Инновационные факторы развития экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях множество развитых стран связывают свое развитие с инновационным путем развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники — информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом — одна из основных задач современного развитого государства, в том числе и России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА.
1.1 Характеристика понятия «макроэкономическая стратегия инновационного развития государства».
1.2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ.
2.1 Анализ состояния инновационного развития России.
2.2 Характеристика Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ.
3.1 Проблемы инновационного развития России.
3.2 Перспективы инновационного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа. Инновационные факторы развития экономики РФ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

Для достижения целей социально-экономического и  научно-технического развития государство использует различные методы, которые образуют инструментарий государственного регулирования инновационной деятельности. Различают следующие основные элементы системы государственного регулирования инновационной деятельности:

- экономические,      связанные     с     формированием      благоприятных экономических условий для развития инновационной деятельности посредством финансовой, кредитной, налоговой, бюджетной политики и т.п.;

- организационные,  позволяющие добиться чёткой  регламентации всех процедур, связанных с созданием, функционированием и развитием субъектов инновационной деятельности;

- социально-психологические,  направленные на увеличение мотивации  и создание  благоприятного  психологического  климата для  субъектов инновационной деятельности.

Таким образом, государственное регулирование инновационной деятельности - это процесс целенаправленного воздействия органов государственного управления на экономические интересы субъектов инновационной деятельности, направленный на достижение приоритетов социально-экономического развития страны и её отдельных регионов посредством практического использования новых или усовершенствованных продуктов, технологических процессов и подходов к оказанию социальных услуг. Целью государственного регулирования инновационной деятельности в России является перевод системы общественных отношений на инновационный путь развития, на построение экономики, основанной на знаниях, способной обеспечить устойчивую динамику экономического роста в стране за счёт расширения выпуска конкурентоспособной на внутреннем и мировом рынках наукоёмкой продукции. Различают несколько стратегий государственного регулирования: активного вмешательства, децентрализованного регулирования и смешанную.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ

 

2.1 Анализ состояния  инновационного развития России

 

 

На основе данных, представленных в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года, проанализируем состояния инновационного развития России [1].

Из данных, представленных в Стратегии инновационного развития следует, что за последние годы значительно увеличено финансирование науки за счет средств государства – как в части фундаментальной науки (в 1,6 раза за период 2007-2009 гг.), так и в части прикладных разработок, в том числе через механизм федеральных целевых программ, через государственные фонды финансирования науки. Создана современная система институтов развития в сфере инноваций, включающая институты предпосевного и посевного финансирования, венчурные фонды с государственным участием (через ОАО «Российская венчурная компания»), Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), Государственную корпорацию «Роснанотех», поддерживающую проекты в сфере нанотехнологий.

Значительные усилия предприняты в стимулировании исследовательской деятельности и инновационного развития в высшем образовании. Реализована финансовая поддержка инновационных программ 57 вузов (в 2005-2008 гг. на эти цели было выделено 30 млрд. рублей), почти трем десяткам университетов на конкурсной основе был присвоен статус национальных исследовательских университетов, получателям которого выделены средства на реализацию программ развития, включая создание инновационной инфраструктуры, развитие исследовательской деятельности (в 2009-2010 годах на все программы развития было выделено 8,42 млрд. рублей, всего на данный момент статусом НИУ обладают 29 ведущих российских вузов). Реализуются меры по привлечению к исследовательской работе в российских вузах ученых с мировым именем, по поддержке кооперации вузов с предприятиями, дальнейшему развитию вузовской инновационной инфраструктуры (на эти цели из федерального бюджета в течение трех лет с 2010 по 2012 годы будет выделено 90 млрд. рублей).

Начата работа по формированию национальных исследовательских центров (на базе Курчатовского института создан первый такой центр). Сформирована инфраструктура поддержки инновационной деятельности – технико-внедренческие особые экономические зоны, предусматривающие значительные льготы инновационным компаниям, технопарки, бизнес-инкубаторы при вузах, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования уникальным оборудованием и др. Начата на конкурсной основе поддержка создания и развития инновационных кластеров.

Положено начало созданию новой российской «территории инноваций» в подмосковном Сколково, где создается беспрецедентный правовой режим, минимизирующий административные барьеры и налоговое бремя для компаний-резидентов.

Создается система софинансирования государством инновационных проектов частных компаний – через управляющую организацию проекта Сколково, а также, в перспективе, через Российский фонд технологического развития после его  реорганизации. В отношении компаний с государственным участием формируется система поддержки разработки и реализации ими программ инновационного развития.

Следует также отметить, что в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Низка не только доля инновационно активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9% (аналогичный показатель в Швеции 5,5%, в Германии – 4,7%).

В целом расходы российских компаний на НИОКР (в процентах к  ВВП) значительно ниже и чем в  странах – инновационных лидерах, и чем в странах «второго эшелона», и составляют 1,04% в России по сравнению с 2,5-4,5% в среднем в странах - инновационных лидерах и 1,5-2,5% в странах «второго эшелона».

На протяжении 2000-2009гг внутренние затраты на исследования и разработки в РФ в абсолютных цифрах неуклонно возрастали, и увеличились с 48 млрд. рублей в 1999 году до 485,8 млрд. рублей в 2009 году. В итоге Россия входит в первую десятку ведущих стран мира по общему объему таких затрат, хотя и существенно отстает от лидеров по такому показателю как доля затрат исследования и разработки в ВВП (1,24% по сравнению с 2,77% в США, 2,64% в Германии и 4,86% в Израиле). Росло финансирование всех видов исследований: например, объем затрат на исследования и разработки в вузах, с 2002 по 2009 год вырос с 5,4 млрд. руб. до 30,8 млрд. руб. В итоге, если по такому показателю, как объем расходов на исследования и разработки в расчете на душу населения Россия в начале 2000х отставала от всех высокоразвитых государств и многих стран Восточной Европы, то концу десятилетия этот разрыв удалось если не преодолеть, то существенно сократить. (В случае с Чехией, например, разрыв сократился с троекратного до двукратного).

По абсолютным масштабам  своего исследовательского сектора  Россия по-прежнему занимает одно из ведущих мест в мире, уступая лишь Китаю, США и Японии. Однако по числу исследователей на 1000 занятых в экономике Россия уступает более чем двадцати государствам, в том числе Финляндии, Франции, Германии, США Японии и др. Рост общих объемов финансирования, с одной стороны, и сокращение численности исследователей, с другой, способствовали заметному повышению уровня внутренних затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя в России, достигших уже к 2009 г. 60,1 тыс. долл. США (по ППС). По этому показателю наметилось сокращение отставания России от ведущих стран мира, хотя оно остается значительным: от Китая – в 1,3 раза, от Франции – в 3,3 раза, от США – в 4,4 раза).

Таким образом, в целом  можно из анализа отметить, что  из запланированных в Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года результатов на I этапе (2006-2007 г.) достигнуто лишь менее трети от запланированных показателей. При этом, большинство показателей оказались ниже предусмотренных инерционным сценарием (не учитывающим мероприятия, проводимые в рамках Стратегии), а некоторые демонстрировали негативную динамику. На втором этапе (2008-2010 гг.) выполнения Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации до 2015 года средний уровень достижения запланированных показателей составил около 40 процентов, а большинство показателей по-прежнему не достигают даже уровня, предусмотренного инерционным сценарием, по отдельным ключевым показателям сохраняется негативная динамика.

 

2.2 Характеристика  Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года

 

           Охарактеризуем основные элементы Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года. Целью Стратегии является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития, который характеризуются показателями, представленными в таблице 2 [1].

 

Таблица 2 – Основные показатели достижения цели Стратегии  инновационного развития

Показатель

По состоянию на 2009 года

Планируемое значение

1

Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации

10,4%

40-50%


Продолжение таблицы 2

2

Доля России на мировых рынках высокотехнологичных  товаров и услуг

-

<7-10%

3

Удельный вес экспорта российских высокотехнологичных товаров в  общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных  товаров

0,35%

До 2%

4

Валовая добавленная стоимость  инновационного сектора в ВВП

11,8%

17 – 20%

5

Удельный вес инновационной  продукции в общем объеме промышленной продукции

12,4%

25 – 35%

6

Внутренние затраты на исследование и разработки

1,24% от ВВП

2,5 – 3% от ВВП

7

Доля российских исследователей в  общемировом числе публикация в  научных журналах

2,48%

5%

8

Средняя цитируемость научных работ  российских исследователей

-

До 5 ссылок на статью

9

Количество патентов, ежегодно регистрируемых российскими физическими и юридическими лицами в патентных ведомствах ЕС, США и Японии

63

2500 – 3000

10

Доля средств на научные исследования, проводимые в ВУЗах, в общем объеме средств, направляемых на научные исследования

-

30%


 

Также следует отметить, что общий экономический рост и темпы инновационного развития при этом будут все более взаимосвязаны. С одной стороны, инновационное развитие превратится в основной источник экономического роста через повышение прозводительности всех факторов производства во всех секторах экономики, расширение рынков и повышение конкурентоспособности продукции, через создание новых отраслей, наращивание инвестиционной активности, роста доходов населения и объемов потребления и т.д.

По оценкам, инновационное  развитие обеспечит дополнительные 0,8 процентных пункта ежегодного экономического роста сверх «инерционного» сценария развития, начиная с 2015 года. С другой стороны, экономический рост расширит возможности для появления новых продуктов и технологий, позволит государству увеличить инвестиции в человеческий капитал (прежде всего, в образование и фундаментальную науку), в поддержку инноваций, что окажет мультиплицирующее воздействие на темпы инновационного развития.

Также следует отметить, что целевые индикаторы реализации Стратегии представлены в приложении 1.

Основные задачи Стратегии  инновационного развития России до 2020 года представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Основные задачи Стратегии инновационного развития России до 2020 года

Основные задачи

1

Наращивание человеческого потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций

2

Резкое, кратное повышение инновационной  активности существующего бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний

3

Повышение «инновационности» государства  – максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций

4

Формирование сбалансированного, устойчиво развивающегося сектора  исследований и разработок, имеющего оптимальную институциональную  структуру, обеспечивающего расширенное  воспроизводство знаний, конкурентоспособного на мировом рынке, радикальное повышение эффективности и результативности «проводящей» инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научных исследований

5

Повышение открытости национальной инновационной системы и экономики, степени интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений, расширения двухстороннего и многостороннего международного сотрудничества

Информация о работе Инновационные факторы развития экономики РФ