Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 17:14, курсовая работа
Бюджет является обязательным условием функционирования любого государства, которому необходимы денежные ресурсы для выполнения своих функций. В докапиталистических формациях доходы государства имели преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей удовлетворялась за счет различного рода повинностей и поступлений от натуральных сборов. Для обоснования потребностей в ресурсах, их конкретном направлении составлялись отдельные сметы затрат и доходов.
Введение…………………………………………………………………………………..3
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
1.1 Сущность государственного бюджета унитарного государства…………………..5
1.2 Бюджетная система Республики Казахстан………………………………………14
1.3 Основные проблемы бюджетной системы Республики Казахстан………………32
Глава 2 АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА
2.1 Прогнозирование поступлений в бюджет…………………………………………36
2.2 Формирование расходов бюджета…………………………………………………41
2.3 Процесс исполнения бюджета……………………………………………………...45
2.4 Оценка государственного бюджета на 2010 год…………………………………..48
2.5 Закон «О республиканском бюджете на 2010-2012 годы»………………………49
Заключение………………………………………………………………………………50
Список использованных источников…………………………………………………..51
Для покрытия бюджетного дефицита государство использует различные способы (например, денежная эмиссия, внутренние и внешние заимствования). Бюджетным кодексом РК предусмотрено финансирование дефицита бюджета (обеспечение покрытия дефицита) за счет заимствования и свободных остатков бюджетных средств. Величина финансирования дефицита бюджета соответствует значению дефицита и определяется как превышение суммы полученных займов, движения остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам. Использование профицита бюджета означает расходование профицита бюджета, средств займов, свободных остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Его объем определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и движения остатков бюджетных средств.
Под бюджетным процессом понимается деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению и утверждению проектов бюджетов, по организации исполнения бюджетов и обеспечению контроля их исполнения, регламентируемая законодательством. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством страны. В Республике Казахстан бюджетный процесс представляет собой последовательное и регламентированное осуществление органами центральной и местной государственной власти, участниками бюджетного процесса деятельности по разработке и рассмотрению проектов бюджетов, Национального фонда, утверждению и исполнению бюджетов и фонда, а также по контролю их исполнения.Организация бюджетного процесса суверенного государства строится в соответствии с действующим бюджетным законодательством. В нашей стране он регулируется Бюджетным кодексом и другими законодательными и нормативными актами, регулирующими бюджетный процесс, а также Правилами о порядке составления и исполнения бюджета, разрабатываемыми уполномоченным органом по бюджетному планированию. Организация бюджетного процесса в республике строится на следующих принципах:
- единства, выражающегося
в единой правовой базе, единой
бюджетной классификации, в
- самостоятельности,
когда каждый участник
- сбалансированности, сущность которой заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов;
Соблюдение требований
вышеназванных принципов должно
обеспечить устойчивость бюджета и
необходимые пропорции в
Согласно Бюджетному кодексу, бюджет формируется на основе среднесрочного плана социально-экономического развития РК и программ развития территорий с учетом ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана. Другим важным моментом, также отраженным в Бюджетном кодексе, является регламентирование функций государственной власти в управлении финансовыми ресурсами, включая организацию бюджетного процесса. Эти функции проявляются:
-во взаимодействии
экономических и финансовых
-во взаимодействии бюджетов разных уровней и взаимодействии бюджетов с различными секторами экономики;
-в совершенствовании
налогово-фискальных
-в определении источников
и размеров отчислений во
-в установлении структуры и размера поступлений доходов в бюджеты и расходов из бюджетов;
-в определении размера дефицита (профицита) республиканского бюджета;
-в сбалансированности местных бюджетов;
-в оценке состояния
и динамики государственного
долга с учетом его погашения
и влияния на финансовые
На протяжении всех стадий бюджетной деятельности по организации бюджетного процесса решаются следующие основные задачи:
-определение доходов бюджета
по отдельным налоговым и
-установление расходов
-согласование бюджета с общей
программой финансовой
-сокращение и ликвидация бюджетного дефицита за счет экономически оправданных источников;
-осуществление бюджетного
регулирования в целях
-повышение роли
-контроль финансовой деятельности юридических лиц и доходов физических лиц при выполнении ими налоговых обязательств.
Организация бюджетного процесса начинается с подготовки на предстоящий финансовый год уполномоченным органом по бюджетному планированию, каковым в нашей республике является Министерство экономики и бюджетного планирования, основных направлений бюджетной политики, а также проекта консолидированного финансового плана государства. Последний разрабатывается на основе ежегодного послания Президента РК к народу Казахстана, среднесрочного плана социально-экономического развития республики, программ развития территорий, оценки текущего исполнения бюджета, динамики макроэкономических показателей, основных направлений денежно-кредитной и фискальной политики.
В случае одобрения представленных документов Правительство республики принимает постановление, которым устанавливается порядок, сроки формирования проекта бюджета центральными государственными органами, организациями, содержащимися за счет бюджетных средств, и представления его в уполномоченный орган. Все участники бюджетного процесса руководствуются Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов, утвержденными Правительством РК.Содержанием бюджетного процесса, который основывается на бюджетном устройстве страны и бюджетных правах, определяются его этапы (стадии) деятельности. В целом осуществление бюджетного процесса включает в себя следующие этапы бюджетной деятельности:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение бюджета;
3) исполнение бюджета;
4) составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.
На первом этапе формирования
бюджета в целях определения
объемов денежных - средств, необходимых
для выполнения органами центральной
и местной государственной
Работа по составлению проекта бюджета - одного из важных этапов бюджетного процесса - начинается задолго до начала предстоящего бюджетного года. В Республике Казахстан непосредственная работа по составлению бюджета начинается с ежегодного обращения Президента страны с Посланием к народу Казахстана, в котором определяются общие направления социально-экономического развития страны и формируются задачи финансово-денежной политики государства.
Проект бюджета
Поскольку составление проектов бюджетов целиком и полностью возлагается на Правительство РК и соответствующие исполнительные органы местной власти, то порядок и сроки разработки республиканского бюджета и местных бюджетов, а также порядок работы над необходимыми документами, обязательными для представления одновременно с проектом бюджета, определяется специальным постановлением Правительства РК. Расчеты и показатели проекта бюджета до официального представления в органы представительной власти носят конфиденциальный характер. При разработке проекта бюджета должен соблюдаться принцип преемственности и последовательности социально-экономической политики государства.
На следующем этапе одобренный высшим и местными исполнительными органами (Правительством РК и соответствующими акиматами) проект бюджета для рассмотрения и утверждения поступает в представительные органы (Парламент Республики Казахстан и соответствующие маслихаты). Здесь проект бюджета рассматривается в специальных комитетах и комиссиях, где детально анализируются статьи бюджета, вносятся коррективы и дается заключение. Затем проект бюджета обсуждается на заседаниях палат Парламента (мажилисе и сенате). Утверждается республиканский бюджет на совместном заседании палат Парламента, местные бюджеты - на заседаниях маслихатов. На этом этапе бюджетного процесса принимается закон о бюджете на предстоящий финансовый год.
Этап исполнения бюджета
заключается в получении
- целевого использования
бюджетных средств, согласно
- своевременности, который
требует своевременного в
- равномерного исполнения
бюджета, который требует
- единства кассы, по
которому все финансовые
Последний этап бюджетного процесса, осуществляемый после завершения бюджетного года, - это составление отчета об исполнении бюджета, который формируется специальными органами - центральным уполномоченным органом по исполнению республиканского бюджета и соответствующими органами на местах по исполнению местных бюджетов. Отчет представляется в представительные органы власти, которые его утверждают в установленном порядке.
При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости сокращения дефицита бюджета и обязаны руководствоваться принципом сбалансированности доходов и; расходов бюджета. Это означает, что величина предусмотренных бюджетом расходов должна соответствовать суммарной величине доходов - бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Однако достижение равенства доходов и расходов бюджета на практике не всегда возможно и это не считается чрезвычайным положением, поскольку в мире практически нет стран, которые не имели бы бюджетного дефицита.
Вместе с тем надо
различать природу
Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использования