Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 04:34, курсовая работа
Задачами курсовой работы явились:
- определить сущность государственного сектора экономики;
- рассмотреть организацию государственного сектора в России и в некоторых экономически развитых стран;
- проанализировать место государственного сектора экономики в ЕАО;
- показать особенности взаимодействия частного сектора и государственного сектора экономики.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты исследования государственного сектора в экономике 5
1.1 Понятие государственного сектора в экономике 5
1.2 Функции государственного сектора в экономике 9
1.3 Государственный сектор в России и за рубежом 13
Глава 2 Анализ государственного сектора в экономике ЕАО 25
2.1 Место государственных предприятий в экономике области 25
2.2. Взаимодействие государственного и частного сектора в экономике государства 29
Заключение 35
Библиографический список 36
Основным направлением в области повышения эффективности муниципального сектора экономики является реализация органами местного самоуправления функций активного собственника по отношению ко всем муниципальным объектам, повышение финансовой самостоятельности местных бюджетов. В ближайшие годы предполагается:
- завершить передачу отдельных категорий объектов, относящихся к федеральной собственности и государственной собственности субъектов РФ, в муниципальную собственность муниципальным образованиям всех типов;
- передача земель в муниципальную собственность;
- создание условий для рационализации муниципального хозяйства, включая: оптимизацию состава муниципальной собственности за счет отчуждения объектов, не связанных с осуществлением функций местного самоуправления, в том числе муниципальных предприятий и учреждений; оптимизацию структур управления муниципальным хозяйством; внедрение современных методов управления бюджетным процессом, муниципальной собственностью.5
Таким
образом, государственный сектор, несмотря
на тенденцию его сокращения, занимает
ключевое место в социально-
Рассмотрим роль государственного сектора в странах с развитой рыночной экономикой.
Главной особенностью национальной экономики Франции является значительный удельный вес государственного сектора. Национализированные фирмы имеют юридическую форму акционерных обществ. Их акции принадлежат государству непосредственно или через национализированные банки и финансовые организации.
Государственные компании действуют преимущественно в автомобилестроении, авиакосмической, электронной, химической, нефтегазовой промышленности, черной металлургии, т.е. в отраслях, имеющих ключевое значение для экономики страны, или в отраслях, требующих больших инвестиций и в которых частные компании не могут обеспечить достаточную норму прибыли для расширенного воспроизводства.
В промышленности действуют 446 государственных компаний, главным образом в черной и цветной металлургии, химии, машиностроении, в области транспорта и связи – 194 компании, в энергетике – 32 компании, в финансовой сфере – 280 компаний. Как правило, государственные компании отличаются значительным уровнем концентрации производства, высокой производительностью труда и активной внешнеторговой деятельностью.
Во Франции исторически сложилось три основных типа государственных предприятии.
- Первый – это организации, не входящие непосредственно в состав государственных компаний, но управляемые ими в обычном административном порядке и действующие в рамках государственного права. Это прежде всего учреждения почты и связи, национальные издательства, больницы, депозитные кассы и т.д.
- Второй тип – это компании, капитал которых практически полностью принадлежит государству, но деятельность которых подпадает под действие частного права. К ним можно отнести компании по исследованиям в области добычи и переработки нефти, по управлению аэропортами Парижа, морскими портами и т.д.
- Третий тип представляют компании так называемой смешанной экономики, в которых государству принадлежит контрольный пакет акций. На их долю приходится свыше половины всех предприятий государственного сектора.
Рассматривая роль государственного сектора в Великобритании, необходимо упомянуть об экономической политики правительства М. Тэтчер. В рамках изменения государственной политики правительство М. Тэтчер опиралось на монетаристскую концепцию американского экономиста М. Фридмана. Оно начало приватизацию значительной части государственного сектора, которая успешно проводилась в течение десяти лет с конца 70-х гг.
В Великобритании приватизация проводилась в двух формах: денационализации (т.е. прямой продажи предприятий) либерализации государственных монополий с целью расширить сферы конкуренции. Практиковалась передача частному капиталу тех предприятий государственного сектора, которые становились прибыльными после получения государственных дотаций. Поэтому продаже нередко предшествовали меры по оздоровлению предприятий.
Осуществляемая приватизация была направлена на сокращение потребностей государственного сектора в займах, уменьшение государственного вмешательства в принятие решений предприятиями, ослабление силы профсоюзов, повышение эффективности предприятий и увеличение числа акционеров.
Приватизация в Великобритании проводилась исключительно на принципах платности и посредством торгов –- открытых (публичных) или закрытых (частных). Как правило, «открыто» продавались очень крупные компании. Частная форма обычно использовалась при продаже государственного пакета акций. К частным продажам государство прибегало на начальных этапах приватизации, открытые формы начали преобладать позже. Также был широко распространен выкуп акций самими работниками предприятий. Выкуп предприятия целиком встречался довольно редко.
Процесс приватизации в Великобритании шел достаточно успешно, многие предприятия перешли в частную собственность, увеличилось число акционеров – в настоящее время их насчитывается 11 млн. человек (24% всего населения страны), в 1979 г. они составляли лишь 7%.
В рамках государственной экономической политики осуществлялись государственные капиталовложения, которые финансировались как за счет государственного бюджета, собственных доходов государственных предприятий и учреждений, так и за счет заемных средств, получаемых ими от частных банков. Английское государство активно использовало различные формы экономического и административного регулирования.
Беспрецедентные
социально-экономические успехи Китайской
Народной Республики (КНР) стали одним
из важнейших событий мировой
экономической истории
В
течение всего периода
Модель «специфически китайского социализма» строится на ряде основных положений.
- Китай находится на специфичной стадии экономического развития, на которой существуют многообразные формы собственности – от общенародной до частной. Данная стадия социализма может продлиться до середины XXI в. При этом неизменным принципом остается доминирующая роль государственной собственности, отвергается ее прямая приватизация, трактуемая как «буржуазная либерализация».
- Плановые рычаги управления сочетаются с рыночными (директивное планирование – направляющее (индикативное) планирование – «рыночное регулирование»). Государство регулирует экономику на макроуровне, оставляя рынку микроуровень. Со второй половины 80-х гг. получает распространение формула «государство направляет рынок, рынок регулирует предприятия».
Но на фоне огромных усилий китайского руководства, затраченных на реформирование организационно-отраслевой структуры промышленности, и несомненных успехов, достигнутых на этом поприще за годы реформ, по-прежнему не только нерешенной, но и осложняющейся проблемой выглядит состояние государственного сектора. Несмотря на огромные средства, затрачиваемые на повышение его экономической эффективности, до 40% предприятий (в разные годы) остаются убыточными. Со второй половины 90-х гг. проводится курс на создание «системы современных предприятий», предусматривающий их объединение в крупные компании и группы, акционирование и массовое банкротство.
На территории ЕАО в соответствии с Уставом, и Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» создан ряд государственных предприятий, образующих государственный сектор. Государственные унитарные предприятия (ГУПы) создаются и действуют на основании федерального законодательства и законодательства области.
В
ЕАО существующие организации государственного
сектора экономики можно
Таблица 2.1 Характеристика демографии организаций в разрезе форм собственности
|
Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций |
Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций | Коэффициент прироста (+,-) на 1000 организаций | |||
декабрь
2009 |
декабрь
2008 |
декабрь
2009 |
декабрь
2004 |
декабрь
2009 |
декабрь
2008 | |
Всего | 9,6 | 4,7 | 7,0 | 3,5 | 2,6 | 1,2 |
Российская собственность | 9,9 | 4,0 | 7,5 | 3,7 | 2,4 | 0,3 |
Государственная собственность |
3,6 | 10,4 | 18,1 | 3,5 | -14,5 | 6,9 |
в том числе: | ||||||
федеральная собственность |
- | 18,9 | 21,8 | - | -21,8 | 18,9 |
собственность
субъектов федерации |
7,3 | - | 14,5 | 7,7 | -7,2 | -7,7 |
Муниципальная собственность |
2,6 | 5,0 | 7,8 | 2,5 | -5,2 | 2,5 |
Частная собственность | 13,0 | 3,4 | 4,9 | 1,0 | 8,1 | 2,4 |
Собственность
потребитель- ской кооперации |
- | - | - | - | - | - |
Собственность общественных и религиозных организаций (объединений) |
- | 3,1 | 19,7 | 24,5 | -19,7 | -21,4 |
Смешанная
российская собственность (без иностранного участия) |
16,4 | - | - | - | 16,4 | - |
Иностранная собственность | 6,3 | 25,1 | - | - | 6,3 | 25,1 |
в том числе: | ||||||
собственность
иностранных юридических лиц |
13,6 | 14,6 | - | - | 13,6 | 14,6 |
собственность иностранных граждан и лиц без гражданства |
- | 40,8 | - | - | - | 40,8 |
Смешанная иностранная собственность | - | - | - | - | - | - |
Cовместная
российская и иностранная собственность |
- | - | - | - | - | - |
в том числе: | ||||||
совместная
частная и ино- странная собственность |
- | - | - | - | - | - |
Таким образом, доля предприятий государственной собственности постепенно уменьшается. К 2009 году показатель прироста на 1000 организаций составил (-14,5). Произошло снижение доли предприятий находящихся в федеральной собственности, а также предприятия находящихся в собственности Еврейской автономной области. Однако произошло увеличение предприятий смешанной форм собственности (как с участием РФ и Российский юридических лиц, так и с участием иностранных предприятий).
Рассмотрим структуру уставного капитала предприятии государственного сектора в ЕАО.
Таблица 2.2 - Структура уставного капитала организаций, зарегистрированных в 2005 году в %
Декабрь 2009 | Справочно:
декабрь 2008 | |
Уставной капитал – всего | 100 | 100 |
В том числе по формам собственности: | ||
Российская собственность | 77,0 | 15,6 |
Государственная собственность | - | - |
в том числе: | ||
Федеральная собственность | - | - |
собственность субъектов федерации | - | - |
Муниципальная собственность | - | 0,6 |
Частная собственность | 77,0 | 14,1 |
Собственность потребительской кооперации | - | - |
Собственность
общественных объединений (организаций) |
- | 0,1 |
Смешанная
российская собственность (без иностранного участия) |
- | 0,8 |
Иностранная собственность | 23,0 | 84,3 |
в том числе: | ||
собственность
иностранных юридических лиц |
7,7 | 82,8 |
собственность
иностранных граждан и лиц без гражданства |
15,3 | 1,5 |
смешанная иностранная собственность | - | - |
Совместная
российская и иностранная собственность |
- | 0,1 |
в том числе: | ||
совместная
частная и иностранная собственность |
- | 0,1 |