Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…………………..5
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан………………………………………14
1.3 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан………………32
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет…………………………………………36
2.2 Формирование расходов бюджета…………………………………………………41
2.3 Процесс исполнения бюджета……………………………………………………...45
2.4 Оценка государственного бюджета на 2010 год…………………………………..48
2.5 Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»………………………49
Заключение………………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………………..51
Немаловажное значение при исполнении бюджета имеет правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета. Такое распределение бюджетных средств осуществляется по росписи доходов и расходов. Роспись - это основной оперативный план распределения расходов - доходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. В течение года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью потребители бюджетных средств - администраторы бюджетных программ - получают бюджетные средства, выделяемые на цели, предусмотренные бюджетными программами.
Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которые составляются в пределах сумм утвержденных бюджетов.
Все операции текущего финансового года, связанные с зачислением поступлений в бюджет и осуществлением платежей из бюджета, должны завершиться 31 декабря этого же финансового года, поскольку поступления после этой даты относятся к поступлениям нового финансового года, а неиспользованные на эту дату средства - аннулируются, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
Сумма превышения доходов над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий бюджет и изъятью не подлежит, используется по усмотрению соответствующего органа государственной власти. Потери в доходах и излишние расходы из вышестоящих бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.
Непосредственная работа по исполнению бюджета проводится центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, каковым является Министерство финансов РК, его структурные подразделения и соответствующие органы на местах.
В соответствии с Бюджетным кодексом РК, Кодексом об административных правонарушениях РК, Налоговым кодексом РК уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют исполнение бюджета по поступлениям. Суть этого процесса заключается в организации и проведении комплекса мероприятий по обеспечению полноты и своевременности зачисления поступлений в бюджет, утвержденных на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете. При этом все поступления в бюджет в национальной валюте зачисляются на Единый казначейский счет (ЕКС) в соответствии с утвержденными кодами классификации доходов Единой бюджетной классификации.
Перечисление поступлений в бюджет производится на так называемый Сборный счет, каковым является контрольный счет наличности, на основании платежного документа в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. С этого счета затем осуществляется распределение денег между бюджетами, возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм, а также засчитываются поступления в бюджет между кодами бюджетной классификации доходов или между территориальными налоговыми органами.
Ежедневный порядок
работы центрального уполномоченного
органа по исполнению бюджета заключается
в приеме электронных платежных документ
Один из важнейших принципов функционирования бюджетной системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого бюджета должны покрываться его доходами. Однако не всегда этот принцип в полной мере реализуется, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы. Такое несоответствие в бюджетных системах ряда зарубежных стран решается с помощью закрепленных и регулирующих доходов.
Закрепленные доходы
- это доходы, которые полностью
или в твердо фиксированной доле
на постоянной или долговременной основе
в установленном порядке
Регулирующие доходы - доходы, в целях сбалансированности доходов и расходов поступающие в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по; нормативам, утвержденным в установленном - порядке; на соответствующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюджетов в целях, их сбалансирования до минимально необходимого уровня.
2.4 Оценка государственного бюджета на 2010 год
Дефицит республиканского бюджета Казахстана на 1 октября 2010 года составил 526 млрд 811 млн тенге (147,51/$1), сообщили агентству Интерфакс-Казахстан в министерстве финансов.
Поступления в республиканский бюджет в январе-сентябре составили 2 трлн 546 млрд 600,4 млн тенге, расходы - 3 трлн 73 млрд 411,4 млн тенге. Таким образом, бюджет исполнен с дефицитом 17% от расходов.
В доходной части бюджета собственно доходы составили 2 трлн 530 млрд 684,5 млн тенге, поступления от погашения бюджетных кредитов 15 млрд 831,5 млн тенге, от продажи финансовых активов государства - 84,4 млн тенге.
В расходной части бюджета затраты составили 2 трлн 799 млрд 558,3 млн тенге, бюджетные кредиты - 103 млрд 137 млн тенге, затраты на приобретение финансовых активов - 170 млрд 716,1 млн тенге.
Как сообщалось, дефицит бюджета на 2010 год был утвержден в объеме 803,6 млрд тенге (4,1% к ВВП). Поступления в республиканский бюджет в текущем году утверждены на уровне 3 трлн 378,4 млрд тенге; расходы - 4 трлн 182 млрд тенге.
В сентябре текущего года,
доходная и расходная части
Уточненные параметры республиканского бюджета выглядят следующим образом: поступления - 3 трлн 517,8 млрд тенге, расходы - 4 трлн 321,4 млрд тенге, дефицит - 803,6 млрд тенге.
В Казахстане республиканский бюджет является основным финансовым документом. На его базе с учетом бюджетов регионов формируется госбюджет.
Поступления республиканского бюджета в 2011 году планируются в размере 4 трлн. 49 млрд. тенге, что на 671 млрд. тенге больше поступлений уточненного бюджета 2010 года, или на 20%. Об этом сообщил министр финансов РК Болат Жамишев в ходе презентации проекта закона «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы».
2.5 Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012годы»
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы», сообщила пресс-служба главы государства.
Согласно документу, дефицит республиканского бюджета в 2010 году запланирован в сумме 721 млрд тенге, что составляет 4,1% к ожидаемому на тот год объему ВВП; в 2011 году — 734 млрд тенге (3,7% к ВВП соответственно); в 2012 году — 735,8 млрд тенге (3,4% к ВВП).
Поступления в республиканский бюджет в 2010 году прогнозируются в сумме 3 трлн 189,6 млрд тенге, в 2011 году — в сумме 3 трлн 479 млрд тенге, в 2012 году — на уровне 3 трлн 709 млрд тенге.
Расходы республиканского бюджета на 2010 год запланированы в сумме 3 трлн 910,5 млрд тенге, на 2011 год — в сумме 4 трлн 213 млрд тенге, на 2012 год — в сумме 4 трлн 445 млрд тенге.
ВВП Казахстана в 2010 году ожидается в объеме 17 трлн 411,9 млрд тенге, в 2011 году — 19 трлн 316 млрд тенге, в 2012-м — 21 трлн 22,9 млрд тенге.
Данный трехлетний бюджет рассчитан с учетом ожидаемых средних мировых цен на нефть Brent: в 2009-2010 гг. — на уровне $50 за баррель, в 2011-2012 гг. — $60 за баррель.
Как известно, Казахстан в прошлом году впервые принял трехлетний республиканский бюджет, рассчитанный на 2009-2011 годы.
При этом в течение нынешнего года в него неоднократно вносились изменения, относящиеся к бюджету 2009 года.
Между тем на последующие два года бюджет был утвержден в следующих параметрах:
- доходная часть на 2010 год — 3 трлн 198,5 млрд тенге, на 2011-й — 3 трлн 477,5 млрд тенге;
- общий объем расходов на 2010 год — 3 трлн 856,4 млрд тенге, на 2011-й — 3 трлн 992,5 млрд тенге;
- дефицит бюджета на 2010 год — 657,8 млрд тенге (3,5% к ВВП) и на 2011-й — 514,9 млрд тенге (2,4% к ВВП).
В Казахстане с населением в настоящий момент более 16 млн человек республиканский бюджет является основным финансовым документом. На его базе с учетом бюджетов регионов формируется госбюджет.
Заключение
Анализ экономики Казахстана
за последние несколько лет
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Список использованных источников:
1.Конституция Республики Казахстан
2.Бюджетный кодекс Республики Казахстан.
3.Налоговый кодекс - Закон
РК «О налогах и других
4.Законы Республики Казахстан.
5.Постановления Правительства Республики Казахстан.
6. Правила исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 05. 02. 2005 года № 110.
7. Мельников В.Д. Основы
8. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и др. Государственный бюджет: Учебник. - Алматы 1994.
9. Официальный сайт Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz
10. Официальный сайт Президента Республики Казахстан - www.akorda.kz
Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования