Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:24, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы, бюджетного процесса и государственного долга. Так же рассматривается выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета Российской Федерации.
Введение……………………………………………………………………............3-4
Глава 1. Бюджет государства: сущность, функции, классификация.
1.1 Сущность бюджета государства…………………………………………….5-6
1.2 Общественные функции бюджета…………………………………………..6-8
1.3 Бюджетный процесс……………………………………………….………..8-10
1.4 Классификация бюджета государства………………………………........10-11
Глава 2. Доходы и расходы государственного бюджета. Бюджетный дефицит.
2.1 Структура доходов государства…………………………….……………..12-13
2.2 Структура расходов государства………………………………………….13-16
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования……….…………….16-18
Глава 3. Государственный долг как составная часть государственного бюджета.
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга…………………....19
3.2 Классификация государственного долга. Внутренний и внешний долг..19-21
3.3 Методы урегулирования задолжности………………………….………...21-24
Заключение……………………………………………………………...………...25-26
Приложения…………………………………………………………….……...…27-29
Список использованной литературы…………………………...……………...…30
При этом под дотацией понимается средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов. Субвенция - средства, предоставляемые на той же основе бюджету другого уровня или юридическому лицу на осуществление целевых расходов. Субсидия - средства, предоставляемые бюджету другого уровня, юридическому или физическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во многих видах. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная - их величину.
Многообразие конкретных
видов бюджетных расходов обусловлено
целым рядом факторов: природой и
функциями государства, уровнем социально-экономического
развития страны, разветвленностью связей
бюджета с народным хозяйством, административно-
В зависимости от ориентации
государственного регулирования структура
расходной части может
В первую очередь расходы бюджета подразделяются по их влиянию на процесс расширенного воспроизводства на следующие виды:
а) Текущие расходы связаны с предоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытие текущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственное потребление (содержание экономической и социальной инфраструктуры, государственных отраслей народного хозяйства, закупки товаров и услуг гражданского и военного характера, текущие расходы государственных учреждений), текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным и частным предприятиям, транспортные платежи, выплату процентов по государственному долгу и другие расходы. Как правило, эти расходы в основном соответствуют затратам, отраженным в обычном бюджете или бюджете текущих расходов и доходов.
б) Капитальные расходы представляют собой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и прирост запасов. Они включают в себя капиталовложения за счет бюджета в различные отрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетные кредиты государственным и частным предприятиям местным органам власти. Данная группа расходов отражается в бюджете капитальных расходов и доходов государства.
Важный признак классификации расходов бюджета - предметный. При этом все расходы подразделяются на несколько крупных групп.
Как правило, выделяются следующие группы расходов:
Здесь хорошо видна роль государства в разных областях общественной жизни. Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ. Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет в концентрации средств бюджета и в их использовании по главным направлениям, предусмотренным органами государственной власти.
Каждая из названных групп расходов делится в свою очередь по ведомственному и целевому признакам.
1. Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующее министерство, другое государственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетные ассигнования. Этот признак классификации расходов бюджета отражает наиболее мобильные изменения в структуре расходов, связанные с изменением системы управления.
2. Целевой признак позволяет рассмотреть расходы, подразделяющиеся на конкретные виды затрат. Классификация расходов по целевому назначению создает предпосылки для рационального использования бюджетных средств, является необходимой базой для осуществления эффективного и действенного контроля над использованием бюджетных ассигнований.
В настоящее
время в Российской Федерации
применяется классификация
Кроме того, по отдельным группам расходов (в частности, по расходам на оборону) применяется классификация, отличная от общей классификации по целевому признаку. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики нашей страны. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. Осуществление финансирования отдельных статей расходов бюджета в соответствии с их инфляционным увеличением, с одной стороны, обеспечивает защиту получателей бюджетных ассигнований, в обеспечении намеченных ими мероприятий, а с другой стороны, является инфляционным фактором, увеличивающим совокупный спрос на продукцию и услуги и в дальнейшем провоцирующим развитие инфляции издержек производства.
Последним признаком классификации расходов является территориальный. В соответствии с уровнем государственного управления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на:
Осуществление расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Под ним понимается система предоставления денежных средств предприятиям, организациям и учреждениям на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом. Бюджетное финансирование базируется на определенных принципах, характеризуется специфическими формами и методами предоставления средств. Принцип, форма и методы бюджетного финансирования выступают составными элементами самой системы, влияют на результативность ее функционирования.
Однако помимо безвозвратного бюджетного финансирования в настоящее время все шире применяется кредитование предприятий путем выдачи бюджетных ссуд. Проценты по таким ссудам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные ссуды выдаются по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития.
2.3 Бюджетный дефицит и способы его регулирования.
Оценка состояния государственных финансов определяется соотношением доходов и расходов государственного бюджета. Бюджетный дефицит – это превышение расходов по государственному бюджету над доходами. Он является следствием несбалансированности государственных финансов.
Возрастание бюджетного дефицита до огромных масштабов, его хронический характер свидетельствует о расстройстве в той или иной мере финансовой системы государства, что чревато отрицательными последствиями, как для денежно-кредитного хозяйства, так и для экономики в целом. Однако бюджетный дефицит, сопряженный с решением острых социальных проблем, активизацией инвестиционной и хозяйственной деятельности, ослаблением циклического падения производства, может оцениваться как положительное явление, ибо в противном случае общество может получить кумулятивный отрицательный эффект непредсказуемой силы.
По природе
своего происхождения необходимо различить
циклический и структурный
Циклический дефицит 4– результат наступления фазы спада производства, который обусловливает сокращение поступления доходов в бюджет в связи с сужением сферы налогообложения и увеличением расходов на социальные нужды (например, пособия по безработице), поддержание общественно необходимых секторов экономики. При этом изменения в налоговых поступлениях и государственных расходов происходит автоматически. Графическое изображение бюджетного дефицита и бюджетного излишка (профицита) дано на рис 4.
T,G
E
Дефицит
Y
Рис. 4. Государственные
расходы, налоговые поступления
и дефицит
государственного бюджета
t – Налоговая ставка; G – государственные расходы; T – налоговые поступления; Y – доход. В точке E – сбалансированный бюджет, т.е. налоговые поступления равны государственным расходам T=G
Структурный дефицит5 – это превышение расходов над доходами, вызванное финансовой политикой государства, направленной на увеличение расходов и снижение налогов с целью предотвращения спада или оживления экономики и вывода ее из депрессионного состояния.
В зависимости от характера проводимой государством финансовой политики бюджетный дефицит может быть активным или пассивным.
Активный дефицит обусловлен финансовой политикой государства, направленной на увеличение его расходов и снижение налогов, являющейся способом повышения хозяйственной активности.
Пассивный дефицит вызывается сокращением государственных доходов в результате падения хозяйственной активности. Бюджетный дефицит, в свою очередь, существенно воздействует на денежно – кредитное хозяйство, функционирование экономики в целом. При наличии бюджетного дефицита правительство вынуждено искать источники его покрытия. Среди них важнейшим являются резкое сокращение расходов, денежная эмиссия, включая кредитные деньги, государственные заимствования.
Сокращение
расходной части бюджета
Существует три традиционных способа покрытия дефицита бюджета:
1) выпуск госзаймов
2) ужесточение налогообложения
3) производство денег
В экономической теории имеется несколько подходов к решению проблемы бюджетного дефицита.
Первая концепция: Бюджет должен балансироваться ежегодно. Но такая политика связывает государству руки при решении антициклической перспективной задачи. Например, экономика испытывает длительную безработицу, значит, доходы населения упали, и налоговые поступления в бюджет сократились. Стремясь сбалансировать бюджет, правительство может либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Однако следствием этих мер будет не увеличение, а сокращение совокупного спроса.
Вывод: Ежегодно балансируемый бюджет является не антициклическим, а проциклическим.
Вторая концепция: Бюджет должен балансироваться не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Например, в стране - экономический спад. Чтобы ему противостоять, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, т.е. сознательно вызывает дефицит. Затем наступает подъем, тогда правительство повышает налоги и снижает расходы. Возникшее положительное сальдо бюджета покроет государственный долг, появившийся в период спада.
Вывод: Бюджет сбалансируется не за 1 год, а в период цикла.
Третья концепция: целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности не бюджета, а экономики. Главное для правительства - поддерживать макроэкономическую стабильность. Для достижения этой цели можно вводить любой дефицит.
Каждая из этих концепций имеет сильные и слабые стороны. Финансовая политика в нашей стране ориентируется на первую концепцию.
Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга играют важные роли для сегодняшней России.
Глава 3. Государственный долг как
составная часть государственно
3.1 Экономическая суть понятия государственного долга.
Государственный
долг РФ - долговые обязательства РФ
перед физическими и
Основными причинами образования государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
• кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
• государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;