Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…………………..5
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан………………………………………14
1.3 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан………………32
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет…………………………………………36
2.2 Формирование расходов бюджета…………………………………………………41
2.3 Процесс исполнения бюджета……………………………………………………...45
2.4 Оценка государственного бюджета на 2010 год…………………………………..48
2.5 Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»………………………49
Заключение………………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая (с универа).doc

— 301.50 Кб (Скачать)

Немаловажное значение при исполнении бюджета имеет  правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета. Такое распределение бюджетных  средств осуществляется по росписи  доходов и расходов. Роспись - это основной оперативный план распределения расходов - доходов бюджета по подразделениям бюджетной классификации, в котором проставляются сроки поступления налогов и других платежей и расходования бюджетных средств. В течение года в соответствии с утвержденной бюджетной росписью потребители бюджетных средств - администраторы бюджетных программ - получают бюджетные средства, выделяемые на цели, предусмотренные бюджетными программами.

Исполнение местных  бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которые составляются в пределах сумм утвержденных бюджетов.

Все операции текущего финансового  года, связанные с зачислением поступлений в бюджет и осуществлением платежей из бюджета, должны завершиться 31 декабря этого же финансового года, поскольку поступления после этой даты относятся к поступлениям нового финансового года, а неиспользованные на эту дату средства - аннулируются, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

Сумма превышения доходов  над расходами при исполнении бюджета, образующаяся в результате дополнительных доходов или экономии в расходах, зачисляется в соответствующий  бюджет и изъятью не подлежит, используется по усмотрению соответствующего органа государственной власти. Потери в доходах и излишние расходы из вышестоящих бюджетов не компенсируются, за исключением случаев, когда потери вызваны изменением действующего законодательства.

Непосредственная работа по исполнению бюджета проводится центральным и местными уполномоченными органами по исполнению бюджета, каковым является Министерство финансов РК, его структурные подразделения и соответствующие органы на местах.

В соответствии с Бюджетным кодексом РК, Кодексом об административных правонарушениях РК, Налоговым кодексом РК уполномоченные органы по исполнению бюджета осуществляют исполнение бюджета по поступлениям. Суть этого процесса заключается в организации и проведении комплекса мероприятий по обеспечению полноты и своевременности зачисления поступлений в бюджет, утвержденных на соответствующий финансовый год Законом о республиканском бюджете или решением маслихата о местном бюджете. При этом все поступления в бюджет в национальной валюте зачисляются на Единый казначейский счет (ЕКС) в соответствии с утвержденными кодами классификации доходов Единой бюджетной классификации.

Перечисление поступлений  в бюджет производится на так называемый Сборный счет, каковым является контрольный  счет наличности, на основании платежного документа в порядке, установленном центральным уполномоченным органом по исполнению бюджета. С этого счета затем осуществляется распределение денег между бюджетами, возврат ошибочно и/или излишне уплаченных сумм, а также засчитываются поступления в бюджет между кодами бюджетной классификации доходов или между территориальными налоговыми органами.

Ежедневный порядок  работы центрального уполномоченного  органа по исполнению бюджета заключается  в приеме электронных платежных документов по поступлениям в бюджет от банков и других организаций, наделенных правом ведения отдельных видов банковских операций. Такой прием осуществляется через платежную систему Республиканского государственного предприятия «Казахстанский центр межбанковских расчетов Национального банка РК» в установленном законодательством порядке.

Один из важнейших  принципов функционирования бюджетной  системы - принцип самостоятельности - предусматривает, что расходы каждого  бюджета должны покрываться его  доходами. Однако не всегда этот принцип в полной мере реализуется, поэтому возникает необходимость в перераспределении доходов между уровнями бюджетной системы. Такое несоответствие в бюджетных системах ряда зарубежных стран решается с помощью закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы - это доходы, которые полностью  или в твердо фиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают  в соответствующий бюджет.

Регулирующие доходы - доходы, в целях сбалансированности доходов и расходов поступающие в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по; нормативам, утвержденным в установленном - порядке; на соответствующий финансовый год. Нормативы отчислений от регулирующих налогов дифференцируются в разрезе региональных бюджетов в целях, их сбалансирования до минимально необходимого уровня.

 

2.4 Оценка государственного  бюджета на 2010 год

Республиканский бюджет Казахстана в январе-сентябре исполнен с дефицитом 17% от расходов - Минфин

Дефицит республиканского бюджета Казахстана на 1 октября 2010 года составил 526 млрд 811 млн тенге (147,51/$1), сообщили агентству Интерфакс-Казахстан в министерстве финансов.

Поступления в республиканский  бюджет в январе-сентябре составили 2 трлн 546 млрд 600,4 млн тенге, расходы - 3 трлн 73 млрд 411,4 млн тенге. Таким образом, бюджет исполнен с дефицитом 17% от расходов.

В доходной части бюджета  собственно доходы составили 2 трлн 530 млрд 684,5 млн тенге, поступления от погашения бюджетных кредитов 15 млрд 831,5 млн тенге, от продажи финансовых активов государства - 84,4 млн тенге.

В расходной части  бюджета затраты составили 2 трлн 799 млрд 558,3 млн тенге, бюджетные кредиты - 103 млрд 137 млн тенге, затраты на приобретение финансовых активов - 170 млрд 716,1 млн тенге.

Как сообщалось, дефицит  бюджета на 2010 год был утвержден  в объеме 803,6 млрд тенге (4,1% к ВВП). Поступления в республиканский  бюджет в текущем году утверждены на уровне 3 трлн 378,4 млрд тенге; расходы - 4 трлн 182 млрд тенге.

В сентябре текущего года, доходная и расходная части республиканского бюджета Казахстана на 2010 год были увеличены на 139,4 млрд тенге.

Уточненные параметры  республиканского бюджета выглядят следующим образом: поступления - 3 трлн 517,8 млрд тенге, расходы - 4 трлн 321,4 млрд тенге, дефицит - 803,6 млрд тенге.

В Казахстане республиканский  бюджет является основным финансовым документом. На его базе с учетом бюджетов регионов формируется госбюджет.

Поступления в республиканский бюджет 2011 года составит 4 трлн. 49 млрд. тенге

Поступления республиканского бюджета в 2011 году планируются в  размере 4 трлн. 49 млрд. тенге, что на 671 млрд. тенге больше поступлений  уточненного бюджета 2010 года, или  на 20%. Об этом сообщил министр финансов РК Болат Жамишев в ходе презентации проекта закона «О республиканском бюджете на 2011-2013 годы».

 

 

 

 

 

2.5 Закон «О  республиканском бюджете на 2010-2012годы»

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы», сообщила пресс-служба главы государства.

Согласно документу, дефицит  республиканского бюджета в 2010 году запланирован в сумме 721 млрд тенге, что составляет 4,1% к ожидаемому на тот год объему ВВП; в 2011 году — 734 млрд тенге (3,7% к ВВП соответственно); в 2012 году — 735,8 млрд тенге (3,4% к ВВП).

Поступления в республиканский  бюджет в 2010 году прогнозируются в сумме 3 трлн 189,6 млрд тенге, в 2011 году — в сумме 3 трлн 479 млрд тенге, в 2012 году — на уровне 3 трлн 709 млрд тенге.

Расходы республиканского бюджета на 2010 год запланированы в сумме 3 трлн 910,5 млрд тенге, на 2011 год — в сумме 4 трлн 213 млрд тенге, на 2012 год — в сумме 4 трлн 445 млрд тенге.

ВВП Казахстана в 2010 году ожидается в объеме 17 трлн 411,9 млрд тенге, в 2011 году — 19 трлн 316 млрд тенге, в 2012-м — 21 трлн 22,9 млрд тенге.

Данный трехлетний бюджет рассчитан с учетом ожидаемых  средних мировых цен на нефть Brent: в 2009-2010 гг. — на уровне $50 за баррель, в 2011-2012 гг. — $60 за баррель.

Как известно, Казахстан в прошлом году впервые принял трехлетний республиканский бюджет, рассчитанный на 2009-2011 годы.

При этом в течение  нынешнего года в него неоднократно вносились изменения, относящиеся  к бюджету 2009 года.

Между тем на последующие  два года бюджет был утвержден в следующих параметрах:

- доходная часть на 2010 год — 3 трлн 198,5 млрд тенге, на 2011-й — 3 трлн 477,5 млрд тенге;

- общий объем расходов  на 2010 год — 3 трлн 856,4 млрд тенге, на 2011-й — 3 трлн 992,5 млрд тенге;

- дефицит бюджета на 2010 год — 657,8 млрд тенге (3,5% к ВВП) и на 2011-й — 514,9 млрд тенге (2,4% к ВВП).

В Казахстане с населением в настоящий момент более 16 млн человек республиканский бюджет является основным финансовым документом. На его базе с учетом бюджетов регионов формируется госбюджет.

 

Заключение

Анализ экономики Казахстана за последние несколько лет позволяет  подтвердить действенность и  в казахстанских условиях важнейших  составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и  играет как важную экономическую, так  и политическую роль в любом современном обществе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.Конституция Республики  Казахстан

2.Бюджетный кодекс  Республики Казахстан.

3.Налоговый кодекс - Закон  РК «О налогах и других обязательных  платежах в бюджет».

4.Законы Республики Казахстан.

5.Постановления Правительства  Республики Казахстан.

6. Правила исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденные Постановлением Правительства Республики Казахстан от 05. 02. 2005 года № 110.

7. Мельников В.Д. Основы финансов: Учебники для вузов - Алматы. 2005.

8. Ильясов К.К., Саткалиева В.А. и др. Государственный бюджет: Учебник. - Алматы 1994.

9. Официальный сайт Министерства экономики и бюджетного планирования Республики Казахстан www.minplan.kz

10. Официальный сайт Президента  Республики Казахстан - www.akorda.kz




Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования