Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
В современных условиях множество развитых стран связывают свое развитие с инновационным путем развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники — информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом — одна из основных задач современного развитого государства, в том числе и России.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА.
1.1 Характеристика понятия «макроэкономическая стратегия инновационного развития государства».
1.2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ.
2.1 Анализ состояния инновационного развития России.
2.2 Характеристика Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ.
3.1 Проблемы инновационного развития России.
3.2 Перспективы инновационного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
Высокие темпы роста инвестиций в основной капитал будут обеспечены за счет дополнительных капитальных вложений в транспорт, агропромышленный и машиностроительный комплексы, связь, жилищное строительство, образование и здравоохранение. Предполагается, что в указанных секторах экономики начнется реализация ряда новых проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться как за счет федерального бюджета, так и за счет внебюджетных источников.
Структурным изменениям в инвестициях будет способствовать реализация долгосрочных стратегий развития естественных монополий, а также смещение структуры производства в пользу обрабатывающей и высокотехнологичной промышленности.
Перспективы структурной перестройки промышленности и ее диверсификации определяются возможностью решения следующих задач:
- обеспечение поступательного развития нефтегазового комплекса, перехода к новым технологиям добычи и переработки топлива, а также увеличение спроса со стороны нефтегазового комплекса на отечественные машины и оборудование;
- ускорение роста высоко- и среднетехнологичных производств, а также выход на внешние и внутренние рынки с новой конкурентоспособной продукцией в ведущих машиностроительных производствах, производстве композитных и специальных материалов и изотопов, пищевой промышленности, что будет способствовать снижению импортозависимости и формированию мощного экспорта товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью;
- модернизация сырьевых производств, увеличение глубины переработки сырья, снижение энергоемкости производства (к 2020 г. прогнозируется снижение энергоемкости на 30–45 %), повышение экологичности производства и увеличение объемов экспорта при опережающих поставках на внутренний рынок. Потенциал экономического роста особенно высок в химической промышленности и промышленности строительных материалов.
Таким образом, реализация инновационного сценария в ближайшей перспективе позволит достичь уровня социально-экономического развития, характерного для развитых постиндустриальных стран.
Таким образом, результатом проведения аналитического исследования является рассмотрение теоретических аспектов, связанных с понятием «инновационное развития экономики государства», а также оценка состояния инновационной сферы России, проблем и перспектив ее развития.
На основе первой части работы можно сформировать выводы о том, что инновационная стратегия развития государства представляет собой систему долгосрочных, определяемых целью развития концептуальных установок на принятие решений, позволяющих распределять ресурсы между альтернативными траекториями развития и корректировать их распределение при изменении внешних и внутренних условий функционирования. Основной задачей инновационного менеджмента на макроуровне является выбор и использование наиболее эффективных в конкретных экономических условиях инструментов управления инновационными процессами и сосредоточение на них имеющиеся в распоряжении общества ресурсы.
Кроме того, государственное регулирование инновационной деятельности - это процесс целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы субъектов инновационной деятельности, направленный на достижение приоритетов социально-экономического развития страны и её отдельных регионов посредством практического использования новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и подходов к оказанию социальных услуг. Целью государственного регулирования инновационной деятельности в России является перевод системы общественных отношений на инновационный путь развития, на построение экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счёт расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках наукоёмкой продукции. Различают несколько стратегий государственного регулирования: активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанную.
Во второй части исследования был проведен анализ инновационного развития России, из которого следует, что из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года результатов на I этапе (2006-2007 г.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей. При этом, большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках Стратегии), а некоторые демонстрировали негативную динамику. На втором этапе (2008-2010 гг.) выполнения Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов, а большинство показателей по-прежнему не достигают даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, по отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика.
Также анализ Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года показал, что основной целью Стратегии инновационного развития экономики России до 2020 года является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития. В зависимости от рисков и возможностей в Стратегии существуют несколько вариантов развития: вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности и вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Стратегию планируется реализовать в два этапа. На I этапе (2011 – 2013гг.) планируется повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. Основной целью II этапа (2014 – 2020гг.) является повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследование и разработки.
В третьей части исследования были выявлены проблемы и рассмотрены перспективы инновационного развития России. Из данной части исследования можно сформировать выводы о том, что в современных российских условиях существуют проблемы развития инновационной сферы, к котором можно отнести: устойчивость национальных экономических систем в глобализирующемся мире; отсутствие механизмов, позволяющих наладить масштабные процессы взаимодействия и кооперации инновационной сферы; недостаточная развитость рыночных институтов и регуляторов; традиция внеэкономического регулирования, недооценка индивидуальной инициатив; невостребованность инноваций в бизнесе. И, кроме того, реализация инновационного сценария в ближайшей перспективе позволит достичь уровня социально-экономического развития, характерного для развитых постиндустриальных стран.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
Информация о работе Инновационные факторы развития экономики РФ