Государственный бюджет и государственный долг. Особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:01, курсовая работа

Описание работы

Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов.
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственный бюджет………………………………………….5
Понятие бюджет………………………………………………………5
Концепции государственного бюджета……………………..……..6
Ежегодно сбалансированный бюджет……………………….….6
Бюджет сбалансирован на циклической основе…………….….7
Функциональные финансы……………………………………….8
Принципы построения бюджетной системы РФ…………………..9
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ………………..11
Структура расходов бюджета………………….……………….…15
Структура доходов бюджета………………………………….…..17
Глава 2. Государственный долг…………………………………………….21
2.1. Сущность государственного долга………………………………..21
2.2. Внутренний и внешний государственный долг…………………..25
2.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику………….29
Глава 3. Сегодняшние проблемы российской экономики..........................32
Заключение……………………………………...……

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

- повышение прозрачности  государственной заемной, в том  числе ценовой политики, обеспечение  постоянного активного взаимодействия  с инвестиционным сообществом,  стимулирование роста уровня доверия инвесторов к российскому долговому рынку;

- совершенствование инфраструктуры  рынка.

Учитывая приоритетный характер развития национального рынка  государственных ценных бумаг, в  предстоящий период политика в области  государственных внешних заимствований будет ориентирована на решение следующих задач:

- сохранение присутствия  России как суверенного заемщика  на международных рынках капитала; согласно проекту федерального  закона "О федеральном бюджете  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", осуществление государственных заимствований на международных рынках капитала запланировано в объеме 7 млрд долл ежегодно;

- поддержание репрезентативной  кривой доходности по государственным  долговым обязательствам в иностранной  валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Для реализации обозначенных задач Минфин предлагает осуществить  размещение 30-летних государственных  облигаций, наряду с 5-ти и 10-летними  ценными бумагами, а также выпустить  наряду с долларовыми долговыми инструментами гособлигации, номинированные в евро. При этом размещение долговых инструментов на международных рынках капитала в иных валютах и на срок менее 5 лет представляется нецелесообразным.

Важным элементом системы  управления государственным долгом, по мнению Минфина, призвано стать Российское финансовое агентство /РФА/. Планируется, что РФА будет осуществлять от имени РФ внутренние и внешние государственные заимствования, размещая государственные ценные бумаги, а также проводить операции с данными ценными бумагами на вторичном рынке с целью оптимизации государственного долгового портфеля. Кроме того, РФА будет инвестировать временно свободные средства федерального бюджета и средства российских суверенных фондов.

В области государственной гарантийной поддержки Минфин РФ полагает, что она должна основываться на том, что государственные гарантии - прежде всего инструмент, применяемый в кризисный период при отсутствии доверия на рынке. И соответственно предлагает постепенное сокращение объема государственных гарантий по обязательствам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (AIZK), финансирование АИЖК за счет обязательств с ипотечным покрытием, постепенное сокращение государственных гарантий по поддержке экспорта с передачей этой функции капитализированным государственным институтам.

Предлагается также  обеспечить соблюдение определенных ограничений  получателями господдержки на период действия государственных гарантий /отмена премиальных и бонусных выплат высшему менеджменту и др./, установление ответственности принципала за нереализацию поддерживаемых госгарантиями проектов, а также поддержку крупных, особо значимых и экономически состоятельных инвестиционных проектов /"инвестиционные" гарантии/, обеспечив их приоритетное предоставление в условиях "посткризисного" периода.

Наряду с предоставлением  бесплатных государственных гарантий, оправдано установление платности  государственной гарантийной поддержки.

В перспективе возможно предоставление государственных гарантий, покрывающих не все виды рисков, а только отдельные из них, а также  расширение практики разделения рисков государства с частным капиталом /покрытие доли риска/.

Требует отдельного рассмотрения вопрос внесения изменений в бюджетное законодательство в части резервирования средств в федеральном бюджете на исполнение гарантий. В настоящее время резервирование осуществляется в полном объеме. Возможен переход к резервированию сумм в зависимости от уровня риска.

Реализация основных направлений долговой политики РФ на 2011-2013 гг не повлечет изменения объема полномочий и компетенции органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов, а также сокращения доходной части бюджетов.

Заключение

Повышение роли территориальных представительных и исполнительных органов  власти в решении назревших задач  экономического и социального развития общества требует дальнейшего расширения их прав, а также развития материально финансовой базы Чтобы привести бюджетную систему и бюджетную политику в соответствие с требованиями и условиями рыночной российской экономики, нужно поэтапное решение проблем на основе четко разработанной концепции бюджетной политики, прежде всего путем развития (и исправления) законодательства о бюджетной системе при координации действий между законодательной и исполнительной властями, а также между властями Российской Федерации и ее субъектов.

Необходима  перестройка бюджетных отношений, учитывая при этом опыт, накопленный мировой практикой.

Цель государственного регулирования межбюджетных отношений  в области формирования доходной части бюджетов состоит в таком  распределении налогов, которое  обеспечивало бы достаточное финансирование нормативных бюджетных расходов, законодательно закрепленных за каждым звеном бюджетной системы. Достижением этой цели будет сведена  к минимуму необходимость дополнительного перераспределения в расходовании финансовых средств между бюджетами различных уровней и налогоплательщиками.

Разработка  и реализация мер, направленных на увеличение доходов бюджетов всех уровней и  сокращение их расходов, регулирование  бюджетного дефицита, целенаправленное управление его размером вместе с другими антикризисными мерами, позволит стабилизировать финансовое положение страны, будет способствовать ее социальному и экономическому развитию и процветанию.

 

 

Список  используемой литературы

  1. Газета «Нижегородские новости» 6 февраля 2002 г. / «Закон Нижегородской области от 29.12.2001 №246-3 «Об областном бюджете на 2002 год»»
  2. «Российская  газета» 26 апреля  2002 г. №76 (2944)/ «Долги наши тяжкие», М.Федоров.
  3. Журнал «Бюджетные организации. Экономика и учет»  №7 2001 г. / «Понятие о доходах бюджетов»
  4. Журнал «Бюджетные организации. Экономика и учет»  №7 2001 г. / «Понятие о расходах бюджетов»
  5. «РЭЖ»  №10  2000 г./ «Становление новой экономической системы»
  6. Журнал «Вопросы экономики»  №4  2002 г./ «Государственные расходы»
  7. Журнал «Финансы»  № 5  2001 г./Бюджетное послание  Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О  бюджетной политике на 2002 год»
  8. Журнал «Финансы»  №  6  2001 г./ «Основные предпосылки макроэкономического прогноза на 2000 г. и среднесрочную перспективу» 
  9. Журнал «Финансы»  № 2  2002 г./ «Межбюджетные отношения: сущность и пути совершенствования», А.С.Колесов
  10. Журнал «Экономист»  №9  2001 г./ «Расходы федерального бюджета в 2002 г.»
  11. Журнал «Экономист»  №12  2001 г./ «Масштабы внешней задолженности России», В.Андрианов.
  12. Журнал «Экономист»  № 2  2002 г./ «Финансирование социальной сферы», Н.Мухетдинова
  13. «Экономика» / под ред. А.С. Булатова, М. 2002 г.
  14. «Экономическая теория»/ под. ред. В.Д. Камаева, М. 2002 г.
  15. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2002.
  16. www.gugle.ru
  17. www.minfin.ru
  18. «Консультант»

Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Особенности в России