Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить систему регулирования ценообразования государством в условиях рыночной экономики и его эффективность.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования ………………………………………………………...…5
1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен …………5
1.2 Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование …………………………………………………………...7
1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование и эффект благосостояния...................................................................................9
Глава 2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ……………………………….............13
2.1 Установление государством верхних пределов цен и его последствия для различных хозяйствующих субъектов…………………………….....13
2.2 Результаты установления низших пределов цен………………….15
2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда…………………………………………………………………………17
2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления……………………………………...………18
2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.....................................................................21
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы............................................................34
Снижение потребительской активности повлияет на рыночную ситуацию. Объем реализации лекарств в аптеках составил около 235 млрд руб., что на 24% больше, чем в 2007 году. Средняя стоимость упаковки в 2008 году составила более 57 руб., что на 10% больше показателя 2007 года.
Однако
с 1 января 2010 введено государственное
регулирование цен на лекарства
из перечня жизненно необходимых
и важнейших лекарственных
– обязательную государственную регистрацию
предельных отпускных цен российских
и иностранных организаций-производителей
на лекарственные средства;
– установление предельных оптовых и предельных
розничных надбавок к ценам на эти лекарства.24
Розничная
цена состоит из суммы предельной
зарегистрированной цены производителя,
оптовой и розничной надбавок,
которые варьируются в
Результаты
данного вмешательства в ценообразование
не заставили себя долго ждать. С
начала года цены на лекарства в аптеках
снизились в среднем на 0,38 %. 25
Наибольшее снижение цен зафиксировано
в Южном, Дальневосточном и Приволжском
округах РФ. Цены на лекарства в аптеках
там снизились, соответственно, на 1,26,
1,17 и 1,12 %. При этом в Центральном федеральном
округе лекарства в аптеках подорожали
на 4,03 %.26
«Помимо влияния на заболеваемость и смертность,
регулирование цен на лекарственные средства,
означает увеличение доступности этих
препаратов для населения и удешевление
оказания медицинской помощи», - отметила
Министр здравоохранения и социального
развития РФ Татьяна Голикова.
Для того чтобы оказать помощь нуждающимся государство может применить альтернативную политику - установить субсидии. Субсидии заработной платы поднимают уровень жизни работающих представителей беднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме на работу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход, правительственная программа, которая направлена на повышение дохода малооплачиваемых рабочих. Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем за ценами) более эффективна, но и она несовершенна. Субсидии на заработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышения налогов.
Для
поддержки национального
Как результат импорт в Россию авто из-за рубежа практически сошел на нет. Его динамика отражена в Таблице 3.
Таблица 3
Динамика импорта автомобилей в Россию за 2008-2009 г.
Наименование | 2009 (тыс. штук) | 2008 (тыс. штук) | 2009/2008, (%) |
Автомобили легковые | 48,0 | 120,5 | 39,8 |
Автомобили из стран СНГ | 5,3 | 7,0 | 75,7 |
Автомобили из дальнего зарубежья | 42,7 | 113,5 | 37,6 |
Автомобили грузовые | 2,5 | 8,2 | 30,5 |
Автомобили из стран СНГ | - | - | - |
Автомобили из дальнего зарубежья | 2,5 | 8,2 | 30,5 |
С начала 2009 года в нашу страну было ввезено 325.400 машин. Это на 72,4% меньше, чем за первые 7 месяцев 2008 года .Доля ввезенных в Россию подержанных автомобилей составила всего 3%, тогда как в прошлом году каждая пятая импортированная в нашу страну машина была с пометкой "б/у".27
Однако
значительное повышение цен на импортные
автомобили не привело к результатам,
на которые рассчитывало правительство.
Анализируя показатели таблицы, становится
очевидно, что властям, принявшим
ряд ошибочных решений, не удается
остановить продолжающееся с начала
текущего года стремительное сокращение
спроса в основном на легковые автомобили.
(Приложение 3)
Премьер-министр России Владимир Путин
на встрече с Союзом машиностроителей
России заявил, что никакие заградительные
барьеры и уговоры покупать морально устаревшие
автомобили не помогут автомобильной
промышленности России. «Не нужно иллюзий,
сегодня никто не в состоянии заставить
покупателей приобретать товар уровня
вчерашнего дня. Никакие уговоры или заградительные
барьеры, таможенные пошлины здесь, по
большому счету, не помогут», - сказал Путин.
По его словам, в лучшем случае подобные
меры могут дать кратковременный эффект.
Повышение
импортных пошлин на отдельные товары
не принесли существенного эффекта
и вызвали массу критики. Об этом
заявил президент РФ Дмитрий Медведев.28
Тем не менее, пошлины на ввоз подержанных
иномарок вряд ли будут пересмотрены.
Заключение
В настоящей курсовой работе была сделана попытка анализа системы регулирования ценообразования государством в условиях рыночной экономики.
С этой целью были решены следующие задачи:
1) изучены сущность, причины и механизмы государственного регулирования цен
2) выявлены последствия вмешательства государства в рыночную экономику
3)исследованы опыт и пути практического применения методов регулирования ценообразования относительно нашей страны
4)проанализированы
проблемы в области государственного
регулирования ценообразования и рассмотрены
способы их устранения.
В ходе решения данных задач был сделан ряд выводов относительно целесообразности государственного вмешательства в механизм ценообразования.
Государственное регулирование цен играет большую роль в функционировании российской экономики.
Однако государственное
вмешательство в рыночное образование
цен чаще всего сводится к принудительному
установлению цены на уровне ниже рыночного
равновесия спроса и предложения. Мотивацией
такого вмешательства выступают, как правило,
социальные проблемы: ограниченный доступ
к ресурсам или потребительским благам;
неравенство в доходах и т.д. Н никогда
еще не удавалось решить хотя бы одну из
этих проблем методом жесткого вмешательства
в механизм ценообразования.
Последствия такого контроля над ценами могут быть многообразными, но все они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательный эффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся в товарном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательно скажется на всем обществе.
Таким образом,
в настоящее время сложилась не вполне
определенная ситуация с регулированием
цен. Необходим более жесткий вариант
законодательного решения данного вопроса.
Пока существуют лишь отдельные нормы,
регулирующие ценообразование, которые
необходимо учитывать в практической
деятельности. Государство обязано следовать
продуманной политике в сфере регулирования
рыночных цен. Любое предложение о вмешательстве
в рыночный процесс ценообразования
должно быть подвергнуто тщательному
анализу со стороны специализированных
государственных органов на предмет изыскания
альтернативных методов достижения поставленных
целей.
Список использованной литературы:
1. Горлов А. Как оптимизировать структуру предложения на рынке труда. // Человек и труд, №8, 2005. – 46 с.
2. Группа
кампаний «Русконсалт». Официальный
сайт – (http://www.rusconsult.
3. Зиберт Х. Эффект кобры. Как избежать заблуждений в экономической политике: пер. с нем./ Хорст Зиберт. – М. : Новое издательство, 2005. – 268 с.
4. Известия науки (http://www.inauka.ru/)
5.Конституция Российской Федерации. - М. : Юрайт-Издат, 2008. – 48 с.
6.Макконнелл К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика /К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. – М.:ИНФРА-М,2004. – 447-451 с.
7. Министерство
финансов Российской Федерации. Официальный
сайт- (http://www.minfin.ru/ru/
8. Министерство
экономики Российской Федерации. Официальный
сайт- (http://www.economy.gov.ru/
9. Мэнкью Н.Г. Макроэкономика.- М.: Изд-во МГУ, 1994.- 736 с.
10. Овчинников Г.П. Международная экономика: Учебное пособие. – Спб.: Изд-во Михайлова В.А., 1990. – 390с.
11. Официальный сайт Росздравнадзор: http://www.roszdravnadzor.ru/
12. Пиндайк Р. Микроэкономика/Р. Пиндайк, Д.Рабинфельд. – СПб.: Питер, 2002. – 271-294 с.
13. Регионы России.
Социально-экономические показатели.
(http://www.gks.ru/wps/portal/
14. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб./Росстат.- М., 2009.- 847 с.
15. Свободная интернет-энциклопедия
Википедия. Статья «Минимальный размер
оплаты труда» – (http://ru.wikipedia.org/wiki/ Минимальный_размер_оплаты_
16. Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации.- (http://www.gks.ru/)
17. Центральный банк РФ.- Официальный сайт - (http://www.cbr.ru)
18.Хикс Р. Реабелитация потребительского излишка //http://gallery.economicus.ru
19.Чеканский А.Н. Теория спроса, предложения и рыночных структур : [Учеб. пособие] / А.Н. Чеканский, Н.Л. Фролова; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Экон. Фак. – М. : ТЕИС, 1999. – 421 с.
20. Экономическая
теория: Учебник / Под ред. Ю.И.Хаустова
- Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003.
– 223-225 с.
Информация о работе Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования