Государственный сектор в экономике. Взаимодействие государственного и частного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы явились:
- определить сущность государственного сектора экономики;
- рассмотреть организацию государственного сектора в России и в некоторых экономически развитых стран;
- проанализировать место государственного сектора экономики в ЕАО;
- показать особенности взаимодействия частного сектора и государственного сектора экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования государственного сектора в экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора в экономике 5
1.2 Функции государственного сектора в экономике 9
1.3 Государственный сектор в России и за рубежом 13
Глава 2 Анализ государственного сектора в экономике ЕАО 25
2.1 Место государственных предприятий в экономике области 25
2.2. Взаимодействие государственного и частного сектора в экономике государства 29
Заключение 35
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

ЭкТеор,Госсектор в экономике курс (ХГАЭП-24, (Дальгау 15)ОКС_!.doc

— 204.50 Кб (Скачать)
 

      Таким образом, в предприятиях государственного сектора (в том числе, в совместных формах собственности), в ЕАО  преобладает  капитал государства.

      Государственные унитарные предприятия в ЕАО  ежегодно перечисляют в областной бюджет часть прибыли, оставшейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей , в следующих размерах6:

      - 80 процентов прибыли - предприятия,  не направившие прибыль на  собственное развитие и (или)  инвестиции;

      - 60 процентов прибыли - предприятия, направившие не менее 20 процентов прибыли на собственное развитие и (или) инвестиции;

      - 40 процентов прибыли - предприятия,  направившие не менее 40 процентов  прибыли на собственное развитие  и (или) инвестиции;

      - 25 процентов прибыли - предприятия, направившие не менее 55 процентов прибыли на собственное развитие и (или) инвестиции.

     2.2. Взаимодействие государственного и частного сектора в экономике государства

 

      При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении.

      Одной из форм государственного предпринимательства  являются казённые предприятия.

      «Казенными» называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные предприятия.

      Они находятся под прямым государственным  управлением по вопросам производства   (директивное   планирование,  задания),  политики  цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе  отказаться от заключения государственного  контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать  конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество  казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

      Одновременно  государство  принимает  на  себя ответственность по обязательствам  этой  категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую  помощь,  защищает  от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам   и   др.   Следовательно, рассматриваемые   предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование    казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность.  Расходы  по  их  содержанию  составят  весомую  часть государственного бюджета.

      Из  сказанного следуют два вывода:

      1. Численность казенных предприятий  необходимо свести к разумному  минимуму;

      2. Применительно к ним целесообразно разработать специальную систему управления.

      Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее  системы  управления  может  быть:  во-первых, коллегиальность в принятии важнейших  хозяйственных решений высококомпетентными лицами; во-вторых, применение  конкурсной системы подбора руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок. Все это преследует одну цель: быть конкурентным в борьбе за рыночную нишу.

      Практическая реализация этих положений видится в следующем:

      1. Стратегические  решения  по  управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.

      2. В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована  определенная  степень  самостоятельности,  без  чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.

      3. Подбор  менеджеров  должен  проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

      4. Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием - "контракт плана", в котором содержится программа его деятельности.

      5. Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а  субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов схемы управления казенными  предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

      Попытка установить оптимальный правовой  статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента  РФ  от  10  июня  1994  года  №1200 "О некоторых мерах по обеспечению  государственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или   уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным  руководителем контракт, базирующийся не на   трудовом, а на гражданском законодательстве. В  Указе  перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок  и  условия  его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.

      В государственные коммерческие предприятия  входят  предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного  хозяйственного ведения. Государственные коммерческие  предприятия  находятся  на  полном коммерческом расчете, имеют широкую  самостоятельность  и  практически  те  же права, что и частные  предприятия  (за  исключением  права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

      Чтобы обеспечить проведение   государственной  структурной и промышленной политики, органы  государства должны обладать таким действенным  инструментом  влияния на управленческие решения АО, как закрепленный в государственной  собственности пакет акций. Наличие такого   пакета  является  необходимым, но не  достаточным  условием эффективного управления  госсобственностью. Целесообразно разработать механизм, при помощи которого реализация прав государства-собственника не  сковывала  бы  предприимчивость менеджеров и трудового коллектива предприятия.

      В отличие от казенных предприятий  АО с государственным капиталом участвуют в  конкуренции.  Их  основной  задачей  является  получение прибыли  (коммерческие  функции). Они могут быть объявлены банкротами, поскольку самостоятельно отвечают по своим долгам. Вместе с тем эти АО в критической ситуации могут рассчитывать  на  финансовую  помощь государства.  Последнее обстоятельство выводит государственные АО из жестких последствий конкуренции, что снижает стимулы эффективного функционирования.  Нужно сделать все возможное, чтобы предприятие государственного сектора приносило прибыль не меньшую, чем предприятия частного сектора. По критерию   участия в капитале и влияния государственных органов на управление можно выделить две группы АО:  АО, в которых 100 процентов капитала принадлежит государству,  и  АО,  в которых государству принадлежит контрольный пакет акций или золотая акция.

      Можно  обозначить  три  причины  образования  АО со 100-процентным капиталом:

      1. Акционерная форма дает возможность  в  перспективе без каких-либо  организационных  преобразований выбросить на рынок пакет акций для частичной приватизации АО и привлечения дополнительных инвестиций не из государственной казны.

      2.Форма  АО по определению предполагает  широкую хозяйственную самостоятельность.  Нельзя  забывать, что и в государственном АО формальным  собственником имущества выступает АО, а не государство. Хозяйственная самостоятельность является условием коммерциализации деятельности предприятия.

      3.Само  по себе утверждение коммерческих  целей не создает достаточной  основы для устойчивых финансовых результатов. Необходимо установление действенной системы   внутрифирменного управления. Акционирование предполагает преобразование организационных структур и компетенции органов управления.

      В качестве общей цели создание АО со 100-процентным государственным капиталом призвано решить задачу совмещения достаточно плотной   зависимости предприятия от структур   государственного управления и достаточной самостоятельности для достижения коммерческих целей.

      Государственное  влияние  на  промышленную  политику предприятия обеспечивается отходом от  традиционной организационной структуры управления  АО.  Выпадает  один  из  главных ее  элементов - собрание акционеров. Его функции должен, видимо, выполнять совет директоров, состав которого    определяется   собственником - государством. А собственник, государство, не должно оглядываться на прошлый опыт, а действовать как акционер, владеющий контрольным пакетом акций и имеющий одну цель – получение прибыли.

      Целесообразно ввести в состав совета   директоров наряду с представителями    отраслевого органа управления представителей администрации предприятия, трудового коллектива,  местных органов власти. И конечно, высококвалифицированных специалистов (менеджеров, финансистов и т.п.). Представители  трудящихся  избираются трудовым коллективом, представители местного органа управления назначаются этим органом,  все  остальные назначаются отраслевым органом управления. На подобном   принципе   представительства  интересов  формируется  совет государственного АО во Франции.

      Совет директоров наделяется достаточно широкой  компетенцией: он разрабатывает и  принимает общие программы развития предприятия, бюджет и плановые расчеты, осуществляет займы,  операции с  недвижимостью, заключает контракты,  назначает и увольняет генерального директора и других руководящих работников и т.п. Некоторые решения совета (например, назначение и увольнение генерального директора) утверждает государственный орган   управления  (министр,  в некоторых случаях вице-премьер). Что касается внутреннего управления фирмой (собственно  управления  производством),  то  совет делегирует определенные функции генеральному директору,    осуществляя за его деятельностью соответствующий    контроль. Как и на казенных предприятиях, целесообразно разработать систему участия  персонала в управлении производством.

      АО  со 100-процентным государственным   капиталом несет самостоятельную  имущественную  ответственность. Создается  возможность обращения   взыскания  по долгам на имущество такого  предприятия.

      Итак, государственная промышленная политика может проводиться с     помощью рассмотренной организационно-правовой   формы достаточно эффективно, но должна корректироваться с учетом коммерческих задач АО.

    На данный момент частный и  государственный сектор взаимодействуют достаточно близко,  заключая  друг с другом  договор гражданско-правового характера.

 Главное,  чтобы фактические решения по  достаточно широкому  кругу   важнейших вопросов управления  АО государственного ведения  принимал не аппаратный работник, не несущий никакой ответственности и не заинтересованный материально в  деятельности  общества, а профессиональный менеджер. Сотрудничество в разных областях (жилищно-коммунального комплекса, здравоохранения и образования, например) должно быть на безрисковом уровне для частного сектора, тем самым это подчеркнет важную и приоритетную роль государства в решении рыночных проблем. 

Информация о работе Государственный сектор в экономике. Взаимодействие государственного и частного сектора