Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа
Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5
Понятие предпринимательства
Условия существования, признаки, виды, цели предпринимательства в экономической системе
5
7
2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
10
2.1. Инструменты предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.2. Анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3. Анализ состояния и особенностей развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь и предложения по её совершенствованию
10
12
16
21
3.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Анализ распределения малых предприятий по отраслям экономики показывает, что успешнее всего малое предпринимательство развивается в тех отраслях, где не требуется ни специальной квалификации, ни больших первоначальных инвестиций, то есть в сфере торговли и общественного питания.
В общем количестве малых предприятий более 90% составляют предприятия негосударственной формы собственности. Распределение малых предприятий по формам собственности в 2010 году представлено на рисунке 2.
Рисунок 2. Распределение субъектов малого предпринимательства по формам собственности в 2010 году (в % к общему количеству) [13]
Таким образом, несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого бизнеса за более чем десятилетний период его существования в нашей республике, данный сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества как в промышленно развитых странах мира
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь и предложения по её совершенствованию
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:
- формирование инфраструктуры поддержки и развития малого
предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;
- создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а также к научно-техническим разработкам и технологиям;
- введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;
- поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых, научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;
- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;
- реализация программ, направленных на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;
- организация многопрофильных исследований предпринимательских структур[9].
Центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии со своей компетенцией в целях осуществления государственной поддержки малого предпринимательства:
- разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства о государственной поддержке малого предпринимательства, проводят анализ состояния финансово-хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства и эффективности применения мер по их государственной поддержке, готовят прогнозы развития и предложения по приоритетным направлениям и формам государственной поддержки малого предпринимательства и представляют их в установленном порядке в Кабинет Министров Республики Беларусь;
- организуют разработку и реализацию отраслевых и региональных программ поддержки малого предпринимательства, предусмотрев в них меры по содействию занятости населения, проведению миграционной политики, решению экологических задач;
- обеспечивают участие субъектов малого предпринимательства в реализации важнейших народнохозяйственных проектов и программ, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственных нужд;
- создают отраслевые и региональные системы государственной поддержки малого предпринимательства, включающие соответствующие структурные подразделения центральных органов управления, местных исполнительных и распорядительных органов;
- готовят предложения об установлении для субъектов малого предпринимательства налоговых и иных льгот, а также об использовании средств республиканского и местных бюджетов и специализированных внебюджетных фондов для их поддержки[9].
Поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Кабинетом Министров Республики Беларусь, центральными органами управления, местными исполнительными и распорядительными органами.
Кабинет Министров Республики Беларусь ежегодно представляет на утверждение Верховному Совету Республики Беларусь одновременно с проектoм республиканского бюджета Государственную программу поддержки малого предпринимательства.
Программы поддержки малого предпринимательства включают в себя:
- меры по формированию инфраструктуры развития и поддержки малого предпринимательства на республиканском и местном уровнях;
- перспективные направления развития малого предпринимательства и приоритетные виды деятельности субъектов малого предпринимательства;
- меры, принимаемые для реализации основных направлений и развития форм поддержки малого предпринимательства;
- меры, направляемые на решение вопросов занятости населения путем вовлечения в предпринимательскую деятельность социально незащищенных слоев населения, в том числе безработных, вынужденных переселенцев, инвалидов, пенсионеров, уволенных в запас (отставку) военнослужащих, женщин и молодежи;
- предложения по установлению налоговых и иных льгот и выделению средств из соответствующих бюджетов на цели поддержки малого предпринимательства;
- меры по обеспечению передачи субъектам малого предпринимательства результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также инновационных программ;
- меры по обеспечению передачи на льготных условиях субъектам малого предпринимательства объектов незавершенного строительства, неэффективно используемых производственных зданий, сооружений и пустующих объектов, а также нерентабельных и убыточных предприятий, находящихся в государственной собственности;
- меры по обеспечению субъектов малого предпринимательства возможностью для первоочередного выкупа арендуемых ими объектов недвижимости с учетом вложенных в указанные объекты средств;
- меры по формированию многопрофильных исследовательских программ по развитию предпринимательских структур[9].
Программы поддержки малого предпринимательства разрабатываются в порядке, установленном действующим законодательством, и должны быть увязаны с программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с реализацией народнохозяйственных проектов и программ.
Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а также других источников, указанных в части первой статьи 7 настоящего Закона.
Объем обязательных ежегодных финансовых ассигнований выделяется в расходной части республиканского бюджета отдельной строкой по представлению Президента Республики Беларусь. Объемы финансирования из местных бюджетов определяются соответствующими Советами депутатов или по их поручению соответствующими исполнительными комитетами.
Учреждения, организации, предприятия независимо от организационно-правовых форм и форм собственности с согласия собственника или уполномоченного им органа, общественные объединения нанимателей и профессиональные союзы вправе самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы поддержки малого предпринимательства, а также обращаться в центральные органы управления, местные исполнительные и распорядительные органы с предложениями о включении отдельных проектов и мероприятий в Государственную программу поддержки малого предпринимательства.
В настоящее время, несмотря на меры предпринимаемые государством в сфере поддержки малого бизнеса, этот сектор экономики в республике испытывает определенные трудности и малое предпринимательство еще не приступило к решению своих стратегических задач – удовлетворять запросы массового покупателя, то есть всего населения страны. Анализ деятельности малых предприятий в республике, видов товаров и услуг, которые они производят, а также экономических и правовых условий, обеспечивающих жизнеспособность этих предприятий, позволяет констатировать очень неутешительный факт: предпринимательство в Беларуси пока не стало активной подпиткой экономики.
Одной из причин такого положения является отсутствие целостной системы управления предпринимательством, которая охватывала бы уровень государства, региональный уровень и уровень непосредственного управления фирмой. Отсутствует эффективный механизм, обеспечивающий развитие малого предпринимательства.
Если взять основную долю наших малых предприятий, то перелома в сторону производства еще не произошло. Вот уже в течение нескольких лет основной формой малого бизнеса являются посреднические предприятия, когда люди вынуждены заниматься мелкой торговлей в виде купли-продажи или перепродажей услуг. В этом контексте следует отметить, что даже такой вид бизнеса, в котором все-таки была занята определенная часть населения, начинает в последнее время сокращаться из-за возрастающих налогов и пошлин на товары. Соответственно наблюдается и потеря рабочих мест.
Таким образом, основная цель государственной системы поддержки малого бизнеса в Республики Беларусь состоит в повышении жизнеспособности и устойчивости малых форм хозяйствования, в эффективной реализации задач, которые решает малый бизнес в рыночной экономике.
В Республике Беларусь имеется определенная нормативно-законодательная база системы государственной поддержки малого бизнеса и органы поддержки, охватывающие республиканский, региональный и местный уровни. Однако существующее положение малого бизнеса демонстрирует низкую эффективность законодательной поддержки малого предпринимательства. Среди основных причин этого можно отметить:
- низкая действенность и не разработанность правовых актов, их несоответствие реальному состоянию внешней и внутренней среды малого предпринимательства;
- недостаточное финансовое обеспечение.
Сегодня в Республике Беларусь приняты почти все законодательные акты, регулирующие деятельность малого бизнеса. Среди них: Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (1991 г.), Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства» (1996 г.), Указы Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям» (1996 г.), «О государственной поддержке малого предпринимательства» (1996 г.), « О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства(2009 г.); Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь» (1997 г.) ; Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010- 2012 годы.
В Беларуси имеется опыт сотрудничества крупного и малого бизнеса. Чаще всего на крупных предприятиях создаются мелкие хозрасчетные структуры (фирмы), которые занимаются реализацией продукции и сырьевым обеспечением. В результате возрастает не только стабильность и жизнеспособность мелких фирм, но и происходит взаимовыгодное движение информационных, финансовых, сырьевых и кадровых ресурсов.
Второе направление в деятельности государства, направленное на поддержку малого предпринимательства – это помощь в обеспечении финансовыми ресурсами. Финансирование является наиболее острой проблемой малого бизнеса в Республике Беларусь.
Анализируя основные источники финансирования на начальном этапе развития фирмы, можно отметить весьма низкий уровень внешней поддержки предпринимателей.
Личные сбережения являются практически единственным источником финансирования на этапе создания большинства фирм. Кредитные учреждения неохотно финансируют малый бизнес.
Таким образом, несмотря на все предпринимаемые государством мероприятия в области финансово-кредитной поддержки малого бизнеса, финансирование остается по-прежнему одной из ключевых проблем в этой сфере.
В связи со сложившейся
ситуацией в области
- расширить возможности по оказанию государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства путем частичной компенсации расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленными на финансирование их инвестиционных проектов;
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности