Иностранная рабочая сила в России и ее роль в развитии иностранной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Трудовая миграция была свойственна России на протяжении всей ее истории. Во времена СССР существовал жесткий контроль над процессами внешней трудовой миграции, перемещение рабочей силы осуществлялось преимущественно в рамках межправительственных соглашений, в особенности со странами социалистического лагеря. Особый акцент придавался трудовой миграции внутри страны. При помощи перемещения рабочей силы были возведены многочисленные строительные объекты являющиеся олицетворением советской эпохи.

Содержание

Иностранная рабочая сила в России и ее роль в развитии иностранной экономики……………………………………………………………………..……...…3
2. Международный опыт развития рынка интеллектуальной собственности и возможности его использования в России... ………….………………………….......7
3. Проблемы зарубежных инвестиций в РФ………………………………………..12
4. Торговые отношения РФ с Китаем………………………………………………..17
5. Этапы развития современного мирового хозяйства……………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 127.33 Кб (Скачать)

       В последние года проблемы развития рынка  интеллектуальной собственности привлекли  внимание Правительства РФ, что подчеркивает важность решения этой проблемы, и по словам председателя Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова является "сердцем" инновационной экономики и одной из приоритетных задач государства".

       Председатель  Правительства В.В. Путин обозначил  необходимость создания в России рынка прав на результаты интеллектуальной деятельности, как стратегическую задачу экономики России.

         На данном этапе развития рынка  интеллектуальной собственности  средняя доля нематериальных активов российских организаций составляет лишь 0,3 процента всех необоротных активов, что в 100 раз меньше чем в инновационных экономиках мира.

       Модернизация  и технологическое развитие в  рыночных экономиках возможны только на основе капитализации интеллектуальной собственности, выраженной в нематериальных активах. В этом плане в России потребление в сто раз ниже, чем в странах с рыночной экономикой, а по правам на технологии - в тысячу раз. И это при том, что несколько  триллионов вложено в институты развития и науку.

       При сопоставимом количестве и качестве научных и творческих коллективов, которых всего лишь в шесть  раз меньше, чем в США или Европе, показатели продажи рынка в России в десятки тысяч раз ниже. Таким образом, в России результаты научно-технической деятельности не доходят до стадии эффективной реализации на внутреннем и внешнем рынках, не учитываются на балансе предприятий, т.е. не доходят до рынка, и в виде научного и инновационного сырья утекают за рубеж.

       Для скорейшего исправления сложившейся  ситуации необходимо ускоренное формирование в первоочередном порядке федеральной  законодательной базы в области  рынка интеллектуальной собственности.

       1 марта 2011 г. в Госдуму внесен пакет поправок по вопросам осуществления контрольных мероприятий использования бюджетных средств, выделяемых на финансирование инновационной деятельности. Также подготовлено ряд поправок в имеющиеся 113 законов об интеллектуальной собственности и подготовлено 10 новых.

 

  1. Проблемы  зарубежных инвестиций в РФ.
 

       На  современном этапе российская экономика  заинтересована в привлечении и  эффективном использовании иностранных  инвестиций и финансовых ресурсов, передовой техники и технологии, а также управленческого опыта  как в интересах развития национальной экономики, так и в интересах  расширения международного экономического сотрудничества. Однако стратегии иностранной  компании-инвестора и эффективность  ее деятельности зависят от степени  благоприятности микроэкономических условий для ведения бизнеса  в стране, куда инвестируется капитал: чем благоприятнее условия ведения  бизнеса, тем выше эффективность  деятельности компании-инвестора.  Основными условиями успешного  бизнеса для иностранных инвесторов являются обеспечение стабильности условий их деятельности и соответствие правового режима иностранных инвестиций нормам международного права и международной  практике инвестиционного сотрудничества.

       На  данный момент инвестиционный климат в России остается в целом неблагоприятным: объем иностранных инвестиций не отвечает потребностям страны, а иностранные  инвесторы занимают выжидательную  позицию. К основным факторам, неблагоприятно влияющим на инвестиционный климат относятся  следующие:

       Недостаточное участие государства в инвестиционном процессе, мягко говоря, слабо стимулирует  частного отечественного и иностранного инвестора к финансированию развития реального сектора экономики.

                  Другой негативный фактор – поведение естественных монополий, в том числе их ценовая политика. Коль скоро государство своей экономической политикой перенесло бремя инвестиций на частного инвестора, оно обязано создавать условия, при которых предприятия могли бы зарабатывать средства на инвестиционную деятельность.

       Решение проблемы стимулирования инвестиций в  российскую экономику во многом зависит  от становления российского рынка  ценных бумаг, развитие которого будет  осуществляться по мере преодоления  инфляционных процессов и стабилизации производства.

       На  инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных  предприятий. Рост курса этих акций  в последнее время характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.

       Основными способами привлечения прямых иностранных  вложений в экономику России являются:

    • привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий;
    • регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;
    • привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;
    • создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

        На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций. В дальнейшем преобладающей формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия.

       До  сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий  и соглашений о разделе продукции. Несмотря на то, что среди иностранных  инвесторов уже проводились тендеры  на освоение на концессионных началах  ряда российских месторождений, практическое их освоение так и не началось.

       Не  получили пока должного развития в  России и свободные экономические  зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о  СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ  «Находка» в Приморье, СЭЗ «Янтарь» в Калининградской области и  др.) существуют практически в правовом вакууме.

       Анализ  структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные  отрасли (ТЭК /включая нефтехимию/, горнодобывающая  промышленность, деревообрабатывающая промышленность), либо в сверхприбыльные  проекты с малыми сроками окупаемости  и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание  и пищевая промышленность, финансовые услуги).

       Такой «отраслевой перекос» не случаен  – он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней  России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой  экономической сцене как экспортер  сырьевых ресурсов и продуктов первого  передела, и как импортер иностранной  высокотехнологичной продукции  и услуг, рассчитанных в первую очередь  на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура  инвестиций свидетельствует и о  том, какие категории иностранных  инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат.

         Прежде всего это:

    • крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российской химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), отчасти - в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);
    • средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов, прежде всего - в торговле, строительстве и сфере услуг;
    • инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты.

       При этом, как уже было отмечено, все  указанные категории инвесторов практически не направляют инвестиций в фондоемкие отрасли, находящиеся  в наиболее тяжелом экономическом  положении.

       Кроме «отраслевого перекоса» в прямых иностранных инвестициях в Россию налицо и территориальная неравномерность  – по данным Госкомстата, в 2004 свыше 67 % зарубежных вложений пришлось на Москву и Московскую область, а еще свыше 20% – на долю всего семи других субъектов  Российской Федерации. Таким образом, львиная доля инвестиций из-за рубежа идет либо в регионы с развитой торговой, транспортной и информационной инфраструктурой и высоким потребительским  спросом (Москва и область, Санкт-Петербург, отчасти – Приморский край), либо в регионы с высокой плотностью экспортноориентированных предприятий  ТЭК (Тюменская, Томская, Самарская, Нижегородская  области, Татарстан).

       Учитывая  опыт многих зарубежных стран, в число  необходимых для России мер в  этом направлении должны войти:

  • создание реально действующей системы льгот для иностранных инвесторов в отдельных отраслях и регионах;
  • четкое разграничение собственности между хозяйствующими субъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
  • создание стабильного экономического и внешнеторгового законодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
  • снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
  • создание механизмов страхования иностранных инвестиций.

       К сожалению, надо отметить, что в настоящее  время реализация перечисленных  выше мер представляется делом довольно отдаленного будущего. Этот фактор в условиях высокой конкуренции  со стороны других стран мира за привлечение зарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного  количественного роста и изменения  структуры прямых зарубежных вложений в Россию в ближайшем будущем, хотя определенный пропорциональный рост и наблюдается. Если посмотреть кривую инвестиций с 1995г. по 2010 г., то можно увидеть, что пик инвестиционных вложений в экономику РФ пришелся на 2007-2008 гг., но все –таки из графика четко видно, что после кризиса 2009 г. наблюдается снова рост инвестиций в нашу экономику (прил. 6).

       Объем иностранных инвестиций, поступивших  в российскую экономику в 2010 году, составил $114,746 млрд, что на 40,1% больше, чем в 2009 году. Такие данные приводит Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

       Положительная динамика зафиксирована благодаря  росту кредитов и портфельных  инвестиций. Прямые иностранные инвестиции в РФ в 2010 году составили $13,8 млрд –  на 13,8% меньше аналогичного показателя-2009 (в 2009 году прямые инвестиции также  упали на 41,1% по сравнению с 2008 годом).

       Портфельные инвестиции в 2010 году составили $1,076 млрд – на 21,9% больше, чем в 2009 году (в 2009 году портфельные инвестиции упали  на 37,7% по сравнению с 2008 годом). Однако, инвестиции в акции и паи составили $344 млн, упав на 9%.

       Прочие  инвестиции в Россию составили $99,860 млрд, что на 53,3% больше соответствующего показателя 2009 года. В том числе  торговые кредиты составили $17,594 млрд, увеличившись на 26,2%, прочие кредиты  – $79,146 млрд, рост на 55,7%.

       Больше  всего иностранных инвестиций в 2010 году было направлено в финансовую деятельность – $37,913 млрд (в том числе  из Великобритании – $35,371 млрд, с Кипра  – $852 млн).

       В обрабатывающие производства было направлено $33,157 млрд (в том числе из Китая  – $5,090 млрд, Швейцарии – $3,765 млрд). В  сферу добычи полезных ископаемых поступило $13,858 млрд (из Германии – $3,267 млрд, Нидерландов  – $2,954 млрд).

       В сферу оптовой и розничной  торговли, на ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий  и предметов личного пользования  было направлено $13,334 млрд иностранных  инвестиций (в том числе из Нидерландов  – $3,131 млрд, Германии – $1,997 млрд), в  транспорт и связь – $6,576 млрд (в том числе из Нидерландов  – $2,146 млрд, из Китая – $1,222 млрд), в  операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг – $7,341 млрд (в том числе с Кипра  – $2,156 млрд, из Великобритании – $1,092 млрд).

       В целом накопленный объем иностранных  инвестиций в российской экономике  к концу 2010 года составил $300,1 млрд, что  на 11,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в  накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе – 58,3% (на конец 2009 года – 55,5%), доля прямых инвестиций составила 38,7% (40,7%), портфельных – 3,0% (3,8%).

       Лидером по инвестициям в РФ в 2010 году стала  Великобритания – $40,770 млрд. Далее следуют  Нидерланды – $10,696 млрд, Германия – $10,435 млрд, Кипр – $9,003 млрд, Китай – $7,631 млрд.

       Следует активнее стремиться к привлечению  иностранных финансовых ресурсов в  форме кредитов, которые требуют  погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий  от иностранных компаний.

Информация о работе Иностранная рабочая сила в России и ее роль в развитии иностранной экономики