Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить систему регулирования ценообразования государством в условиях рыночной экономики и его эффективность.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования ………………………………………………………...…5
1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен …………5
1.2 Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование …………………………………………………………...7
1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование и эффект благосостояния...................................................................................9
Глава 2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ……………………………….............13
2.1 Установление государством верхних пределов цен и его последствия для различных хозяйствующих субъектов…………………………….....13
2.2 Результаты установления низших пределов цен………………….15
2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда…………………………………………………………………………17
2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления……………………………………...………18
2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.....................................................................21
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы............................................................34
Производители получают выгоду — излишек — от продажи этих единиц продукции. Для каждой единицы товара этот излишек представляет собой разницу между рыночной ценой, которую получает производитель, и предельными издержками производства этой единицы товара.
Для
рынка в целом излишек
Вместе
излишки производителя и
Рис.4. Излишки
производителя и потребителя
Зная
излишек потребителя и
На рисунке 5 показаны изменения в излишках производителя и потребителя, которые возникают в результате политики государственного контроля над ценами.
Рис. 5. Излишки
производителя и потребителя, изменившиеся
из-за введения контроля над ценами
Проанализируем
последствия такой политики для
различных категорий
1.
Изменение излишка потребителя.
Потребители, которым все еще удается купить товар, демонстрируют рост излишка потребителя, который представлен заштрихованным прямоугольником А. Этот прямоугольник показывает снижение цены каждой единицы товара, умноженное на количество единиц товара, которое потребители готовы приобрести при более низкой цене. С другой стороны, те потребители, которые не могут больше покупать товар, теряют излишек; их убыток представлен заштрихованным треугольником В.
Чистое изменение потребительского излишка равняется, таким образом, A-B. Из рис.5 мы видим, что поскольку прямоугольнике больше треугольника В, чистое изменение потребительского излишка положительно.
2.
Изменение излишка
Обе группы потеряют излишек производителя. Те производители, которые останутся на рынке и будут выпускать объем производства Q1, теперь получат более низкую цену за продукцию. Однако общее производство также сократится. Общее изменение излишка производителя равняется -A-C, Производители явно проигрывают в результате введения контроля над ценами.
3. Чистые потери. Контроль над ценами приводит к чистой потере общего излишка, который называется чистыми потерями. Изменение в излишке потребителя равняется А – B, а изменение в излишке производителя равно -A-С. Общее изменение излишка равняется, следовательно, (A-B) + (-A-C)= -B-C. Таким образом, чистый убыток на рис.5 задается двумя треугольниками - В и С. Чистые потери показывают неэффективность контроля над ценами: потеря излишка производителя превышает выигрыш в излишке потребителя.
Если политики ценят излишек потребителя больше излишка производителя, то чистые потери от контроля над ценами не будут иметь большого политического веса. Однако если кривая спроса очень неэластична, контроль над ценами может привести к чистой потере излишка потребителя. В этом случае потребители высоко оценивают товар и те, кто пострадал от нормирования, несут большие потери.
Последствия
контроля над ценами могут быть многообразными,
но все они, в особенности при
длительном их применении, как правило,
имеют отрицательный эффект в социальной
и экономической сфере. Такие последствия
обнаружатся в товарном дефиците, нехватке
и недопроизводстве товаров, что отрицательно
скажется на всем обществе. Контроль над
ценами приводит также к таким экономическим
последствиям, как сокращение производства,
возникновение теневой экономики в различных
сферах. Внешними, наиболее очевидными
последствиями разрушенного равновесия
цен станут очереди потребителей за товарами,
социальная напряженность и всеобщее
недовольство политикой правительства.
2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ
2.1 Установление
государством верхних пределов
цен и его последствия для
различных хозяйствующих
Государственное
регулирование цен лишает равновесные
цены способности выполнять
На рис.1 FP — это цена равновесия, установленная рынком. Теперь предположим, что государство ограничивает максимальную цену значением ОС, и продажа по более высокой цене становится незаконной. При этой цене равновесие рынка нарушается и спрос на товар начинает превышать предложение на величину АВ. 6
Рис. 1. Последствия
установления потолка цен
Следствием дефицита товаров является возникновение конкурентности потребителей. При цене, меньше равновесной, весь спрос не сможет быть удовлетворен. В этом случае, чтобы все-таки удовлетворить спрос, потребители начнут конкурировать друг с другом до тех пор, пока объем спроса не сравняется с объемом предложения. Это может быть достигнуто, когда к денежным затратам на покупку товара потребители начнут добавлять неденежные затраты. Это время, затраченное на стояние в очередях, различные предварительные записи на ожидаемый товар, которое могло быть использовано на более производительные цели. Сюда относится и переход в отношениях с продавцом на принцип "личного бартера": ты мне - я тебе, это и взятки, чаевые, товар из-под прилавка и с черного хода.
Кроме дефицита товаров, последствием дефицита товаров является возникновение «черных рынков». Преград для установления равновесия на "черном рынке" нет, если отвлечься от влияния крупных подпольных продавцов, заставляющих мелких продавцов "черного рынка" фиксировать цену. Равновесная цена на "черном рынке" будет превышать как фиксированную цену так и равновесную. Объем продаж при этом на "черном рынке" больше того объема , который был бы реализован на обычном рынке по цене , но меньше равновесного объема.
Можно сделать вывод: продавцы должны рационализировать распределение ограниченного количества товара среди большого количества потенциальных покупателей. Такой механизм, возникающий при верхнем ограничении цены, в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так как покупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает при распределении товара по усмотрению продавца, несправедлива (потому что товар далеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит). Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынке и эффективен и не подвержен влиянию отдельных личностей.
2.2 Результаты установления низших пределов цен
Минимальный предел цен – это самый низкий уровень цен, установленный государством на данный товар на определенном рынке. Рассмотрим действие минимального предела цен на примере.7
Когда правительство устанавливает «пол» для цен, возможны два результата. Если правительство устанавливает нижний предел цены в размере $ 2 , а равновесная цена составляет $ 3, получаем результат, представленный на графике (а) рис.2. Нижний предел цены в этом случае не оказывает никакого воздействия на состояние рынка.
График (б) рис. 2 иллюстрирует последствия установления нижнего предела цены в размере $ 4. Так как равновесная цена составляет $ 3, пол превращается в ограничение рынка. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. При этой цене объем предложения превышает объем спроса. Производители, желающие продать товар, не имеют возможности реализовать его при текущей цене. Таким образом, следствие установления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции.
Рисунок
2. Установление нижнего предела цены
Установление
такой минимальной цены может
быть сделано по разным причинам. Например,
для поддержания производителя
в трудный период (неурожайный
год) так как спрос на данный товар
не эластичен по цене, то цена будет
изменяться в зависимости от величины
предложения. Пол цены позволяет
сохранять доход производителя
в период низких цен. При нижнем приделе
цены на рынке возникает излишек,
который государство может
2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда
Минимальный размер оплаты труда (общепринятая аббревиатура — МРОТ)9 — законодательно установленный минимум, применяемый для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения величины налогов, сборов, штрафов и иных платежей, которые исчисляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда.
В экономике существует множество рынков труда работников различных профессий, и роль, которую играет на них минимальный размер оплаты труда, зависит от квалификации и опыта работников. Квалифицированные работники с большим опытом не испытывают особого воздействия минимальной заработной платы, поскольку их равновесная заработная плата намного выше минимума. Установление минимального размера оплаты труда составляет огромное влияние на рынок труда подростков. Равновесная заработная плата подростков находится на низком уровне, так как они относятся к числу наименее квалифицированных работников. Следовательно возникает избыток труда (рис.3.)10
Рис 3. Влияние
установления минимального размера оплаты
труда на рынок труда.
2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления.
Система гарантированных цен применяется в сфере агропромышленного производства. Гарантированные цены устанавливаются компетентными государственными органами (Минэкономики России, Минсельхозом России). Гарантированные цены на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие применяются в случае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации.11 Их поддержание обеспечивается государственным финансированием. В России с 1995 г. введены в действие гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую для государственных нужд (в федеральный и региональный фонды).
При
такой государственной политике потребители
перестают приобретать товар или покупают
его в меньшем количестве из-за более высокой
цены. Производители, для которых и проводится
данная политика, остаются в выигрыше.
Но правительство при этом сталкивается
с издержками (которые покрываются за
счет налогов и тем самым в конечном счете
являются издержками для потребителей).
Благосостояние страны в целом понижается,
потери могут оказаться огромными.
Также правительство может поднять цену товара за счет снижения предложения. Сделать это можно, издав соответствующий закон, т. е. просто установив квоты на возможный объем выпуска каждой фирмы. С помощью квот цену на товар можно поднять до любого заданного уровня. При этом потребители проигрывают из-за повышения цен, а производители из-за уменьшения объема производства. Хотя производители восполняют свои потери засчет увеличения цен, но в целом в государстве имеют место чистые потери.
Информация о работе Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования