Инновационные факторы развития экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях множество развитых стран связывают свое развитие с инновационным путем развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники — информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом — одна из основных задач современного развитого государства, в том числе и России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА.
1.1 Характеристика понятия «макроэкономическая стратегия инновационного развития государства».
1.2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ.
2.1 Анализ состояния инновационного развития России.
2.2 Характеристика Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ.
3.1 Проблемы инновационного развития России.
3.2 Перспективы инновационного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа. Инновационные факторы развития экономики РФ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

                                    МИНОБРНАУКИ  РОССИИ

 

 

       Федеральное  государственное бюджетное образовательное  учреждение

                                 высшего профессионального образования 

 

                               Юго-Западный государственный университет

 

 

  

 

 

                                         АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА

                          ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НА  ТЕМУ:

 

    

 

 

              Инновационные факторы развития

                          экономики РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

 

 

Проверил

 

                                             

 

                                               

 

                                                           Курск 2011

 

 

                                                        СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА.           

1.1 Характеристика понятия  «макроэкономическая стратегия  инновационного развития государства».                                     

1.2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности. 

ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ  И СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ.            

2.1 Анализ состояния  инновационного развития России. 

2.2 Характеристика Стратегии  инновационного развития России  на период до 2020 года.                             

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ  ИННОВАЦИОННОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ. 

3.1 Проблемы инновационного развития России. 

3.2 Перспективы инновационного развития России. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ. 

ПРИЛОЖЕНИЯ (Документ 1, Документ 2) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ  ГОСУДАРСТВА

 

1.1 Характеристика  понятия «макроэкономическая стратегия  инновационного развития государства»

 

 

В современных условиях множество развитых стран связывают свое развитие с инновационным путем развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники — информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом — одна из основных задач современного развитого государства, в том числе и России.

Инновационная стратегия  развития государства – это система долгосрочных, определяемых целью развития концептуальных установок на принятие решений, позволяющих распределять ресурсы между альтернативными траекториями развития и корректировать их распределение при изменении внешних и внутренних условий функционирования [11, с.233].

Основной задачей инновационного менеджмента на макроуровне является выбор и использование наиболее эффективных в конкретных экономических условиях инструментов управления инновационными процессами и сосредоточение на них имеющиеся в распоряжении общества ресурсы.

Более подробный перечень задач и уровней инновационных  стратегий представлен на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Задачи и уровни инновационных стратегий

 

Кроме того, необходимость государственной поддержки НИОКР вызвана, с одной стороны, важной ролью технологического прогресса в обеспечении экономического роста, с другой — тем, что частный сектор далеко не всегда готов финансировать необходимые для поддержания конкурентоспособности НИОКР в полном объеме. Последнее обстоятельство можно объяснить многими экономическими причинами. Одна из них связана с большой неопределенностью и высоким риском при осуществлении исследований и разработок, особенно фундаментального и поискового характера. Выгода общества в целом от проведения таких НИОКР часто оказывается более очевидной, чем потенциальная прибыль конкретной частной промышленной компании, вкладывающей свои средства в проведение научных исследований и разработок.

Еще одно немаловажное обстоятельство — большие масштабы и сроки реализации некоторых исследовательских проектов, что выводит последние за пределы финансовых возможностей одной промышленной компании, даже если она ежегодно выделяет на проведение НИОКР миллиарды долларов. Кроме того, в качестве фактора, сдерживающего интерес бизнеса к новейшим достижениям науки и техники, иногда выступает отсутствие сформировавшегося рынка или наличие одного-единственного потенциального потребителя, например государства [14, с.135].

Для поддержки НИОКР  в промышленности со стороны государства в большинстве индустриальных стран обычно используется достаточно универсальный набор экономических инструментов.

Очевидно, что в разных отраслях промышленности могут превалировать  различные причины для вмешательства  или, наоборот, невмешательства государства в инновационную деятельность. Соответственно от этих причин зависят общий объем и механизмы государственной помощи.

Макроэкономическая стратегия  инновационного развития включает в  себя:

- оказание поддержки частному сектору в освоении передовых технологий, имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности на мировом рынке;

- усиление научно-технического потенциала малого и среднего бизнеса;

- совершенствование инфраструктуры НИОКР.

Следует отметить, что в значительной доли поддержкой государства в рамках макроэкономической стратегии инновационного развития пользуются стратегические отрасли, т.е. [11, с.201]:

1.  Стратегическими являются  такие отрасли промышленности, которые  благодаря созданию новых технологических  возможностей оказывают сильное позитивное воздействие на развитие многих других отраслей, промышленных фирм и конечных потребителей продукции.

2.  Стратегическими являются  отрасли, продукция которых необходима  для развития многих отраслей  экономики.

3.  Стратегическими являются отрасли промышленности, имеющие важное значение для обеспечения национальной безопасности.

Следует отметить, что приоритетной научно-технической поддержке со стороны государства в современных условиях нуждаются и многие отрасли российской промышленности.

Таким образом, инновационная стратегия  развития государства представляет собой систему долгосрочных, определяемых целью развития концептуальных установок  на принятие решений, позволяющих распределять ресурсы между альтернативными  траекториями развития и корректировать их распределение при изменении внешних и внутренних условий функционирования. Основной задачей инновационного менеджмента на макроуровне является выбор и использование наиболее эффективных в конкретных экономических условиях инструментов управления инновационными процессами и сосредоточение на них имеющиеся в распоряжении общества ресурсы.

 

1.2 Роль государства  в регулировании инновационной  деятельности

 

 

Государственное регулирование инновационной  деятельности - это процесс целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы субъектов инновационной деятельности, направленный на достижение приоритетов социально-экономического развития страны и её отдельных регионов посредством практического использования новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и подходов к оказанию социальных услуг.

Классификация государственного регулирования  по уровню и формам воздействия представлены на рисунке 2 [13, с.155].

Рисунок 2. Классификация  государственного регулирования по уровню и формам воздействия

 

Рассмотрим более подробно различные виды государственного регулирования, представленные на рисунке 2.

При осуществлении стратегии  активного вмешательства государство признаёт научную и инновационную деятельность главными и определяющими факторами экономического роста. Следование данной стратегии предполагает существенные изменения в законодательстве и во внешней политике государства. В странах, придерживающихся данной стратегии (Япония, Франция, Нидерланды и др.), наблюдаются тесные связи между органами государственного управления, наукой и товаропроизводителями.

Стратегия децентрализованного  регулирования (США, Великобритания и  др.) предусматривает более сложный  механизм участия государства в научной и инновационной деятельности. Государство, избравшее эту стратегию, сохраняет значительное влияние, но при этом отсутствуют жёсткие директивные связи, характерные для стратегии активного вмешательства.

Смешанная стратегия используется в странах (например, в Швеции), где в экономике значительную часть составляет государственный сектор, и государство заинтересовано в поддержании его высокой конкурентоспособности на национальном и мировом рынках. В этом случае по отношению к госсектору государство придерживается стратегии активного вмешательства, а по отношению к остальным хозяйствующим субъектам - стратегии децентрализованного регулирования.

Государственное регулирование  инновационной деятельности направлено, прежде всего, на формирование высокоэффективной, восприимчивой к нововведениям экономики, основанной на знаниях, развивающей конкурентоспособное наукоёмкое производство на базе достижений науки, техники и технологий.

Целью государственного регулирования инновационной деятельности в России является перевод системы общественных отношений на инновационный путь развития, на построение экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счёт расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках наукоёмкой продукции [8, с.66].

Мероприятия по организации и регулированию инновационной деятельности на современном этапе развития экономики России, а также основные задачи государственного регулирования представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Мероприятия по организации и регулированию инновационной деятельности и основные задачи государственного регулирования

Мероприятия и задачи

Мероприятия по организации и регулированию  инновационной деятельности

1

формирование       нормативно-правовой      базы,       благоприятной      для инновационной  деятельности   в  целях  вовлечения  результатов  научных исследований в гражданско-правовой оборот, прежде всего в области охраны, распоряжения и использования прав на интеллектуальную собственность, созданную за счёт бюджетных средств

2

построение     развитой     инфраструктуры     поддержки     инновационной деятельности и передачи полученных результатов научных  исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг

3

создание механизмов финансирования инновационного цикла с переходом  от бюджетного    финансирования    к    привлечению    частных    средств    в высокотехнологичные инновационные проекты по мере продвижения результатов   научно-технической   деятельности  к  рынку,  включая создание институтов стартового финансирования, инновационных проектов, развитие системы венчурного инвестирования


 

Продолжение таблицы 1

Основные задачи государственного регулирования

1

обеспечение   научно-технологической   и   инновационной   безопасности страны

2

стимулирование    инициативы    и    предприимчивости    отечественных исследователей,    разработчиков    и    производителей   инновационного продукта,    включая    развитие    малого    и    среднего    инновационного предпринимательства,     повышение     престижа     предпринимательской деятельности в высокотехнологичной сфере

3

создание   механизмов   стимулирования   инновационной   деятельности научно-исследовательских организаций интегрированных и корпоративных структур

4

внедрение      международных     стандартов      качества,      сертификации инновационного   продукта,   включая   международные   соглашения и стандарты  в  сфере  защиты экологической  системы,  для обеспечения условий полноправного вступления во Всемирную торговую организацию с учетом национальных интересов Российской Федерации

5

формирование   и  развитие   отечественного   рынка  научно-технической продукции (услуг) с высокой долей добавленной стоимости и глубокой степенью переработки

6

развитие сегмента фондового рынка, связанного с ценными бумагами высокотехнологичных  компаний

7

развитие системы подготовки и  переподготовки кадров для инновационной деятельности,       повышение       уровня       инвестиционной       культуры предпринимателей

8

развитие международного сотрудничества с зарубежными странами

Информация о работе Инновационные факторы развития экономики РФ