Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 21:01, курсовая работа
Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов.
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Государственный бюджет………………………………………….5
Понятие бюджет………………………………………………………5
Концепции государственного бюджета……………………..……..6
Ежегодно сбалансированный бюджет……………………….….6
Бюджет сбалансирован на циклической основе…………….….7
Функциональные финансы……………………………………….8
Принципы построения бюджетной системы РФ…………………..9
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ………………..11
Структура расходов бюджета………………….……………….…15
Структура доходов бюджета………………………………….…..17
Глава 2. Государственный долг…………………………………………….21
2.1. Сущность государственного долга………………………………..21
2.2. Внутренний и внешний государственный долг…………………..25
2.3. Влияние внешнего долга на национальную экономику………….29
Глава 3. Сегодняшние проблемы российской экономики..........................32
Заключение……………………………………...……
министерство образования и науки российской федерации
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«нижегородский
им. н.и.лобачевского»
экономический факультет
кафедра экономической теории
курсовая работа
на тему:
Государственный бюджет и государственный долг. Особенности в России
Курсовую работу выполнила
студентка I курса
Научный руководитель:
нижний новгород
2010 год
Глава 1. Государственный бюджет………………………………………….5
Глава 2. Государственный долг…………………………………………….21
2.1. Сущность
государственного долга……………………
2.2. Внутренний
и внешний государственный
2.3. Влияние
внешнего долга на
Глава
3. Сегодняшние проблемы российской
экономики.....................
Заключение……………………………………...………
Список
используемой литературы……………...………………………...
Экономика России находится на чрезвычайно ответственном этапе становления рыночных отношений, эффективность которых подтверждена мировой практикой. Этот этап отличается большим своеобразием и не имеет исторических аналогов.
В условиях перехода на рыночные отношения роль и значение денежных и финансово-кредитных рычагов резко возрастают.
Экономическая политика государства в основном осуществляется с помощью финансово-кредитных рычагов.
Финансовая система и, прежде всего бюджет и бюджетная система оказывают существенное воздействие на рост валового внутреннего продукта и его главную часть - национальный доход, на развитие предприятий и отраслей народного хозяйства и положение широких слоев населения.
С переходом к рынку бюджет становится одним из главных инструментов государства в проведении экономической и социальной политики.
Бюджетная политика государства - один из наиболее эффективных методов государственного регулирования. Поэтому все просчеты в области социально-экономического развития отражаются на бюджете в первую очередь.
Сегодня острый бюджетный кризис - важнейший фактор, определяющий социально-экономическую ситуацию в России.
На нынешнем этапе экономических реформ все более актуальными становятся проблемы регионального развития. Уже сейчас весьма велика региональная дифференциация условий хозяйствования, уровня жизни населения и его политических устремлений.
Реальным свидетельством неадекватности проводимой в регионах экономической политики, ее основных параметров сложившейся структуре экономики, сформировавшейся организации финансовых потоков может служить кризис социальной сферы. Необходимы меры по реформированию региональных финансовых систем, которые должны быть направлены на выработку некоторых параметров экономической политики на уровне региона, позволяющих добиться оптимизации его финансов, преодоления дефицитности региональных бюджетов.
Важнейшая сторона нынешнего бюджетного кризиса - нарастающее ухудшение финансовых отношений между центром и регионами.
Вся тяжесть налогового бремени ложится в основном на несколько регионов-доноров федерального бюджета.
Поэтому разработка эффективной системы бюджетных отношений между всеми уровнями власти на принципах бюджетного федерализма по-прежнему остается актуальной задачей. Российская действительность, разнообразие условий и факторов, в которых реально функционируют регионы, объективно усложняют, а не упрощают систему межбюджетных отношений. Однако при любых, даже самых совершенных, формах межбюджетных отношений они не могут решить проблему достаточности финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы без улучшения состояния экономики, хотя, в свою очередь, оказывают на нее соответствующее воздействие.
Глава 1. Государственный бюджет
1.1. Понятие бюджет
Бюджет - важнейший
финансовый документ страны, определяющий
многие параметры ее развития на предстоящий
год и среднесрочную
Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни страны. В связи с тем, что вся Россия является федеральным государством, под бюджетом государства понимается бюджет России (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально – экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально – экономического развития Российской Федерации на конкретный год.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному бюджету) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.
Средства федерального бюджета должны использоваться с соблюдением норм федерального закона, утвердившего его, например, средства федерального бюджета на 2000 год должны направляться в соответствии с Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2000 год” на:
На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов в городах, сел, поселков) создаются местные бюджеты.
1.2. Концепции государственного бюджета
Существует несколько совершенно различных концептуальных подходов к бюджету. Мнения разделяются: должен ли быть бюджет балансированным или дефицит с растущим государственным долгом растущим. Здесь мы рассмотрим несколько концептуальных подходов к этой проблеме.
Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, то есть превышение доходов над расходами. Однако, при ближайшем рассмотрении становится очевидным, что ежегодно балансируемый бюджет в основном исключает фискальную деятельность государства как антициклическую, стабилизирующую силу. Хуже того, ежегодно балансируемый бюджет на самом деле углубляет колебания экономического цикла. Допустим, что экономика неожиданно сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. При таких обстоятельствах налоговые поступления автоматически сократятся. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство должно либо увеличить ставки налога; либо сократить государственные расходы; либо использовать сочетание этих двух мер. Проблема заключается в том, что все эти меры являются сдерживающими по своему характеру; каждая из них еще больше сокращает, а вовсе не стимулирует совокупный спрос. Аналогично, ежегодно балансируемый бюджет будет вызывать ускорение инфляции.
Основной вывод ясен: ежегодно балансируемый бюджет не является экономически нейтральным; такая политика является проантициклической.
Идея бюджета
балансируемого на циклической основе,
предполагает, что правительства
реализует антициклическую
Логическое обоснование этой концепции бюджета просто, разумно, и привлекательно. Для того, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать правительственные расходы. Возникающее на этой основе положительное сальдо может быть использовано на покрытие федерального долга, возникшего в период спада. Таким образом, правительственные фискальные действия должны создать позитивную антициклическую силу, и правительство даже при этом условии может сбалансировать бюджет, но не на ежегодной основе, а за период в несколько лет. Ключевая проблема данной концепции бюджета состоит в том, что подъемы и спады в экономическом цикле могут быть не одинаковы по глубине и длительности, и, следовательно, задачи стабилизации вступают в противоречия с задачей сбалансирования бюджета в ходе экономического цикла. Например, длительный и глубокий спад, за которым последует короткий и скромный период процветания, будет означать появление большого дефицита в период спада, маленького, или никакого положительного сальдо в период процветания и, следовательно, циклического дефицита бюджета.
В соответствии с идеей функциональных финансов, вопрос о балансировании бюджета - на ежегодной или на циклической основе - второстепенный. Первоначальной целью федеральных финансов является обеспечение неинфляционной полной занятости, то есть балансирование экономики, а не бюджета. Если достижение этой цели сопровождается устойчивым положительным сальдо или большим и все возрастающим государственным долгом - пусть будет так. В соответствии с данной концепцией, проблемы, связанные с государственными дефицитами или излишками, малозначимы в сравнении с высшей степени нежелательными альтернативами продолжительных спадов или устойчивой инфляцией. Федеральный бюджет является - во-первых, и прежде всего - инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.
В ответ тем, кто выражает обеспокоенность по поводу больших федеральных долгов, к которым может привести проведение политики функциональных финансов, ее сторонники выдвигают три аргумента; во-первых, налоговая система такова, что налоговые поступления автоматически возрастают по мере ускорения роста экономики. Во-вторых, при данных правах по установлению налогов и способности создавать деньги возможности правительства финансировать дефицит практически безграничны. И, наконец, признается, что проблемы, порождаемые большим федеральным долгом, на самом деле намного менее обременительны, чем полагает большинство людей.
1.3. Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации
Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
1. Принцип
единства бюджетной системы
Этот принцип означает единство правовой базы, единство денежной системы, применение единых форм бюджетной документации.
2. Принцип
разграничения доходов и
Принцип этот состоит в закреплении (полностью или частично) соответствующих видов налоговых доходов за определенным уровнем бюджета.
3. Самостоятельность бюджетов.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
Информация о работе Государственный бюджет и государственный долг. Особенности в России