Государственный долг и его регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:30, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.

Содержание

1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (РАБ. ВАР).doc

— 870.00 Кб (Скачать)

      В реальной жизни, естественно, возможно их сочетание в различных пропорциях. Важнейшим критерием для принятия решения об использовании того или  иного средства платежа должно выступать  соотношение их цен  как в момент платежа, так и в прогнозируемой перспективе. Рациональная стратегия заключается в том, чтобы в качестве средств платежа использовать в первую очередь активы, более дорогие в данный момент, но дешевеющие в перспективе. Использование активов, дешевых в настоящее время и дорожающих в перспективе,  целесообразно отложить до более позднего времени.

      Цены  большинства предлагаемых «неклассических» средств платежа по сравнению  с наличными деньгами, получаемыми  властями в качестве традиционных бюджетных доходов, весьма низки сегодня, но в перспективе будут возрастать.

      Устойчиво действующая тенденция конвергенции цен российского фондового рынка  и фондовых рынков развивающихся  стран позволяет надеяться на значительное повышение цен акций  отечественных компаний в будущем. Поэтому использование для целей обслуживания и погашения долга более дешевых средств платежа при дальнейшем их фактически неизбежном удорожании, к тому же при наличии сегодня гораздо более дорогих альтернатив, несет стране и бюджету существенные экономические потери.

      Стратегия управления долгом сформирована с учетом того, что у России нет проблемы величины долга, а есть неэффективная  его структура. Замминистра напомнил, что еще три года назад объем  государственного долга превышал 100 % ВВП, а сейчас сократился приблизительно до 40%.

        В рамках решения проблемы  неэффективности государственного  долга целесообразно было бы устранить дисбаланс между внешним и внутренним долгом. Объем долга, номинированный в ненациональной валюте, в шесть раз превышает долг в национальной валюте. В этой связи нужно принять меры по частичному рефинансированию внешнего долга за счет внутренних заимствований. Предполагаются также меры по выравниванию дисбаланса между рыночным долгом и нерыночным.

      Минфин  рассчитывает уже до конца текущего года урегулировать вопрос о долге бывшего СССР с остающимися семью странами-кредиторами. Это позволит более эффективно проводить политику по конвертации долга, обмене его на собственность и переоформлении в ценные бумаги.

      Стратегия также предполагает более строгий подход к работе с займами международных финансовых организаций. Эти кредиты весьма дорогие и зачастую неэффективные.

      Возможны меры против применения стандартных схем нелегального вывоза капитала: занижения экспортных цен и невозврата валютной выручки; заключения фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами; коррупции на таможне; расчетов через оффшоры. Наиболее доступные резервы на этом пути были использованы в 1994-1997 годов. Дальнейшие действия в данном направлении, в том числе основанные на международном опыте борьбы с подобными незаконными операциями, еще могут дать определенный эффект, правда, незначительный. Однако упор на такие действия чреват нарастанием произвола, заметно ухудшающего инвестиционный климат и тем самым способствующего усилению оттока капитала, а также, на мой взгляд слишком жесткие административные меры по регулированию потока средств, уходящих за границу, насторожит иностранных инвесторов и людей, считающих безопасным держать капитал в России.

      Поэтому в предстоящие годы нужно сосредоточить  усилия по реализации мер в рамках второго направления, обеспечивающих восстановление доверия к российским рынкам. В их числе: сбалансированность бюджета, совершенствование налоговой системы и налогового администрирования только на основе закона; обеспечение надежной работы банковской системы, что очень важно - защита прав кредиторов и инвесторов, так как привлечение инвестиций в национальную экономику уже давно объявлено приоритетным направлением деятельности российского Правительства, "прозрачность" финансовой отчетности всех предприятий и организаций; обеспечение заметных сдвигов в борьбе с преступностью и коррупцией, улучшение работы прокуратуры и судебной системы, для того чтоб инвестор чувствовал собственную защищенность в чужой стране и действовал на основании либеральных и защищающих его собственность законов. строгое соблюдение федеральных законов на всей территории страны, прекращение произвола со стороны региональных и местных властей и ограничение их привилегий. 
 

    2.3. Клубы кредиторы 

Задолженность перед иностранными государствами  РФ. Апрель 2004 г.

(млн. долларов США) 

таблица №3

  Основной  долг %
Задолженность перед странами-официальными кредиторами, банками и фирмами 147,207 21,156
Задолженность перед международными финансовыми  организациями 363,315 29,955
 

   Парижский клуб - неинституциализированное объединение  стран-кредиторов (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония), созданное в 1956 году для обсуждения и урегулирования проблем задолженности развивающихся стран по государственным или имеющим государственную гарантию кредитам.

   Россия - член Парижского клуба с 1997 года.

   Лондонский  клуб - международное объединение  частных коммерческих банков, сформирован  в конце 70-х годов для решения  проблем, возникших из-за неспособности  ряда стран (в первую очередь развивающихся) регулярно обслуживать внешнюю задолженность.

   В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности  перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся  под защитой госгарантий или  страхования. Основные методы решения  долговых проблем: реструктуризация задолженности, отсрочка погашения, предоставление возобновляемых кредитов.

   Первое  заседание Лондонского клуба  было созвано в 1976 году в связи  с проблемами Заира. Всего в 1981-1983 годах заключено 14 соглашений на 10 миллиардов долларов, последующие два года, после разразившегося мирового долгового кризиса 1982 года 47 соглашений на 130 миллиардов долларов.

   В 1994-1996 годах Лондонский клуб осуществил реструктуризацию внешней задолженности  Польши, Болгарии,Румынии, Венгрии, а  также некоторых развивающихся стран (например, Бразилии и Габона), в 1999 г. России (задолженность Внешэкономбанка).

   В клуб сегодня входит около 600 коммерческих банков индустриально развитых стран  мира.

   В составе Лондонского Клуба 430 банков кредиторов, связанных с Россией (Внешэкономбанком). Альянс этих банков возглавляет Банковский консультативный комитет (БКК). БКК был создан в декабре 1991 года. 
    БКК является органом выработки общих принципов по урегулированию задолженности России перед иностранными коммерческим банками - кредиторами СССР.

   В разные периоды в состав БКК входили  следующие банки:

    • Германия: Deutshe Bank AG, Frankfurt (председатель БКК), Dresdner Bank, Commerzbank AG
    • Италия:Banca Nazionale del Lavoro S.p.a., Banca Commerciale Italiana, Mediocredito Centrale
    • США: Bank of America NA, JP Morgan
    • Великобритания: Midland Bank p.l.c.
    • Япония: Bank of Tokyo-Mitsubishi (сопредседатель БКК), Dai-Ichi Kangyo Bank, Industrial Bank of Japan
    • Франция: Credit Lyonnais SA (сопредседатель БКК), Banque Nationale de Paris SA
    • Австрия: Bank Austria AG, Creditanstalt-Bankverein1

    

   Долг  СССР Парижскому Клубу кредиторов на конец 1991 года составлял $37.6 млрд. В  январе 1992 г. правительство РФ заключило  рамочное соглашение о пересмотре календарного плана обслуживания и погашения  долгов Парижскому клубу кредиторов. Далее в 1993, 1994, 1995 гг. последовали три его пересмотра (многосторонние меморандумы от 2 апреля 1993г., от 4 июня 1994г., от 3 июня 1995г.), связанные с обслуживанием долга в период с декабря 1991 г. по конец 1995 г.

   Вслед за этими соглашениями в апреле 1996 г. правительство РФ подписало Меморандум (многосторонний меморандум от 29 апреля 1996г) об условиях всеобъемлющей реструктуризации внешнего долга СССР со странами - членами Парижского клуба кредиторов. Россия стала должна Клубу $38 млрд. Из этой суммы 45% будет выплачено в течение 25 лет, а оставшиеся 55% будут выплачиваться в течение 21 года. В соответствии с условиями погашение реструктуризуемой части долга начнется в 2002 году и должно завершиться в 2020 году. Не реструктурированными остались лишь долги коммерческим фирмам, на долю которых приходится порядка 5-6% суммы долга бывшего СССР.

   В рамках Многостороннего меморандума, подписанного 1 августа 1999 года (V консолидация), практически завершена работа по реструктуризации официальной задолженности бывшего СССР со сроками платежей в 1999-2000гг., а так же просроченных с августа 1998г. процентов. Россией были подписаны двусторонние соглашения с Австралией, Австрией, Бельгией, Великобританией, Германией, Данией, Испанией, Италией (САЧЕ, Министерство казначейства Италии), Канадой (канадский пшеничный комитет, Корпорация развития экспорта), Нидерландами, Португалией, США, Финляндией, Францией, Швейцарией, Швецией, Японией (Японский банк международного сотрудничества (JBIC), МИТИ). С Норвегией соглашение парафировано. Внешэкономбанком была осуществлена выверка задолженности с уполномоченными организациями стран кредиторов, по результатам которой парафировались протоколы требований, являющиеся приложениями к межправительственным соглашениям.

   На 1 января 2001 года долг России перед Парижским Клубом составлял $47,5 млрд., на 1 июля - $42,9 млрд., на 1 января 2002 - $42,3 млрд2.

   Самое интересное в этой истории заключается  в том, что если долги перед Парижским Клубом были признаны полностью, то с активами было иначе. В сентябре 1997 г. в Гонконге первый вице-премьер России А. Чубайс подписал "Меморандум о взаимопонимании...", определяющий условия присоединения России к Парижскому клубу кредиторов. ПКК принял Российскую Федерацию в качестве "равноправного партнера", что расценивалось как "большое достижение новой российской дипломатии". По Меморандуму он от имени России добровольно отказался от половины финансовых активов, простив их великодушно российским должникам по предложению Парижского клуба. Они были пересчитаны по финансовой методике Международного валютного фонда, которая учитывает средний уровень доходов государств, их валовой внутренний продукт на душу населения и другие критерии. Исходя из такой методики, России навязали списание активов на 60 млрд. долларов3.

   Упросив кредиторов пойти на отсрочку оплаты и реструктуризацию внешнего долга, Правительство России взяло на себя обязательства обслуживать долг по процентной ставке 7% годовых, что составляло около 2,7 млрд. долларов ежегодных выплат Парижскому клубу. (Заметим, что даже Советскому Союзу - "империи зла" - США, Франция и другие страны-кредиторы предоставляли внешние займы по ставке 1,5 - 2% годовых.)4 Другим ущемляющим интересы России условием Соглашений стало обязательство о первоочередности оплаты процентов и штрафов за просрочку процентных платежей. И, наконец, в соответствии со статьями "о равном подходе", включенными во все Соглашения с кредиторами ПКК, наша страна фактически была лишена возможности ведения самостоятельных переговоров с любым из кредиторов о досрочном погашении или списании долга, в том числе путем денежных или товарных взаиморасчетов. Это ограничение закрыло для России "двери" по урегулированию долга и автоматически обязало выплачивать высокую процентную ставку по кредитам СССР до 2020 года.

   Большая часть межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах "третьего мира", то есть предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся к разряду "сомнительной" и даже "безнадежной" задолженности. Повышение степени возвратности этих долгов могло бы стать весьма значимым источником пополнения федерального бюджета. Кроме того, стремление России к цивилизованному урегулированию долговых вопросов существенно повысило международный авторитет страны.

   В решении проблемы возврата долгов Россия руководствуется нормами, принятыми  мировым сообществом. Вступление в  Парижский клуб кредиторов в качестве полноправного участника явилось логическим завершением усилий Российской Федерации в рассматриваемой области.

   Внешэкономбанк  принял активное участие в подготовке вступления России в Парижский клуб и с сентября 1997 года участвует  в его заседаниях, а также в  переговорах со странами-должниками. В рамках имеющихся полномочий и возможностей он совместно с Минфином России разрабатывает варианты урегулирования задолженности, учитывающие как интересы РФ, так и финансовые возможности стран-должников, а также принятые Правительством Российской Федерации международные обязательства.

   До 1991г. Внешэкономбанк считался первоклассным  заемщиком, ему давали кредиты крупные  банки Японии, США, Швейцарии и, особенно, Германии. В итоге они оказались обладателями крупных просроченных задолженностей на миллионы долларов. Естественно, что многие из них захотели продать эти долги. Другие же, рассчитывая на погашение в ближайшем будущем этих задолженностей, приобретали их. Возникновению рынка способствовало обезличивание долгов, т.е. вне зависимости от срока погашения и процентной ставки они стали представлять собой единый инструмент.

Информация о работе Государственный долг и его регулирование