Государственный бюджет и его структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы, бюджетного процесса и государственного долга. Так же рассматривается выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Бюджет государства: сущность, функции, классификация.
1.1 Сущность бюджета государства…………………………………………….5-6
1.2 Общественные функции бюджета…………………………………………..6-8
1.3 Бюджетный процесс……………………………………………….………..8-10
1.4 Классификация бюджета государства………………………………........10-11
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
2.1 Структура доходов государства…………………………….……………..12-13
2.2 Структура расходов государства………………………………………….13-16
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования……….…………….16-18
Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга…………………....19
3.2 Классификация государственного долга. Внутренний и внешний долг..19-21
3.3 Методы урегулирования задолжности………………………….………...21-24
Заключение……………………………………………………………...………...25-26
Приложения…………………………………………………………….……...…27-29
Список использованной литературы…………………………...……………...…30

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет и его структура.doc

— 384.50 Кб (Скачать)

Целью бюджетное прогнозирование является разработка и обоснование оптимальных путей развития бюджета на основе сложившихся тенденций и социально-экономической конъюнктуры.

Составление бюджета – это определение объема денежных средств, необходимых для финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления. Проект государственного (федерального) бюджета разрабатывается Министерством финансов. В нашей стране эта работа начинается в январе предшествующего года. На первой стадии формирования проекта бюджета разрабатываются сценарные условия социально-экономического развития на следующий год. После одобрения их Правительством Минфин разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год. На второй стадии происходит распределение бюджетных средств по статьям бюджетной классификации, а также адресное распределение их между главными распорядителями бюджетных средств.

В современной России эти мероприятия должны быть завершены  до 15 июля. После этого до 15 августа  Правительство и прочие органы исполнительной власти изучают прогноз социально-экономического развития РФ и проект федерального бюджета, внося изменения и дополнения.

Рассмотрение бюджета  состоит из нескольких этапов:

      • На I этапе - Правительство вносит бюджет на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.
      • На II этапе Совет Государственной Думы направляет законопроект в Комитет Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Там материалы рассматриваются депутатами с участием чиновников, экономистов, ученых.
      • На III этапе проект федерального бюджета направляется Президенту, в другие комитеты Государственной Думы, а также в Счетную палату на заключение. В нем Счетная палата описывает результаты проверки на законность и обоснованность расходов и доходов, заложенных в проект федерального бюджета. После рассмотрения бюджета в парламентских комитетах он выносится на заседания Государственной Думы, которая принимает его в четырех чтениях.

В первом чтении Государственная  Дума обсуждает его общие качественные характеристики: концепцию и прогноз социально - экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год, основные принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, проект программы государственных внешних заимствований Российской Федерации в части источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета, а также основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:

– доходы федерального бюджета  по группам, подгруппам и статьям  классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

– распределение доходов  от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов Российской Федерации;

– дефицит федерального бюджета в абсолютных цифрах и  в процентах к расходам федерального бюджета на очередной финансовый год и источники покрытия дефицита федерального бюджета;

– общий объем расходов федерального бюджета на очередной финансовый год.

Во втором чтении утверждаются его расходы по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного  в первом чтении, и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Государственная Дума рассматривает во втором чтении указанный законопроект в течение 15 дней со дня его принятия в первом чтении.

В третьем чтении Государственная  Дума утверждает расходы федерального бюджета, классифицируя по подразделам то, на что должны быть, израсходованы бюджетные средства и кто должен эти расходы осуществлять. Госдума рассматривает проект закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в течение 25 дней с момента принятия этого законопроекта во втором чтении.

В четвертом чтении Дума рассматривает поправки к закону, а так же поквартальное распределение  доходов, расходов и дефицита.

Утверждение госбюджета. Принятый Государственной Думой  федеральный закон передается в  Совет Федерации. После его принятия Советом Федерации его подписывает Президент и он обнародуется.

Исполнение бюджета  – это действия по изысканию и  использованию бюджетных средств. С 1992 в России введено казначейское исполнение федерального бюджета, т.е. существует единый орган по исполнению бюджета – Федеральное казначейство. В том случае, если в процессе исполнения бюджета необходимо изменить какие-либо его статьи, то эти изменения принимаются в форме закона. Это лишает возможности Правительство РФ свободно манипулировать средствами и менять бюджетные приоритеты без согласования с Государственной Думой.

 Важным этапом бюджетного процесса является контроль над исполнением бюджета. Контроль над исполнением государственного бюджета осуществляется представительными органами власти (парламентский контроль), и органами исполнительной власти (административный контроль).

