Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа
Задачами курсовой работы явились:
- определить сущность государственного сектора экономики;
- рассмотреть организацию государственного сектора в России и в некоторых экономически развитых стран;
- проанализировать место государственного сектора экономики в ЕАО;
- показать особенности взаимодействия частного сектора и государственного сектора экономики.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования государственного сектора в экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора в экономике 5
1.2 Функции государственного сектора в экономике 9
1.3 Государственный сектор в России и за рубежом 13
Глава 2 Анализ государственного сектора в экономике ЕАО 25
2.1 Место государственных предприятий в экономике области 25
2.2. Взаимодействие государственного и частного сектора в экономике государства 29
Заключение 35
Библиографический список 36
Государственный сектор экономики России представляет собой часть национальной экономики, в которой государство является собственником и реализует свои права и обязанности по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям с долей государственной собственности. Государство получает доход от налогообложения и других источников и воздействует на экономику путем расходов на потребление и инвестиции, а также осуществляя контроль с помощью денежно-кредитной и фискальной политики на доходы и расходы других секторов экономики.
Муниципальный сектор экономики представляет собой часть национальной экономики, в которой собственником является муниципальное образование и реализует свои права и обязанности по отношению к предприятиям, организациям и учреждениям с долей муниципальной собственности.
Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, – федеральная собственность и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Федерации, – собственность субъектов РФ. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в финансовых отношениях на равных правах с другими участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами.
В Российской Федерации государственный сектор представлен унитарными предприятиями. Согласно ст. 113 Гражданского Кодекса РФ, унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о предмете и целях деятельности предприятия, а также о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, за исключением казенных предприятий.
В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
По специальному поручению при принятии финансовых и других решений от имени Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические и физические лица.
В Российской Федерации имеется семь федеральных округов, 89 субъектов РФ, 12 215 муниципальных образований, из них 625 городов, 1404 района, 516 поселков, 9314 сельских округов, 203 сельских населенных пункта, 153 городских района и округа. Отмечается тенденция сокращения числа муниципальных образований и их укрупнение. В настоящее время муниципальную собственность имеют 11 160 муниципальных образований.
Российская Федерация, ее субъект, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Средства соответствующего бюджета и другое государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну и казну субъектов РФ.
Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и другие лица. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.
Средства местного бюджета и другое муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность физических и юридических лиц, т.е. приватизировано.
К государственному сектору экономики относятся:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;
- государственные учреждения;
- федеральные казенные предприятия;
- акционерные общества, в уставном капитале которых более 50% голосующих акций находится в федеральной собственности и собственности субъектов Федерации;
- дочерние предприятия, головная компания которых имеет государственный пакет голосующих акций, превышающий 50%;
- предприятия, входящие в холдинг, головная компания которого имеет государственный пакет голосующих акций, превышающий 50%.
Доля промышленной продукции государственного сектора в общем объеме продукции составляла в 2000 г. около 16%, доля занятых в организациях государственного сектора экономики в общей численности работников, занятых в экономике, – до 22%. Доля государственного сектора в общем объеме инвестиций в основной капитал составляла 21%, в общем объеме внутренних затрат на научные исследования и разработки – 31%, в общем количестве организаций, выполняющих научные исследования и разработки, – 32%, в общей численности работников, выполняющих научные исследования и разработки, – 31%.
Предприятиями
государственного сектора экономики
топливно-энергетического
В
государственном секторе
В оборонном комплексе из общего числа предприятий и организаций 43% относится к государственному сектору. В основном это государственные унитарные и казенные предприятия.
Удельный вес продукции государственного сектора в общем объеме продукции сельскохозяйственных предприятий составил 10,5%.
В
транспортном комплексе удельный вес
перевозок предприятиями
Доля государственного сектора в общем объеме услуг организаций связи и доля в общем объеме услуг населению была 59 и 77%.
При рассмотрении структуры инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования становится очевидным сокращение доли государственного сектора в общем объеме инвестиций. На долю предприятий государственного сектора экономики в 2000 г. приходился 21% общего объема инвестиций в основной капитал.
Анализ структурных преобразований в государственном секторе экономики свидетельствует, что его доля будет уменьшаться за счет дальнейшей приватизации государственной собственности.
Основными
направлениями в области
Рассмотрим далее муниципальный сектор экономики. Доля занятых в организациях этого сектора в 2000 г. достигла почти 25% общей численности работников, занятых в экономике. Доля муниципального сектора в общем объеме инвестиций в основной капитал составила 4,6%.
Муниципальный сектор представлен в основном предприятиями местного хозяйства, в том числе жилищно-коммунального, и учреждениями социальной сферы. По видам объекты муниципальной собственности распределяются следующим образом: предприятия – в 4917 муниципальных образованиях; учреждения образования – в 8792 образованиях; учреждения здравоохранения – в 7916 образованиях; учреждения культуры и спорта – в 7950 образованиях; жилой фонд и нежилые помещения – в 8510.
В состав муниципальной собственности входят также средства местного бюджета и внебюджетных фондов. Местный бюджет имеется более чем в 10 000 муниципальных образований.
Статистические данные показывают, что около 1/3 муниципальных образований не имеют основных объектов муниципальной собственности (жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и т.п.). В основном это бывшие территориальные единицы районного подчинения – сельсоветы, поселки, города районного подчинения.
Экономическую базу муниципального сектора составляют предприятия, находящиеся в муниципальной собственности и необходимые для удовлетворения бытовых и социально-культурных потребностей населения (как правило, это производство с высокой степенью локализации рынка сбыта).
Основными
отраслями муниципальной
Наиболее серьезным вопросом, требующим решения, является ликвидация нерациональных механизмов формирования объектов муниципальной собственности и неэффективное управление местным хозяйством.
Важнейшие
проблемы становления и развития
местного самоуправления связаны с
формированием его финансово-
Через органы местного самоуправления обеспечивается защита совместных интересов граждан, проживающих на локальной территории (местных сообществ).
В 339 муниципальных образованиях отсутствуют местные бюджеты, но если учитывать, что в ряде субъектов РФ муниципальные образования имеют только сметы расходов, устанавливаемые им органами государственной власти, то общее число безбюджетных муниципальных образований увеличивается до 3 тыс. В результате этого органы местного самоуправления не имеют достаточных средств для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения, возможности планирования. В дальнейшем предполагается переход от финансирования по сметам к собственным бюджетам муниципальных образований.
В связи с изменениями в области налогообложения доля собственных доходов местных бюджетов уменьшилась за последние годы в 4 – 5 раз и составляет 5 – 6% местного бюджета. Снижаются также поступления от местных неналоговых доходов.
Местные бюджеты формируются на 80% за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Это влияет на самостоятельность органов местного самоуправления, препятствует нормальному экономическому планированию.
Серьезной
проблемой современного состояния
муниципального сектора является крайне
высокая социально-