Иностранная рабочая сила в России и ее роль в развитии иностранной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 12:12, контрольная работа

Описание работы

Трудовая миграция была свойственна России на протяжении всей ее истории. Во времена СССР существовал жесткий контроль над процессами внешней трудовой миграции, перемещение рабочей силы осуществлялось преимущественно в рамках межправительственных соглашений, в особенности со странами социалистического лагеря. Особый акцент придавался трудовой миграции внутри страны. При помощи перемещения рабочей силы были возведены многочисленные строительные объекты являющиеся олицетворением советской эпохи.

Содержание

Иностранная рабочая сила в России и ее роль в развитии иностранной экономики……………………………………………………………………..……...…3
2. Международный опыт развития рынка интеллектуальной собственности и возможности его использования в России... ………….………………………….......7
3. Проблемы зарубежных инвестиций в РФ………………………………………..12
4. Торговые отношения РФ с Китаем………………………………………………..17
5. Этапы развития современного мирового хозяйства……………………………..23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………………23
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

мировая экономика.docx

— 127.33 Кб (Скачать)

    Министерство  образования и науки Российской Федерации

    Пермский  институт (филиал) государственного образовательного учреждения

    высшего профессионального образования

    "Российский  государственный торгово-экономический  университет"

      
     
     

    Кафедра общей экономической теории 
     
     
     
     

    Контрольная работа по курсу

    "Мировая экономика" 
     
     

                    Выполнила:

                       студентка группы МЗ-11

                       С.И. Юзеева

                       Проверила:

                       Ст. преп. Шахтарина  О.П.

                       Дата проверки _______

                       Оценка _____________

                       Подпись ____________ 
                   
                   
                   
                   
                   

2011 
 
 

Содержание 

СОДЕРЖАНИЕ…………………………………………………………………….…..2

  1. Иностранная рабочая сила в России  и ее роль в развитии иностранной экономики……………………………………………………………………..……...…3

2. Международный опыт развития рынка интеллектуальной собственности и возможности его использования в России... ………….………………………….......7

3. Проблемы зарубежных инвестиций в РФ………………………………………..12

4. Торговые  отношения РФ с Китаем………………………………………………..17

5. Этапы  развития современного мирового хозяйства……………………………..23

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………………………………23

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………………. 

  1. Иностранная рабочая сила в России  и ее роль в развитии иностранной экономики.
 

       Трудовая  миграция была свойственна России на протяжении всей ее истории. Во времена  СССР существовал жесткий контроль над процессами внешней трудовой миграции, перемещение рабочей силы осуществлялось преимущественно в  рамках межправительственных соглашений, в особенности со странами социалистического  лагеря. Особый акцент придавался трудовой миграции внутри страны. При помощи перемещения рабочей силы были возведены  многочисленные строительные объекты  являющиеся олицетворением советской  эпохи.

       Бурные  общественные перемены, произошедшие в результате распада Советского Союза, кардинально изменили социально-экономическую  и политическую ситуацию в стране, обострив тем самым проблемы внешней  трудовой миграции.

       Сегодня в Россию привлекается иностранная  рабочая сила почти из 120 стран  мира. Среди государств, откуда прибывают трудовые мигранты, более 40 стран Европы, примерно 30 государств Азии, 28 стран Африки, а также Австралия, Новая Зеландия и некоторые страны Северной и Латинской Америки.

       Изменения российского миграционного законодательства, введенные с 15 января 2007 г., ознаменовали поворот миграционной политики от запретов и ограничений в сторону расширения легитимного пространства миграции.

       В настоящее время в Российской Федерации широко обсуждается разрабатываемый  проект Концепции миграционной политики, содержащий в себе ряд «революционных», порой спорных новаций. Несомненным, однако, является то, что в современной  России иммиграция вообще, и временная  трудовая, в частности, рассматривается  как одна из долгосрочных стратегий  восполнения населения и трудовых ресурсов, что очень актуально  для страны в ближайшие десятилетия.

       Общая численность работающих на территории Российской Федерации легальных  трудовых мигрантов за период с 2005 по 2010 годы постоянно менялась. В 2005-2008 г.г. отмечалась стабильная динамика прироста их численности: в 2005 году, по сравнению  с 2004 годом, количество работающих в  России иностранцев увеличилось  примерно в 1,5 раза, в 2006 и в 2008 годы по сравнению с предшествующими - в 1,4 раза, а в «переломный» 2007 год  численность легальных трудовых мигрантов возросла по сравнению  с 2006 годом - почти в 1,7 раза.

       Негативные  последствия кризиса и достаточно жесткой, ограничительной (квотной) миграционной политики привели к тому, что в 2009 г. и 2010 г. положительная тенденция  изменилась, и после нескольких лет  роста, наблюдается снижение объемов  привлечения иностранной рабочей  силы: в 2009 г. по сравнению с 2008 г. примерно на 11%, а в минувшем 2010 г. по сравнению  с 2009 г. - еще на 13,6%.  Таким образом, общая численность иностранных  граждан, легально работавших в стране в 2010 г. составляла 1 млн. 640 тыс. человек, и впервые «спустилась» ниже уровня 2007 г. (прил. 1).

    Подавляющее большинство (стабильно не менее 84%) легальных иностранных работников за весь рассматриваемый период составляли мужчины. Удельный вес женщин в структуре  привлекаемой иностранной рабочей  силы практически не менялся. В 2005 – 2007 годы на долю женщин приходилось  от 15,8% до 15,3%, в 2008-2010 годы – примерно 14,5% от общей численности иностранных  работников.

    За  последние годы произошли существенные изменения в географии привлечения  иностранной рабочей силы. Либерализация  миграционного законодательства в 2007 году  значительным образом повлияла на структуру иностранных работников по государствам их исхода. Если в 2005 г. и 2006 г. граждане СНГ составляли 48,9% и 53% в общей численности трудовых мигрантов, соответственно, то в 2007 г. на их долю приходилось уже 67%, в 2008 г. – 2009 г. этот показатель вырос до 73% - 74%, а в 2010 г. достиг своего наивысшего значения - 76% (прил. 2).

    Однако, несмотря на такую тенденцию нельзя не понимать, что Россия уже вступила в жесткую конкурентную борьбу с  другими государствами за рабочие  руки и если российская миграционная политика не претерпит серьезных  либеральных изменений в ближайшее  время, то государство в этой борьбе, несомненно, проиграет.

    В течение всего рассматриваемого периода выделяется несколько государств, наиболее активно поставляющих работников в Российскую Федерацию. К ним  относятся Узбекистан, Таджикистан, Украина, Киргизия, Китай, Вьетнам, Турция.1

    В абсолютном отношении численность  граждан из всех государств, работающих в России, с 2005 года стабильно росла, однако темпы этого прироста были не одинаковы.

    Наиболее  высокими темпами росла численность  иностранной рабочей силы из республик  Средней Азии (Узбекистана, Таджикистана, Киргизии). В 2005 г. на долю этих трех государств приходилось 16,8% общего миграционного  потока в Россию и более 34,3% из стран  СНГ. В 2006 г. эти показатели выросли  до 23,4% и 44%, соответственно. В 2007 г. они  уже составляли 41% и 61%. По итогам 2010 года граждане этих трех государств составили  55% от числа всех легальных иностранных  работников в России и 72% от работников из СНГ (прил. 3).

    Основу  миграции (более 70%) сегодня составляют выходцы из небольших городов  и сел, в то время как в недалеком  прошлом это были жители крупных  городов, в том числе столиц.

    Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов. Почти половина приезжающих  на работу в РФ иностранных граждан  не имеют профессионального образования  и без специальной подготовки могут заниматься только неквалифицированным трудом.

    Растет  культурная дистанция между приезжающими мигрантами и российским населением. Мигранты все хуже знают русский  язык: по результатам опроса 2008 г., проведенного специалистами Центра миграционных исследований,  более 20% мигрантов считают, что им не достаточно знания языка для жизни в России. Такое же число  мигрантов вообще обходятся без общения на русском языке во время работы в России.

    Указанные тенденции усиливаются из года в год, и в дальнейшем следует ожидать их сохранения. Культурно более далекие и менее адаптивные мигранты – серьезный вызов миграционной политике, которая должна учитывать происходящие изменения. Вряд ли Российская Федерация сможет обеспечить себе какую-то «другую» миграцию. Нужно приспосабливаться к тем изменениям, которые происходят, например, выстраивать систему адаптации и интеграции трудовых мигрантов, которой практически нет в настоящее время, несмотря на созданное в 2010 г. при Федеральной миграционной службе России Управление содействия интеграции.

    Кроме того, для разработки стратегии управления миграцией важно иметь представление  о сроках, на которые мигранты приезжают  в Россию, и расставить приоритеты по поводу долгосрочной или краткосрочной  модели миграции.

    Кризис  усилил и без того ярко выраженную ориентацию российской миграционной политики на краткосрочную трудовую миграцию, что не соответствует стратегическим интересам России и препятствует эффективному замещению миграционными  ресурсами убыли трудоспособного  населения. Это противоречит реально  сложившимся моделям поведения  трудовых мигрантов – более 60% из них большую часть года проводят в России, в том числе 1/3 ориентирована  на постоянное проживание.

    Стабильно более 80% иностранных мигрантов занято в пяти основных видах экономической  деятельности (см. таблицу ниже):

    - строительстве (в 2005 - 2009 г. ежегодно - около  40% всех легальных иностранных  работников, в 2010 г. - 36%);

    - оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств,  мотоциклов, бытовых изделий (доля  трудовых мигрантов, занятых в  торговле существенно снизилась  за последние годы  – с 30,4% в 2005 г. до 16,6% в 2010 г. Это,  несомненно, вызвано принятыми Правительством  Российской Федерации мерами  по ограничению деятельности  иностранных граждан в отдельных  отраслях экономики.);

    - сельском хозяйстве (в 2010 г.  этот показатель вырос до своей  максимальной величины за всю  историю наблюдений и составил 9,1%);

    - обрабатывающих производствах (доля  занятых в этой сфере экономической  деятельности за рассматриваемый  период увеличилась практически  в 2 раза – с 6,9% в 2005 г.  до 13,5% в 2010 г.);

    - транспорте и связи (здесь ежегодно  работало около 4% всех легальных  иностранных работников, причем  практически все они – граждане  государств СНГ, среди граждан  других государств доля занятых  в этом секторе экономики была менее 1%) (прил. 4).

    География распределения легальных трудовых мигрантов по территории Российской Федерации неравномерна и во многом зависит от уровня экономического развития российских регионов. Данные за последние два года приведены на диаграмме (прил. 5).

    Основываясь на проведенном нами анализе особенностей современной иностранной трудовой миграции в России, мы пришли к следующим  выводам относительно степени ее влияния на экономику страны:

      - привлечение легальной иностранной рабочей силы оказывает благоприятное воздействие на социально-экономическое развитие России. Трудовые мигранты отчасти способствуют удовлетворению повышенного спроса рынка труда России в необходимом объеме трудовых ресурсов. Их трудовая деятельность способствует развитию предпринимательства и малого бизнеса. Иностранные работники расширяют сеть услуг для населения в области транспортного и бытового обслуживания, общественного питания, торговли и здравоохранения, что в свою очередь приводит к увеличению налогооблагаемой базы. Однако, учитывая тот, факт, что доля легально трудящихся мигрантов сегодня в структуре экономически активного населения России не превышает 4%, современная трудовая миграция в России пока не оказывает существенного влияния на экономику и рынок труда России в целом, однако более значима для отдельных региональных рынков труда. Особенно для Московского региона, Санкт-Петербурга, регионов Южного федерального округа, приграничных территорий России, а также для малонаселенных районов северных и восточных регионов страны;

Информация о работе Иностранная рабочая сила в России и ее роль в развитии иностранной экономики