Инновационные факторы развития экономики РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа

Описание работы

В современных условиях множество развитых стран связывают свое развитие с инновационным путем развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники — информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом — одна из основных задач современного развитого государства, в том числе и России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА.
1.1 Характеристика понятия «макроэкономическая стратегия инновационного развития государства».
1.2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ.
2.1 Анализ состояния инновационного развития России.
2.2 Характеристика Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ.
3.1 Проблемы инновационного развития России.
3.2 Перспективы инновационного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Работа содержит 1 файл

Аналитическая работа. Инновационные факторы развития экономики РФ.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

 

В Стратегии инновационного развития России до 2020 года предполагается 3 варианта инновационного развития страны в связи с имеющимися рисками и возможностями риска:

1. Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Этот вариант предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов.

2. Вариант догоняющего  развития и локальной технологической  конкурентоспособности. Этот вариант ориентируется не только на перевооружение экономики на основе импортных технологий, но и на локальное (точечное) стимулирование развития отечественных разработок.

3. Вариант достижения  лидерства в ведущих научно-технических  секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Он характеризуется значимыми усилиями государства по модернизации сектора НИОКР и фундаментальной науки, значительным повышением их эффективности, концентрацией усилий на прорывных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение отечественных разработок и улучшить позиции России на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг.

Этапы реализации Стратегии и цели этапов представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 –  Этапы реализации Стратегии и цели этапов

Этап

Цель

I этап (2011 – 2013гг.)

Повышение восприимчивости бизнеса  и экономики в целом к инновациям

II этап (2014 – 2020гг.)

Повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки


 

Основные мероприятия  по реализации Стратегии представлены в приложении 2.

Таким образом, основной целью Стратегии инновационного развития экономики России до 2020 года является перевод к 2020 году экономики  России на инновационный путь развития. В зависимости от рисков и возможностей в Стратегии существуют несколько вариантов развития: вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности и вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Стратегию планируется реализовать в два этапа. На I этапе (2011 – 2013гг.) планируется повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. Основной целью II этапа (2014 – 2020гг.) является повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследование и разработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

 

3.1 Проблемы  инновационного развития России

 

 

Одной из актуальных проблем в мировой экономике является устойчивость национальных экономических систем в глобализирующемся мире. Россия в условиях глобализации встает перед выбором пути устойчивого развития. Учитывая особенности России, традиции и высокий потенциал образования и науки, очень важно в условиях глобализации принять сценарий ее развития с учетом фактора, способствующего устойчивому развитию.

Следует отметить, что в современных  условиях государство выступает  в роли не только партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. Кроме  того, одной из современных проблем является отсутствие механизмов, позволяющих наладить масштабные процессы взаимодействия и кооперации этих двух сфер, поскольку нет первичной основы для достаточно значимой мотивации экономических агентов в производстве к инновациям, а в научно исследовательской сфере – к прикладной деятельности, ориентированной на создание инновационного потенциала для промышленности. Современное российское общество переходит к инновационному типу развития, в котором нужно создать такую инновационную культуру, организационные изменения в которой могли бы осуществляться почти ежегодно [3, с.76].

Следует также отметить, что инновационный процесс в  современной России развивается  в противоречивых условиях. С одной  стороны, необходимость обеспечения  экономической безопасности и независимости страны, конкурентоспособности на мировом рынке делает инновационную сферу приоритетной. С другой стороны, недостаточная развитость рыночных институтов и регуляторов, традиция внеэкономического регулирования, недооценка индивидуальной инициатив и т.д. может значительный образом влияет на инновационной развития экономики.

Выполнение задач по достижению целей инновационного развития должно решаться созданием конкурентоспособных  предприятий реального сектора  экономики и государственной поддержки экспорта отечественной инновационной продукции. Необходимо отметить и важную роль прямого и косвенного государственного регулирования инновационной сферы.

Однако следует отметить, что, несмотря на принятые решения, до сих пор не разработан механизм взаимодействия, согласования и координации общегосударственных и региональных интересов в области инновационного развития, отсутствует нормативно-правовая база дальнейшего развития малых инновационных предприятий различных форм собственности и их государственной поддержки.

Анализ отечественного и зарубежного опыта показывает, что эффективная роль государства  во взаимодействии субъекта в инновационной  системе во многом зависит от решения  следующих задач [6, с.45]:

1. Появление у предприятий  стимула к инновациям. Для этого должна быть создана конкурентная среда, выбраковывающая неэффективного собственника.

2. Организация самого  процесса производства знаний, создающего  условия для долговременного  развития в современной мире. Требуется адекватная система оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого ими научного результата.

3. Формирование инфраструктуры  инновационного взаимодействия  между наукой, бизнесом и государством. Прежде всего, необходима разработка  институциональных инструментов этого взаимодействия.

4. Содействие трансферу  технологий путем не только  непосредственной передачи неовеществленных  технологий (особенно важны вопросы  передачи промышленной собственности), но и путем установления четкой  и целенаправленной регламентации  соответствующих процедур и финансовых взаиморасчетов.

5. Формирование мотивации  и инфраструктуры для возникновения  кооперативных отношений в исследованиях  и разработках между частным  сектором (производством) и государственных  научно-техническим сектором. Это наиболее важная задача для обеспечения технологического развития страны в перспективе.

6. Повышение образовательного  уровня менеджмента и облегчение  доступа к необходимой информации. При этом важно формировать  у производителя способность  к перениманию чужого опыта и технологий (только за счет собственных новаций нельзя решить задачи перевооружения предприятий и возникновения у них инноваций).

Для решения поставленных задач необходима дальнейшая разработка инновационной и экономической  политики, направленной на развитие программы стратегического партнерства между государственными организациями, ведущими исследования и разработки, и промышленностью. В случаях прямого вовлечения государства в процесс инвестирования там, где это не противоречит государственным функциям, целесообразно организовывать инвестирование исследований и разработок совместно с частным сектором.

Также следует отметить, что одной из проблем инновационного развития экономики России является невостребованность инноваций в  бизнесе. В современных российских условиях используется лишь 8 – 10% инновационных идей и проектов (в США – 62%, в Японии – 95%). Более 70% всех изобретений нацелено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих, в основном устаревших, видов техники и технологий. Кроме того, только 1/3 создаваемых образцов новых типов машин и оборудования обладает охранными документами на промышленную и интеллектуальную собственность, 75% не имеют сертификатов качества и безопасности.

Кроме того, в настоящее  время отсутствует действенный контроль за соблюдением правил добросовестной и свободной конкуренции на основе преимуществ технического прогресса.

Переход на инновационный  путь развития экономики сдерживается рядом ограничителей:

- сохранение административно-бюрократических барьеров, подрывающих внутренний спрос на инновационный продукт;

- традиционное занижение  стоимости рабочей силы, особенно  высшей квалификации;

- отсутствие оптимизма  у инвесторов. Альтернативой инновационной  сферы российской экономике, которая предполагает получение прибыли в долгосрочной перспективе, является теневая экономика, охватывающая только в малом бизнесе до 40% объема продукции, услуг и оборота и в результате уклонения от налогов и занятиями более простыми видами деятельности позволяет получить более высокую норму прибыли.

Таким образом, в современных  российских условиях существуют проблемы развития инновационной сферы, к  котором можно отнести: устойчивость национальных экономических систем в глобализирующемся мире; отсутствие механизмов, позволяющих наладить масштабные процессы взаимодействия и кооперации инновационной сферы; недостаточная развитость рыночных институтов и регуляторов; традиция внеэкономического регулирования, недооценка индивидуальной инициатив; невостребованность инноваций в бизнесе.

 

3.2 Перспективы  инновационного развития России

 

 

Инновационный сценарий развития России предполагает использование  конкурентных преимуществ как в  традиционных секторах (энергетика, транспорт  и аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, что приведет к повышению эффективности человеческого капитала, развитию высоко- и среднетехнологичных производств и превращению инновационных факторов в основной источник экономического роста.

В Концепции долгосрочного  социально-экономического развития Российской Федерации предполагается, что темпы роста экономики до 2020 г. составят 106,5 % в год, реализация инновационного сценария позволит достичь уровня социально-экономического развития, характерного для развитых постиндустриальных стран за счет [10, с.20]:

- развития и реализации сравнительных преимуществ экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

- динамики развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;

- интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда;

- динамики развития транспортной и энергетической инфраструктуры;

- интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;

- интеграции евро-азиатского экономического пространства.

Объем валового внутреннего  продукта к 2020 г. может увеличиться в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 г., реальные располагаемые денежные доходы населения – в 2,6 раза, уровень бедности может сократиться до 6,2 %.

Инновационный путь развития отличается повышенной устойчивостью  к возможному падению мировых  цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики. В случае более низких цен на нефть (в среднем за прогнозный период на 20 долл. США за баррель) темпы роста валового внутреннего продукта будут ниже в среднем на 0,5 %. В случае более высоких цен на нефть (в среднем за прогнозный период на 35–40 долл. США за баррель) темпы роста валового внутреннего продукта будут выше на 0,3–0,4 %.

Инновационное развитие экономики России будет сопровождаться актив-

ными структурными сдвигами, поддерживаемыми значительным повышением эффективности использования ресурсов. Доля инновационного сектора в валовом внутреннем продукте повысится с 10,9 % в 2007 г. до 18 % в 2020 г. (в ценах 2007 г.) при снижении доли нефтегазового сектора с 18,7 % до 11 %.

Такое изменение структуры  экономики будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (за счет всех источников финансирования) – до 2,2 % валового внутреннего продукта в 2015 г. и 3 % валового внутреннего продукта в 2020 г., на образование – до 6,4 % валового внутреннего продукта в 2015 г. и 7 % валового внутреннего продукта в 2020 г. (в т. ч. государственные расходы достигают 5,5 % валового внутреннего продукта). При этих параметрах развития экономики знаний Россия становится не только достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, но и обеспечивается комплексным развитием национальной инновационной системы. Развитие сектора социальных услуг на принципах частно-государственного партнерства, обеспечивающего рост доли частных и автономных учреждений в сфере социальных услуг для населения, также окажет позитивное влияние на качество экономического роста.

Развитие экономики  до 2020 г. характеризуется динамичным ростом внутреннего инвестиционного и потребительского спроса при одновременном замедлении роста топливно-сырьевого экспорта.

Инновационное развитие экономики опирается на более  высокие темпы роста инвестиций в основной капитал и обновления основных фондов, которые в течение  прогнозного периода поддерживаются всеми финансовыми инструментами. В 2008–2020 гг. среднегодовой прирост объемов инвестиций в основной капитал составит 11 %. В результате объем инвестиций в основной капитал возрастет к 2020 г. в 4 раза по сравнению с уровнем 2007 г. (при норме накопления основного капитала 32–35 % валового внутреннего продукта).

Информация о работе Инновационные факторы развития экономики РФ