Инфляция

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 06:44, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. Иначе можно сформулировать определение инфляции как «повышение общего уровня цен, которое измеряется изменением индекса цен в процентном выражении»

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………………….2
2. Причины возникновения инфляции……….…………………………………………..5
2.1. Внешние причины …………………………………….……………………...……...6
2.2. Внутренние причины …………………………………………………….……..…...7
3. Теории инфляции………………………………………………………………………..…8
3.1. Инфляция спроса………………….……………………………………...……..….…..8
3.2. Инфляция предложения……………………………………………………….……11
3.3. Стагфляция……………………………………………………………..…………....14
4. Методы измерения инфляции ………………………………………………...16
4.1. Индекс цен …………………………………………………………………………...16
4.2. Уровень инфляции ……………………………………………………………….….16
4.3. Дефлятор ВНП ……………………………………………….....................................17
5. Виды инфляции…………………………………………..……………………………….19
5.1. Открытая и закрытая инфляция...…………………………………………..……….19Ог
5.2. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция..……………………………………….19
5.3. Сбалансированная и несбалансированная инфляция..……………………………..21
5.4. Ожидаемая и неожидаемая инфляция………………………………………...…….22
6. Социально-экономические последствия инфляции………………………………24
6.1. Последствия инфляции……………………………………………………………….24
6.2. Инфляция и доходы…………………………………………………………………..27
6.3. Инфляция и сбережения……………………………………………………………...27
6.4. Инфляция и кредитные отношения………………………………………………….28
7. Антиинфляционная политика.………………………………………...………...29
7.1. Активная и адаптивная политика и методы, направленные против инфляции…..31
7.2. Прямые и косвенные методы антиинфляционной политика .……………………..32
7.3. Влияние Центрального Банка на инфляционные процессы ……………………….33
Заключение…………………………………………………..……………………………...40
Библиографический список………………….………………………...………………….43

Работа содержит 1 файл

Моя Курсовая.doc

— 242.00 Кб (Скачать)

     Как видно из графика, повышение цены предложения (рост издержек) приводит к смещению кривой предложения вертикально вверх. В итоге, через определенное время баланс спроса и предложения вновь налаживается, но уже в точке, соответствующей более высокой цене.

   Причины повышения средних издержек производства:

  • Повышение номинальной заработной платы, которое не уравновешивается увеличением производительности труда;
  • Повышение цен на сырье и энергию;
  • Увеличение налогов и рост “налогового клина“.

    Инфляция  издержек в известной мере самоограничена: спад производства сдерживает дополнительный рост издержек производства, так как при возрастающем уровне безработицы номинальная заработная плата постепенно снижается.

    Этот  тип инфляции имеет место в  России.

    Сочетание инфляции спроса и инфляции издержек образует инфляционную спираль, в которой возросшие инфляционные ожидания экономических агентов выполняют роль передаточного механизма. Бюджетно-налоговая или кредитно-денежная экспансия, направленная на краткосрочное стимулирование совокупного спроса, вызывает инфляцию спроса по мере приближения экономики к состоянию полной занятости ресурсов. В условиях инфляции спроса экономические агенты постепенно корректируют свое поведение: ставки номинальной заработной платы повышаются  в новых трудовых соглашениях в соответствии с возросшими инфляционными ожиданиями. Повышение ставок номинальной заработной платы вызывает рост средних издержек производства, что является основой для развертывания инфляции издержек. Если правительство и Центральный банк не располагают инструментами управления инфляционными ожиданиями, то на основе спирали “ заработная плата - цены “ возникает гиперинфляция. Она представляет собой неуправляемую инфляцию с быстрым темпом роста цен, которая оказывает особенно разрушительное воздействие на занятость и выпуск, т.к. в этих условиях экономически выгодно вкладывать средства в спекулятивные операции, а не в инвестиции. Ситуация недоверия к непоследовательной политике правительства и Центрального банка, характерная для многих переходных экономик, является подходящей “средой” для развертывания неуправляемой инфляции.

    Опыт  преобразований в России показывает, что макроэкономическая политика в  реформенной России, несмотря на непоследовательность, была сориентирована на финансовый вариант макростабилизации, т.е. ставила своей целью снижение инфляции и достижение финансовой стабилизации преимущественно монетарными методами.

    Между тем имеется немало оснований  для вывода о существенном значении наряду с факторами на сторона  денежной массы и скорости обращения денег значительной роли инфляции издержек в российской экономике. К ее причинам можно отнести следующие:

  • Технологически отсталая, затратная структура производства, сравнительно низкий уровень производительности общественного труда;
  • Межотраслевая несбалансированность, структурные диспропорции прежней экономики («утяжеленность» экономики, высокая степень ее милитаризации, разрыв цен на сырьевую и конечную продукцию и т.п.);
  • Разрыв хозяйственных связей из-за распада СССР, СЭВ;
  • Высокая степень монополизации экономики, в том числе на товарных рынках;
  • Незавершенность формирования инфраструктуры рынка, высокая степень бюрократизации и криминализации экономики;
  • Гипертрофированный рост «деловых услуг» (посреднического, финансового характера и т.п.), усиление роли спекулятивных начал в экономике;
  • Резкий рост цен на энергоресурсы, неуклонное приближение (в частности, по нефти и газу) и превышение (в частности, по автобензину, дизельному топливу) уровня мировых цен.

3.3. Стагфляция.

      Стагфляция  – ситуация, когда возрастание общего уровня цен происходит с одновременным сокращением производства, т.е. цена и объем выпуск изменяются в разных направлениях.

      Экономисты  по-разному объясняют причины  стагфляции. Одна точка зрения: существование структурных несовершенств. В экономике с хорошо отлаженным рыночным механизмом рост цен на одни товары ведет к снижению цен на другие товары, т.е. должно соблюдаться рыночное равновесие, а при отсутствии должного уровня конкуренции наблюдается «жесткость» цен в направлении их понижения.

      Другая  точка зрения: стагфляцию вызывают монополии и их власть над рынком. Ведь кривая спроса фирмы-монополиста  совпадает с кривой спроса на товар, следовательно, количество продукции, которое может быть продано, растет по мере того, как снижается цена и часто монополисту выгоднее производить меньше и продавать дороже.

      Существует  также мнение, что причиной стагфляции могут быть инфляционные ожидания, когда владельцы факторов производства начинают завышать стоимость своих услуг, ожидая падения своих доходов от инфляции.

    4. Методы измерения инфляции.

 
    1. Индекс  цен.

   Для вычисления индекса цен берут соотношения между совокупной ценой товаров и услуг определенного набора (“ рыночной корзины “) для временного периода и совокупной ценой идентичной или сходной группы товаров и услуг в базовом периоде. Выражается индекс цен обычно в процентах:

      индекс цен            цена “ рыночной корзины   “ в данном периоде

    в данном      =       _________________________________________      х 100

    периоде, %               цена аналогичной “ рыночной корзины  “  в         

                                                        базовом периоде 

 На практике чаще используются индекс валового национального  продукта, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен.  

    1. Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как

                                             p= ,

    где Р –  средний уровень цен в текущем  году; - средний уровень цен в прошлом году.

    Средний уровень цен измеряется индексами цен:

4.2.1. Индекс оптовых цен (индекс цен товаров производственного назначения).

      При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

      Два названных индекса тесно взаимосвязаны, т.к. рост промышленных товаров и  услуг в конечном итоге ведет к росту розничных цен.

4.2.2. Индекс стоимости жизни (индекс цен потребительских товаров).

      С помощью индекса стоимости жизни изменяются цены фиксированной «рыночной корзины» потребительских товаров. В США такой индекс рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В потребительской корзине учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых средней городской семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).

