Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 10:37, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – изучить систему регулирования ценообразования государством в условиях рыночной экономики и его эффективность.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………3
Глава 1. Общетеоретические основы государственного регулирования ценообразования ………………………………………………………...…5
1.1 Сущность и цели государственного регулирования цен …………5
1.2 Формы и способы государственного вмешательства в рыночное ценообразование …………………………………………………………...7
1.3 Последствия государственного вмешательства в ценообразование и эффект благосостояния...................................................................................9
Глава 2. Основные методы государственного регулирования ценообразования и их анализ в РФ……………………………….............13
2.1 Установление государством верхних пределов цен и его последствия для различных хозяйствующих субъектов…………………………….....13
2.2 Результаты установления низших пределов цен………………….15
2.3 Применение государством политики «минимальных цен» на рынке труда…………………………………………………………………………17
2.4 Установление гарантированных цен, импортных тарифов и квот и последствия их установления……………………………………...………18
2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.....................................................................21

Заключение......................................................................................................32
Список использованной литературы............................................................34

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 258.97 Кб (Скачать)

       Тариф - система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниям, организациям, фирмам и учреждениям.12 В нашей стране применяется в частности транспортный тариф - это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Государственное регулирование тарифов на железнодорожные перевозки осуществляется в целях:

       а) достижения баланса интересов субъектов  монополии на железнодорожном транспорте и потребителей их услуг;

       б) защиты экономических интересов  потребителей услуг организаций  железнодорожного транспорта, снижения народнохозяйственных затрат и обеспечения  доступности услуг железнодорожного транспорта для потребителей;

       в) развитие конкурентной среды на рынке  транспортных услуг;

       г) обеспечение устойчивого и экономически эффективного функционирования организаций  железнодорожного транспорта;

       д) создания экономических стимулов у  организаций железнодорожного транспорта к снижению себестоимости перевозок  и повышению качества транспортного  обслуживания.

       Однако  введение тарифа порождает чистые потери в производстве и потреблении  страны. И только чистыми потерями издержки тарифа не ограничиваются. Это  издержки, связанные с недополучением  в полной мере экономии от масштаба и замедлении экономического роста, сокращением уровня занятости, замедлением внедрения инноваций и т.д. 

       Учитывая  данные факты, введение тарифа экономически оправдано в крайне ограниченном числе случаев. Любое предложение  о введении тарифной защиты должно быть подвергнуто тщательному анализу  на предмет изыскания альтернативных методов достижения поставленных целей.13 

       Импортная квота - нетарифное, то есть не связанное с ценами и налогами, количественное ограничение ввоза определенных видов товаров в страну, устанавливаемое правительством в целях ограждения собственной экономики, защиты внутреннего рынка. Квотирование осуществляется правительственными органами на основе выдачи лицензий. Лицензия – документ, разрешающий ввоз в страну определенного количества товара в рамках выделенной квоты. Самым эффективным способом распределения лицензий является аукцион. Конкурсная продажа импортных квот приносит не только доход государству, но и выбивает почву из под ног взяточников и коррупционеров. Импортные цены сегодня применяются практически всеми развитыми странами для защиты своего сельскохозяйственного производства, а также в качестве средства сбалансирования платежных балансов и стимулирования импорта. 14

       Однако  импортные квоты содержат в себе зерна коррупции. Ведь если государство  не выставит лицензии на аукцион, а  распределит их административными  методами, то фирмы, которым они достанутся, получат монопольную прибыль. Кроме  того, импортная квота ограничивает импорт определенным объемом и результат ее введения не всегда однозначен из-за отсутствия информации о степени эластичности спроса и предложения. 

2.5 Анализ проблем вмешательства в процесс ценообразования в РФ и возможные пути их устранения.

     Реализация  ценовой политики – дело государственной  органов, экономических министерств  и ведомств. Ослабляет возможности  выработки и реализации обоснованной и активной политики цен отсутствие специализированного государственного органа, который существовал в  нашей стране с 1918г. И был ликвидирован в начале 90-х гг. отсутствие такого органа выгодно монополиям, лидерам  теневой экономики и транснациональным  корпорациям. Однако оно невыгодно  обществу, большинству производителей и покупателей товаров и услуг.

     В России все еще нет закона о  ценообразовании, который создавал бы законодательную базу для реализации основ ценовой политики, отнесенных Конституцией к ведению РФ. Такие  законы действуют во многих странах  с развитой рыночной экономикой и  уже приняты в некоторых странах  ближнего зарубежья.

     Наиболее  целесообразным для нашей страны является заключение по технологической цепочке ценовых соглашений, предусматривающих двусторонние или многосторонние связи нескольких изготовителей продукции с учетом конечного спроса. Значительным государственным мероприятием в области регулирования ценовой политики стало соглашение «О совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей», подписанное Министерством путей сообщения, Министерством топлива и энергетики, Комитетом РФ по металлургии, российской акционерной компанией «Единая энергетическая система» и компанией «Российский уголь» в середине августа 1994 года. Это соглашение связало перечисленные организации обязательством проводить скоординированную политику, предоставляя друг другу товары и услуги по льготным цен и перекрестно субсидируя друг друга за счет продаж своих товаров.15 ( Приложение 1)

     Это соглашение, являясь, по существу картельным документом о ценах, имеет большой  смысл, поскольку развязывает узел неплатежей между этими отраслями, позволяя им развиваться в сложных  условиях переходной экономики. Позднее  к организациям, подписавшим данное соглашение, присоединились и другие министерства и ведомства РФ: Комитет  по машиностроению, Министерство по атомной  энергии, Комитет по химической и  нефтехимической промышленности и  Федеральная служба лесного хозяйства. В результате расширилась база для проведения взаимосвязанными различными предприятиями скоординированной ценовой политики.

     Рынок обычно являет собой хороший способ организации экономической деятельности. Вот почему экономисты почти всегда выступают против установления верхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цены — итог принятия компаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса и предложения. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса и предложения и, следовательно, координации экономической деятельности. Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующие распределение ресурсов общества. Конечно, правительство иногда имеет возможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятся установить контроль над ценами, так как они считают рыночные результаты несправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейших слоев населения. Например, минимальный размер оплаты направлен на избавление людей от бедности. Но очень часто последствия установления контроля за ценами отрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики. Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторых работников, но другое его следствие — увеличение безработицы. 16

     Для сравнительного анализа динамики минимального размера оплаты труда и безработицы рассмотрим данные, приведенные в Таблице 1. 
 

Таблица 1

Динамика минимального размера оплаты труда в РФ

Дата МРОТ Уровень безработицы (в % от трудоспособного населения)
с 1 января 2009 года 4330 руб. 8,7%
2008  год 2300 руб. 7,3%
2007 год 1100 руб. 6,9%
2006 год 800 руб. 6,7%
2005 год 720 руб. 7,1%
2004 год 600 руб. 8,4%
2003 год 450 руб. 7,6%
2002 год 300 руб. 7,1%
2001 год 200 руб. 8,9%
2000 год 132 руб. 9,8%

     Рассмотрев  таблицу, становится очевидным, что повышение МРОТ, особенно  в 2008-2009 г.,  оказало значительное влияние на темпы роста безработицы. В 2008 году безработица увеличилась на 0,4%, а в 2009 с увеличением МРОТ почти в 2 раза, безработица возросла до 8,7%,  т. е. повысилась на 1,5%.

     Кроме того, установление минимальной заработной платы применительно ко всей стране в одинаковом размере подходит для небольших стран, а также для стран примерно с равными экономическими условиями проживания в различных регионах. Для Российской Федерации с чрезвычайно дифференцированными территориальными условиями проживания установление единой минимальной заработной платы в рублях, по существу, означает разный уровень гарантированности минимального уровня реального вознаграждения за самую простую работу.17

     На  территориях с высоким уровнем  цен, а это, как правило, крупные города, МРОТ в размере 4330 руб. означает для их жителей фактически значительно меньшую гарантию, нежели для тех, кто живет на территориях с более низкими ценами. По данным Росстата, стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг в среднем по России в конце декабря 2009 г. составила 7626,3 руб. в расчёте на месяц.  
   По итогам декабря 2009 года, отраженным в Таблице 218, самым дорогим фиксированный набор был в Чукотском автономном округе , самым дешёвым - в республике Марий Эл . Стоимость фиксированного набора в Москве в конце июня составила 10754,1руб. , с начала года выросла на 8,3%. Общероссийский МРОТ в 4330 руб. означает, что по сравнению, скажем, с республикой Марий Эл в столице гарантия ниже на 41%.19 Применение в ряде регионов районных коэффициентов проблему несколько смягчает, но не снимает в силу несоответствия размеров установленных коэффициентов реальным условиям воспроизводства рабочей силы.

     В то же время, по мнению председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, существенное увеличение минимального размера оплаты труда позволит не только повысить зарплату низкооплачиваемым работникам, но и сократить теневые выплаты и таким образом защитить их права. Также при увеличении фонда оплаты труда будут расти и отчисления во внебюджетные социальные фонды. 20

Таблица 2

стоимость фиксированного набора потребительских  товаров и услуг         в декабре 2009 года 

Федеральные округа Стоимость  
набора,
Изменение 
стоимости
Максимальная  и минимальная  
стоимость набора внутри федерального округа
  рублей набора к  предыдущему месяцу,  
%
субъект  
Российской Федерации
стоимость набора,  
рублей
Центральный 8369,6 100,4 г.Москва 
Орловская область
10754,1 
6358,2
Северо-Западный 8176,2 100,3 Мурманская  область 
Псковская область
9963,6 
7024,0
Южный 7204,7 100,5 Краснодарский край 
Кабардино-Балкарская Республика
7691,8 
6275,9
Приволжский 6835,1 100,5 Самарская область 
Республика Марий Эл
8093,1 
6190,8
Уральский 7882,2 100,2 Тюменская область 
Курганская область
9586,8 
6806,4
Сибирский 7212,7 100,3 Республика  Алтай 
Кемеровская область
8122,0 
6259,0
Дальневосточный 10158 100,6 Чукотский авт.округ  
Амурская область
15196,9 
8627,7

 

      
  В то же время, по мнению председателя Федерации независимых профсоюзов России Михаила Шмакова, существенное увеличение минимального размера оплаты труда позволит не только повысить зарплату низкооплачиваемым работникам, но и сократить теневые выплаты и таким образом защитить их права. Также при увеличении фонда оплаты труда будут расти и отчисления во внебюджетные социальные фонды. 21

     Принятию решения о повышении минимального размера оплаты труда должен предшествовать тщательный независимый анализ, отражающий наличие или отсутствие причинно-следственных связей между повышением и ростом цен на особо значимые для работающих товары и услуги. Отсутствие такого детального анализа порождает вопросы о возможных негативных последствиях повышения минимального размера оплаты труда в виде роста цен на товары и услуги.

     В настоящий момент государство рассматривает возможные способы решения проблемы резкого повышения цен на лекарства. В 2009 году произошел стремительный рост цен на рынке лекарственной продукции. Предполагается, что уже через несколько месяцев цены увеличатся почти на четверть.

     Печальными  последствиями этого процесса являются, во-первых, сокращение потребления  лекарств, доступных на коммерческом рынке, во-вторых, их нехватка для льготников. Тяжелее всех приходится пожилым  людям и социально незащищенным слоям населения. В первую очередь  цены возросли на недорогие прежде препараты (до 150 рублей). Иностранные  лекарства стоимостью выше 500 рублей в цене росли медленнее: с начала 2008 года эта категория подорожала на 4%. Напомним, что отечественные  производители поставляют на рынок  всего четвертую часть всей лекарственной  продукции.

     По  прогнозам экспертов, если среднегодовой  курс рубля будет держаться на уровне 30 за 1 доллар, в этом году лекарства  подорожают в среднем на 23%. Для  сравнения: в 2008 году подорожание составляло около 12%, в 2007-м - всего 3,6%. 22Как считают специалисты, к концу года вывести продажи на уровень 15 млрд долларов российскому рынку лекарств поможет выработанная привычка значительной части населения к дорогим лекарствам. От них люди не будут спешить отказываться.

     Согласно  данным статистики, в 2008 году каждый россиянин  в среднем потратил на лекарства 1670 рублей. При этом значительный рост рынка все последние годы обеспечивался  в основном за счет увеличения спроса на дорогие лекарства и массовый отказ от дешевых. Как считают  эксперты, из-за подорожания потребление  лекарств сократится на 15-20%.

Информация о работе Государственное вмешательство в рыночный механизм ценообразования