Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 21:30, дипломная работа
Цель дипломной работы – государственный долг и его регулирование.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы государственной внешней задолженности России;
проанализировать процессы формирования и обслуживания внешнего долга;
дать характеристику проблемам и рассмотреть пути решения регулирования внешней задолженности.
1. Теоретические основы государственной внешней задолженности России 9
1.1. Экономическое содержание внешнего долга 9
1.2. История возникновения внешней задолженности России 21
1.3. Нормативно правовые акты, регулирующие государственный внешний долг 29
2. Анализ формирования и обслуживания внешнего долга 33
2.1. Формирование и покрытие задолженности России … международными финансовыми организациями 33
2.2. Анализ внешнего долга в области покрытия задолженности иностранных государств перед Россией 46
2.3. Методы управления государственным внешним долгом. 55
3. Проблемы и пути решения регулирования внешней задолженности 77
3.1. Погашение государственного внешнего долга на опыте зарубежных стран 77
3.2. Совершенствование системы управления государственным внешним долгом. 85
Выводы и предложения 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
С
начала функционирования Содружества
государствами-участниками СНГ
В
период с 1994 года по 1 февраля 2000 г. в
погашение предоставленных
Размер же долга государств СНГ по кредитам, предоставленным правительством России, на 1 января 2007 г. составил $3,294 млрд. Из них Украина должна $1,49 млрд, Узбекистан – $671 млн, Белоруссия – $361 млн, Таджикистан – $295 млн, Киргизия – $186 млн, Грузия – $150 млн и Молдавия – $145 млн.
В необходимых случаях Российской Федерацией был достаточно широко использован способ погашения задолженности государств СНГ в целях устранения взаимных финансовых претензий либо в счет оплаты крупных финансовых расходов России по важным объектам, находящимся на территории отдельных государств-участников СНГ.
Так, с Казахстаном взаимные финансовые проблемы были урегулированы Соглашением от 8 октября 1998 г., в соответствии с которым стороны договорились произвести погашение взаимных финансовых обязательств на сумму 1691,7 млн. долларов США, включая задолженность российской стороны за аренду комплекса “Байконур” и военно-испытательных полигонов, расположенных на территории Казахстана.
Задолженность Украины перед Россией по государственным кредитам полностью урегулирована межправительственным Соглашением о взаиморасчетах, связанных с разделом Черноморского флота и пребыванием российского флота Российской Федерации на территории Украины от 28 мая 1997 г.
С Азербайджаном взаимные финансовые требования урегулированы на начало 1997 года по принципу “нулевого” варианта на общую сумму 36,7 млрд. неденоминированных рублей (долларовый эквивалент не определялся).
С Белоруссией в соответствии с Соглашением от 27 февраля 1996 г. урегулирование произведено путем отказа российской стороны от претензий по государственному долгу Белоруссии по состоянию на 1 января 1996 г. за ранее предоставленные кредиты, а белорусской стороны от претензий и компенсации по внутреннему валютному долгу бывшего СССР, за расходы, связанные с затратами на экологическое обследование и рекультивацию мест дислокации выведенных воинских формирований Министерства обороны Российской Федерации, за комплекс зданий, переданных белорусской стороной для размещения дипломатического и консульского представительств России. Кроме того, белорусская сторона обязалась погасить задолженность за поставки российского природного газа по состоянию на 1 февраля 1996 г. посредством выпуска ценных бумаг и передачи их РАО “Газпром”, а российская сторона - погасить этими бумагами свою задолженность перед Белоруссией за расщепляющиеся материалы, извлекаемые из ядерных боеприпасов, вывезенных в Россию, и за расходы, связанные с пребыванием российских воинских формирований в 1992-1996 годах, на сумму имевшейся задолженности за газ на 1 февраля 1996 г.
С Туркменистаном на основе проведенной в 1998 году сверки долгов туркменских предприятий по российскому техническому кредиту и задолженности бывшего Союза ССР определено итоговое сальдо в сумме 91,694 млн. долларов США и 20,077 млн. индийских рупий в пользу Туркмении, которое было отражено в соответствующем проекте соглашения, одобренном постановлением Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1998 г. №1021.
В ходе подготовки к подписанию указанного проекта Соглашения была выявлена необходимость уточнения сумм финансовых обязательств Туркменистана перед Российской Федерацией.
В долговые требования российской стороны должны быть включены неучтенные проектом Соглашения начисленные проценты на задолженность по техническим кредитам, переоформленным в государственный кредит в соответствии с Соглашением от 2 июня 1993 г. и Протоколом от 8 апреля 1995 г., а также задолженность туркменской стороны по перечислениям в Союзно-республиканский валютный фонд и в фонд погашения внешнего долга.
С учетом этого, размер долговых требований российской стороны к Туркменистану составит 230,34 млн. долларов США, а итоговое сальдо - 16,57 млн. долларов США в пользу российской стороны.
В соответствии с классификацией Международного валютного фонда и Мирового банка такие страны-должники, как Армения, Белоруссия и Узбекистан, отнесены к группе стран со средне низким годовым доходом на душу населения и незначительной степенью долгового бремени. Это означает, что основная группа наших должников, на долю которых приходится 50,5 % госдолга, вполне в состоянии обслуживать свой внешний долг. В этом направлении с ними необходимо работать.
В
основу кредитной политики Российской
Федерации в отношении
Во-первых,
кредитование государств СНГ должно
являться инструментом долгосрочной экономической
политики России, направленной на стимулирование
промышленного производства и экспорта
готовой отечественной
Во-вторых,
в сложившейся нелегкой финансовой
ситуации в России ключевое значение
имеют вопросы бюджетной
В-третьих, особое положение России, выступающей в качестве одного из крупнейших кредиторов Парижского клуба и одновременно добивающейся облегчения собственных обязательств по кредитам, предоставленным бывшему СССР государствами-членами Клуба, требует строгого следования Россией общепринятым принципам предоставления кредитов и урегулирования как своего долга, так и долговых требований.
по погашению данных кредитов.
Таким образом, существенная часть задолженности иностранных государств перед Россией по-прежнему остается неурегулированной, причем в немалой степени она приходится на беднейшие страны, которые не в состоянии обслуживать свои долги
Кредитная
политика в отношении государств-
1. Предоставление новых кредитов должно быть обусловлено признанием и урегулированием имеющейся задолженности, а также отказом от претензий имущественного и финансового характера, связанных с распадом СССР.
2.
Условия предоставления
3. Кредиты должны преимущественно предоставляться для оплаты поставок российской машиностроительной продукции, в первую очередь комплектного оборудования.
В принципе использование кредитов должно носить связанный характер и осуществляться по строго документарным формам расчетов под жестким банковским контролем.
4.
Необходимо обязательное
Управление государственным внешним долгом Российской Федерации
В области управления внешним долгом в период, прошедший после долгового и финансового кризиса 1998 года, существенное значение имеет завершение процесса урегулирования долга бывшего СССР, в том числе долга бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности бывшего СССР, включая достижение договоренности об урегулировании долга бывшего СССР Международному инвестиционному банку и Международному банку экономического сотрудничества.
Урегулирование
долга бывшего СССР на фоне улучшения
экономической ситуации в России,
а также политика, направленная на
восстановление имиджа Российской Федерации
у иностранных кредиторов, привели
к улучшению кредитных
Внешний долг государства сократился с 157,4 млрд долларов США на 1 января 1999 года до 137 млрд долларов США на 1 июля 2001 года благодаря списанию части задолженности бывшего СССР и политике по обеспечению погашения внешних обязательств без привлечения новых заимствований.
В значительной степени расширился состав инструментов управления внешним долгом, активно шел процесс закрепления использования указанных инструментов в соответствующих нормативных документах.
Завершение инвентаризации внешних заимствований бывшего СССР позволило приступить к созданию системы анализа рисков и разработать стратегию управления внешним долгом до 2005 года с учетом основных принципов бюджетной политики, определенных в Бюджетном Послании Президента Российской Федерации.
Несмотря
на достигнутые положительные
Недостатки существующей системы управления государственным долгом Российской Федерации
Одними из наиболее существенных недостатков формирующейся в России системы управления государственным долгом является то, что упомянутая система:
В
настоящее время
Законодательно не определено само понятие “управление долгом” и, соответственно, пределы полномочий Правительства Российской Федерации в сфере выполнения этой его функции.
В
настоящее время бюджетное
В этой связи необходимо разработать нормативные акты, детализирующие полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти по проведению вышеуказанных операций.
В настоящее время учет долговых обязательств в значительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговых обязательств отсутствует. Учет государственных долговых обязательств ведется различными банками-агентами (Банк России - внутренний долг, Внешэкономбанк СССР - внешний долг в части облигационных займов и долга официальных кредиторов и других категорий долга), а также различными департаментами Министерства финансов Российской Федерации.
Методология учета долговых обязательств в значительной степени отличается в зависимости от. органа и подразделения Минфина России, осуществляющего учет.
Кроме
того, методология учета в ряде
случаев отличается не только по категориям
долга, но и по видам долговых обязательств,
что еще больше затрудняет определение
точного размера долга и
Информация о работе Государственный долг и его регулирование