Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 16:23, курсовая работа
Представленная работа посвящена теме "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования и использования". Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов. Тема "Государственный бюджет республики Казахстан: проблемы формирования использование" изучается сразу с несколькими взаимосвязанными дисциплинами.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Основная часть. Государственный бюджет: проблемы формирования и использование
1 Экономическое содержание бюджета и бюджетной системы . . . . . . . . . . . . . .5
2 Проблема сбалансированности бюджета . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
2.1 Бюджетный дефицит. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10
2.2 Проблемы бюджетного дефицита. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
3 Формирование и использование госбюджета. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
3.1 Причины и способы финансирования бюджетного дефицита . . . . . . . . . . . .18
3.2 Бюджетная политики государства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . .
Бюджетный дефицит – это превышение расходной части бюджета над
доходной. При бюджетном дефиците государству не хватает средств для
нормального выполнения своих функций и приходится прибегать к различным займам, прежде всего у кредитной системы, что отрицательно сказывается на устойчивости всего денежного обращения и является основной причиной инфляции. Бюджетный дефицит не обязательно свидетельствует о каком-то чрезвычайном положении в экономике страны. Он может быть вызван, например, необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, что отражает скорее рост валового национального продукта, нежели кризисное состояние государственного регулирования. Возможны чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями, затраты на которые не могли быть заранее спланированы, но должны быть обязательно осуществлены независимо от наличия средств в резервном фонде бюджета.
Причины дефицита госбюджета:
уменьшения прироста национального дохода.
Огромное воздействие на состояние бюджета оказывает темп роста
инфляции. С одной стороны, за счет воздействия инфляционного фактора
увеличиваются доходы бюджета, но, поскольку происходит падение темпов
производства и наблюдается рост взаимной задолженности предприятий, в целом такое увеличение доходов не имеет стабильного характера. Расходные статьи бюджета полностью не индексируются, и это ухудшает положение предприятий и отраслей, которые зависят от бюджетного финансирования. В этих условиях, как правило, имеет место недофинансирование не только по сумме, но и по срокам. Увеличение временного лага между установленными и фактическими сроками выделения бюджетных ассигнований приводит к росту задолженности бюджета перед предприятиями и населением. Невыполнение государством собственных обязательств нарушает денежный оборот и финансовую стабильность.
Если возникает временный бюджетный дефицит, имеются перспективы его преодоления и он не составляет большого удельного веса по отношению к стоимости валового внутреннего продукта, его не следует считать исключительным событием. Но в тех случаях, когда бюджетный дефицит глубок, возникает в результате чрезвычайных обстоятельств и отражает кризисные явления в экономике – ее развал, неэффективность финансовых связей, – тогда, разумеется, это явление наносит огромный ущерб всему обществу и необходимо принимать кардинальные меры для преодоления значительного разрыва между расходами и имеющимися доходами. Обычно бюджетный дефицит до 10% суммы доходов считается допустимым, тогда как дефицит более 20% – критическим.
Основные
причины значительного
Меры по снижению бюджетного дефицита:
Структура бюджета любой страны зависит от ее государственного устройства, в странах, имеющих унитарное устройство, бюджетная система включает государственный бюджет и местный бюджеты. В странах с федеративным устройством, например, Российская федерация, имеется промежуточное звено – бюджеты субъектов федерации.
Расширение функций государства приводит к тому, что нередко государственные расходы увеличиваются более быстрыми темпами, превышающими темпы роста ВНП.
Существует 3 традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
Однако в настоящее время «сеньораж» не является простым печатанием денег, т.к. это вызывает инфляцию. Современный «сеньораж» выражается в создании резервов коммерческих банков, которые концентрируются в ЦБ и могут быть использованы для покрытия дефицита бюджета. Однако политика ЦБ, направленная на рост величины резервов денежных средств, поступающих к нему из коммерческих банков, вызывает недовольство последних, ослабляет их финансовое положение и усиливает
противоречия внутри финансовой системы страны.[12]
2.2 Проблемы бюджетного дефицита
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая
политика связывает государству руки при решении антициклической
перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную
безработицу, значит доходы населения упали и налоговые поступления в бюджет сократились.
Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо, во-первых, повысить ставки налогов, либо, во-вторых, сократить государственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание этих двух мер. Однако
следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.
Другой пример: в стране инфляция. Следствием этого являются повышенные денежные доходы и рост налоговых поступлений. Чтобы ликвидировать бюджетные излишки, правительство должно либо, во-первых, снизить ставки налогов, либо, во-вторых, увеличить правительственные расходы, либо, в-третьих, использовать сочетание обоих подходов. Все это усилит инфляцию.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: бюджет должен балансироваться ежегодно. Например, в стране – экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение балансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства – поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая
политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.[11]
Особое значение имеет стратегия в области использования в качестве
источника финансирования бюджетного дефицита внутренних или внешних займов.
Это приводит к росту государственного долга и увеличению затрат на его обслуживание. Если прибегать к чрезмерному использованию кредита Центрального банка, когда у последнего нет ресурсов для кредитования, кроме как увеличение выпуска обесценивающихся денег, то такая мера будет приводить лишь к усилению инфляции и реальных положительных изменений в экономике не даст. Использование же в качестве кредита денежных средств, получаемых от населения, предприятий, в виде выручки от продажи государственных облигаций, представляющих обязательство выплатить владельцу в определенный момент в будущем определенную сумму денег, приводит к порочному кругу, увеличивая при погашении облигаций и выплате процентов и без того большой дефицит. Прибегая к таким займам, государство накапливает свой долг, называемый государственным долгом.
Государственный долг – это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это время положительных сальдо бюджета.
Государственный долг
Рисунок 1 – Виды государственного долга.
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам,
организациям и лицам. Он имеет негативное значение, т.к. страна отдает за
рубеж свои ценные бумаги и перекладывает груз долга на последующие
поколения.
Внутренний долг – это задолженность правительства данной страны ее
гражданам. Рост государственного долга сокращает запас капитала в
экономике, так как владелец сбережений вместо инвестирования их в экономику посредством покупки акций промышленных компаний или кредитования для расширения капитала приобретает облигации, финансируя государство. Если сбережения не увеличиваются, то наличие государственного долга снижает долю акционерного капитала относительно его потенциальной величины. В силу того, что в экономике предполагается равенство инвестиций и сбережений, снижение сбережений приводит к снижению инвестиций, а, следовательно, к снижению уровня ВНП и соответственно уровня жизни населения в будущем. Процентные выплаты государства по этому долгу растут, государство повышает налоги, что приводит опять-таки к снижению ВНП либо к увеличению дальнейшего долга.
Наличие государственного долга имеет реальные негативные последствия.
увеличивает неравенство в доходах разных социальных групп, поскольку
значительная часть государственных обязательств сконцентрирована у наиболее состоятельной части населения. Следовательно те, кто обладают государственными ценными бумагами, при их погашении станут еще богаче.
долгу или их снижение может подорвать действие экономических стимулов
развития производства.
вынуждено брать займы на рынке капиталов для уплаты процентов по
государственному долгу, т.к. это обстоятельство приводит к сокращению
капиталовложений внутри страны.
стране, порождая неуверенность в деловой активности экономики в целом
каждого гражданина в отдельности.
Так как основным доходом правительства являются налоги, я хотела бы немного сказать о них.[3]
прямые
взимаются с
непосредственного дохода и услугами
налог на подоходный налог на продукцию
прибыль
Рисунок 2. – Виды налогов
Для сокращения бюджетного дефицита необходимо всемерно стимулировать приток доходов от всех отраслей и всех сфер хозяйственной деятельности и одновременно обеспечивать сокращение государственных расходов.[4]
Преодоление бюджетного дефицита прежде всего должно опираться на
развитие производства, на обеспечение финансовой устойчивости всех отраслей хозяйства и предприятий всех форм собственности, на активизацию предпринимательства. Что касается сокращения расходов бюджета, то оно может быть достигнуто путем изменения направления инвестирования бюджетных средств, использования только целевых финансовых льгот и санкций, которые позволяют учитывать условия различных производителей. Важными путями уменьшения расходов является сокращение избыточных административных, военных и других затрат, финансирование лишь важнейших социальных программ, недопущение осуществления за счет бюджета мероприятий, не имеющих реальной финансовой базы. Не исключается привлечение в страну иностранного капитала в целях модернизации производства, снижения затрат и сокращения на этой основе бюджетных расходов.[7]
3. ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСБЮДЖЕТА
3.1 Причины
и способы финансирования
Информация о работе Государственный бюджет Казахстана: проблемы формирования и использование