Инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 16:15, курсовая работа

Описание работы

Раночная инфраструктура: понятие, содержание, элементы.

Содержание

Введение

1. Понятие инфраструктуры рынка

1.1 Инфраструктура рынка как быстро развивающееся многообразие рыночных отношений

1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка

1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

2. Основные элементы рыночной инфраструктуры в России

3. Проблемы формирования инфраструктуры рыночной экономики России и пути их решения

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 213.00 Кб (Скачать)


Рисунок 2 – Функции инфраструктуры

В то же время инфраструктура обеспечивает экономический оборот в системе национального хозяйства, производя (предоставляя) услуги и различные блага для населения. Таким образом, инфраструктура является совокупностью связанных между собой институтов, действующих в пределах особых рынков и обеспечивающих нормальный режим их функционирования.

 

1.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка

Согласно теории длинных волн (Н. Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов.

Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.

Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.

Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывают там свои производства.

Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".

Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 3). При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.

Рисунок 3 – Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах

 

1.3 Роль государства в формировании рыночной инфраструктуры

П. Самуэльсон отмечал, что, направляя средства в инфраструктуру, государство, с одной стороны, способствует развитию экономического положения частных предпринимателей, снимая с них необходимость создания и поддержания низкорентабельных или убыточных инфраструктурных объектов, с другой стороны, улучшает условия функционирования основных отраслей экономики. При этом государство должно обеспечивать рост расходов на инфраструктуру, поскольку они являются критическим фактором, обусловливающим нормальное функционирование общества. Проводя разграничение между сферами деятельности государства и частного сектора, П. Самуэльсон подчеркивал, что общественные блага, имеющие потребительский эффект, распространяющийся более чем на одного человека, должны создаваться государством только в том случае, когда эти блага не могут быть разделены на части, реализуемые отдельным лицам без оказания внешнего эффекта на других потребителей таких благ.

Развитие инфраструктуры через создание общественных благ позволяет повысить эффективность предприятий сельского хозяйства и промышленности, увеличить добавленную стоимость, создаваемую в основных отраслях экономики. В то же время инвестиции в инфраструктуру в краткосрочном периоде не приносят прибыль непосредственно инвестору. В этом проявляется двойственный характер инфраструктуры. Такое свойство инфраструктуры легло в основу теории социальных накладных расходов. Под социальными накладными расходами понимаются такие затраты, которые обеспечивают возможность прибыльного приложения капитала в сфере частного предпринимательства, удовлетворяя при этом и общенациональные интересы. Сторонники этой теории обосновывают необходимость поддержания оптимального сочетания развития промышленности и отраслей, ее обслуживающих. Слабым местом этой теории считается то, что основное внимание уделяется обслуживанию интересов крупных промышленных предприятий, близких по своему положению к монополии, а удовлетворение потребностей общества в целом рассматривается как дополнительный положительный эффект, который может быть незначительным.

Пытаясь решить проблему постепенного наращивания экономического роста, стоящую перед развивающимися странами, сторонники теории социальных накладных расходов отмечали, что ускорение экономического роста может быть достигнуто только при накоплении социального накладного капитала. Они подчеркивали, что рост расходов на инфраструктуру не ведет непосредственно к росту товарной массы, который оказывает давление на рынок, влияя на механизм функционирования спроса и предложения, и, таким образом, социальные накладные расходы не влияют негативным образом на уровень развития конкуренции.

Рассматривая возможность и целесообразность участия государства в экономике развитых стран, исследователи особое внимание уделяют развитию инфраструктуры, определяя направление для государственных расходов как сферу, в которой обеспечивается, в первую очередь, рост эффективности частного капитала, а не доходность сделанных вложений. Например, итальянский экономист А. Пезенти подчеркивал, что государству следует расходовать средства на вооружения и на общественные работы или инфраструктуру. Он отмечал, что сокращение частным сектором расходов на инфраструктуру, обусловливаемое ростом государственных расходов в этой сфере, ведет к улучшению экономической среды, условий обращения капитала, к росту доходов и нормы прибыли в частном секторе, к объективному росту объемов выпуска и занятости. [5, с. 22]

Большинство зарубежных исследований в области инфраструктуры связано с усилением роли государства в экономике развитых стран и с поиском путей повышения темпов экономического роста развивающихся стран.

Опыт, накопленный за рубежом и проанализированный в исследованиях зарубежных авторов, имеет большое значение при управлении экономикой переходного периода и переходе к экономике с развитыми рыночными отношениями.

Западные экономисты признают необходимость и целесообразность вмешательства государства в экономику с целью развития инфраструктуры, однако, считая частный сектор более эффективным, они полагают необходимым максимально конкретизировать и ограничить участие государства в экономике. К областям ответственности государства они относят обеспечение правопорядка и соблюдение законов, поддержание развития рынков и конкуренции, формирование модели комплексного развития экономики как фактора, влияющего на устойчивость экономического роста, покрытие неэффективных общехозяйственных расходов частного сектора, распределение доходов, государственное предпринимательство в области инфраструктуры. Большое внимание зарубежные авторы уделяют преодолению противоречий между частными и государственными расходами, между частным и государственным капиталом, признавая инфраструктуру важнейшей отраслью государственного регулирования. Общество часто определяет развитие инфраструктуры, особенно создание объектов общехозяйственного и социально-культурного назначения, как одно из требований к государству, так как объекты этой сферы, с одной стороны, имеют большое значение для нормального функционирования общества, а с другой — представляют незначительный интерес для приложения частного капитала.

Большое внимание западных экономистов к проблеме государственного участия в экономике вызвано ростом доли государственных расходов в ВВП в прошлом столетии. Так, если в начале XX в. совокупные государственные расходы составляли в среднем около 10–12 % ВВП, то к концу XX в. превысили 45 % ВВП. При этом рост в первой половине XX столетия (до 23 % к 1997 г. и 28 % ВВП к 1960 г.) может быть объяснен двумя мировыми войнами, а вот рост государственных расходов во второй половине прошлого столетия заслуживает более пристального внимания. Тенденция роста государственных расходов была характерна для всех развитых стран и тесно связана с ростом присутствия государства в инфраструктурных отраслях. Формы такого присутствия и степень огосударствления экономики тесно связаны с уровнем развития различных форм собственности. Западные экономисты, обращая внимание на рост государственных расходов, неизменно подчеркивают, что объектом государственного вмешательства могут выступать исключительно малодоходные и долгоокупающиеся отрасли экономики, без развития которых невозможно обеспечить устойчивый рост других отраслей. Целесообразность таких расходов обосновывается тем, что, с одной стороны, государство освобождает частный сектор от необходимости осуществлять низкорентабельные или убыточные вложения капитала. С другой стороны, направляя капитал в эти отрасли, государство вынуждено выходить из более прибыльных отраслей, не выступая более в этих сферах конкурентом частного сектора, открывая эти сферы для появления новых игроков и способствуя тем самым развитию конкуренции на рынке. Таким образом, в западных исследованиях обосновывается необходимость подчинения деятельности государства интересам частного сектора. В связи с этим можно выделить две основные функции, выполняемые государством в сфере поддержания экономического развития: 1) возбуждающая или индуцированная функция, заключающаяся в нарушении достигнутого равновесного состояния экономики с целью стимулирования роста экономики; 2) подавляющая или индуцированная, заключающаяся в восстановлении нарушенного равновесия, предотвращении импульсов, вызывающих неэффективные экономические побуждения. При этом нельзя говорить о том, что первая функция имеет большее значение, нежели вторая.

Шведский экономист Г. Мюрдаль обосновывает большое значение активности государства при создании отдельных инфраструктурных объектов и формировании комплексной системы инфраструктуры. Необходимость приложения государственного капитала в таких сферах, как транспорт, электроэнергетика и др., он объясняет недостатком капитала, накопленного у частных инвесторов. Г. Мюрдаль также отмечает, что государство обязано обеспечить пропорциональность в развитии национального хозяйства в связи с тем, что под воздействием исключительно рыночных сил такое развитие не может быть достигнуто. Эта цель может быть реализована, с одной стороны, через освобождение государства от низкоэффективных расходов, сковывающих возможности приложения капитала, а с другой — через систему стимулов и мер, направленных на повышения интереса частного сектора к определенным отраслям и сферам деятельности.

Исследования, проведенные П. Самуэльсоном, А. Пезенти, А. Хиршманом, Г. Мюрдалем и многими другими экономистами, позволяют сделать вывод о том, что государство обязано создавать необходимые условия для прибыльного приложения частного капитала, в том числе через совершенствование и развитие инфраструктурныхотраслей. Однако сложность управления развитием инфраструктуры заключается в том, что виды государственной деятельности и направления приложения государственного капитала, которые, с одной стороны, обеспечат наилучшие условия для развития частного сектора, а с другой стороны, не нанесут вреда конкуренции на рынках, могут значительно различаться в зависимости от существующих экономических условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Основные элементы рыночной инфраструктуры в России

Как правило, к элементам инфраструктуры рынка относят различные биржи, банки, государственные финансы, налоговую систему, систему регулирования занятости и другие элементы.

Основные элементы рыночной инфраструктуры представлены на рисунке 4. [4, с. 14]

Элементы рыночной инфраструктуры

 

 

 

 

 

 

Организационно-техническая инфраструктура

 

 

Информационно-исследователь­ская инфраструктура

 

Товарные биржи и аукционы

Торговые дома и торговые палаты

Холдинговые и брокерские компа­нии

Информационные центры и ярмар­ки

Государственные инспекции и ассо­циации предпринимателей и по­требителей

Транспортные коммуникации

Научно-исследовательские институты, изучающие пробле­мы рынка

Информационно-консультатив­ные фирмы

Научные и учебные учрежде­ния

Средства массовой информации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансово-кредитная инфраструктура

 

 

Законодательная инфраструктура

 

Банки

Фондовые и валютные биржи

Страховые и инвестиционные ком­пании

Фонды

Законодательные органы, нормативно-законодательные документы

Юридические конторы, ауди­торские фирмы и т. д.

 

 

 

Информация о работе Инфраструктура рынка