Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа
Раночная инфраструктура: понятие, содержание, элементы.
Введение
1. Понятие инфраструктуры рынка
1.1 Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений
1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка
1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры
2. Основные элементы рыночной инфраструктуры в России
3. Проблемы формирования инфраструктуры рыночной экономики России и пути их решения
Заключение
Список литературы
Рисунок 4 – Элементы рыночной инфраструктуры
Рынок товаров и услуг — обеспечивает закупку сырьевых ресурсов, материалов, комплектующих, услуг производственного и непроизводственного назначения, а также обмен готовой продукцией между предприятиями и индивидами. Этот рынок представляют товарные биржи, предприятия оптовой и розничной торговли, ярмарки, аукционы, информационно — консалтинговые и рекламные фирмы, маркетинговые и посреднические компании, сервисные службы и т.д. Деятельность всех этих элементов инфраструктуры товарного рынка заполняет экономическое пространство, своеобразными полюсами которого являются потребители и производители. Основная функция инфраструктуры товарного рынка заключается в обеспечении взаимосвязи друг с другом всех сфер общественного производства. Инфраструктура обеспечивает движение товарных потоков в отраслевых и региональных направлениях, организует заключение контрактов на поставку продукции и обслуживание потребителей. Элементы этой инфраструктуры обладают очень важным свойством — быстро реагировать на сигналы спроса. Это позволяет рынку поддерживать необходимое равновесие в экономике, оперативно справляться с возникающими диспропорциями и дефицитами.
Одним из традиционных элементов инфраструктуры является биржа. На бирже торгуют товарами, ценными бумагами и валютой. Первоначально возникла биржевая торговля товарами, затем появилась купля-продажа ценных бумаг, или фондовых ценностей, и возникла биржа, которая получила название фондовой. В некоторых странах существует обособленный рынок, на котором продают и покупают валюту — валютная биржа.
Организация биржевой торговли зависит от сложившихся традиций в той или иной стране, от технических возможностей конкретной биржи.
В современных условиях крупнейших промышленно развитых стран биржа утратила былое могущество и не является главным звеном купли-продажи товаров, ценных бумаг и валюты. Ныне продавцы и покупатели стремятся к прямым поставкам товаров, а основной поток ценных бумаг и валюты реализуется, как правило, через банки и другие финансово-кредитные учреждения (институты).
Вторая важная часть устройства рынка — это кредитно-финансовая система. Эта система включает в себя банки и небанковские финансовые институты.
Практически одновременно с возникновением товара и денег появился кредит. Кредит — это ссуда в денежной или товарной форме, которая предоставляется на условиях возвратности, платности и срочности. Первоначально кредитное дело сосредоточили в своих руках ростовщики. По мере того как расширялись товарно-денежные отношения, эта роль стала переходить к банкам — специализированным институтам, совершающим кредитные операции.
В современной экономике все более заметную роль начинают играть небанковские финансовые институты — инвестиционные компании, сберегательные кассы, страховые компании, частные пенсионные фонды и др. Все чаще и чаще они становятся серьезными конкурентами банков. Смысл таких небанковских учреждений состоит в том, чтобы привлечь максимум свободных денежных средств, не исключая даже самых мелких вкладов.
Третьей важной частью инфраструктуры рынка является налоговая система государства. Ее основу составляют налоговые ставки (налоги) — это абсолютная или процентная доля дохода физических или юридических лиц, которая перечисляется в бюджет государства. Налоговая система служит важнейшим инструментом, который либо стимулирует экономическое развитие страны, либо сдерживает его.
Например, очень высокий налог на прибыль снижает заинтересованность производителей в развитии производства товаров и услуг. Если же налоги низки, то государство лишается значительной части денежных средств, которые можно было бы направить на материальную поддержку нуждающихся слоев населения.
Налоговая система в совокупности с расходами государства образует четвертый элемент инфраструктуры рынка — систему государственных финансов. Основу государственных финансов составляет бюджет — совокупность доходов и расходов государства. Доходы государства складываются в основном из налогов. Цель государственных финансов как элемента рыночной инфраструктуры состоит в том, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование экономики посредством перераспределения денег из одной ее части в другую.
Пятый элемент рыночной инфраструктуры связан с рынком труда. Рынок предъявляет дифференцированный спрос на такой специфический товар, как рабочая сила. Государство заинтересовано в создании специализированных учреждений, которые решают проблемы занятости. Такие учреждения называются биржами труда, они подыскивают работу официально зарегистрированным безработным, организуют их переобучение и переквалификацию.
Рынок трудовых ресурсов — совокупность социально-экономических отношений по поводу найма, обучения и использования трудовых ресурсов (занятых, незанятых и обучающихся). Это понятие раздвигает размеры рынка шире, чем рынок труда т.к. включает не только экономически активное население, но и обучающихся в сфере профессионального образования (трудовой резерв). Функционирует благодаря деятельности системы профессионального образования различного уровня, которая осуществляет целевую подготовку и переподготовку кадров в соответствии с планами перспективного регионального развития; служб занятости населения органов местного управления, управления субъектов федерации и государственного управления, профессиональных союзов, бирж труда, различных рекрутинговых агентств.
Инфраструктура рынка трудовых ресурсов включает в себя:
o законодательство о труде;
o законодательство о занятости;
o законодательство о социальной защите;
o законодательство об охране труда;
o министерство труда и занятости;
o местные органы регулирования занятости и социальной защиты;
o государственные и частные биржи и центры по трудоустройству;
o агентства по найму (рекрутинговые агентства);
o государственные и частные центры и системы повышения квалификации и переподготовки кадров;
o профессиональные союзы;
o коллективные и индивидуальные трудовые соглашения;
o специальные информационные и профессиональные периодические издания.
В современных условиях на биржу труда обращаются не только работники низкой квалификации, но и те, которые имеют среднее и высшее профессиональное образование. Биржа труда осуществляет посреднические услуги не только при трудоустройстве безработных, но также лиц, желающих переменить работу. Они изучают спрос и предложение рабочей силы, предоставляют информацию о вакансиях на различных предприятиях. Биржи труда ведут учет безработных и производят выплату им пособий по безработице.
В настоящее время в промышленно развитых странах все больше и больше получают развитие такие институты рыночной инфраструктуры, как аудиторские компании, консалтинговые фирмы, рекламные агентства.
Аудиторские компании проводят комплексную проверку хозяйственной и финансовой деятельности фирм. Эта проверка может быть проведена по заказу государства или по инициативе самой фирмы. Результаты такой проверки (экспертизы) могут подтвердить или не подтвердить «благонадежность» фирмы.
Консалтинговые компании предоставляют отдельным фирмам информацию по экономическим вопросам, которые ее интересуют. Хотя такая информация стоит дорого, но консалтинг способствует верной ориентации в решении вопросов, что, как и для кого производить.
Рынок информации и рынок НИОКР являются сегментами рынка услуг; обеспечивают куплю-продажу информационных и интеллектуальных научно-технических продуктов, работ и услуг по научному обслуживанию.
Рынок капиталов включает экономические отношения владельцев финансовых ресурсов (вкладчиков, предпринимателей, банкиров) и покупателей капитала (предпринимателей, брокеров). Состоит из двух частей: кредитного рынка и рынка ценных бумаг. Кредитный рынок — это рынок заемного капитала. Он функционирует посредством деятельности банков, страховых компаний и различных фондов, которые способны мобилизовать временно свободные денежные средства и превращать их в кредиты. Рынок ценных бумаг обеспечивает взаимодействие продавцов и покупателей денежных документов: акций, казначейских обязательств, чеков, облигаций, векселей, страховых полисов и т.д. На этом рынке продаются, прежде всего, доли участия в собственности того или иного предприятия; это рынок собственного капитала. Его основным институтом является фондовая биржа.
Рынок недвижимости — совокупность отношений по поводу найма аренды и купли-продажи земельных участков, жилых зданий, нежилых помещений и сооружений, а также промышленно-хозяйственных комплексов. В качестве отдельных сегментов этого рынка выступают рынок земель агропромышленного назначения и рынок городских земель. Институтами рынка недвижимости являются риэлтерские фирмы, ассоциации и объединения, строительные инвестиционные корпорации, ипотечные компании, жилищно-строительные кооперативы, страховые фирмы, органы кадастрового учета, БТИ и пр. Важной частью первичного рынка недвижимости является ипотека — передача в залог земельных участков и недвижимого имущества для получения кредитов.
Валютный рынок — это сфера экономических отношений, где осуществляются операции покупки, обмена и продажи иностранной валюты и обслуживание международного движения капиталов. По своему режиму валютные рынки подразделяются на свободные (для регионов, где нет валютных ограничений) и несвободные (где ограничения установлены и валютные операции разрешаются уполномоченными органами либо по официальному валютному курсу). Существуют рынки: евровалют, евродепозитов, еврокредитов, еврооблигаций. Международные валютные рынки служат важным объектом анализа спроса и предложения. Например: иностранные импортеры являются агентами предложения своих валют, а российские импортеры выступают агентами спроса на иностранные валюты. Получающиеся в результате равновесные обменные курсы валют связывают между собой уровни цен всех стран. При равновесии спроса и предложения устанавливается единый курс, применяемый для всех сделок банков с клиентами.
На валютных биржах традиционно производится официальная фиксация валютных курсов несколько раз в течение дня, зафиксированные курсы публикуются в официальных биржевых бюллетенях. Эти курсы используются банками и различными деловыми предприятиями в качестве справочных при заключении контрактов.
Для переходного периода, особенно в его начальной стадии, для России характерно существенное отставание в развитии рыночной инфраструктуры, от возрастающих потребностей в ее услугах для развития всей системы рынков. Сопоставления показателей обеспеченности предприятиями и организациями рыночной инфраструктуры в России и США показывает, что уровень обеспеченности основными элементами рыночной инфраструктуры в России составляет от 6,7 до 25,2 % от уровня США. Исключение составляет лишь показатель обеспеченности биржевой инфраструктурой, который превышает соответствующий показатель по США на 72,7%, что можно объяснить бурным ростом численности бирж, брокерских и дилерских фирм и контор в 1991-1993 гг., выполнявших в период отсутствия четкого биржевого законодательства не свойственные им функции по оптовой торговле потребительскими и производственно-техническими товарами. Анализ показателей обеспеченности предприятиями оптовой торговли говорит об очень существенном (практически в 5,8 раз) отставании как по численности предприятий, так и их обеспеченности складскими помещениями и торгово-производственным оборудованием. При этом, обеспеченность объектами материально-технической базы оптовой и розничной торговли за 1991-1995 гг. в ряде регионов России также сократилась.
Уровень обеспеченности по коммерческим банкам в России в 48 раза ниже, чем в США, по небанковским финансово-кредитным институтам – в 15 раз, страховым компаниям – в 7,3 раза. Но дело не столько в количественной характеристике обеспеченности, сколько в очень существенном отставании по уровню и качеству оказываемых торгово-посреднических и кредитно-финансовых услуг субъектам рыночной экономики, что в настоящее время является одним из сдерживающих факторов перехода к развитым рыночным отношениям. Отсутствие нормальной рыночной среды, которую должны формировать предприятия и организации рыночной инфраструктуры, сдерживает развитие деловой активности во многих производственных отраслях экономики, не способствует развитию малого бизнеса, не стимулирует привлечение иностранного капитала.
При общем уровне развития рыночной инфраструктуры страны, характерна неравномерность и несбалансированность ее развития в каждом отдельном регионе, выражающаяся в различно степени развитости ее отдельных элементов, а также неравномерное развитие рыночной инфраструктуры по регионам страны.
Так, значительная часть кредитно-финансовой инфраструктуры сосредоточена в г. Москве, где плотность банковской сети составляет 8 единиц на 100 тыс. человек. В регионах Сибири плотность банковской сети всего 0,7-0,8. Обеспеченность торгово-складской инфраструктурой в районах Сибири в 1,6-3,6 раза ниже, чем в Московской области.
За чьи средства должна создаваться и развиваться рыночная инфраструктура: государственные или частные? В рыночной экономике создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства, ведь это традиционная форма государственного участия в рыночной экономике. Это означает, что источником финансирования создания и дальнейшего развития инфраструктуры рынка являются средства государственного бюджета. Причинами является то, что услугами инфраструктуры рынка пользуются все, не вкладывая собственных средств, можно бесплатно пользоваться определенной услугой. Частный капитал неохотно участвуют в создании объектов инфраструктуры из-за крупных первоначальных инвестиций, длительных сроках их окупаемости и из-за малой прибыльности этих инвестиций.
В связи с тем, что в новых условиях происходит изменение методологии управления экономикой на всех уровнях – народнохозяйственном, отраслевом, региональном, меняются требования к экономическому механизму регулирования воспроизводственного процесса при переходе к развитым рыночным отношениям. Необходима разработка новых теоретических и методологических моделей управления рыночными процессами как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов федерации.