Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить систему регулирования ценообразования государством в условиях рыночной экономики и его эффективность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования ………………………………………………………...…5
1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен …………5
1.2 Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование …………………………………………………………...7
1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование и эффект благосостояния...................................................................................9
Глава 2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ……………………………….............13
2.1 Установление государством верхних пределов цен и его последствия для различных хозяйствующих субъектов…………………………….....13
2.2 Результаты установления низших пределов цен………………….15
2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда…………………………………………………………………………17
2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления……………………………………...………18
2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.....................................................................21

Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы............................................................34

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 258.97 Кб (Скачать)

     Снижение  потребительской активности повлияет на рыночную ситуацию. Объем реализации лекарств в аптеках составил около 235 млрд руб., что на 24% больше, чем  в 2007 году. Средняя стоимость упаковки в 2008 году составила более 57 руб., что  на 10% больше показателя 2007 года.

     Однако  с 1 января 2010 введено государственное  регулирование цен на лекарства  из перечня жизненно необходимых  и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС)23. Госрегулирование цены включает в себя: 
 
– обязательную государственную регистрацию предельных отпускных цен российских и иностранных организаций-производителей на лекарственные средства; 
– установление предельных оптовых и предельных розничных надбавок к ценам на эти лекарства.24

     Розничная цена состоит из суммы предельной зарегистрированной цены производителя, оптовой и розничной надбавок, которые варьируются в зависимости  от региона. (Приложение 2)

     Результаты данного вмешательства в ценообразование не заставили себя долго ждать. С начала года цены на лекарства в аптеках снизились в среднем на 0,38 %. 25 
 Наибольшее снижение цен зафиксировано в Южном, Дальневосточном и Приволжском округах РФ. Цены на лекарства в аптеках там снизились, соответственно, на 1,26, 1,17 и 1,12 %. При этом в Центральном федеральном округе лекарства в аптеках подорожали на 4,03 %.26       
«Помимо влияния на заболеваемость и смертность, регулирование цен на лекарственные средства, означает увеличение доступности этих препаратов для населения и удешевление оказания медицинской помощи», - отметила Министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова.

     Для того чтобы оказать помощь нуждающимся государство может применить альтернативную политику - установить субсидии. Субсидии заработной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, правительственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачиваемых рабочих. Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффективна, но и она несовершенна. Субсидии на заработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышения налогов.

     Для поддержки национального производителя  государство может применить  протекционистские методы. В РФ с 12 января 2009 года вступили в силу новые  повышенные таможенные пошлины. Из-за новых таможенных ставок, вступивших в силу в России с 12 января 2009 года, ввоз иномарок подорожал на 20-80% в зависимости от объема двигателя и возраста автомобиля. Увеличение ввозных пошлин, по мнению чиновников, должно было защитить российских автопроизводителей путем искусственного ограничения импорта. И чиновникам это блестяще удалось. Если до повышения пошлин рынок иностранных подержанных авто привлекал покупателей, которые могли за приемлемые деньги приобрести качественную машину, то после начала действия пошлин рынок зарубежной «автовторички» стал значительно менее привлекательным. Потому что теперь с учетом таможенных пошлин, за такую машину придется платить в 1,5 раза больше.

     Как результат импорт в Россию авто из-за рубежа практически сошел на нет. Его динамика отражена в Таблице 3.

     Таблица 3

Динамика  импорта автомобилей в Россию за 2008-2009 г.

Наименование 2009 (тыс. штук) 2008 (тыс. штук) 2009/2008, (%)
Автомобили  легковые 48,0 120,5 39,8
Автомобили  из стран СНГ 5,3 7,0 75,7
Автомобили  из дальнего зарубежья 42,7 113,5 37,6
Автомобили  грузовые 2,5 8,2 30,5
Автомобили  из стран СНГ - - -
Автомобили  из дальнего зарубежья 2,5 8,2 30,5

 
 

С начала 2009 года в нашу страну было ввезено 325.400 машин. Это на 72,4% меньше, чем за первые 7 месяцев 2008 года .Доля ввезенных в Россию подержанных автомобилей составила всего 3%, тогда как в прошлом году каждая пятая импортированная в нашу страну машина была с пометкой "б/у".27

       Однако  значительное повышение цен на импортные  автомобили не привело к результатам, на которые рассчитывало правительство. Анализируя показатели таблицы, становится очевидно, что властям, принявшим  ряд ошибочных решений, не удается  остановить продолжающееся с начала текущего года стремительное сокращение спроса в основном на легковые автомобили. (Приложение 3) 
             Премьер-министр России Владимир Путин на встрече с Союзом машиностроителей России заявил, что никакие заградительные барьеры и уговоры покупать морально устаревшие автомобили не помогут автомобильной промышленности России. «Не нужно иллюзий, сегодня никто не в состоянии заставить покупателей приобретать товар уровня вчерашнего дня. Никакие уговоры или заградительные барьеры, таможенные пошлины здесь, по большому счету, не помогут», - сказал Путин. По его словам, в лучшем случае подобные меры могут дать кратковременный эффект.

       Повышение импортных пошлин на отдельные товары не принесли существенного эффекта  и вызвали массу критики. Об этом заявил президент РФ Дмитрий Медведев.28 Тем не менее, пошлины на ввоз подержанных иномарок вряд ли будут пересмотрены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В настоящей  курсовой работе была сделана попытка  анализа системы регулирования  ценообразования  государством в  условиях рыночной экономики.

С этой целью  были решены следующие задачи:

1) изучены сущность, причины и механизмы государственного регулирования цен

2) выявлены последствия вмешательства государства в рыночную экономику

3)исследованы опыт и  пути практического применения методов регулирования ценообразования относительно нашей страны

4)проанализированы проблемы в области государственного регулирования ценообразования и рассмотрены способы их устранения. 

В ходе решения  данных задач был сделан ряд выводов  относительно целесообразности государственного вмешательства в механизм ценообразования.

Государственное регулирование цен играет большую  роль в функционировании  российской экономики.

Однако государственное вмешательство в рыночное образование цен чаще всего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночного равновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, как правило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам или потребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Н никогда еще не удавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом жесткого вмешательства в механизм ценообразования. 

 Последствия  такого контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.

 Таким образом,  в настоящее время сложилась не вполне определенная ситуация с регулированием цен. Необходим более жесткий вариант законодательного решения данного вопроса. Пока существуют лишь отдельные нормы, регулирующие ценообразование, которые необходимо учитывать в практической деятельности. Государство обязано следовать продуманной политике в сфере регулирования рыночных цен. Любое предложение о вмешательстве в рыночный процесс ценообразования  должно быть подвергнуто тщательному анализу со стороны специализированных государственных органов на предмет изыскания альтернативных методов достижения поставленных целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Горлов А.  Как оптимизировать структуру  предложения на рынке труда. // Человек и труд, №8, 2005. – 46 с.

2. Группа  кампаний «Русконсалт». Официальный  сайт – (http://www.rusconsult.ru)

3. Зиберт Х. Эффект кобры. Как избежать заблуждений в экономической политике: пер. с нем./ Хорст Зиберт. – М. : Новое издательство, 2005. – 268 с.

4. Известия науки (http://www.inauka.ru/)

5.Конституция Российской Федерации.  -  М. : Юрайт-Издат, 2008. – 48 с.

6.Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика /К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.:ИНФРА-М,2004. – 447-451 с.

7. Министерство финансов Российской Федерации. Официальный сайт- (http://www.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/08-09/)

8. Министерство экономики Российской Федерации. Официальный сайт- (http://www.economy.gov.ru/minec/main/)

9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 736 с.

10. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учебное пособие. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1990. – 390с.

11. Официальный сайт Росздравнадзор: http://www.roszdravnadzor.ru/

12. Пиндайк Р. Микроэкономика/Р. Пиндайк, Д.Рабинфельд. – СПб.: Питер, 2002. – 271-294 с.

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. (http://www.gks.ru/wps/portal/OSI_NS) 

14. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат.- М., 2009.- 847 с.

15. Свободная интернет-энциклопедия Википедия. Статья «Минимальный размер оплаты труда» – (http://ru.wikipedia.org/wiki/ Минимальный_размер_оплаты_труда)

16. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации.- (http://www.gks.ru/)

17. Центральный банк РФ.- Официальный сайт - (http://www.cbr.ru)

18.Хикс Р. Реабелитация потребительского излишка   //http://gallery.economicus.ru

19.Чеканский А.Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур : [Учеб. пособие] / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова;  Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. Фак. – М. : ТЕИС, 1999. – 421 с.

20. Экономическая теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 223-225 с. 
 
 


Информация о работе Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования