Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 21:47, реферат
Развитие массовых видов страхования заставляет страховщиков автоматизировать бизнес-процессы. Однако даже лидеры рынка сегодня не могут похвастаться тем, что обладают удовлетворяющей их единой информационной системой. Многие страховщики автоматизировали лишь отдельные бизнес-процессы, обычно вспомогательные - например, бухгалтерию.
Введение - 3
1.Страховая деятельность. Понятие и организация, основные
функции и функциональные задачи страхования - 5
2. Техническое обеспечение автоматизированных
информационных систем страхового дела - 12
3.Автоматизированная информационная система
страховой фирмы и технология ее функционирования - 17
4.Требования, предъявляемые к информационному
обеспечению автоматизированных информационных
технологий страховой компании - 20
Заключение - 22
Список используемой литературы - 26
Первая функция — это формирование специализированного страхового фонда денежных средств как платы за риски, которые берут на свою ответственность страховые компании. Этот фонд может формироваться как в обязательном, так и в добровольном порядке. Государство, исходя из экономической и социальной обстановки, регулирует развитие страхового дела в стране.
Вторая функция страхования — возмещение ущерба и личное материальное обеспечение граждан. Право на возмещение ущерба в имуществе имеют только физические и юридические лица, которые являются участниками формирования страхового фонда. Возмещение ущерба через указанную функцию осуществляется физическими или юридическими лицами в рамках имеющихся договоров имущественного страхования.
Третья функция страхования — предупреждение страхового случая и минимизация ущерба — предполагает широкий комплекс мер, в том числе финансирование мероприятий по недопущению или уменьшению негативных последствий несчастных случаев, стихийных бедствий и т.п.
Имея дело с массовыми явлениями, в отношении которых организуется страховая защита, страхование собирает, группирует и обобщает информацию с целью выработки оптимальной стратегии своей деятельности. В настоящее время все информационные процедуры управления страховой деятельностью основываются на автоматизированных информационных технологиях и системном подходе к рассмотрению страхования. В частности, многообразие функций и функциональных задач может быть упорядочено и представлено в виде взаимосвязанной системы.
Страхование можно классифицировать по сферам деятельности, формам проведения, видам (отраслям) страхования.
Сфера деятельности страховых организаций различается по сферам экономической деятельности: внутренний, внешний и смешанный страховые рынки. Это организационная классификация страхования как вида экономической деятельности.
Форма проведения страхования может быть обязательной (в силу закона) и добровольной.
По
форме организации
страхование выступает как государственное,
акционерное, взаимное и кооперативное.
*В условиях рыночной экономики, исходя из характеристики объектов страхования, выделяются четыре основные вида страхования:
Необходимость выделения четырех видов (отраслей) страхования характерна для украинского национального страхового рынка. Подобная классификация определяется перечнем объектов и рисками, подлежащими страхованию.
Личное страхование трактуется как отрасль страхования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье и трудоспособность человека.
Имущественное страхование трактуется как отрасль страхования, в которой объектом страховых правоотношений выступает имущество в различных видах; его экономическое назначение — возмещение ущерба, возникшего вследствие страхового случая. Страхователями в таких случаях выступают не только собственники имущества, но и другие юридические и физические лица, несущие ответственность за его сохранность.
Страхование ответственности — отрасль страхования, где объектом выступает ответственность перед третьими (физическими и юридическими) лицами, которым может быть причинен ущерб (вред) вследствие какого-либо действия или бездействия страхователя. Через страхование ответственности реализуется страховая защита экономических интересов возможных причинителей вреда, которые в каждом данном страховом случае находят свое конкретное денежное выражение.
В страховании экономических рисков (предпринимательских рисков) выделяются два подвида: страхование риска прямых и косвенных потерь. К прямым потерям относятся, например, потери от недополучения прибыли, убытки от простоев оборудования вследствие непоставок сырья, материалов и комплектующих изделий, забастовок и других объективных причин. Косвенные потери связаны со страхованием упущенной выгоды, банкротством предприятия и пр.
Автоматизированные информационные технологии деятельности страховой компании направлены на внедрение систем, охватывающих все основные элементы технологического процесса и гарантирующих полную безопасность данных на всех этапах обработки информации. Реализация автоматизированной информационной системы страховой компании заключается в автоматизации решения задач страховой, финансовой, бухгалтерской и других видов деятельности.
Рассмотрим
кратко основные функциональные задачи,
реализуемые в условиях автоматизированной
информационной технологии.
*Процесс заключения договора страхования. Проверка наличия предыдущих договоров по каждому страхователю, случаев страховых выплат, расчет поправочных коэффициентов к тарифной ставке и особых условий, расчет комиссии агенту, занесение договора в базу данных для последующей обработки, выдача необходимых документов.
*Заключение дополнительного договора. Расчеты по изменившимся условиям или объектам страхования с учетом основного договора, пополнение базы данных о вновь заключаемых или изменяемых договорах.
* Заключение договора перестрахования. Проверки соответствующей информации, расчет комиссионных.
* Внесение страховой премии (или ее части). Перечисление денежных средств по счетам, в случае наличия перестрахования — расчеты с перестраховщиками.
* Окончание договора страхования. Перемещение информации в базы для формирования резервов и других расчетов.
* Наступление страхового события. Расчет возмещения, проводка выплат, перерасчет по договору или его прекращение, ведение базы страховых событий.
* Расторжение договора страхования. Расчеты со страхователем, проводка денежных средств, осуществление изменений в базе договоров.
* Расчет базовых тарифных ставок по видам страхования. Просмотр в базе данных всех договоров по конкретному виду страхования, по страховым событиям, расчет с использованием статистических таблиц.
* Расчет резервного фонда. Анализ текущего состояния счетов, отслеживание изменений в количестве и суммах договоров по видам страхования, расчет по требованиям и текущему состоянию.
* Анализ страхового портфеля. Определение тенденций страхового рынка, анализ собственной деятельности, прогнозирование дальнейшего развития, анализ вариантов возможных управленческих решений.
*Анализ финансового состояния компании. Выявление тенденций и взаимосвязей в показателях, анализ возможных вариантов развития.
* Ведение внутренней бухгалтерии. Расчет зарплат сотрудников компании, учет собственности и т.д.
Полная
технология страхования предусматривает
обработку больших и
Накопление
и обработка информации происходит
в различных подразделениях и
службах страховой компании: бухгалтерии,
отделах — финансово-
* Переход к автоматизированным информационным технологиям сопровождается изменением характера и качества управления, аналитическая работа менеджеров становится главной, формирует у них новые представления и приоритеты, превращает информацию в один из ключевых и реально доступных ресурсов компании, а дальнейшее развитие автоматизированных информационных технологий — в важный элемент ее стратегии.
Однако автоматизированные информационные технологии эффективны и рентабельны при существовании достаточно устоявшегося делопроизводства, ибо автоматизации подлежат только стабильные, подчиняющиеся известным правилам процессы. Если каждая рабочая ситуация уникальна, если исключения и поправки размывают и маскируют закономерности и правила, то попытки внедрения автоматизированных информационных технологий не дают ничего, кроме расходов средств и времени. Для страховых компаний это означает, что прежде всего должны быть разработаны и утверждены с расчетом на использование в течение достаточно продолжительного времени формы всех первичных и отчетных ; документов, связанных со страхованием. От таких, например, как заявление на страхование, полис, договор страхования, акт о страховом случае, и до вида счетов прибылей и убытков бухгалтерского баланса.
Должны
быть также тщательно продуманы,
отлажены и документально оформлены
в виде правил, инструкций и положений
все рабочие процедуры. В частности
должно быть определено, кто,
как, когда и на каких
условиях подписывает полис от имени
компании, как производятся расчеты
с брокерами, как
и кем производятся выплаты, кто
и как оценивает ущерб и т.д. Должны
быть описаны в инструкциях (а еще лучше
— описаны и изображены на схемах) пути
и условия движения всех документов, а
если это документы финансового характера,
то и движение денег. В совокупности такие
схемы документопотоков позволят полностью
проследить жизненный цикл каждого документа
и проанализировать документооборот в
компании, а затем и улучшить его — ускорить,
упростить, а при необходимости дополнить
или развить на базе новых технологических
решений. Если эта работа не проведена,
то разработка эффективной автоматизированной
информационной технологии страховой
компании становится практически невозможной.
.
2. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ СТРАХОВОГО ДЕЛА
Страхование является одним из самых информационно насыщенных и информационно зависимых видов бизнеса.
Развитие
в нашей стране рыночных отношений,
включение в мировые
Это
обусловливает необходимость
Внедрение информационных технологий в процесс планирования и управления деятельностью страховых компаний предусматривает не только обработку больших и взаимосвязанных массивов данных, но может использоваться также для их анализа и обоснований вариантов управленческих решений. При этом важную роль играют учет разнообразных сведений о секторах экономики, регионе, фирме и других хозяйствующих субъектах, а также учет финансовых, трудовых и материальных ресурсов.
Объемы информации, высокие требования к точности и достоверности, необходимость эффективного анализа финансового состояния клиентуры и страховой фирмы — вот основные причины, предопределяющие автоматизацию страхового бизнеса.
С внедрением вычислительной техники в страховую деятельность страховые задачи стали обрабатываться с использованием всего многообразия технических средств.
Автоматизация задач страхового дела зависит в первую очередь от изменения форм взаимодействия машины и пользователя. На начальных этапах применения ЭВМ преимущественно решались задачи, формирующие сводные данные о результатах деятельности страховой организации за отчетный период. ЭВМ использовались в режиме пакетной обработки, что вызывало задержку в принятии решений и исключало работу страховщиков с клиентами в реальном масштабе времени.
Положение изменилось в настоящее время, когда значительная часть работающих в страховых компаниях компьютеров представляет собой один из типов распределенных вычислительных систем. Распределенные системы в страховой деятельности строятся на базе АРМ специалиста, соединенных каналами связи в вычислительные сети многопроцессорных компьютеров и многомашинных вычислительных комплексов.