В России парламентский  контроль осуществляет создаваемая  Федеральным собранием Счетная  палата, которая проводит в министерствах, ведомствах и предприятиях проверки, связанные с формированием и исполнением федерального бюджета, а также с использованием бюджетных средств. Ежеквартально она предоставляет в парламент отчеты о ходе исполнения бюджета и дает ежегодное заключение по отчету Правительства об исполнении государственного бюджета.

1.4 Классификация  бюджета государства.

Бюджетная классификация  Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской Федерации, видов государственного (муниципального) долга и государственных (муниципальных) активов, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация  Российской Федерации включает в себя:

      • классификацию доходов бюджетов Российской Федерации (группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которые основываются на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы).
      • функциональную классификацию расходов бюджетов Российской Федерации (группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства и решение вопросов местного значения, в том числе на финансирование реализации нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти, и муниципальных правовых актов, принятых органами местного самоуправления).
      • экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации (группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации по их экономическому содержанию.)
      • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

(включает в себя группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов).

      • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета (группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов).
      • классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
      • классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации; 
      • ведомственную классификацию расходов федерального бюджета  группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.

Ведомственная структура  расходов федерального бюджета, устанавливающая расходы федерального бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета.

Бюджетный дефицит.

В государственном бюджете страны (с любым государственным устройством) находит свое отражение структура доходов и расходов государства.

2.1 Структура  доходов государства.

Классификация доходов основывается на законодательных  актах РФ, определяющих источники  формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят  из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.3

Доходную часть бюджета составляют: налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени), неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

Так, в бюджетной  классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов:

  • налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
  • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
  • налоги на совокупный доход;
  • налоги на имущество;
  • платежи за пользование природными ресурсами;
  • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых  же доходов основными являются следующие  виды:

      • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
      • доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
    • доходы от реализации государственных запасов;
    • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
      • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
    • административные платежи и сборы;
    • штрафные санкции, возмещение ущерба;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности.

Доходная часть  бюджета образуется за счет следующих  основных видов поступлений:

    • подоходного налога
    • налога на корпорации
    • взносов на социальное страхование
    • акцизов
    • налогов на предметы потребления.

Среди этих поступлений  ведущее место занимает индивидуальный подходный налог. При этом личные доходы граждан облагаются независимо от источников получения (заработная плата, жалованье, предпринимательская прибыль, процент, дивиденд, рента, гонорары и т.п.), которые уменьшаются на сумму законодательно разрешенных скидок и вычетов.

В последние  годы возрастает значение взносов на социальное страхование. Их выплачивают  лица, нанятые на работу (в процентах  к валовому заработку), и предприятия (в процентах к общему фонду  заработной платы). Поступления от компаний обычно превышают взносы трудящихся. Вместе с тем затраты фирм на эти цели включаются в производственные издержки, вследствие чего через механизм цен они перекладываются на покупателей.

Существенную  фискальную роль играет косвенные налоги, которые включаются в цену товара и целиком оплачиваются покупателями. К косвенным налогам относятся также акцизы. Ими облагаются главным образом алкогольные напитки, табачные изделия и бензин. Особой разновидностью косвенных налогов являются таможенные пошлины - государственные денежные сборы, взимаемые через пограничные таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимых через границу страны. Размер пошлины устанавливается таможенными тарифами (размерами платы), которые указываются в списках товаров, облагаемых пошлиной.

В современных  условиях продолжает действовать ряд  традиционных налогов: а) с наследства и дарений; б) поимущественный, который  взимается с оценочной стоимости  земли, зданий, сооружений, индивидуальных домовладений. Такие специфические налоги не вносят существенного вклада в доходную часть бюджета.

2.2 Структура  расходов государства.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Формы расходов бюджетов:

  • ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
  • оплата по государственным (муниципальным) контрактам;
  • трансферты населению;
  • ассигнования на осуществление полномочий, передаваемых на другие уровни власти и на компенсацию дополнительных расходов, возникающих из-за решений вышестоящих органов власти;
  • бюджетные кредиты юридическим лицам;
  • субвенции и субсидии, юридическим и физическим лицам;
  • инвестиции в уставные капиталы юридических лиц;
  • бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней, внебюджетным фондам;
  • кредиты иностранным государствам;
  • средства на обслуживание и погашение долговых обязательств.

Информация о работе Государственный бюджет и его структура