Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…………………..5
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан………………………………………14
1.3 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан………………32
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет…………………………………………36
2.2 Формирование расходов бюджета…………………………………………………41
2.3 Процесс исполнения бюджета……………………………………………………...45
2.4 Оценка государственного бюджета на 2010 год…………………………………..48
2.5 Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»………………………49
Заключение………………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая (с универа).doc

— 301.50 Кб (Скачать)

-принцип объективности  - правильность определения прогнозов  поступлений в бюджет по каждому  виду налога, сборов и других  обязательных платежей в целом  по республике и в территориальном разрезе.

Для осуществления прогнозирования  с наибольшей вероятностью совпадения планируемых и фактических данных необходимо получить картину динамики показателей объема того или иного  вида налоговых поступлений в  зависимости от складывающейся экономической ситуации, которая, в свою очередь характеризуется динамикой макроэкономических показателей.

Налоги, объемы которых  складываются под непосредственным влиянием динамики макроэкономических показателей, выявляются в ходе корреляционного  анализа, определяющего зависимость поступлений отдельных видов налогов от изменения макроэкономических показателей.

Основной задачей корреляционного  анализа является определение связи  между случайными величинами путем  оценки коэффициентов корреляции.

Для расчета функциональных взаимосвязей между поступлениями от конкретного вида налогов и различными макроэкономическими переменными используются методы регрессии.

Необходимая информация для осуществления корреляционного  и регрессионного анализа требует  наличия экономических показателей за анализируемый период времени в ретроспективе и их прогнозные значения на планируемые годы в соответствии со среднесрочным планом социально-экономического развитии страны.Применение регрессионных уравнений никоим образом не отрицает использования других методов расчета объемов налоговых поступлений.Основными источниками формирования государственного бюджета продолжают оставаться корпоративный подоходный налог, таможенные платежи и налоги, налог на добавленную стоимость на товары внутреннего производства, поступления за использование природных и других ресурсов и индивидуальный подоходный налог.

При формировании местных  бюджетов основными доходными источниками  бюджета города являются подоходный и социальный налоги (65,4%), доходы от продажи и аренды земельных участков (14,3%), налоги на собственность (7,1%). В совокупности данные поступления составляют 86,8% от общего объема доходов.

 

2.2 Формирование  расходов бюджета

Осуществление функций  государства возможно только при  их материальном опосредовании, поскольку деятельность государства связана с прямыми расходами государственных средств. Расходы показывают конкретную величину затрат. Совокупность конкретных видов государственных расходов всех уровней бюджетов, взаимосвязанных между собой, представляет собой систему расходов бюджета любого государства. Построение системы расходов основывается на принципах целевого направления средств, режима экономии и безвозвратности расходования государственных средств.

Государственные расходы  должны осуществляться строго по целевому назначению - по направлениям, предусмотренным  бюджетом. Принцип безвозвратности  средств используется в основном к финансированию социальной сферы, а когда речь идет о финансировании развития экономики, то имеет место результативное инвестирование, т.е. действует принцип возвратности выделяемых бюджетных ассигнований, которые рассматриваются при этом как производительные расходы бюджета. Принцип соблюдения режима экономии представляет собой систему форм и методов снижения расходов бюджета, которые позволяют осуществлять наибольшую результативность и эффективность использования бюджетных ресурсов.

Система расходов государственного бюджета обусловлена рядом факторов, основными из которых принято  считать природу и функции государства, уровень социально-экономического развития страны, административно-территориальное устройство государства, формы предоставления бюджетных средств. Состав и структура расходов государственного бюджета определяется их экономическим содержанием и задачами, которые стоят перед государством по распределению валового внутреннего продукта. В целях выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономике страны их классифицируют по различным признакам. В Бюджетном кодексе республики установлена классификация расходов бюджета, действующая на всех уровнях бюджетной системы.

Государственными расходами  являются затраты государства на обеспечение своего бесперебойного функционирования, удовлетворение потребностей членов общества, которые покрываются из централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Все эти расходы государства в подавляющей части финансируются за счет средств, концентрируемых в государственном бюджете. Расходы государственного бюджета по роли в общественном воспроизводстве можно подразделить на две группы затрат: а) по обеспечению непрерывного процесса производства, увеличению производственных фондов; б) по удовлетворению социально-культурных потребностей членов общества.К первой группе относятся расходы государственного бюджета, направляемые на финансирование экономики. K второй группе относятся затраты бюджета на финансирование социально-культурных мероприятий, образования, науки, обороны и управления государством.Соотношение между этими группами расходов определяет эффективность бюджета. Чем выше уровень затрат, направляемых на развитие конкурентоспособной экономики, и, соответственно, ниже уровень потребительских затрат бюджета, тем эффективнее использование бюджетных средств! При этом эффективность расходования бюджетных средств зависит от методики формирования расходов государственного бюджета, которая, в свою очередь, зависит, от проводимой государством социальной политики и сложившейся в данный момент социально-экономической ситуации.

Особенности формирования расходов по видам бюджетов заключаются в сущности их предназначений. При формировании расходов по видам бюджетов учитываются такие основные факторы: а) разграничение функций между органами управления; б) подчиненность учреждений; в) границы деятельности учреждений; г) целесообразность отнесения расходов на данный бюджет. Расходы между уровнями бюджетной системы распределяются в соответствии с Бюджетным кодексом Республике Казахстан.

Расходы республиканского бюджета формируются для финансирования следующих направлений:

-государственные услуга  общего характера;

-оборона, общественный  порядок, безопасность;

-правовая, судебная, уголовно-исполнительная  деятельность;

-образование;

-здравоохранение;

-социальная помощь  и социальное обеспечение;

-культура, спорт, туризм и информационное пространство;

-сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана  окружающей среды, земельные отношения;

-промышленность, недропользование, архитектурная, градостроительная  и строительная деятельность;

-транспорт и коммуникации;

-регулирование экономической  деятельности;

-прочие направления.

Аналогичные направления  расходования бюджетных средств, но имеющих значение для соответствующих  административно-территориальных единиц, формируются на уровне нижестоящих  бюджетов. Формирование расходов местных бюджетов регулируется Бюджетным кодексом, нормативно-правовыми актами, решениями маслихатов соответствующих административно-территориальных единиц. Местные органы власти наделены полномочиями по использованию экономической и финансовой базы территорий. Экономическую базу каждой отдельной административно-территориальной единицы составляют собственное имущество и переданные им объекты, которые являются источниками доходов для удовлетворения социально-экономических потребностей местного населения. Финансовая база представляет финансовые ресурсы, состоящие из собственных бюджетных средств и официальных трансфертов из вышестоящих бюджетов.

Состав и формирование расходов каждого уровня бюджетной  системы определяется действующими законодательными актами, наличием конкретных объектов на соответствующей административно-территориальной единице, которые необходимо финансировать, и затратами для обеспечения их жизнедеятельности.

Лимит расходов республиканского и местных бюджетов формируется  соответствующими уполномоченными органами по бюджетному планированию для текущих бюджетных программ и для бюджетных программ развития. Основой определения лимита расходов бюджета служат прогнозные показатели бюджета, показатели приоритетных направлений расходования бюджетных средств, предельно допустимый размер отрицательного операционного сальдо, показатели, установленные Среднесрочной фискальной политикой и макроэкономические показатели, определенные Среднесрочными планами развития республики и регионов. Рассмотренные и одобренные бюджетной комиссией в срок до 5 июля текущего финансового года лимиты расходов бюджетов, доводятся затем до каждого администратора бюджетных программ уполномоченными органами по бюджетному планированию.

При расчете лимита расходов бюджета для текущих бюджетных программ учитываются:

-общая сумма затрат  на текущие бюджетные программы,  включая объемы бюджетных субвенций  и изъятий, которая не должна  превышать объем доходов соответствующего  бюджета;

-утвержденные натуральные  нормы;

-объем текущих бюджетных программ текущего финансового года;

-определенные в Среднесрочной  фискальной политике увеличения  или сокращения расходов бюджета;

-завершающиеся в текущем  финансовом году текущие бюджетные  программы (их исключение).

Лимиты расходов бюджета для текущих бюджетных программ определяются и доводятся до каждого администратора этих программ. Для бюджетных программ развития лимит расходов определяется без распределения между администраторами программ и рассчитывается как разница между общим прогнозным объемом всех расходов бюджета и общим объемом лимита расходов бюджета на текущие бюджетные программы.

Администраторы бюджетных  программ в сроки, устанавливаемые  Правительством Республики Казахстан, вносят в уполномоченный орган по бюджетному планированию бюджетные заявки. Бюджетная заявка - это совокупность документов, необходимых для обоснования бюджетных программ и определения сумм их финансирования при разработке бюджета, составляемая и представляемая администратором бюджетных программ ежегодно. Основной целью составления бюджетных заявок является выбор бюджетных программ на прогнозируемый период на базе количественной и финансовой информации о необходимых ресурсах и результатах выполнения программы, а также последующая оценка эффективности и результативности бюджетных программ.

Бюджетная заявка составляется на основе среднесрочного плана социально-экономического развития области (города), государственных, отраслевых и региональных программ на соответствующий период. Данные бюджетной заявки должны отражать реальную и полную информацию о программе, собранную на основе объективных характеристик данной программы. Администраторы бюджетных программ составляют бюджетную заявку в пределах лимитов расходов для текущих бюджетных программ и бюджетных программ развития, перечня и объемов финансирования из соответствующего бюджета инвестиционных проектов, определенных соответствующей бюджетной комиссией. Администратор республиканской или местной бюджетной программы составляет только одну бюджетную заявку.

Бюджетная заявка состоит из четырех частей:

-перечень бюджетных  программ (подпрограмм) и суммы  затрат по ним;

-пояснительная записка  к каждой бюджетной программе;

-проект паспорта каждой  бюджетной программы, включенной  в бюджетную заявку.

Ежегодная бюджетная  заявка должна содержать информацию по установленной форме об отчетных данных за истекший год, плановых показателях на текущий год и прогнозных показателях на предстоящий трехлетний период. В случае наличия замечаний и предложений при рассмотрении бюджетной заявки соответствующей бюджетной комиссией, а также в случае изменения проекта республиканского (местного) бюджета в Парламенте (маслихате) данные заявки подлежат уточнению на каждом этапе рассмотрения.

Бюджетная заявка является основой для составления плана  финансирования программ (подпрограмм) и сводного плана финансирования. Бюджетная заявка подписывается руководителем администратора программ. В бюджетной заявке указывается фамилия, имя, отчество, должность, рабочий телефон ответственного исполнителя соответствующего администратора программ.

Бюджетная политика в  области реструктуризации расходов основывается на оценке относительной  эффективности участия государства  в различных отраслях экономики  и на сокращении финансирования за счет бюджетных средств несвойственных и нецелесообразных направлений участия государства. Это дает возможность концентрации бюджетных средств на комплексном решении приоритетных направлений развития экономики с одновременным выполнением текущих обязательств государства.

 

2.3 Процесс  исполнения бюджета

Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и других платежей в целом и  по каждому источнику, а также  финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в  течение того финансового года, на который утвержден бюджет. Государство заинтересовано в увеличении ресурсов за счет повышения эффективности производства и услуг в отраслях экономики и сферах деятельности, соблюдения режима экономии средств, а также более полного привлечения налоговых средств.

Исполнение республиканского бюджета начинается после его  утверждения на совместном заседании  палат Парламента РК не менее чем  в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. Правительство  РК по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организуют порядок исполнения бюджета в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РК «Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов». Эта стадия бюджетного процесса включает в себя исполнение бюджета по поступлениям и по расходам.

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования