Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Иначе можно сформулировать определение инфляции как «повышение общего уровня цен, которое измеряется изменением индекса цен в процентном выражении»

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………………….2
2. Причины возникновения инфляции……….…………………………………………..5
2.1. Внешние причины …………………………………….……………………...……...6
2.2. Внутренние причины …………………………………………………….……..…...7
3. Теории инфляции………………………………………………………………………..…8
3.1. Инфляция спроса………………….……………………………………...……..….…..8
3.2. Инфляция предложения……………………………………………………….……11
3.3. Стагфляция……………………………………………………………..…………....14
4. Методы измерения инфляции ………………………………………………...16
4.1. Индекс цен …………………………………………………………………………...16
4.2. Уровень инфляции ……………………………………………………………….….16
4.3. Дефлятор ВНП ……………………………………………….....................................17
5. Виды инфляции…………………………………………..……………………………….19
5.1. Открытая и закрытая инфляция...…………………………………………..……….19Ог
5.2. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция..……………………………………….19
5.3. Сбалансированная и несбалансированная инфляция..……………………………..21
5.4. Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………………………………...…….22
6. Социально-экономические последствия инфляции………………………………24
6.1. Последствия инфляции……………………………………………………………….24
6.2. Инфляция и доходы…………………………………………………………………..27
6.3. Инфляция и сбережения……………………………………………………………...27
6.4. Инфляция и кредитные отношения………………………………………………….28
7. Антиинфляционная политика.………………………………………...………...29
7.1. Активная и адаптивная политика и методы, направленные против инфляции…..31
7.2. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политика .……………………..32
7.3. Влияние Центрального Банка на инфляционные процессы ……………………….33
Заключение…………………………………………………..……………………………...40
Библиографический список………………….………………………...………………….43

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

В целом можно сказать, что влияние центрального банка значительно, но отнюдь не имеет определяющего значения. Проводя политику по обузданию инфляции в масштабах целого государства, необходимо помнить, что денежные отношения не оторваны от других сфер экономической и социальной жизни страны. Активные действия, проводимые исключительно в рамках возможностей центрального банка, без других комплексных мер могут не возыметь должного действия, и даже вызвать обратный эффект. Ограничение эмиссии, повышение минимальных обязательных резервов и уменьшение спроса на кредиты, особенно в условиях олигополистической структуры рынка, может привести к сокращению инвестиций и объемов производства.

Тем не менее, повышение регулирующей роли центрального банка важная предпосылка  успеха. Необходимо предоставить ему необходимую самостоятельность в осуществлении денежной политики, законодательно закрепленную возможность контролировать каналы, по которым возникает нагнетание денежного обращения в стране, в то же время обеспечив согласованность его мероприятий с общей политикой, проводимой правительством.

В условиях экономического кризиса, неразвитости рыночных отношений, слабости денежной и кредитно-финансовой системы центральный  банк неизбежно будет пользоваться жесткими административными методами регулирования, и только в перспективе переход к косвенному регулированию, в том числе через установление целевых ориентиров денежной массы- тарргетирование. Фридмен, один из апостолов современного монетаризма, например, принимал величину темпа роста денежной массы в 4% в год за оптимальную, так как при таком росте, по его мнению, одновременно сохраняется стабильность покупательной способности денег и обеспечивается экономический рост при высоком уровне занятости.

Впервые опыт таргетирования приобрел Бундесбанк - центральный банк Германии - в 1974 году, и с тех пор он ведет активные мероприятия в этой области. К настоящему времени подобная практика распространилась на большинство экономически развитых стран.

В одних случаях таргетирование сводится к чистой формальности, официальному прогнозу возможного развития ситуации. В других случаях либо устанавливается твердая контрольная цифра допустимого роста по одному или нескольким денежным агрегатам на определенный период времени, либо применяется так называемая "вилка" - устанавливаются верхний и нижний допустимый предел.

Использование "вилки" объясняется рядом объективных  причин, в том числе краткосрочным  изменением конъюнктуры, внешнеэкономическим  воздействием, трудностями, связанными со статистическим измерением денежной массы. Широкая "вилка" в 3% (которую применял, например, тот же Бундесбанк в 1979-1983 и 1986-1988 годах) 4) говорит об увеличении степени неопределенности и снижении эффективности регулирования денежной массы.

Вместе  с тем, устанавливая значительную разницу между верхним и нижним пределами темпа роста денежной массы, центральный банк сознательно создает большие возможности реагирования на возникновение диспропорций, не подрывая доверия к своей политике управления денежным обращением.

Надо, кстати, сказать, что сторонники монетаризма в экономической теории утверждали, что Центральный банк не должен ни в каком случае отступать от намеченных ориентиров, обращать внимание на краткосрочные колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. Но рецепты стабилизации экономики, предлагаемые теоретиками монетаризма, нигде не были восприняты буквально. Следуя в общем  русле этого экономического учения, центральные банки на практике проводили меры, от него отклоняющиеся или даже просто ему обратные, ибо главной целью своей деятельности видели не доказательство верности или ложности той или иной теории, а удовлетворение национальных интересов и благосостояние своей страны.

Поэтому, несмотря на рецепты монетаристов, центральные банки при установлении целевых ориентиров учитывали краткосрочные колебания конъюнктуры цен, валютных курсов, спроса на деньги. В течение года банк объявлял, какой именно из границ "вилки" он будет придерживаться.

Отвечая на два основных аргумента противников  таргетирования, нужно отметить, что инфляционные процессы обладают огромной инертностью. Очевидно поэтому, что, имея в стартовой позиции значительные темпы обесценения денег, центральные банки не могут при установлении целевых ориентиров не учитывать "неизбежного" темпа инфляции. Это, однако, вовсе не говорит о неэффективности таргетирования.

И еще: неустойчивое общеэкономическое  положение, внешнеэкономические факторы, тесное интегрирование национальной системы  хозяйства в мировую экономику  и многое другое - вот те причины, благодаря которым правительства развитых государств не могут проводить полностью автономную денежную политику. Международный перелив капитала, различия в нормах процентных ставок по странам и колебания курсов валют заставляют иногда центральные банки отступать от намеченных целей. Так, в 1978 году центральный банк Германии Бундесбанк - пошел на незапланированное понижение нормы процента, что вызвало значительное увеличение денежной массы в обороте. В данном случае банк руководствовался теми соображениями, что в условиях значительного экономического роста, повышения курса марки к другим твердым валютам и интенсивной германской экономической экспансии подобные меры были бы полностью оправданы.

Подводя промежуточные итоги, я могу сказать, что значение таргетирования среди всех методов регулирования денежного обращения центральным банком трудно переоценить. Установление целевых ориентиров и наблюдение за реальной динамикой цен позволяет своевременно принимать решения о необходимых регулирующих мероприятиях. Таргетирование, таким образом, выполняет функцию индикатора, указывающего на необходимость проведения тех или иных изменений.

Кроме того, определение целевых ориентиров влияет на инфляционные ожидания хозяйственных  субъектов, что само по себе является важным самостоятельным фактором степени обесценивания денег и способствует снижению инфляции. Безусловно, этот фактор возымеет действие только при значительной степени доверия населения политике Центробанка и правительства. Установление заранее невыполнимых целей - путь к усугублению всех возникших проблем. Вообще, без веры жить трудно...

В течение  последних шести лет Центробанк вместе с Министерством финансов России активно проводил политику сдерживания  цен, которая основывалась на принципах  «стерилизации». Другими словами, она состояла из рублевых заимствований денежных средств из обращения для сокращения ликвидности и последовательном искусственном снижении курса доллара на внутреннем рынке.

Сегодня мы видим, что подобные меры не принесли ожидаемого результата, а уровень инфляции в России бьет очередные рекорды. Если еще два года назад, инфляция в 2009 году прогнозировалась на уровне 4,8-5%, то сегодня о перспективах инфляции в России на 2009 год, эксперты говорят, что возможно она достигнет 18 %, а может и больше. Нельзя не учитывать и того, что процесс развития инфляции в 2009 году проходит в условиях мирового финансового кризиса.

А кризис, по оценкам  специалистов, максимально скажется на экономике России только в середине года, и его последствия пока неясны. В настоящее время мировая экономика борется с последствиями двух кризисов – ликвидности и продовольственного, причем наибольшее влияние на процесс галопирования инфляции принадлежит второму, ушедшему на второй план из-за шумихи, связанной с кризисом ликвидности. Именно нарушенная цепочка “стоимость топлива - стоимость зерновых - стоимость продовольствия (молока и мяса в первую очередь)” подстегнула рост мировых цен на товары массового потребления, еще не в полной мере ощущаемый развитыми странами.

Таким образом, сложилась противоречивая ситуация: мировая экономика, ослабленная  кризисом, нуждается в повышении  предпринимательской активности через  понижение ставок, одновременно ставки должны быть приведены в соответствие с инфляционными показателями. Очевидно, что справиться с этой задачей Центробанки могут только сообща, а пока учетные ставки снижаются невиданными ранее темпами. 
 
 

8. Заключение.

    Негативные  социальные и экономические последствия  инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

    Оценивая  характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям, развиться безработица.

    Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

    Второй подход рекомендуется авторами-сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

    Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили  так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

   Истоки  инфляционных явлений коренятся  в сложившихся и постоянно  воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в  административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

     В заключение необходимо отметить, что  методы регулирования инфляции будут  эффективны лишь в случае их адекватного  соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

     Росстат сообщает, что инфляция в России в декабре 2008 года составила 0,9%, а средняя за год – 15%, а это самый высокий уровень после 2002 года, когда ее уровень равнялся 15,1%.

     Известный экономист, профессор Галина Мерзликина говорит по поводу будущей инфляции на 2009 год следующее: «Если удастся удержать инфляцию на уровне 2008 года - 15% - это уже будет большая победа. Однако мы уже почти 20 лет боремся с ней, и еще ни разу инфляция в России не уложилась в запланированные рамки. Самый общий прогноз на текущий год можно будет сделать лишь после того, как появятся первые данные об изменении объёмов производства по двум первым кварталам 2009 года. А сейчас давать прогнозы просто бессмысленно».

Информация о работе Инфляция