Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использование

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Представленная работа посвящена теме "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования и использования". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования использование" изучается сразу с несколькими взаимосвязанными дисциплинами.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть. Государственный бюджет: проблемы формирования и использование
1 Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы . . . . . . . . . . . . . .5
2 Проблема сбалансированности бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Бюджетный дефицит. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2 Проблемы бюджетного дефицита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3 Формирование и использование госбюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.1 Причины и способы финансирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . .18
3.2 Бюджетная политики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . .

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

 

Социально-экономическое  развитие государства, степень выполнения своих функций, характер решаемых им задач, им их масштабность отражаются на величине централизованного фонда денежных средств – государственном бюджете. В зависимости от соотношения доходной и расходной частей состояния бюджетного фонда может быть дефицитным, профицитным или сбалансированным.

При повышении расходов бюджета над его доходами образуется отрицательное сальдо, или дефицит  бюджета.

Профицит бюджета – это положительное сальдо бюджета, представляющее превышение доходов над расходами. Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны между собой.

В соответствии со статьей 21 Бюджетного кодекса дефицит (профицит) бюджета равен операционному  сальдо за вычетом чистого бюджетного кредитования и сальдо по операциям с финансовыми активами. Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом бюджета, в положительным знаком – профицитом бюджета.[1]

Дефицит республиканского бюджета не должен превышать за пятилетний период среднегодовой прирост Национальный фонд Республики Казахстан, исчисляет как общие поступления в Национальный фонд Республики Казахстан за минусом размера гарантированного трансферта.

Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе воспроизводства, фиксирует результат  этих изменений.

Основной причиной, порождающей  возникновение бюджетного дефицита, является отставание темпов роста бюджетных  доходов по сравнению с увеличением  бюджетных расходов.

В течение многих лет, а в условиях суверенного Казахстана, с 1991 по 2005 год, республиканский бюджет Казахстана находится в состоянии дефицита, о чем свидетельствуют следующие данные.

 

Таблица 1. - Размер дефицита Государственного бюджета РК за 1991-1994 гг.

 

1990 г.

1991 г.

1992 г.

1993 г.

1994 г.

Дефицит (-), профицит (+)

в млн. тенге

1296,2

-5642,8

-5223,4

-385,3

-10114,9

Примечание: Данные за 1990-1992 г.г. приведены в млн. руб.


 

В данной таблице видно, что за пятилетний период времени  дефицит стал больше преобладать  чем профицит в 90-е годы.

 

Таблица 2. - Размер дефицита Государственного бюджета РК за 1995-2000 гг.

 

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

Дефицит (-), профицит (+)

в млн. тенге

-40845

-37040

-62151

-67850

-69831

-3278

Дефицит (-), профицит (+)

в процентах к ВВП

-4,0

-2,6

-3,7

-3,9

-3,5

-0,1


 

Если анализировать выше представленную таблицу, то ней видно, что дефицит в 1995-2000 гг. в процентах к ВВП был неравномерна.

 

 

 

 

 

Таблица 3. - Размер дефицита Государственного бюджета РК за 2001-2005 гг.

 

 

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

Дефицит (-), профицит (+)

в млн. тенге

-12998

-13005

-46183

-18697

-101411,5

Дефицит (-), профицит (+)

в процентах к ВВП

-0,4

-0,3

-1,0

-0,3

-1,7


 

Предельный размер бюджетного дефицита в 2006 году запланирован в размере 113764224 тыс. тенге, что составляет 1,4%  к ВВП.[2]

Существуют различные теории касательно бюджетного дефицита. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных расходов считают, что дефицит не является деструктивным фактором. Свою позицию  они обосновывают тем, что для состояния национальной экономики бюджетный дефицит не представляет опасности, поскольку все расходы, в том числе превышающие доходы, совершаются на территории данного государства и способствую росту благосостояния страны. Дефицит бюджета означает увеличение доходов субьектов рынка и населения. Это, в свою очередь, стимулирует рост покупательной способности, производительности труда и расширение национального производства и, как следствие, увеличение налоговых поступлений.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Бюджетная политика государства

 

Одним из активных инструментов регулирования макроэкономических пропорций является бюджетная политика. Бюджетная политика выступает составной частью экономической политики вообще и финансовой политики в частности. Сфера действия бюджетной политики ограничивается бюджетными отношениями и охватывает мероприятия государства по формированию доходов государственного бюджета и эффективному распределению и использованию его средств. Бюджетная политика представляет собой деятельность государства в области формирования и использования централизованного фонда денежных средств в целях реализации своих функций, удовлетворения потребностей развития экономики и социальной сферы.

 Бюджетная политика  включает политику в области  бюджетных доходов и расходов, управления государственным долгом  и государственными активами, реализации принципов межбюджетных отношений, управления государственными финансами.

Финансовая политика, является частью экономической политики, используется инструменты, связанные  с формированием и расходованием  бюджетных средств. Использование бюджетного механизмов основано на максимальном учете всех возможных факторов, способных повлиять на планируемые результаты в целом, а не раздельно по доходам и расходам. Поэтому для решения экономических задач на государственном уровне принято использовать элементы государственного бюджетирования в комплексе, оперируя ими в рамках единой концепции, называемой фискальной политикой.

Среднесрочная фискальная политика содержит основные механизмы (способы) реализации основных направлений  социально-экономического развития – политику доходов и затрат, бюджетное кредитование, управление финансовыми активами, межбюджетные отношения, управление государственными и гарантированным государством, заимствованием и долгом.  

Основной целью фискальной политики в среднесрочном периоде является обеспечение устойчивого роста экономики, стимулирование диверсификации и развития несырьевых отраслей экономики, максимальное увеличение поступлений в государственный бюджет без увеличения налоговой нагрузки, проведение сдержанной фискальной политики государственных расходов, совершенствование межбюдетных отношений и управление государственным долгом.

Достижение данной цели в среднесрочном периоде будет  способствовать решение следующих  основных задач:

    • Совершенствование бюджетного законодательства, планирования и процедур исполнения бюджета;
    • Повышение эффективности и результативности государственных расходов;
    • Сокращение ненефтяного дефицита бюджета;
    • Гармонизация стратегических, среднесрочных, годовых программ и планов развития с республиканским бюджетом;
    • Финансовое обеспечение проводимых социальных реформ, развитие образование, здравоохранения, сельского хозяйства и общественной инфраструктуры;
    • Снижение доли теневой экономики;
    • Обеспечение прозрачности и стабильности межбюджетных отношений;
    • Совершенствование механизма формирования и использование средств Национального фонда;
    • Определение оптимальных параметров дефицита республиканского бюджета и объемов государственного долга с учетом проводимой политики сбережения;
    •   Постепенное снижение доли внешнего долга вструктуре правительственного долга.

Кроме того, фискальная политика, являясь важнейшей составляющей общеэкономической политики государства, содействует поддержанию установленного коридора по среднегодовому уровню инфляции, устойчивости платежного баланса, росту конечного потребления товаров и услуг и накопление капитала.

По данным Среднесрочной  фискальной политики Правительства  Республики Казахстан на 2006-2008 годы, утвердил постановление Правительства  Республики Казахстан от 27 мая 2005 года № 523, которая свидетельствует следующие данные.

 

Таблица 4. - Прогноз государственного бюджета Республики Казахстан на 2006-2008 годы

в процентах к ВВП

Наименование

Прогноз

2006 год

2007 год

2008 год

Доходы

22,6

22,8

23,1

Зарплаты

22,4

22,9

23,3

Операционное сальдо

0,2

-0,1

-0,2

Чистое бюджетное кредитование

0,5

0,1

0,1

Бюджетные кредиты

0,6

0,2

0,1

Погашение бюджетных кредитов

0,1

0,1

0,1

Сальдо по операциям с финансовыми  активами

1,1

0,8

0,2

Приобретение финансовых активов

1,2

0,8

0,30,3

Поступления от продажи финансовых актов государства

1,2

0,02

0,01

Дефицит (профицит) бюджета

0,002

-1,0

-0,5

Финансирование дефицита (использование  профицита) бюджета

-1,4

1,0

0,5


 

  Изменение в налоговом  законодательстве в 2003-2004 годах были направлены на снижение налоговой нагрузки на экономику, усиление инвестиционной привлекательности страны, стимулирование притока и внедрение новой техники передовых технологий, улучшение взаимоотношений государства и налогоплательщиков.

В среднесрочном периоде с целью реализации Стратегии индустриально-инновационного развития, а также обеспечение сбалансированного развития экономики страны за счет роста объемов инвестиций и дальнейшего совершенствования налогового администрирования основными направлениями налоговой политики предполагаются:

    • Расширение сферы применение специального налогового режима для субъектов малого предпринимательства и принятие мер к привлечению их к вложению инвестиций, прежде всего, в несырьевой сектор экономики;
    • Дальнейшее совершенствование и развитие процессов налогового администрирования с помощью методов дистанционного и информационного сервиса для налогоплательщиков;
    • Развитие способов и методов анализа и комеральности налоговой отчетности;
    • Интегрирование информационных услуг, совершенствование и повышение эффективности информационного взаимодействия с государственными органами
    • Начиная с 2008 года рассмотрение возможности постепенного перераспределение налогового бремени с доходов юридических лиц на доходы физических лиц с целью усиления конкурентоспособности казахской экономики, при условии роста благосостояния населения.

Доходы государственного бюджета определяются на основе важнейших  макроэкономических показателей среднесрочного плана социально-экономического развития и направлений налоговой политики, нацеленных на дальнейшее развитие экономики страны и привлечение инвестиций.

Формирование инвестиционной политики, в том числе планирование инвестиций из республиканского бюджета, осуществляется в рамках Среднесрочного плана социально-экономического плана развития Республики Казахстан.

Целями бюджетного кредитования на 2006-2008 годы являются формирование и  развитие конкурентной среды в отраслях экономики, а также развитие человеческого  капитала. Бюджетное кредитование будет  осуществляться в рамках государственных и отраслевых (секторальных) программ.

 

Таблица 5. – Прогноз  расходов государственного бюджета  Республики Казахстан на 2006-2008 годы

Наименование

2006 год

2007 год

2008 год

в % к ВВП

доля, %

в % к ВВП

доля, %

в % к ВВП

доля, %

Расходы

24,1

100,0

23,9

100,0

23,7

100,0

Государственные услуги общего характера

1,3

5,3

1,3

5,4

1,3

5,6

Оборона

1,3

5,3

1,3

5,3

1,3

5,3

Образование

3,5

14,5

3,8

16,0

4,1

17,3

Здравоохранение

2,5

10,5

2,7

11,

3,0

12,6

Жилищно-коммунальное хозяйство

1,9

8,1

2,1

8,6

1,4

5,9

Топливно-энергетический комплекс и недропользование

0,3

1,4

0,2

0,8

0,3

1,1

Транспорт и коммуникация

1,9

7,7

1,7

7,0

1,7

7,1

Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использование