Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изучить систему регулирования ценообразования государством в условиях рыночной экономики и его эффективность.
Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования ………………………………………………………...…5
1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен …………5
1.2 Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование …………………………………………………………...7
1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование и эффект благосостояния...................................................................................9
Глава 2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ……………………………….............13
2.1 Установление государством верхних пределов цен и его последствия для различных хозяйствующих субъектов…………………………….....13
2.2 Результаты установления низших пределов цен………………….15
2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда…………………………………………………………………………17
2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления……………………………………...………18
2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.....................................................................21
Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы............................................................34
Тариф - система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниям, организациям, фирмам и учреждениям.12 В нашей стране применяется в частности транспортный тариф - это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки осуществляется в целях:
а) достижения баланса интересов субъектов монополии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;
б)
защиты экономических интересов
потребителей услуг организаций
железнодорожного транспорта, снижения
народнохозяйственных затрат и обеспечения
доступности услуг
в) развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
г)
обеспечение устойчивого и
д) создания экономических стимулов у организаций железнодорожного транспорта к снижению себестоимости перевозок и повышению качества транспортного обслуживания.
Однако введение тарифа порождает чистые потери в производстве и потреблении страны. И только чистыми потерями издержки тарифа не ограничиваются. Это издержки, связанные с недополучением в полной мере экономии от масштаба и замедлении экономического роста, сокращением уровня занятости, замедлением внедрения инноваций и т.д.
Учитывая
данные факты, введение тарифа экономически
оправдано в крайне ограниченном
числе случаев. Любое предложение
о введении тарифной защиты должно
быть подвергнуто тщательному
Импортная квота - нетарифное, то есть не связанное с ценами и налогами, количественное ограничение ввоза определенных видов товаров в страну, устанавливаемое правительством в целях ограждения собственной экономики, защиты внутреннего рынка. Квотирование осуществляется правительственными органами на основе выдачи лицензий. Лицензия – документ, разрешающий ввоз в страну определенного количества товара в рамках выделенной квоты. Самым эффективным способом распределения лицензий является аукцион. Конкурсная продажа импортных квот приносит не только доход государству, но и выбивает почву из под ног взяточников и коррупционеров. Импортные цены сегодня применяются практически всеми развитыми странами для защиты своего сельскохозяйственного производства, а также в качестве средства сбалансирования платежных балансов и стимулирования импорта. 14
Однако
импортные квоты содержат в себе
зерна коррупции. Ведь если государство
не выставит лицензии на аукцион, а
распределит их административными
методами, то фирмы, которым они достанутся,
получат монопольную прибыль. Кроме
того, импортная квота ограничивает
импорт определенным объемом и результат
ее введения не всегда однозначен из-за
отсутствия информации о степени эластичности
спроса и предложения.
2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.
Реализация
ценовой политики – дело государственной
органов, экономических министерств
и ведомств. Ослабляет возможности
выработки и реализации обоснованной
и активной политики цен отсутствие
специализированного
В
России все еще нет закона о
ценообразовании, который создавал
бы законодательную базу для реализации
основ ценовой политики, отнесенных
Конституцией к ведению РФ. Такие
законы действуют во многих странах
с развитой рыночной экономикой и
уже приняты в некоторых
Наиболее целесообразным для нашей страны является заключение по технологической цепочке ценовых соглашений, предусматривающих двусторонние или многосторонние связи нескольких изготовителей продукции с учетом конечного спроса. Значительным государственным мероприятием в области регулирования ценовой политики стало соглашение «О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей», подписанное Министерством путей сообщения, Министерством топлива и энергетики, Комитетом РФ по металлургии, российской акционерной компанией «Единая энергетическая система» и компанией «Российский уголь» в середине августа 1994 года. Это соглашение связало перечисленные организации обязательством проводить скоординированную политику, предоставляя друг другу товары и услуги по льготным цен и перекрестно субсидируя друг друга за счет продаж своих товаров.15 ( Приложение 1)
Это соглашение, являясь, по существу картельным документом о ценах, имеет большой смысл, поскольку развязывает узел неплатежей между этими отраслями, позволяя им развиваться в сложных условиях переходной экономики. Позднее к организациям, подписавшим данное соглашение, присоединились и другие министерства и ведомства РФ: Комитет по машиностроению, Министерство по атомной энергии, Комитет по химической и нефтехимической промышленности и Федеральная служба лесного хозяйства. В результате расширилась база для проведения взаимосвязанными различными предприятиями скоординированной ценовой политики.
Рынок
обычно являет собой хороший способ
организации экономической
Для
сравнительного анализа динамики минимального
размера оплаты труда и безработицы рассмотрим
данные, приведенные в Таблице 1.
Таблица 1
Динамика минимального размера оплаты труда в РФ
Дата | МРОТ | Уровень безработицы (в % от трудоспособного населения) |
с 1 января 2009 года | 4330 руб. | 8,7% |
2008 год | 2300 руб. | 7,3% |
2007 год | 1100 руб. | 6,9% |
2006 год | 800 руб. | 6,7% |
2005 год | 720 руб. | 7,1% |
2004 год | 600 руб. | 8,4% |
2003 год | 450 руб. | 7,6% |
2002 год | 300 руб. | 7,1% |
2001 год | 200 руб. | 8,9% |
2000 год | 132 руб. | 9,8% |
Рассмотрев таблицу, становится очевидным, что повышение МРОТ, особенно в 2008-2009 г., оказало значительное влияние на темпы роста безработицы. В 2008 году безработица увеличилась на 0,4%, а в 2009 с увеличением МРОТ почти в 2 раза, безработица возросла до 8,7%, т. е. повысилась на 1,5%.
Кроме того, установление минимальной заработной платы применительно ко всей стране в одинаковом размере подходит для небольших стран, а также для стран примерно с равными экономическими условиями проживания в различных регионах. Для Российской Федерации с чрезвычайно дифференцированными территориальными условиями проживания установление единой минимальной заработной платы в рублях, по существу, означает разный уровень гарантированности минимального уровня реального вознаграждения за самую простую работу.17
На
территориях с высоким уровнем
цен, а это, как правило, крупные города,
МРОТ в размере 4330 руб. означает для их
жителей фактически значительно меньшую
гарантию, нежели для тех, кто живет на
территориях с более низкими ценами. По
данным Росстата, стоимость фиксированного
набора потребительских товаров и услуг
в среднем по России в конце декабря 2009
г. составила 7626,3 руб. в расчёте на месяц.
По итогам декабря 2009 года, отраженным
в Таблице 218, самым дорогим фиксированный
набор был в Чукотском автономном округе
, самым дешёвым - в республике Марий Эл
. Стоимость фиксированного набора в Москве
в конце июня составила 10754,1руб. , с начала
года выросла на 8,3%. Общероссийский МРОТ
в 4330 руб. означает, что по сравнению, скажем,
с республикой Марий Эл в столице гарантия
ниже на 41%.19 Применение в ряде регионов
районных коэффициентов проблему несколько
смягчает, но не снимает в силу несоответствия
размеров установленных коэффициентов
реальным условиям воспроизводства рабочей
силы.
В то же время, по мнению председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, существенное увеличение минимального размера оплаты труда позволит не только повысить зарплату низкооплачиваемым работникам, но и сократить теневые выплаты и таким образом защитить их права. Также при увеличении фонда оплаты труда будут расти и отчисления во внебюджетные социальные фонды. 20
Таблица 2
стоимость
фиксированного набора
потребительских
товаров и услуг в декабре 2009 года
|
В то же время, по мнению председателя
Федерации независимых профсоюзов России
Михаила Шмакова, существенное увеличение
минимального размера оплаты труда позволит
не только повысить зарплату низкооплачиваемым
работникам, но и сократить теневые выплаты
и таким образом защитить их права. Также
при увеличении фонда оплаты труда будут
расти и отчисления во внебюджетные социальные
фонды. 21
Принятию решения о повышении минимального размера оплаты труда должен предшествовать тщательный независимый анализ, отражающий наличие или отсутствие причинно-следственных связей между повышением и ростом цен на особо значимые для работающих товары и услуги. Отсутствие такого детального анализа порождает вопросы о возможных негативных последствиях повышения минимального размера оплаты труда в виде роста цен на товары и услуги.
В настоящий момент государство рассматривает возможные способы решения проблемы резкого повышения цен на лекарства. В 2009 году произошел стремительный рост цен на рынке лекарственной продукции. Предполагается, что уже через несколько месяцев цены увеличатся почти на четверть.
Печальными последствиями этого процесса являются, во-первых, сокращение потребления лекарств, доступных на коммерческом рынке, во-вторых, их нехватка для льготников. Тяжелее всех приходится пожилым людям и социально незащищенным слоям населения. В первую очередь цены возросли на недорогие прежде препараты (до 150 рублей). Иностранные лекарства стоимостью выше 500 рублей в цене росли медленнее: с начала 2008 года эта категория подорожала на 4%. Напомним, что отечественные производители поставляют на рынок всего четвертую часть всей лекарственной продукции.
По прогнозам экспертов, если среднегодовой курс рубля будет держаться на уровне 30 за 1 доллар, в этом году лекарства подорожают в среднем на 23%. Для сравнения: в 2008 году подорожание составляло около 12%, в 2007-м - всего 3,6%. 22Как считают специалисты, к концу года вывести продажи на уровень 15 млрд долларов российскому рынку лекарств поможет выработанная привычка значительной части населения к дорогим лекарствам. От них люди не будут спешить отказываться.
Согласно данным статистики, в 2008 году каждый россиянин в среднем потратил на лекарства 1670 рублей. При этом значительный рост рынка все последние годы обеспечивался в основном за счет увеличения спроса на дорогие лекарства и массовый отказ от дешевых. Как считают эксперты, из-за подорожания потребление лекарств сократится на 15-20%.
Информация о работе Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования