Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить систему регулирования ценообразования государством в условиях рыночной экономики и его эффективность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования ………………………………………………………...…5
1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен …………5
1.2 Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование …………………………………………………………...7
1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование и эффект благосостояния...................................................................................9
Глава 2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ……………………………….............13
2.1 Установление государством верхних пределов цен и его последствия для различных хозяйствующих субъектов…………………………….....13
2.2 Результаты установления низших пределов цен………………….15
2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда…………………………………………………………………………17
2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления……………………………………...………18
2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.....................................................................21

Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы............................................................34

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 258.97 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Воронежский государственный  университет

Экономический факультет

Кафедра экономической теории и мировой  экономики 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине: «Экономическая теория»

на тему: «Государственное вмешательство в  рыночный механизм ценообразования»

Направление 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Дневное отделение 
 
 
 
 

Руководитель  курсовой работы                                           В.В. Матершева

к.э.н., доцент 

Курсовую работу выполнила                                              Т.В. Баландина

студентка 2 курса 6 группы  
 

Воронеж 2010

Содержание

 

Введение  ……………………………………………………………………3 
Глава 1. Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования ………………………………………………………...…5 
     1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен …………5 
     1.2 Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование …………………………………………………………...7 
     1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование и эффект благосостояния...................................................................................9

 
Глава 2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ……………………………….............13 
     2.1 Установление государством верхних пределов цен и его последствия для различных хозяйствующих субъектов…………………………….....13 
     2.2 Результаты установления низших пределов цен………………….15

     2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда…………………………………………………………………………17

     2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления……………………………………...………18

     2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.....................................................................21 

Заключение......................................................................................................32

Список использованной литературы............................................................34 
 
 

Введение

       В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической  системы важная роль принадлежит  государству.  Переход к рыночной экономике в России не решил ряд социальных и экономических проблем, на смену им пришли новые. По своей природе рыночный механизм имеет серьезные недостатки, фиаско: экономические кризисы, нестабильность развития и др. Фиаско рынка порождает необходимость государственного регулирования рыночной экономики.  
         По вопросам, в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, каковы границы и направления государственного вмешательства, существует широкий спектр мнений и подходов - от полного государственного монополизма до крайнего экономического либерализма. Однако необходимость выполнения государством определенных функций в экономике не подвергается сомнению.  
       Особенно важной по значимости является ценовая политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Ценовая политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной ценовой политики борьба с инфляцией невозможна. 
            В силу вышесказанного, актуальность выбранной мною темы в условиях мирового кризиса и экономической нестабильности не оставляет сомнений.

       Объект  исследования: государственное регулирование  рыночной экономики.  
           Предметом исследования: система отношений по поводу регулирования рыночной экономики.

       Цель данной курсовой работы – изучить систему регулирования ценообразования  государством в условиях рыночной экономики и его эффективность. 
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:

-  изучить сущность, причины и механизмы государственного регулирования цен

- выявить последствия вмешательства государства в рыночную экономику

-исследовать опыт и  пути практического применения методов регулирования ценообразования относительно нашей страны

-проанализировать  проблемы в области государственного  регулирования ценообразования  и рассмотреть способы их устранения. 
 

 

    1.Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования 

1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен

     Широко  распространено мнение, что в рыночной экономике ценообразование не регулируется. Однако такое представление является ошибочным. Во-первых, существует система  саморегулирования цен, когда произвольное завышение цен, как правило, не выгодно  прежде всего производителю. Он заинтересован  в оптимизации уровня цен, с тем, чтобы иметь гарантии сбыта своей  продукции и прочные позиции  на рынке не только сегодня, но и  в перспективе. Во-вторых, даже в  странах с развитой рыночной экономикой регулирующее воздействие на процессы ценообразования оказывает государство.

     Рыночный  механизм, как показывает опыт многих стран, ведет к существенному  подъему экономики, но одновременно сопровождается спадами и кризисами, которые могут затормозить развитие экономики. Поэтому государство  стремится разработать такой  рыночный механизм, чтобы колебания  на рынке не привели к разрушительным последствиям в экономике.

     Мировой опыт показывает, что регулирование  цен должно осуществляться в целях:

     – преодоления инфляционных ожиданий производителей;

     – обеспечения относительной стабильности цен;

     – создания систем льгот и преференций  для отечественных товаропроизводителей;

     – использования государственного предпринимательства  для увеличения выпуска определенных видов товаров и воздействия  на уровень цен;

     – оказания поддержки отечественным  товаропроизводителям и в частности  экспортерам конкурентоспособной  продукции на мировых рынках;

     – обеспечения финансовой поддержки  в виде дотаций, субвенций и субсидий, бюджетных и льготных банковских ссуд для поддержания гарантированного уровня цен по отдельным видам  товаров и услуг, а также по отдельным отраслям и производствам;

     – стимулирования экономического роста  и содействия прогрессивным сдвигам  в структуре экономики;

     – поддержки беднейших слоев населения.

     Известно, что рынок обладает механизмом саморегулирования. Но, как уже отмечалось, на практике он редко является независимым от вмешательства со стороны государства. Однако вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования  носит не случайный характер. Такое  вмешательство строго регламентировано законодательно-нормативными актами государства. В основном законе страны определено, что основы ценовой политики страны находятся в ведении Российской Федерации. 1Конституционные принципы государства обеспечивают формирование всего блока законодательных норм в сфере ценообразования как на федеральном, так и на других уровнях управления. Государство посредством различных органов управления формирует такую систему ценового администрирования, которая позволяет ему в соответствии с Конституцией использовать различные средства, механизмы и инструменты для создания эффективной системы ценообразования.

1.2  Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование

     Решая экономические, политические, социальные и другие задачи, государство пытается воздействовать на спрос и предложение, используя различные методы, как  ценовые, так и неценовые. Методы государственного регулирования цен условно можно разделить на метод прямого (ценового) воздействия на цены и метод косвенного (неценового) воздействия на цены.2

     Метод прямого (ценового) воздействия государства на цены это административное вмешательство государственных органов исполнительной власти в формирование и применение цен и установление определенных правил и порядка ценообразования. Используя метод прямого (ценового) воздействия на цены, государство непосредственно влияет на ценообразование либо через установление уровня цен, либо через формирование отдельных элементов цены. В составе прямого (ценового) метода можно выделить следующие основные формы прямого воздействия государства на процесс ценообразования:

  • установление фиксированных цен;
  • установление предельных цен;
  • установление предельного уровня рентабельности;
  • установление предельных размеров посреднических надбавок (включая надбавки розничной торговли);
  • декларирование (регистрация) цен и др.

     Помимо  вышеперечисленных прямых методов  к государственному регулированию  цен относится и ряд других методов: замораживание цен, установление предельных коэффициентов изменения  цен, установление рекомендательных цен, установление паритетных цен и др.

     Метод косвенного (неценового) воздействия государства на цены — это вмешательство государственных органов исполнительной власти не непосредственно в процесс ценообразования, а через систему факторов, косвенным образом влияющих на цены.3 В составе косвенного (неценового) метода можно выделить следующие основные формы косвенного воздействия государства на процесс ценообразования, основанные на использовании различных частей (элементов) экономической политики государства:

  • денежно-кредитной;
  • бюджетной;
  • налоговой;
  • тарифной;
  • амортизационной;
  • учетной;
  • инвестиционной;
  • внешнеторговой;
  • валютной;
  • в сфере оплаты труда и др.

     Помимо  использования различных частей экономической политики государства, в состав косвенного (неценового) метода включаются также система стандартизации, квотирования, лицензирования и др.

     В рыночной экономике приоритетным является именно косвенный (неценовой) метод  государственного регулирования цен. 
 
 

1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование

       В результате вмешательства государства  в систему ценообразования (установления равновесной цены) возникают излишки  потребителя и производителя. 

       Излишек потребителя — это  общая выгода или величина, которую потребитель  получает помимо того, что он заплатил за товар. 4

       Например, предположим, что рыночная цена товара равняется $5 за штуку, как на рис. 1.1. Некоторые потребители, возможно, оценивают  этот товар очень высоко и заплатили  бы за него гораздо больше, чем $5. Например, потребитель А готов платить  за него $10. Однако поскольку рыночная цена только $5, он получает чистую выгоду в $5-10, которые он выделяет на него, минус $5, которые он должен заплатить, чтобы  его получить. Потребитель В оценивает  товар немного ниже. Он согласен заплатить $7; таким образом, его чистая выгода составит $2. Наконец потребитель  С оценивает товар ровно в $5, т. е. рыночную цену. Ему безразлично, покупать или не покупать товар, и  если рыночная цена станет на 1% выше, он забудет о покупке. Следовательно, потребитель С не получает никакой  выгоды.

       Для потребителей в целом излишек  потребителя равняется площади  области  между кривой спроса и рыночной ценой (т. е, заштрихованной области на рис. 4).

Информация о работе Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования