Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Одни из них оказывают воздействие в долгосрочном периоде, другие - на коротком отрезке времени. Отдельные факторы носят эпизодический характер, но тоже оказывают сильное воздействие. Между тем результаты многих исследований свидетельствуют, что самым важным фактором, задающим тон в динамике инфляции на всем временном интервале, являются колебания денежной массы.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия инфляции, ее виды, последствия и нахождение методов борьбы с инфляцией.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ…………….………………………………………………..4
1.1. Понятие инфляции.….………………………………………………………...4
1.2. Причины инфляции……………………………...…………………………....6

Глава 2. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ…………………………………….........……….....8
Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ………………………………...….......11
Глава 4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………………………14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

контрольная работа по финансам (Восстановлен).docx

— 78.26 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….......3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ…………….………………………………………………..4

1.1. Понятие инфляции.….………………………………………………………...4

1.2. Причины инфляции……………………………...…………………………....6

 

Глава 2. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ…………………………………….........……….....8

Глава 3. ПОСЛЕДСТВИЯ ИНФЛЯЦИИ ………………………………...….......11

Глава 4. АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА………………………………14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..20

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблема  инфляции занимает важное место в  экономической науке, поскольку  ее показатели и социально-экономические  последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Актуальность этого вопроса в современных  условиях определяется необходимостью выяснения сущности, глубинных причин и механизмов развития инфляции, ее особенностей и основных направлений  антиинфляционной политики.

В мире почти нет стран, где не существовала бы инфляция.

Современной инфляции присущ ряд отличительных  особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас –  повсеместный, всеохватывающий,  если раньше она охватывала больший и  меньший период, т.е. имела периодический  характер, то сейчас хронический.

Инфляция  в России имеет сложный характер и подвержена влиянию многих факторов. Одни из них оказывают воздействие  в долгосрочном периоде, другие - на коротком отрезке времени. Отдельные факторы носят эпизодический характер, но тоже оказывают сильное воздействие. Между тем результаты многих исследований свидетельствуют, что самым важным фактором, задающим тон в динамике инфляции на всем временном интервале, являются  колебания денежной массы.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия инфляции, ее виды, последствия и нахождение методов борьбы с инфляцией.

 

Глава 1. ИНФЛЯЦИЯ

1.1. Понятие инфляции

Термин  инфляция (от латинского inflatio – вздутие) впервые стал употребляться в  Северной Америке в период гражданской  войны 1861-1865 гг. и обозначал процесс  разбухания бумажноденежного обращения.

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы. Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). Этот дисбаланс проявляется в разных формах. В рыночной экономике, т. е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции. В экономике с фиксированными ценами возникшая недостаточность предложения по отношению к спросу сохраняет форму дефицита, не перерастая (при прочих равных условиях) в открытую инфляцию. Некоторые экономисты полагают, что дефицит - это антипод открытой инфляции: если отпустить цены, то дефицит быстро исчезнет, но за это придется «заплатить» повышением общего уровня цен. Поэтому многие экономисты считают дефицит проявлением инфляции в скрытой форме. Именно в виде тотального дефицита, развивающегося на всех уровнях производства и потребления, проявляется инфляция в экономике с негибким, фиксированным ценообразованием, т. е. в централизованной экономике (например, в командно-административной системе), где решения об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра. Нарастающий дефицит сопровождается очередями, снижением качества товаров и услуг, развитием бюрократического и черного рынка, на которых товарные цены, выраженные в денежных единицах или в объеме услуг, предоставляемых в обмен на товары, растут в унисон с дефицитом. Это - скрытая форма инфляции, или подавленная инфляция.

Напротив, проявление дисбаланса между  спросом и предложением в виде открытой формы инфляции, т. е. в росте  цен, сопровождается снижением покупательной  способности и обесценением денег  по отношению к конечным товарам и ресурсам. Однако инфляция не означает, что абсолютно все цены в экономике стремятся к повышению. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами. Главное при определении открытой инфляции - установить, что общий уровень цен повышается. Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:

где П - темп инфляции в процентах за год, Р1 - уровень цен данного года, Р0 - уровень цен предшествующего  года.

В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, но также можно использовать индекс потребительских цен и индекс промышленных цен. Необходимо иметь в виду, что не любое повышение цен - инфляция. С понятием открытой инфляции не следует смешивать рост цен, вызванный, например, сезонными колебаниями спроса и предложения, природными катаклизмами и, что очень важно, экономическими циклами. Рост цен, происходящий не по причине искажения оценки ресурсов, товаров и услуг, нарушающего пропорции обмена и распределения, а по каким-либо другим причинам, инфляцией не является. Так, если в экономике ежемесячный темп инфляции составляет 7%, а цены на сельскохозяйственную продукцию сезонно снизились, скажем, на 1,5%, то нельзя утверждать, что в этот период инфляция снизилась до 5,5% в месяц.

При инфляции нарушаются установившиеся пропорции  в ценах на товары и услуги, продавцу и покупателю становится все сложнее  принять оптимальное экономическое  решение. Еще труднее дать экономический  прогноз и провести долгосрочные расчеты. Возникает риск при крупном  инвестировании. Защитными мерами от такого риска начинают выступать  растущие ставки процента и высокие  нормы прибыли, что в свою очередь  ведет к росту цен. Такова наша сегодняшняя экономическая реальность.

 

1.2. Причины инфляции

Есть  множество причин инфляции, однако, в каждой стране складываются свои социально-экономические условия  ее возникновения. Выделяют внешние  и внутренние причины инфляции.

К внешним причинам относятся:

1. Интернационализация хозяйственных  связей: наличие инфляции в других  странах влияет на динамику  внутренних товарных цен через  цены импортируемых товаров. Центральный  банк страны для создания собственных  валютных резервов скупает иностранную  валюту у коммерческих банков, выпуская для этих целей дополнительную  национальную валюту, что увеличивает  количество денег в обращении.

2. Мировые экономические кризисы.  Так, мировой структурный кризис 70-х гг. XX столетия вызвал рост  цен на природные ресурсы в  7 раз, в том числе на сырую  нефть – в 20 раз. В результате  цены на готовую продукцию  резко подскочили в Японии, США,  Западной Европе. Внутренние причины  обусловлены состоянием экономики  данной страны. Среди них можно  выделить:

1. Дефицит госбюджета. Если он покрывается  займами Центрального банка страны, количество денег в обращении  резко возрастает, но оно не  подкреплено выпуском товаров,  что ведет к инфляции. Сам дефицит  бюджета возникает в результате  постоянного роста расходов государства  на финансирование общенациональных экономических и социальных программ (оборонная система, образование, экология, помощь безработным, содержание государственного аппарата, включая правоохранительные органы) и т.д.

2. Расходы на военные цели. Они,  во-первых, увеличивают расходную  часть бюджета, являясь постоянной  причиной бюджетного дефицита, что, ведет к инфляции. Во-вторых, люди, занятые в военном секторе экономики, не создают потребительский продукт, а выступают на потребительском рынке только в роли покупателей, увеличивая платежеспособный спрос. Следовательно, военные ассигнования являются мощным фактором инфляции, так как вызывают огромный рост денежной массы без соответствующего товарного покрытия.

3. Расход на социальные цели  не адекватные эффективности  национальной экономики. В случаях  экономических кризисов, спада производства  уровень жизни населения снижается.  Правительство стремится поддержать  население путем дополнительных  ассигнований на социальные цели (индексация зарплаты, выплата различных  пособий, в том числе по безработице,  различных доплат и т.п.), что  ведет к увеличению количества  наличных денег в обращении  и усиливает инфляцию.

4. Инфляционные ожидания, являющиеся  одним из основных факторов  инфляции. Когда начинается инфляция, население планирует свое поведение  в ожидании дальнейшего роста  цен. Оно начинает приобретать  товары сверх своих текущих  потребностей. Спрос начинает стимулировать  предложение, что подстегивает  рост цен. 

5. Общее повышение уровня цен.  Современный рынок отличается  от рынка свободной конкуренции,  для которого характерными были  множество продавцов и покупателей,  однородность производимой продукции,  свободное передвижение капиталов.  Рынок стал олигополистический, конкуренция несовершенной: монополии  обладают известной степенью  власти над ценой и они заинтересованы  в «гонке цен». 

Глава 2. ВИДЫ ИНФЛЯЦИИ

В мировой экономической теории и  практике выделяются два вида инфляции:

1) Виды инфляции по степени сбалансированности:

- сбалансированная. Цены растут одновременно  и одинаково не все товары  и услуги, и на факторы производства. В реальности практически не  встречается.

- несбалансированная. Неравномерный  во времени и в динамике  рост цен. Фактически, любая инфляция  является не сбалансированной.

2) Виды инфляции по степени прогнозируемости:

- прогнозируемая инфляция – это  инфляция, которая учитывается в  ожиданиях и поведении населения  до своей реализации, иными словами,  это инфляция, к которой люди  в большей или меньшей степени  подготовлены. Предположим, что общество  знает, что инфляция за этот  год составит 10%, тогда в прошлом  году она была нулевой. В  таком случае каждый житель  страны будет учитывать этот  ожидаемый более высокий уровень  инфляции в своих планах. В  этом случае  негативные последствия  могут быть существенно сглажены.

- непрогнозируемая инфляция - это  инфляция, которая становится для  населения неожиданностью или,  по меньшей мере, приходит тогда,  когда люди ещё не успели  полностью приспособиться к её  существованию. Когда изменения  инфляции нередки и существенны,  такая нестабильность усложняет  прогнозирование колебаний уровня  цен даже на самую ближайшую  перспективу. Неожиданные изменения  темпов инфляции приводят к  перераспределению дохода и богатства  между различными группами населения.

3) По причинам возникновения роста цен выделяют инфляцию спроса и инфляцию издержек.

  Инфляция спроса возникает как  следствие избыточных совокупных  расходов (совокупного спроса) в  условиях, близких к полной занятости.

Инфляция  спроса, при которой равновесие спроса и предложения нарушается со стороны  спроса, возникает как следствие  избыточных совокупных расходов (совокупного  спроса) в условиях, близких к  полной занятости. Инфляцию спроса могут  подстегнуть рост государственных  расходов, приток инвестиций и другие факторы, приводящие к росту платежеспособного  спроса.

Инфляция  предложения (издержек) возникает как  следствие повышения средних  издержек на единицу продукции и  снижения совокупного предложения.

Инфляция  предложения, при которой равновесие спроса и предложения нарушается из-за роста издержек производства. Возникает как следствие повышения  средних издержек на единицу продукции  и снижении совокупного предложения.

Теория  инфляции, обусловленная ростом издержек, объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на единицу продукции. Повышение издержек на единицу продукции сокращает прибыль и объем продукции, которые предприятия готовы предложить при существующем уровне цен. В результате уменьшается предложение товаров и услуг, и увеличиваются цены.

По  темпам роста цен инфляцию можно рассмотреть как:

- умеренную (ползучую) - рост цен  до 10% в год. Можно считать позитивным  явлением, если сопровождается ростом  деловой активности и отражает  процессы внедрения новых технологий. В такой ситуации деньги сохраняют  свою стоимость, так как покупательная  способность остается относительно  устойчивой.

- галопирующую (до 200% в год). Периоды  взлета цен на отдельные товары  чередуются  с периодами их  относительной стабильности.

- гиперинфляция (более 50% в месяц). Гиперинфляция – неуправляемый  процесс с быстрым темпом роста  цен, которая оказывает особенно  разрушительное воздействие на  занятость и выпуск, так как  в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не инвестиции.

Например, рассмотрим показатели инфляции в России за 2011 год. За весь 2011 год инфляция в России составила 6,1% (-2,7%), что является рекордно низким показателем за последние двадцать лет. Наиболее низкие показатели индексации потребительских цен были в 2009 и 2010 годах - по 8,8% в год.

Согласно госстатистике, цены на продукты в России за декабрь увеличились  лишь на 0,7%, а в целом за 2011 год - на 3,9% (на 12,9% в 2010 году). Как отмечает Росстат, предварительные данные инфляции в декабре рассчитаны исходя из еженедельных значений мониторинга, которые вычисляются по более узкой корзине товаров и услуг (62 наименования), чем данные за месяц. Окончательно информация об индексе цен за последний месяц уходящего года, полученная на основе ежемесячной регистрации цен по полному перечню товаров и услуг (490 наименований), будут предоставлены 10 января 2012 года.

Согласно официальному прогнозу правительства, инфляция в 2012 год составит 5-6%. Между  тем, эксперты прогнозируют, что в 2012 году инфляция несколько вырастет и составит 6,6%.

Информация о работе Инфляция