 
 
Индекс  цен в данном периоде = 
 
 
Цена  «рыночной корзины» в данном периоде
Цена  аналогичной корзины в базовом  периоде
 

     Если  раньше за базовый период в США  принимался 1967 г., то сейчас – 1982 г. Это  связано с тем, что с развитием общества изменяются человеческие потребности и, следовательно, меняется содержимое «потребительской корзины».

      Индекс  стоимости жизни используется при  расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1% роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5%. 

    1. Дефлятор  ВНП.
 

      Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен ВНП –  дефлятор ВНП. Его корзина включает в себя все конечные товары и услуги, произведенные в обществе. То есть дефлятор ВНП более полно отражает изменение цен в обществе, охватывает не только отдельные группы товаров и услуг.

                                                 Дефлятор ВНП =  
номинальный ВНП
 
x 100%
реальный  ВНП
 
 
 
 

где номинальный  ВНП – расходы в нынешнем году по текущим ценам; реальный ВНП -  расходы в нынешнем году по ценам  базового года. Реальный ВНП показывает, насколько возрос валовой национальный продукт исключительно за счет роста цен.

  По  сравнению с индексом потребительских  цен индекс валового национального  продукта шире и представительнее, поскольку он включает не только цены потребительских товаров и услуг, но и цены на сырье, материалы, оборудование и т.д.

    5. Виды инфляции.

    Открытая  инфляция характерна для стран рыночной экономики, где взаимодействие спроса и предложения способствует открытому неограниченному росту цен. Хотя открытая инфляция и искажает рыночные процессы, все же она сохраняет за ценами роль сигналов, показывающих производителям и покупателям сферы выгодного приложения капиталов.

    Подавленная инфляция - это скрытая инфляция, присущая экономике с командно-административным контролем над ценами и доходами. Жесткий контроль над ценами не позволяет открыто проявиться инфляции в росте цен. В такой ситуации инфляция принимает скрытый характер. Внешние цены остаются стабильными, но так как масса денег возрастает, то их избыток вызывает товарный дефицит.

          В результате подавленной  инфляции товарный дефицит становится видимой стороной невидимого инфляционного процесса, поскольку на то же количество товаров приходится большее количество денежных знаков. В рыночной экономике диспропорция нашла бы естественный выход в виде роста денежных цен.

          Можно сказать, что  при подавленной инфляции только часть денежных знаков являются деньгами. Покупатели, желая подтвердить значение своих денег, стараются найти дефицитный товар. Появляется «черный рынок» - нелегальная форма инфляции в условиях ее подавления. «Черный рынок» в какой-то мере показывает подлинные цены товаров, а иллюзия неизменности цен создает видимость экономического благосостояния, вводя в заблуждение продавцов и покупателей.

          5.2. Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:

  1. Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
  2. Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и более цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии. По подсчетам Центрального банка России, индекс потребительских цен в нашей стране в 1992 г. поднялся до 2200%; еще стремительнее рос индекс оптовых цен – 3400%. Потребительские цены опережали рост денежных доходов населения.
  3. Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам. Но нет однозначного представления о том, как именно бороться с гиперинфляцией. Предлагаются различные, нередко весьма противоречивые рецепты. Чтобы опередить неизбежное, ожидаемое всеми повышение цен, владельцы «горячих» денег стремятся как можно быстрее избавиться от них. В результате разворачивается ажиотажный спрос; раскупаются в первую очередь те товары, которые могут служить средством частичного сохранения сбережений (недвижимость, предметы искусства, драгоценные металлы). Люди действуют под давлением «инфляционного психоза», а это подстегивает рост цен, и инфляция начинает кормить сама себя. Классический пример гиперинфляции – обстановка, сложившаяся в Германии, ряде других стран после первой мировой войны. Вести успешный бизнес в условиях гиперинфляции почти невозможно. Речь может идти только о стратегии выживания. Рецепт самовыживания таков: автономность и самодостаточность, упрощение производства, сокращение внешних связей, натурализация базовых элементов внутрифирменного хозяйствования.

Информация о работе Инфляция