостиниц в крупных городах России. В Рязани в 2005 году после капитального ремонта открылась крупнейшая в городе гостиница «Ловеч» на 200 номеров. Инициатором реконструкции выступила группа компаний «Атрон», в которую входит ЗАО «Рязань-Интурист». В Твери можно отметить такие гостиницы, как «Оснабрюк» и «Тверь-Парк-Отель», относящиеся к категории 3 звезды, а также загородный клуб «Эммаус» и сельский отель «Дафна» категории 4 звезды в Тверской области [29,47].
В 2004 г. и первой половине 2005 г. было анонсировано рекордное количество проектов в области гостиничной недвижимости в городах Золотого Кольца. Однако до их реализации пока еще далеко[15]..
Несмотря на большой
туристический потенциал
В последние годы началось строительство нескольких современных отелей, однако, они небольшие – до 50 мест. Строительство гостиницы на берегу реки Великой, в центре города, которая по проекту должна стать самой крупной и самой оснащенной, затянулось более чем на 20 лет. Причина – недостаточное финансирование и несогласованная позиция собственников. В настоящий момент строительство приостановлено. Среди проектов, реализация которых уже начата, - строительство компанией «Старые кварталы» гостиниц в исторической части города, на берегу реки Псковы [15].