Государственный бюджет и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы, бюджетного процесса и государственного долга. Так же рассматривается выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Бюджет государства: сущность, функции, классификация.
1.1 Сущность бюджета государства…………………………………………….5-6
1.2 Общественные функции бюджета…………………………………………..6-8
1.3 Бюджетный процесс……………………………………………….………..8-10
1.4 Классификация бюджета государства………………………………........10-11
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
2.1 Структура доходов государства…………………………….……………..12-13
2.2 Структура расходов государства………………………………………….13-16
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования……….…………….16-18
Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга…………………....19
3.2 Классификация государственного долга. Внутренний и внешний долг..19-21
3.3 Методы урегулирования задолжности………………………….………...21-24
Заключение……………………………………………………………...………...25-26
Приложения…………………………………………………………….……...…27-29
Список использованной литературы…………………………...……………...…30

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет и его структура.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

• договоров  и соглашений о получении Российской Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы  Российской Федерации;

• договоров  о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

• соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

3.2 Классификация  государственного долга. 

Внутренний  и внешний долг.

Государственный долг можно классифицировать по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на внешний и внутренний.

Внутренний  государственный долг – задолженность  государства гражданам, фирмам и  учреждениям данной страны, которые  являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг –  задолженность государства иностранным  гражданам, фирмам и учреждениям.

В странах с  твердой и свободно конвертируемой валютой нет деления на внешние  и внутренние долги. В этих странах существует понятие национальный долг. Так, государственный долг США накапливался в течение нескольких десятилетий бюджетного дефицита, и в 2006 г. он составил 10, 3 трлн. долларов. На его обслуживание США ежегодно расходует от 15 до 20% бюджета. Национальный долг Великобритании равен 8, 6 трлн. фунтов стерлингов, на его обслуживание расходуется 7% бюджета.

Государственный долг также делится на капитальный  и текущий.7

Капитальный долг - вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.

Текущий долг - это расходы по выплате доходов  и погашению обязательств.

По уровню управления государственный долг делится на:

• государственный  долг Российской Федерации;

• государственный  долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых обязательств субъекта);

• муниципальный  государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств муниципального образования).

Государственный долг подразделяется также на краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лёт) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжёлыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолженность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Государственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную задолженность, т. е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок выплату основной суммы и ограничиваясь ежегодной выплатой процентов.

Внутренний долг.

Внутренний государственный долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

В Российской Федерации включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ.

Может иметь  форму кредитов, государственных  займов, осуществленных посредством  выпуска ценных бумаг, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.

Структура и  динамика государственного внутреннего  долга по состоянию на 1 мая 2007 года (в части государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)

 

 

Виды государственных ценных бумаг

(млрд. руб.)

ОФЗ-ПД

244,50

ОФЗ-ФК

94,83

ОФЗ-АД

717,16

ГСО-ППС

0,42

ГСО-ФПС

52,00

Итого

1 108,98


 

На 1 апреля 2008 года государственный внутренний долг России составлял 1 302 745, 552 млн. рублей.9

Внешний долг.

В международной  практике к настоящему времени существуют два различных определения внешнего долга. В первом случае главным признаком внешнего долга является сумма обязательств, выраженных в иностранной валюте. Такой подход имеет место, как правило, в странах с частично конвертируемой валютой. Во втором случае внешний долг рассматривается как совокупный долг нерезидентам, и такого подхода к определению внешнего долга РФ буду придерживаться я.

Внешний государственный  долг возникает в результате размещения  займов за рубежом и других форм задолжности иностранным физическим, юридическим лицам и государствам, а также международным финансовым организациям. Этот долг ложится на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Кроме того, есть и частный внешний долг – долговые обязательства частных компаний, банков и местных органов власти, не гарантированные государством.

Существуют  критерии и пороговые показатели внешнего долга:

  1. ВВП на душу населения (долл. /год) - 785
  2. Внешний долг к ВВП в % - 50
  3. Внешний долг к годовому экспорту (%) - 275
  4. Погашение и обслуживание внешнего долга в % к годовому экспорту - 30
  5. Обслуживание внешнего долга к годовому экспорту (%) - 20

3.3 Методы урегулирования задолжности.

Государственный долг является рычагом и объектом управления. В  качестве рычага управления государственный  долг дает возможность законодательным  и исполнительным органам власти оказывать существенное влияние  на финансовый рынок и денежное обращение, инвестиции и производство, занятость и организацию населением своих сбережений, а также на многие другие экономические процессы.

Одновременно с этим государственный долг выступает  как объект управления.

Управление государственным  долгом – это совокупность действий, связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулирование рынка государственных ценных бумаг, обслуживание и погашение государственного долга, предоставление ссуд и гарантий.10

  В процессе управления государственным долгом государство определяет соотношение между различными видами долговой деятельности, структуру видов долговой деятельности  по срокам и доходности, механизм построения конкретных государственных займов, кредитов и гарантий, порядок предоставления и возврата государственных кредитов и государственных гарантий и выполнение финансовых обязательств по ним, порядок выпуска и обращения государственных займов. Также устанавливаются все другие необходимые практические аспекты функционирования государственного долга.

Государство с помощью  управления государственным долгом решает следующие задачи:

  1. Удержание величины внутреннего и внешнего государственного долга на уровне, обеспечивающем экономическую безопасность, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба финансированию социально-экономических программ.
  2. Минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, переход на другие рынки и переключение внимания на другие группы инвесторов.
  3. Сохранение у Российской Федерации репутации государства всегда отвечающего по своим обязательствам.
  4. Поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга
  5. Контроль за эффективным и целевым использованием заимствованных средств, государственных кредитов и гарантированных займов.
  6. Своевременный возврат государственных кредитов и уплата процентов по ним.
  7. Диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.
  8. Координация действий федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления на рынке государственных обязательств.
  9. Решение прочих задач, определенных финансовой политикой Российской Федерации.

Для решения этих задач используются следующие методы и приемы:

  • Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и сроков его погашения.
  • Конверсия и консолидация государственного долга – изменение доходности и сроков функционирования выпущенных займов. Часто использовались в советский период и носили принудительный характер
  • Унификация займов – объединение нескольких выпущенных займов в одном новом займе
  • Рефинансирование государственного долга – погашение накопившейся задолженности путем выпуска новых займов. При рефинансировании при построении  графика новых выпусков займов исходят из необходимости  увязки сроков их размещения  с датами погашения облигаций предшествующих выпусков
  • Погашение займов – выкуп облигаций у инвесторов, проведения тиражей по выигрышным и процентным займам
  • Обмен облигаций по регрессивному соотношению – то есть, несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой облигации
  • Отсрочка погашения займов
  • Аннулирование государственного долга11

Страны с рыночной экономикой обычно не используют приведенные  выше приемы управления государственным  долгом, так как такие методы ведут  к падению рейтинга государства как заемщика среди потенциальных и постоянных инвесторов. Применение таких методов наблюдалось только в самых тяжелых финансово-бюджетных кризисах.

   Обычно используются такие  методы, как погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти приемы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятии конверсия внешнего долга. Под конверсией в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики и финансов страны-должника.

Таким образом, можно сделать вывод, что государственный  долг – это сложный показатель, от величины которого зависит экономическое  и социальное положение в стране. Государственный долг можно классифицировать по разным основаниям, и в зависимости от этого он делится на различные виды. Также государственный долг нуждается в регулировании, и в связи с этим существуют методы регулирования государственного долга, такие как: реструктуризация долга, конверсия и консолидация государственного долга, унификация займов, рефинансирование государственного долга и другие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства.

Важную роль играет государственный  бюджет в решении социальных проблем  на основе улучшения механизма финансирования учреждений социальной сферы – просвещения, здравоохранения, социального обеспечения.

Таким образом, бюджет, объединяя  в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные  расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

На протяжении всего  времени проведения реформ были предприняты  определенные попытки проведения целенаправленной экономической политики, однако под  давлением политических факторов ни одна из них не имела того эффекта, на который можно было бы рассчитывать.

Основные параметры  бюджетной политики на современном  этапе состоят в следующем: удержать экономику от падения производства и обеспечить финансовую стабилизацию. Для этого необходимо, прежде всего, принять неотложные меры к укреплению денежного обращения, национальной валюты как основы преодоления экономического кризиса. Только в условиях устойчиво функционирующего денежного обращения можно реализовать связи между всеми участниками и составными частями хозяйственного механизма.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура