Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 19:52, курсовая работа
В современных условиях множество развитых стран связывают свое развитие с инновационным путем развития, характеризующийся более широким использованием в промышленности, народном хозяйстве в целом новейших достижений науки и техники — информационных технологий, биотехнологий, новых материалов, ресурсо- и природосберегающих технологий. Поэтому повышение инновационной восприимчивости предприятий, экономики в целом — одна из основных задач современного развитого государства, в том числе и России.
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ГОСУДАРСТВА.
1.1 Характеристика понятия «макроэкономическая стратегия инновационного развития государства».
1.2 Роль государства в регулировании инновационной деятельности.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ.
2.1 Анализ состояния инновационного развития России.
2.2 Характеристика Стратегии инновационного развития России на период до 2020 года.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ РОССИИ.
3.1 Проблемы инновационного развития России.
3.2 Перспективы инновационного развития России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.
В Стратегии инновационного развития России до 2020 года предполагается 3 варианта инновационного развития страны в связи с имеющимися рисками и возможностями риска:
1. Вариант инерционного импортоориентированного технологического развития. Этот вариант предполагает отсутствие масштабных целенаправленных усилий, нацеленных на инновационное развитие, фокусирование политики в основном на поддержании макроэкономической стабильности и низких параметров бюджетных расходов на науку, инновации и инвестиции в человеческий капитал. Инновационная политика проводится в основном через общие меры по развитию институтов, формированию благоприятного делового климата, а также через меры организационного содействия, не требующие значительных расходов.
2. Вариант догоняющего
развития и локальной
3. Вариант достижения
лидерства в ведущих научно-
Этапы реализации Стратегии и цели этапов представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Этапы реализации Стратегии и цели этапов
Этап |
Цель |
I этап (2011 – 2013гг.) |
Повышение восприимчивости бизнеса
и экономики в целом к |
II этап (2014 – 2020гг.) |
Повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки |
Основные мероприятия по реализации Стратегии представлены в приложении 2.
Таким образом, основной целью Стратегии инновационного развития экономики России до 2020 года является перевод к 2020 году экономики России на инновационный путь развития. В зависимости от рисков и возможностей в Стратегии существуют несколько вариантов развития: вариант инерционного импортоориентированного технологического развития, вариант догоняющего развития и локальной технологической конкурентоспособности и вариант достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах и фундаментальных исследованиях соответствует долгосрочным целям и задачам, обозначенным в Концепции долгосрочного развития. Стратегию планируется реализовать в два этапа. На I этапе (2011 – 2013гг.) планируется повышение восприимчивости бизнеса и экономики в целом к инновациям. Основной целью II этапа (2014 – 2020гг.) является повышение доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследование и разработки.
ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ
3.1 Проблемы инновационного развития России
Одной из актуальных проблем в мировой экономике является устойчивость национальных экономических систем в глобализирующемся мире. Россия в условиях глобализации встает перед выбором пути устойчивого развития. Учитывая особенности России, традиции и высокий потенциал образования и науки, очень важно в условиях глобализации принять сценарий ее развития с учетом фактора, способствующего устойчивому развитию.
Следует отметить, что в современных условиях государство выступает в роли не только партнера, располагающего значительными ресурсами, но и организатора, регулятора институциональной основы инновационных взаимодействий. Кроме того, одной из современных проблем является отсутствие механизмов, позволяющих наладить масштабные процессы взаимодействия и кооперации этих двух сфер, поскольку нет первичной основы для достаточно значимой мотивации экономических агентов в производстве к инновациям, а в научно исследовательской сфере – к прикладной деятельности, ориентированной на создание инновационного потенциала для промышленности. Современное российское общество переходит к инновационному типу развития, в котором нужно создать такую инновационную культуру, организационные изменения в которой могли бы осуществляться почти ежегодно [3, с.76].
Следует также отметить, что инновационный процесс в современной России развивается в противоречивых условиях. С одной стороны, необходимость обеспечения экономической безопасности и независимости страны, конкурентоспособности на мировом рынке делает инновационную сферу приоритетной. С другой стороны, недостаточная развитость рыночных институтов и регуляторов, традиция внеэкономического регулирования, недооценка индивидуальной инициатив и т.д. может значительный образом влияет на инновационной развития экономики.
Выполнение задач по достижению целей инновационного развития должно решаться созданием конкурентоспособных предприятий реального сектора экономики и государственной поддержки экспорта отечественной инновационной продукции. Необходимо отметить и важную роль прямого и косвенного государственного регулирования инновационной сферы.
Однако следует отметить, что, несмотря на принятые решения, до сих пор не разработан механизм взаимодействия, согласования и координации общегосударственных и региональных интересов в области инновационного развития, отсутствует нормативно-правовая база дальнейшего развития малых инновационных предприятий различных форм собственности и их государственной поддержки.
Анализ отечественного
и зарубежного опыта
1. Появление у предприятий стимула к инновациям. Для этого должна быть создана конкурентная среда, выбраковывающая неэффективного собственника.
2. Организация самого процесса производства знаний, создающего условия для долговременного развития в современной мире. Требуется адекватная система оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого ими научного результата.
3. Формирование инфраструктуры
инновационного взаимодействия
между наукой, бизнесом и государством.
Прежде всего, необходима
4. Содействие трансферу
технологий путем не только
непосредственной передачи
5. Формирование мотивации
и инфраструктуры для
6. Повышение образовательного
уровня менеджмента и
Для решения поставленных задач необходима дальнейшая разработка инновационной и экономической политики, направленной на развитие программы стратегического партнерства между государственными организациями, ведущими исследования и разработки, и промышленностью. В случаях прямого вовлечения государства в процесс инвестирования там, где это не противоречит государственным функциям, целесообразно организовывать инвестирование исследований и разработок совместно с частным сектором.
Также следует отметить, что одной из проблем инновационного развития экономики России является невостребованность инноваций в бизнесе. В современных российских условиях используется лишь 8 – 10% инновационных идей и проектов (в США – 62%, в Японии – 95%). Более 70% всех изобретений нацелено на поддержание или незначительное усовершенствование существующих, в основном устаревших, видов техники и технологий. Кроме того, только 1/3 создаваемых образцов новых типов машин и оборудования обладает охранными документами на промышленную и интеллектуальную собственность, 75% не имеют сертификатов качества и безопасности.
Кроме того, в настоящее время отсутствует действенный контроль за соблюдением правил добросовестной и свободной конкуренции на основе преимуществ технического прогресса.
Переход на инновационный путь развития экономики сдерживается рядом ограничителей:
- сохранение административно-
- традиционное занижение стоимости рабочей силы, особенно высшей квалификации;
- отсутствие оптимизма
у инвесторов. Альтернативой инновационной
сферы российской экономике,
Таким образом, в современных российских условиях существуют проблемы развития инновационной сферы, к котором можно отнести: устойчивость национальных экономических систем в глобализирующемся мире; отсутствие механизмов, позволяющих наладить масштабные процессы взаимодействия и кооперации инновационной сферы; недостаточная развитость рыночных институтов и регуляторов; традиция внеэкономического регулирования, недооценка индивидуальной инициатив; невостребованность инноваций в бизнесе.
3.2 Перспективы инновационного развития России
Инновационный сценарий развития России предполагает использование конкурентных преимуществ как в традиционных секторах (энергетика, транспорт и аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний, что приведет к повышению эффективности человеческого капитала, развитию высоко- и среднетехнологичных производств и превращению инновационных факторов в основной источник экономического роста.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предполагается, что темпы роста экономики до 2020 г. составят 106,5 % в год, реализация инновационного сценария позволит достичь уровня социально-экономического развития, характерного для развитых постиндустриальных стран за счет [10, с.20]:
- развития и реализации сравнительных преимуществ экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;
- динамики развития институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность и конкурентоспособность компаний;
- интенсивности инновационного обновления обрабатывающих производств и динамики производительности труда;
- динамики развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
- интенсивности повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса;
- интеграции евро-азиатского экономического пространства.
Объем валового внутреннего продукта к 2020 г. может увеличиться в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 г., реальные располагаемые денежные доходы населения – в 2,6 раза, уровень бедности может сократиться до 6,2 %.
Инновационный путь развития отличается повышенной устойчивостью к возможному падению мировых цен на нефть и сырьевые товары, а также к общему ухудшению мировой динамики. В случае более низких цен на нефть (в среднем за прогнозный период на 20 долл. США за баррель) темпы роста валового внутреннего продукта будут ниже в среднем на 0,5 %. В случае более высоких цен на нефть (в среднем за прогнозный период на 35–40 долл. США за баррель) темпы роста валового внутреннего продукта будут выше на 0,3–0,4 %.
Инновационное развитие экономики России будет сопровождаться актив-
ными структурными сдвигами,
поддерживаемыми значительным повышением
эффективности использования
Такое изменение структуры экономики будет обеспечиваться ростом инновационной активности и поддерживаться повышением расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (за счет всех источников финансирования) – до 2,2 % валового внутреннего продукта в 2015 г. и 3 % валового внутреннего продукта в 2020 г., на образование – до 6,4 % валового внутреннего продукта в 2015 г. и 7 % валового внутреннего продукта в 2020 г. (в т. ч. государственные расходы достигают 5,5 % валового внутреннего продукта). При этих параметрах развития экономики знаний Россия становится не только достаточно конкурентоспособной по сравнению с европейскими и азиатскими партнерами, но и обеспечивается комплексным развитием национальной инновационной системы. Развитие сектора социальных услуг на принципах частно-государственного партнерства, обеспечивающего рост доли частных и автономных учреждений в сфере социальных услуг для населения, также окажет позитивное влияние на качество экономического роста.
Развитие экономики до 2020 г. характеризуется динамичным ростом внутреннего инвестиционного и потребительского спроса при одновременном замедлении роста топливно-сырьевого экспорта.
Инновационное развитие
экономики опирается на более
высокие темпы роста инвестиций
в основной капитал и обновления
основных фондов, которые в течение
прогнозного периода
Информация о работе Инновационные факторы развития экономики РФ