Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:30, дипломная работа
Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.
1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Некоторые банки стремились избавиться от этих кредитных соглашений, другие их покупали с большим дисконтом от номинальной стоимости, по которой выдавался этот кредит. Солидный объем внешнего долга и достаточно большое количество банков, желающих купить и продать долговые обязательства, обусловили высокую ликвидность инструмента внешних долгов.
Участие в управлении внешними финансовыми активами Российской Федерации не ограничивается проведением операций по учету сумм требований на страны-дебиторы, хотя бухгалтерское исполнение этой функции является главнейшей обязанностью банка. В 1998 г. принят ряд мер, направленных на организацию во Внешэкономбанке работы по оценке платежеспособности государств-должников, прежде всего тех из них, которые не имеют действующих соглашений с Парижским клубом, но просроченный долг которых перед Россией имеет тенденцию к росту.
Другим важным направлением участия Внешэкономбанка в управлении внешними финансовыми активами является изучение и предметная проработка конкретных схем погашения суверенной задолженности, связанных с использованием рыночных и/или нетрадиционных инструментов, в том числе - обменных операций (долг/экспорт, долг/собственность, долг/долг), секьюритизации долговых требований, откупа и пр. В условиях перманентных финансовых трудностей, переживаемых большинством стран-дебиторов России, указанные схемы могут стать важным дополнением к соглашениям о реструктуризации долга, на заключение которых дало согласие Правительство Российской Федерации.
Другим направлением работы с финансовыми активами бывшего СССР является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкнутых валютах. Круг стран, чья задолженность реализуется по товарно-тендерной схеме, достаточно широк: Индия, Пакистан, Монголия, Лаос, Бангладеш и ряда других государств. Увеличению поступлений в бюджет способствовало постоянное совершенствование Внешэкономбанком системы проведения тендеров, повышение конкуренции между их участниками.
Начиная с 1998 года, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, Внешэкономбанк приступил к учету и обслуживанию кредитов, предоставляемых Россией странам-членам СНГ. Упорядочивание этой работы даст возможность не только обеспечить дополнительные поступления в федеральный бюджет, но и будет способствовать более полному обеспечению экономических интересов России в этих государствах.
В результате принятия на себя всех обязательств бывших Советских республик по погашению внешнего долга СССР, внешний долг России, составлявший на начало 1992 года $57 млрд. достиг в начале 1993 $96.6 млрд. и сравнялся со всем годовым ВНП страны.
К концу 1993 года обязательства России составили уже более $110 млрд., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на $15 млрд.(в первую очередь за счет привлечения займов международных финансовых организаций) Причинами стремительного роста задолженности стали: дефицитность государственного бюджета и заметное ухудшение ценовых условий внешней торговли в совокупности с сокращением экспорта. Несмотря на это, в 1993 году соотношение внешнего долга к ВНП сократилось до 65 %.
На начало 1994 года, по официальным данным, общая внешняя задолженность страны составляла $112,8 млрд. Задолженность бывшего СССР за счет капитализации невыплачивавшихся процентов выросла до 104 млрд. долларов (92.2% общей внешней задолженности), а вновь образованная российская задолженность составляла - 8,8 млрд. долларов.
Затем,
в 94-97 годах задолженность росла
меньшими темпами (1994 - $119 млрд., 1995 год
- $120.4 млрд., 1996 - $121 млрд.), отношение же
задолженности к ВНП и экспорту постепенно
сокращалось (с 55% в 1994г. до 30% ВНП в 1996г.,
с 260% экспорта страны в 1994г. до 190% в 1996г.)
По официальным данным Минфина на 31 декабря
1997 г. внешний долг России составлял $123.5
млрд, из которых $91,4 млрд. - составляли
долги, доставшиеся в наследство от Советского
Союза. Однако в 1998 году вновь были сделаны
масштабные заимствования. К 1 июля внешний
долг вырос до $129 млрд. (рост задолженности
был связан в первую очередь с попытками
предотвратить дефолт по внутреннему
долгу). Во второй половине 1998г. произошла
конвертация части внутреннего долга
во внешний - объем задолженности на конец
1998 года составил уже - $143,9 млрд., а в 1999
году достиг своего исторического пика
- $167 млрд. (более 90% ВНП в долларовом исчислении)5.
В 1997-98 годах затраты на обслуживание долга
составляли половину бюджетных расходов.
2.4.
Перспективы
Прогноз макроэкономического развития России довольно позитивен. Мировая рецессия и падение спроса на российские сырьевые товары неминуемо должны оказать пониженное давление на наш экономический рост. Однако в противовес ему в результате той же мировой рецессии Россия способна получить выигрыш. За последний год наша страна, с её пяти-семипроцентными темпами роста в целом и десятипроцентными темпами роста отдельных рынков оказалась одной из самых быстрорастущих зон в мире. Следствием этого преимущества должен стать прилив капитала в страну – и в виде возврата капитала наших отечественных «сырьевиков», и в виде привлечения просто внешнего капитала. Наряду с этим, по данным опросов населения в последние месяцы происходит решительный рост склонности граждан к сбережениям; это косвенное свидетельство того, что страна готова не тратить, а накапливать капитал, а значит, постепенно будут увеличиваться средние масштабы инвестиционных проектов, и это будет поддерживать экономический рост. Так вот, если интерес к России глобального капитала и рост внутренней склонности к сбережению станут перманентной тенденцией, рецессия, которая по простой циклической логике, может наступить в российской экономике в недалекое время, может оказаться либо очень слабой, либо не состояться вовсе.
Я считаю, что со временем изменится структура государственного долга России. В настоящее время на внутренний долг приходится 15% от объема долга, а на внешний долг – 85%. К 1 января 2006 года на внутренний долг России будет приходиться 25% от общего объема задолженности, а на внешний долг – 75%6.
Объем погашения государственного долга в период с 2004 по 2005г. составит более 29,3 млрд долл., в том числе внешнего долга - 18,9 млрд долл., внутреннего долга - около 10,4 млрд долл. Об этом говорится в материалах Минфина РФ, представленных на парламентских слушаниях по управлению госдолгом, проходящих сегодня в Совете Федерации. Объем внутреннего долга в 2004-2005гг. рассчитан, исходя из потенциального спроса и предложения на госбумаги, и возрастет до 1 трлн руб. (6,7% ВВП) на начало 2005г. и до 1,2 трлн руб. (7,3% ВВП) на начало 2006г7.
Объем государственного внешнего долга России, к 1 января 2004 года составил $126.8 млрд., к 2005 году $122.7 млрд., к 2006 году - $113.3 млрд., внутреннего - $25.7 млрд. к 2004 году, $29.5 млрд. - к 2005 году, $34.4 млрд. - к 2006 году. Такой прогноз содержится в Основных направлениях политики Правительства РФ в сфере госдолга на 2003-2005 годы. Этот документ, подготовленный Минфином, будет рассмотрен на заседании кабинета министров 6 марта 2003 года8.
Объем внешних заимствований РФ в 2004 году может составить около $4 млрд., в 2005 году - около $6 млрд., говорится в разработанном Минфином РФ проекте основных направлений политики правительства в сфере госдолга на 2003-2005 годы. Правительство рассмотрит документ на очередном заседании 6 марта.
По
расчетам Минфина РФ, в ближайшие
годы Россия в состоянии привлекать
на внешних рынках не более $5-6 млрд.,
на внутреннем - не более $7-8 млрд. без
существенного ухудшения
В
период 2004-2005 годов объем погашения госдолга
РФ составит более $29,3 млрд., в том числе
внешнего долга - $18,9 млрд., внутреннего
- $10,4 млрд., отмечается в документе. В нем
напоминается, что на 1 января 2003 года объем
внешнего госдолга РФ составил $123,5 млрд.,
или 36,2% ВВП, что почти на 30% меньше показателей
на начало 2000 года, когда внешний долг
составлял $158,4 млрд., или 89,5% ВВП.
С 2000 года благодаря политике по обслуживанию внешних обязательств без осуществления новых заимствований происходит постепенное (до $10 млрд. в год) сокращение внешнего долга России (в 2000 году благодаря списанию части задолженности бывшего СССР долг сократился до $148.7 млрд., в 2001 году за счет проведенных выплат долг сократился до $138 млрд. По оценкам МинФина к концу 2002 года внешний долг страны сократится до $130 млрд.(вместе с резервами на изменение процентных ставок и валютных курсов сумма внешнего долга составит $142 млрд.) В последние годы также наблюдается тенденция к сокращению внешнего долга по отношению к ВНП страны (2000г. - 62%, 2001г. - 50%, 2002 - 48 %)9.
По состоянию на 1 января 2003 года суммарный объем российского госдолга составил $144.9 млрд. Из них $123.5 млрд. составил внешний долг, $21.4 млрд. - внутренний долг.
Размер внешнего долга России снизился с 89.5% ВВП по данным на начало 2000 года до 36.2% ВВП - на 1 января 2003 года.
В целом по основным показателям долговой нагрузки Россия относится к государствам с умеренным уровнем долга. По состоянию на 2002 год отношение платежей по обслуживанию долга к доходам федерального бюджета составило 12%10.
Суммарный объем долга субъектов РФ на начало 2003 года составил 217.7 млрд. руб., или 2% ВВП. 17.2% в общем объеме долга субъектов РФ приходится на ценные бумаги. Суммарный объем заимствований российских корпораций, по данным Минфина, к началу 2003 года составлял $27 млрд. К факторам риска можно отнести возможность выхода на рынок внешних заимствований российских ГУПов. Специалисты Минфина предлагают создать систему мониторинга внешних заимствований для всех субъектов хозяйствования в РФ. Об этом говорится в сообщении "AK&M".
Бюджетный подкомитет комитета Госдумы по бюджету и налогам принял решение сократить расходы по обслуживанию внешнего долга в 2003 году на 5 млрд руб.
Правительство России считает неприемлемой позицию депутатов по снижению расходов на обслуживание внешнего долга , так как, в 2003 году исходя из текущих расчетов России уже не хватает около $150 млн на погашение обслуживанию долга. При этом правительство исходит из оптимистических прогнозов развития ситуации на рынке процентных ставок и движения курса евро по отношению к доллару11.
Необходимо
пересчитать валютные расходы по
обслуживанию внешнего долга по курсу
33, 7 руб. за доллар, что является единым
расчетным курсом для всего федерального
бюджета на 2003 год. Ранее правительство
при расчете расходов на обслуживание
внешнего долга закладывало курс на уровне
34 рубля за доллар, только эта мера даст
около 2 млрд руб.
Обслуживание
внешнего долга России федеральным правительством
12
Таблица №4
1999 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |||||||
погашение | % | погашение | % | погашение | % | погашение | % | погашение | % | ||
1. | Долг России | 4,9 | 4,2 | 5,6 | 3,8 | 4,6 | 3,6 | 3,5 | 3,2 | 5,8 | 2,9 |
1.1 | Кредиты | 3,9 | 1,8 | 3,9 | 1,4 | 1,5 | 1,2 | 1,7 | 1,2 | 2,6 | 0,9 |
В т. ч. МВФ | 3,7 | 1,1 | 3,7 | 0,7 | 1,1 | 0,6 | 1,2 | 0,5 | 2,0 | 0,3 | |
1.2 | Двусторонние соглашения | 1,1 | 0,6 | 1,6 | 0,6 | 2,1 | 0,5 | 1,9 | 0,3 | 1,5 | 0,2 |
1.3 | Облигации | 0,0 | 1,9 | 0,0 | 1,9 | 1,0 | 1,9 | 0,0 | 1,8 | 1,7 | 1,8 |
Обслуживание долга России | 0,0 | 9,1 | 9,4 | 8,1 | 6,8 | 8,6 | |||||
2. | Долг СССР | 1,6 | 4,4 | 1,5 | 4,4 | 1,2 | 4,7 | 1,7 | 5,0 | 2,1 | 4,9 |
Обслуживание долга СССР | 0,0 | 6,0 | 5,9 | 5,8 | 6,7 | 7,0 | |||||
3. | Облигации Минфина | 1,3 | 0,3 | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,3 | 0,0 | 0,3 | 3,5 | |
Обслуживание долга в облигациях Минфина | 0,0 | 1,7 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 3,5 | |||||
Весь долг | 7,8 | 8,9 | 7,1 | 8,5 | 5,7 | 8,5 | 5,3 | 8,6 | 11,3 | 7,8 | |
Всего обслуживание долга | 0,0 | 16,7 | 15,5 | 14,3 | 13,8 | 19,1 |
Я считаю, что со временем изменетая структура государственного долга России. В настоящее время на внутренний долг приходится 15% от объема долга, а на внешний долг – 85%. К 1 января 2006 года на внутренний долг России будет приходиться 25% от общего объема задолженности, а на внешний долг – 75%13.
В 2002 году государственные внутренние заимствования заместили часть внешних займов. Благодаря разумной макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований.
По расчетам Минфина, в ближайшие годы Россия будет в состоянии привлекать на внешних рынках не более 5-6 млрд долларов, а на внутреннем рынке - не более 7-8 млрд долларов в год без существенного ухудшения условий заимствований.
Макроэкономическая
ситуация в России остается стабильной.
Об этом уровень золотовалютных резервов,
положительное сальдо платежного баланса,
а также предусмотренный в бюджете - 2002
профицит. В случае возникновения проблемы
с выплатой внешнего долга эти факторы
сыграют роль амортизаторов. В то же время
экономика РФ по - прежнему сильно зависит
от цен на энергоносители, и это продолжает
делать экономику России уязвимой. Кроме
того вывоз капитала из РФ связан со слабостью
российского финансового сектора. В настоящее
время в России одновременно происходят
два противоречивых процесса - отток капитала
и рост инвестиций. Этому есть простое
объяснение. Те, кто зарабатывает деньги,
не в состоянии передать их тем финансовым
посредникам, которые бы далее инвестировали
их в экономику. Люди не видят достойного
применения этим деньгам на родине. Основную
часть доходов в России получает небольшое
число очень крупных компаний. Объем их
доходов превышает их возможности для
внутренних инвестиций. Главная проблема
состоит в том, что эти доходы не перетекают
в другие сферы российской экономики.
Они будут инвестированы в Россию, только
если так решит сама компания, т.к. настоящего
финансового посредничества в России
пока нет.
В последнем десятилетии Россия попала в замкнутый круг экономических противоречий: превышение расходов над доходами федерального бюджета формировало дефицит бюджета, который покрывается за счет государственных заимствований, в том числе внешних, что привело к увеличению расходов на их обслуживание.
Информация о работе Государственный долг и его регулирование