Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа

Описание работы

Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…………………..5
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан………………………………………14
1.3 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан………………32
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет…………………………………………36
2.2 Формирование расходов бюджета…………………………………………………41
2.3 Процесс исполнения бюджета……………………………………………………...45
2.4 Оценка государственного бюджета на 2010 год…………………………………..48
2.5 Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»………………………49
Заключение………………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………………..51

Работа содержит 1 файл

Готовая курсовая (с универа).doc

— 301.50 Кб (Скачать)

2)центральный уполномоченный  орган по бюджетному планированию  совместно с территориальными  подразделениями разрабатывает  проекты республиканского и областных  (районных) бюджетов и представляет в Правительство;

3)Правительство вносит  проект закона о республиканском  бюджете в Парламент, а также  согласовывает проекты областных  бюджетов с последующим направлением  в соответствующие акиматы;

4)областные акиматы  проект областного бюджета, одобренный Правительством, вносят на утверждение в областной маслихат и согласовывают проекты районных бюджетов с доведением до районных акиматов для утверждения районными маслихатами.

В конце концов, как  показывает практика, фактически разработка, рассмотрение и утверждение бюджетов осуществляются по данной схеме, и другого механизма удовлетворить потребности общества в государственных услугах в условиях переходной экономики, с учетом обозначенных руководством страны приоритетов социально-экономического развития республики и регионов, не имеется. А в качестве примера наличия подобного государственного органа можно привести тот факт, что исполнение республиканского и местных бюджетов осуществляет центральный уполномоченный орган по исполнению бюджета с областными и районными территориальными подразделениями.

Предлагаемые административные преобразования, хоть и потребуют  внесения изменений в действующие  законы, приведут к повышению эффективности  государственного управления в области  регулирования межбюджетных отношений и, что самое главное, будут соответствовать Конституции страны, по которой Казахстан провозглашен унитарным государством, а области и районы имеют статус административно-территориальной единицы, не являясь при этом самостоятельными субъектами государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

2.1 Прогнозирования  поступлений в бюджет

Доходы бюджета - это  часть централизованных финансовых ресурсов страны, необходимых для  выполнения государственных функций, и представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РК в распоряжение органов власти разного уровня. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Доходы бюджета понятие более узкое, чем доходы государства. Тем не менее, в структуре государственных доходов республики доходы бюджета имеют решающее значение.

Главный материальный источник доходов бюджета - национальный доход. Рост национального дохода обеспечивает постоянное увеличение объема доходов государства и доходов государственного бюджета. Значительная часть государственных доходов это чистый доход общества, создаваемый в сфере производства и обращения, на предприятиях различных форм собственности. Вместе с тем, государство аккумулирует в свои доходы для удовлетворения общегосударственных потребностей и часть дохода граждан, занятых в производственной и непроизводственной сфере, а также любой предпринимательской деятельностью.Совокупность доходов, включаемых в бюджет, формы и методы их мобилизации составляют систему поступлений в государственный бюджет. Такие поступления представляют собой установленные Бюджетным кодексом обязательные платежи, зачисляемые в бюджет в определенных размерах и в установленные сроки.

Основу поступлений  в бюджет составляют платежи, мобилизуемые в виде налогов и сборов. Все  расположенные на территории Республики Казахстан юридические лица, независимо от форм собственности, форм хозяйствования и подчиненности, а также граждане в соответствии с действующим законодательством привлекаются к уплате налогов, сборов и обязательных платежей в бюджет.Установлено, что юридические и физические лица - плательщики налогов, сборов и платежей обеспечивают приоритетность их уплаты в бюджет над другими платежами и несут ответственность за своевременность и полноту их уплаты согласно действующему законодательству.

Доходы государственного бюджета в свою очередь подразделяются на: налоговые поступления; неналоговые  поступления; доходы от продажи основного капитала; официальные трансферты; деньги, передаваемые государству на безвозмездной основе. Наибольший удельный вес в структуре доходов бюджета в республике занимают налоговые поступления.Налоги играют важную роль в перераспределении чистого национального продукта между хозяйствующими субъектами (юридическими и физическими лицами) и государством, в распоряжении которого концентрируется более одной трети чистого национального продукта.

Налоги, сборы, пошлины  могут способствовать ускоренному развитию приоритетных отраслей хозяйства, отдельных экономических территорий, или замедлять их развитие, играть антимонопольную и антиинфляционную роль, регулировать доходы отдельных групп населения, стимулировать определенную экономическую деятельность или заставляют отказаться от нее.Налоговыми поступлениями, по определению, являются налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Законом РК «О налогах и других обязательных платежах в РК» (Налоговым кодексом Республики Казахстан). Экономическое содержание налоговых поступлений обуславливается составляющими их основу налогами, которые, участвуя в перераспределении материального источника доходов - национального дохода, являются специфической формой производственных отношений. В этой связи налоговые поступления характеризуются устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Они обусловлены реально существующими денежными отношениями и как часть финансовых отношений постоянно находятся в движении.

В соответствии с Бюджетным  кодексом РК в состав налоговых поступлений  всех видов бюджетов включены следующие  виды налогов:

1.Корпоративный подоходный  налог.

2.Индивидуальный подоходный  налог.

3.Налог на добавленную  стоимость.

4.Акцизы.

5.Налог на сверхприбыль.

6.Рентный налог на  экспортируемую сырую нефть.

7.Бонусы.

8.Роялти.

9.Социальный налог.

10. Земельный налог.

11. Единый земельный  налог.

12. Налог на транспортные  средства.

13. Налог на имущество.

14. Доля Республики  Казахстан по разделу продукции.

К налоговым поступлениям относятся также различные сборы, платы и пошлины, перечень которых  по видам и уровням бюджетов, установлен Бюджетным кодексом. Например, сбор за государственную регистрацию  радиоэлектронных средств и высокочастотных  устройств, сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов, плата за использование особо охраняемых природных территорий, плата за размещение наружной (визуальной) рекламы, таможенные пошлины на ввозимые и вывозимые товары и др.

В Бюджетном кодексе РК определенные виды налоговых поступлений закреплены за соответствующим уровнем бюджетной» системы. За республиканским бюджетом закрепляются такие налоговые поступления, которые имеют наиболее важное фискальное и экономическое значение. Это обусловливается необходимостью использования в государственных интересах функций налогов как финансовой категории, поскольку фискальная функция налогов предопределяет создание объективных предпосылок для вмешательства государства в экономические отношения. Тем самым у государства появляется возможность, используя экономическую (регулирующую) функцию налогов, существенного влияния на процессы, происходящие в экономике страны, на воспроизводство, на накопление капитала, на платежеспособный спрос населения.

Основу налоговой политики государства представляет использование государством налогов и их функций для, воздействия на экономические процессы. Реализация налоговой политики осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Налоговый механизм законодательно закрепляется в Налоговом кодексе. Через налоговую политику и налоговый механизм проявляется роль налогов в деятельности государства и в жизни общества. В зависимости от экономической политики государства изменяется роль и значение налоговых поступлений, меняется механизм, происходит их обновление и совершенствование.

Под неналоговыми поступлениями  понимаются обязательные, невозвратные платежи в бюджет, установленные  Бюджетным, кодексом, кроме предусмотренных в Налоговом кодексе платежей: Эти платежи не относятся к поступлениям от продажи основного капитала, но в составе неналоговых поступлений учитываются также гранты и деньги, переданные в бюджет на безвозмездной основе (кроме официальных трансфертов). В отличие от налоговых поступлений неналоговые поступления не имеют твердо установленной ставки, т.е. фискально-постоянного характера и, как правило, они планируются на уровне поступлений предыдущего года.Неналоговые поступления принято классифицировать: а) по территориальному признаку; б) по методам формирования и взимания; в) по конкретным основаниям для взимания платежей. По первому признаку различают неналоговые поступления, подлежащие зачислению в бюджет определенного уровня (в доходы республиканского, областного или районного бюджета). По второму признаку выделяют обязательные и добровольные платежи. По третьему признаку неналоговые поступления подразделяются на конкретные виды в зависимости от формирующего платеж основания (например, поступления от реализации товаров государственными учреждениями, финансируемыми из бюджета).

Перечень неналоговых  поступлений устанавливается Бюджетным  кодексом для юридических и физических лиц отдельно по уровням и видам  бюджетов в форме обязательных платежей. Обязательные платежи характеризуются значительно большей целевой направленностью использования, нежели налоговые поступления, что закреплено в Налоговом кодексе в виде механизма исчисления и взимания каждого конкретного платежа.

В составе доходов государственного бюджета роль и значение налоговых и неналоговых поступлений весьма велика, поскольку 80-90% всех доходов приходится на долю этих поступлений. По отношению к валовому внутреннему продукту величина налоговых и неналоговых поступлений составляет около 25%. При этом ежегодный рост налоговых поступлений составляет в среднем 12 - 13%. По неналоговым поступлениям такого стабильного ежегодного роста ожидать не следует, поскольку их прогнозирование подвержено влиянию различных внешних и внутренних факторов.

Немаловажное значение в составе государственного бюджета  имеет определение соотношений  поступлений от предприятий нефтяного  и не нефтяного секторов экономики. Это обусловливается значительной зависимостью финансирования экономики  республики за счет экспорта нефти. В связи с этим, налоговая политика должна быть направлена в большей степени на стимулирование развития не нефтяного сектора экономики, к снижению зависимости доходной части бюджета от колебаний мировых цен на нефть. Достижению этих целей способствует проводимая диверсификация экономики и система регулирования потока нефтедоходов через Национальный фонд республики. Функционирование Национального фонда осуществляется, по определению, в целях стабильного социально-экономического развития страны посредством использования его функций: сберегательной (финансовые средства накапливаются для будущих поколений) и стабилизационной (снижается зависимость экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов).

Планирование доходов  республиканского и местных бюджетов и поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, является процессом разработки предложений по определению объемов поступлений республиканского и местных бюджетов на планируемый период и направлений их использования с учетом стратегических задач, приоритетности и в соответствии с задачами социально-экономического развития государства.

Прогнозирование поступлений  бюджета осуществляется уполномоченным органом по бюджетному планированию на основе среднесрочного плана социально-экономического развития республики или региона и среднесрочной фискальной политики на предстоящий трехлетний период.

Прогнозирование поступлений  доходов в бюджет, поступлений, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, на предстоящий год производится в соответствии с Кодексом Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговым Кодексом), Бюджетным Кодексом Республики Казахстан, Указом Президента Республики Казахстан «О Концепции формирования и использования средств Национального фонда Республики Казахстан на среднесрочную перспективу» от 1 сентября 2005 года № 1641 и другими нормативными правовыми актами.

Основными принципами прогнозирования  поступлений доходов бюджета  являются:

-принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, поступлений в бюджет, направляемых в Национальный фонд Республики Казахстан, с соблюдением направлений социально-экономического развития республики, среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, с учетом результатов оценки эффективности реализации программ и исполнения бюджета истекшего и текущего финансовых годов;

-принцип приоритетности - планирование республиканского  и местных бюджетов с соблюдением  приоритетных направлений стратегического и социально-экономического развития республики или региона на предстоящий среднесрочный период;

-принцип обоснованности - планирование доходов бюджета  на основе нормативных правовых  актов и других документов, определяющих  необходимость включения в проект бюджета тех или иных поступлений;

-принцип снижения  зависимости расходов от нефтяных  поступлений - уменьшение размера  ненефтяного дефицита за счет  целенаправленного развития ненефтяного  сектора;

-принцип единого подхода  к формированию расчетов прогнозных показателей по административно-территориальным единицам;

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования