Государственный сектор в экономике. Взаимодействие государственного и частного сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа

Описание работы

Задачами курсовой работы явились:
- определить сущность государственного сектора экономики;
- рассмотреть организацию государственного сектора в России и в некоторых экономически развитых стран;
- проанализировать место государственного сектора экономики в ЕАО;
- показать особенности взаимодействия частного сектора и государственного сектора экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования государственного сектора в экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора в экономике 5
1.2 Функции государственного сектора в экономике 9
1.3 Государственный сектор в России и за рубежом 13
Глава 2 Анализ государственного сектора в экономике ЕАО 25
2.1 Место государственных предприятий в экономике области 25
2.2. Взаимодействие государственного и частного сектора в экономике государства 29
Заключение 35
Библиографический список 36

Работа содержит 1 файл

ЭкТеор,Госсектор в экономике курс (ХГАЭП-24, (Дальгау 15)ОКС_!.doc

— 204.50 Кб (Скачать)

  Содержание

 

   Введение

 

  Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают ряд моделей современного рыночного хозяйства, в которых в обязательном порядке присутствуют и государственный и частный сектор.

  Границы государственного сектора в переходной экономике довольно подвижны. Из-за набирающей силу корпоратизации и приватизации предприятий существует большое  разнообразие смешанных государственно-частных  структур. В настоящее время статистика большинства стран с переходной экономикой обычно исключает из рамок госсектора предприятия, находящиеся в процессе приватизации, причем даже в тех случаях, когда доля государственной собственности в их капитале остается значительной. Поэтому общий объем государственного имущества за счет государственных пакетов акций и долей в капитале смешанных предприятий

  Тема  данной курсовой работы «Государственный сектор в экономике. Взаимодействие государственного и частного сектора» очень актуальна, так как она  отражает политику нашего государства, проводимую с целью окончания реформ во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов.

      Объектом  исследования выступил государственный  сектор экономики.

      Предметом исследования являются предприятия  госсектора ЕАО.

      При написании работы преследовалась цель: подробно описать государственный сектор и его взаимодействие с частным сектором.

      Задачами  курсовой работы явились:

      - определить сущность государственного  сектора экономики;

      - рассмотреть организацию государственного сектора в России и в некоторых экономически развитых стран;

      - проанализировать место государственного  сектора экономики в ЕАО;

      - показать особенности взаимодействия  частного сектора и государственного  сектора экономики.

      Теоретической и методологической основой курсовой работы явились научные труды ученых, экономистов, посвятивших свои работы экономической теории.

 

  Глава 1 Теоретические аспекты  исследования государственного сектора в экономике

     1.1 Понятие государственного сектора в экономике

 

      Государственный сектор экономики представляет собой совокупность предприятий и организаций, находящихся в государственной собственности и финансируемых из государственного бюджета. оказывается гораздо больше, чем собственно государственный сектор.

      Отношение к государственному сектору экономики и после десятилетия рыночных реформ остается одним из наиболее важных вопросов. Начало рыночной трансформации в нашей стране, да и в большинстве стран было связано с ультралиберальными настроениями в отношении к государству как собственнику и в оценке возможности эффективного функционирования государственных предприятий. В эйфории надежд на чудеса приватизации правительства постсоциалистических стран явно недооценили потенциал госкапиталистической модели компаний в переходной экономике. Только сейчас понимаем, что причиной этому скорее были политические предпочтения, чем трезвый экономический расчет.1

      Масштабное  сокращение госсектора в развитых странах  в 80-х гг. в основном преследовало цель устранения чрезмерной бюрократизации управления госпредприятиями, постоянного и бесконтрольного вмешательства в экономику государственного чиновничества. Что же касается эффективности работы предприятий, особенно крупных, то в современных условиях она зависит скорее не от «инстинкта собственника», а от качества, профессионализма управления, т.е. от уровня менеджмента и способности собственника контролировать результаты его деятельности. Это же в полной мере относится и к трансформирующейся экономике постсоциалистических стран.

      В переходной экономике опыт преобразования государственных предприятий в АО с различными объемами государственных пакетов акций позволяет сделать, по крайней мере, два принципиальных вывода.

      Во-первых, во всех странах с переходной экономикой возобладало мнение, что сохранять  в руках государства целесообразно только пакеты, обеспечивающие ту или иную степень контроля в управлении компанией. Обычно это не менее 25—30% капитала АО, что позволяет государству участвовать в управлении, но не ограничивать при этом жестко права частных инвесторов. В иных случаях целесообразно сохранить в руках государства более крупные, нередко контрольные пакеты акций. Есть и АО со 100% государственного капитала. Как правило, крупные государственные пакеты необходимы в так называемых стратегически важных отраслях и производствах, где сильный государственный контроль рассматривается как решающий фактор экономической безопасности страны. Так, Мингосимущество России относит к стратегически важным три группы АО:

  1) предприятия, работающие в сфере естественных монополий как общероссийского, так и регионального значения (РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России»);

  2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);

  3) предприятия, акции которых используются для создания интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примером могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.

      Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.2

      Особой  проблемой структуры государственного сектора является государственная  собственность  на банковские финансовые организации. В России  большинство  коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.

      По  мере завершения реорганизации традиционных государственных предприятий в  условиях перехода к рынку и, главное, преодоления трансформационного спада  могут изменяться подходы к размеру  и составу государственного сектора  экономики. В Польше, например, считают, что после начала устойчивого экономического роста уже не существует объективных причин для исключения каких-либо отраслей и предприятий из процессов приватизации. Сокращение государственного влияния и контроля рассматривается как предпосылка притока крупных инвестиций в энергетику, угле- и газодобычу, транспорт и другие сектора инфраструктуры, а также повышения конкурентоспособности на мировых рынках.

      Оценки  необходимых масштабов госсектора формировались в странах с  переходной экономикой в условиях столкновения и борьбы различных точек зрения, на фоне политического противостояния в обществе.

      Опыт  функционирования государственного сектора  переходной экономики в большинстве  стран показал, что государство, как и любой другой собственник, может выполнять свои функции недостаточно эффективно. Последовательной политики государства по отношению к остающемуся в его собственности имуществу нет практически ни в одной стране, и действия государства направлены на решение отдельных очевидных проблем. В России эти проблемы можно свести в две группы.  .

      Во-первых, идет поиск методов эффективного управления теми предприятиями, в капитале которых в течение длительного  времени сохраняется высокая  доля государства. Таким методом  может стать, например, передача государственного пакета акций в доверительное управление либо сторонним для компании юридическим лицам (банковско-финансовым холдингам, финансово-промышленным группам, специализированным консалтинговым фирмам), либо менеджменту самой компании (как было в случае с 35% акций РАО «Газпром»). Состав представителей государства в органах управления АО с крупным госпакетом и порядок голосования этим пакетом акций устанавливается централизованно.

      Во-вторых, разворачивается так называемая доприватизация. Она может заключаться  в выработке приватизационных стратегий для предприятий, ранее входивших в списки не подлежащих приватизации в тот или иной период времени. Подобные списки составлялись наряду с приватизационными программами во всех странах, в том числе и в России. Кроме того, «доприватизации» подлежат остававшиеся в собственности государства мелкие пакеты акций, не дающие реальных возможностей контроля. Так, в восточноевропейских странах, как и в России, существуют сотни компаний с незначительными долями государственного участия, не обеспечивающими ни доходов, ни контроля. Государству выгоднее избавиться от этих долей, нежели номинально оставаться их собственником.

     1.2 Функции государственного  сектора в экономике

 

      Рассмотрим  функции государства и государственного сектора как инстумента влияния на экономику государства.

      Крупнейший  американский экономист Джон Гэлбрейт, говоря о роли государства в экономике  государства говорил так: "Безоглядная  приверженность идеологии свободного предпринимательства и убежденность в том, что государство не должно играть в экономической жизни никакой роли - могли бы стать губительным даже для нас, если бы мы к этому прислушивались". В смешанной экономике государство полностью интегрировано в кругооборот материальных и денежных средств, образующих экономический механизм. Все реально функционирующие экономические системы - это системы "смешанные"; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

  1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

  2. Как эту продукцию следует  производить? Как должно быть  организовано производство? Какие  фирмы должны осуществлять производство  и какую применять технологию?

  3. Кто должен получать эту продукцию,  как она должна распределяться  между индивидуальными потребителями? 

      Разные  экономические системы мира и  отдельные государства отличаются друг от друга по соотношению ролей  правительства и рынка в управлении экономикой. Различия касаются набора способов и форм регулирования, пределов действия той или иной формы, а также направленности регулирования экономики. Однако во всех случаях экономические функции государства в развитии экономики играют очень существенную роль. Количественно выразить экономическую роль государства в управлении экономикой трудно. Эта роль осуществляется в таких широких масштабах, что невозможно составить исчерпывающий перечень его экономических функций3. С определенной достоверностью можно установить долю национального продукта, производимого под эгидой правительства, общий объем продукции, приобретаемой государством, удельный вес и абсолютные размеры государственных инвестиций. Но как количественно измерить регулирующие меры государства, предназначенные для защиты окружающей среды, охраны здоровья и труда рабочих, защиты потребителей от опасных продуктов, обеспечения равного доступа к вакантным рабочим местам и контроля за практикой ценообразования в определенных отраслях и т.д. Некоторые экономические задачи правительства и государства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы. К их числу можно отнести:

  1. Обеспечение правовой базы и  общественной атмосферы, способствующих  эффективному функционированию  рыночной экономики.

  2. Защита конкуренции. 

  3. Перераспределение доходов и  богатства. 

  4. Корректирование распределения  ресурсов с целью изменения  структуры национального продукта.4

      Задачи  по обеспечению правовой базы рыночной экономики разрешаются путем  введения правил поведения, которыми должны руководствоваться производители в своих отношениях с потребителями. Законодательные акты государства касаются определения прав собственности, отношений между предприятиями, запрета на продажу фальсифицированных продуктов и лекарств, установления стандартов качества, маркировки продукции, ответственности за соблюдением условий контрактов и т.д. О мерах государства по защите конкуренции уже сказано. Действительно, рост монополий резко изменяет рыночную ситуацию. Создается положение, при котором число продавцов становится ограниченным и в силу этого каждый из них в состоянии оказать влияние на общий объем предложения, а поэтому и на цену продаваемого продукта. Монополия по своей природе порождает нерациональное распределение экономических ресурсов. Однако на пути всевластия монополий есть ограничитель. Первым из них является сам рыночный механизм. Если продавец товара А будет только один, то у потребителя не окажется выбора. Тогда он будет искать альтернативы, т.е. заменителя данного товара. А поскольку спрос на эти товары-заменители возрастет, то увеличится и предложение. В итоге у этого единственного монополиста появятся косвенные конкуренты. Вторым ограничителем господства монополий является деятельность правительства по защите конкуренции. В тех отраслях, где технологические и экономические условия исключают возможность существования конкурентных рынков правительства регулируют цены и устанавливают стандарты на оказываемые услуги. Транспорт, связь, производство и сбыт электроэнергии и другие предприятия общественного пользования в той или иной степени в большинстве государств подвергаются правительственному регулированию, во многих странах являются собственностью государства. Одна из экономических функций государства связана с перераспределением доходов и ресурсов. В распределении доходов рыночная система может порождать большое неравенство. За короткий срок перехода к рыночным отношениям в странах бывшего соцлагеря быстро появились миллионеры-миллиардеры, а десятки миллионов людей оказалась за чертой бедности. В отличие от цивилизованных государств, где рыночная система приносит крупные и сверхкрупные доходы лицам, чей труд высоко оплачивается в силу природных способностей, благоприобретенного образования и мастерства, или тем, кто владеет крупным капиталом, заработанным упорным трудом многих поколений, новоявленные наши миллионеры в большинстве своем не обладают названными качествами. Большинство из них воспользовалось тем хаосом и безвластием, на фоне которых произошел распад советской цивилизации. В стабильных государствах правительства разрабатывают и осуществляют программы социального обеспечения, устанавливают минимальные размеры заработной платы, пособия по безработице, фиксируют цены с целью повышения доходов определенных групп населения, устанавливают дифференцированные ставки налогов на личные доходы населения. Таким образом, государство регулирует распределение доходов путем прямого вмешательства в функционирование рынка и косвенно с помощью системы налогов и других платежей. Через механизм налогообложения и государственных расходов по социальному обеспечению все большая доля национального дохода переводится от относительно богатых к относительно бедным. Четвертая функция связана с корректированием распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта. Утверждение, что одним из достоинств конкурентной рыночной системы является обеспечение эффективного распределения ресурсов на производство товаров и услуг справедливо при одном немаловажном допущении: все выгоды и издержки, связанные с производством и потреблением каждого продукта, находят полное отражение в кривых рыночного спроса и предложения. Действие правительства по обеспечению рационального распределения и использования ресурсов реализуется через налоговую политику. Обложение предприятий и населения налогами в зависимости от ставок налогов может в одних случаях выключать часть их доходов и сокращать свои инвестиционные и потребительские расходы, а в других увеличивать их. Тем самым налоги высвобождают ресурсы из частного сектора или создают условия для их притока. Правительства сознательно перераспределяют ресурсы с целью осуществления изменений в структуре национального продукта страны. Функция правительства по стабилизации экономики связана с помощью частному сектору в обеспечении полной занятости ресурсов и стабильного уровня цен. Уровень производства непосредственно зависит от совокупного объема расходов. Высокий уровень общих расходов означает, что для многих отраслей выгодно увеличивать выпуск продукции, низкий уровень не обеспечит полной занятости ресурсов и населения. Любому правительству надлежит, с одной стороны, увеличивать собственные расходы на общественные блага и услуги, а с другой стороны - сокращать налоги с целью стимулирования расходов частного сектора. Другая ситуация может возникнуть, если общество попытается расходовать больше, чем позволяют производственные мощности экономики. Когда совокупные расходы превышают величину продукта при полной занятости, избыточные расходы вызовут повышение уровня цен. Чрезмерный объем совокупных расходов всегда носит инфляционный характер.

Информация о работе Государственный сектор в экономике. Взаимодействие государственного и частного сектора