Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5

Понятие предпринимательства
Условия существования, признаки, виды, цели предпринимательства в экономической системе
5
7
2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
10

2.1. Инструменты предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.2. Анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3. Анализ состояния и особенностей развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь и предложения по её совершенствованию
10

12

16

21
3.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ - ДОРАБОТАННЫЙ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

2.4. освободить: инвесторов от уплаты земельного  налога (арендной платы) за земельные участки, занятые под строительство объектов, на период срока строительства таких объектов, а также проведения проектных работ;

2.5. обеспечить  по предложениям местных исполнительных  и распорядительных органов отчуждение  инвесторам (при реализации ими инвестиционных проектов) за одну базовую величину находящихся в государственной собственности и не использовавшихся более двух лет объектов недвижимости и не завершенных строительством объектов ;

2.6. предоставить  право преимущественного приобретения  находящегося в государственной собственности имущества (кроме земельных участков) субъектам предпринимательской деятельности, арендующим данное имущество не менее трех лет, с рассрочкой платежа на пять лет.

2.8. создать в  течение 2011 года единую информационную базу о неиспользуемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду, и обеспечить к ней свободный и бесплатный доступ всем пользователям глобальной компьютерной сети Интернет.

3. Ликвидировать  излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами.

4. Завершить  гармонизацию налоговой системы  Республики Беларусь с действующими  в европейских странах. Придать  налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу. Расширить применение в Республике Беларусь международных стандартов в бухгалтерском учете, радикально сократить финансовую отчетность.

5. Придать контрольной  (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

6. Усовершенствовать  инфраструктуру и систему финансирования  малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой), особенно на этапах начала и становления собственного дела. Сформировать экономические стимулы к участию в развитии бизнес-среды субъектов предпринимательской деятельности частной формы собственности, общественных объединений, в том числе предпринимательских союзов (ассоциаций).

7. Исключить  излишнее регулирование рынка  труда. 

8. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства.

9. Обеспечить  однозначное правовое регулирование  и стабильность законодательства, повысить качество подготовки  нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность[12].

Таким образом, государство регулирует предпринимательскую деятельность и создает правовые режимы, а именно: общий правовой режим - распространяется на все субъекты предпринимательской деятельности, например регистрация и др.; специальный правовой режим - определяет деятельность определенных субъектов предпринимательского права, например, банки, страховые компании, биржи и др. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется государством при помощи: установления требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введения запретов на проявление тех или иных видов предпринимательской деятельности; применения санкций и мер ответственности; принудительная реорганизация юридического лица.

 

 

 

 

 

 

2.3. Анализ состояния и особенностей развития малого предпринимательства в Республике Беларусь

 

Особая роль в государственном  регулировании предпринимательства и программах его поддержки отводится малому бизнесу, способному активизировать структурную перестройку экономики в направлении ее социальной ориентации, создать дополнительные рабочие места, содействовать созданию среднего класса — основы рыночной экономики. Время, прошедшее после начала рыночных преобразований, показало преимущества малых предприятий: лучшая приспосабливаемость к рыночным условиям, меньшая задолженность по заработной плате, а также перед бюджетом и партнерами; более низкий уровень издержек производства и реализации; более высокий уровень наукоемкости продукции; меньшая доля бартерных расчетов.

Создание эффективной  экономики предполагает динамичное развитие малого предпринимательства. На нынешнем этапе экономического развития Республики Беларусь деятельность малого предпринимательства направлено на содействие увеличению занятости, реорганизации крупных государственных предприятий, придание экономике дополнительной гибкости в оказании услуг и производстве потребительских товаров, содействие развитию конкурентной среды. Кроме того, малый бизнес оказывает влияние на активизацию инновационной деятельности, развитие импортозамещающих отраслей и внешней торговли.

История развития малого предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает более 15 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в экономических и правовых условиях, государственной политике в сфере малого бизнеса.

Становление малого предпринимательства  в Республике Беларусь можно условно  разделить на два этапа.

1-ый этап: до 1996 года. Этот этап  характеризуется быстрым ростом количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Массовое возникновение  малых предприятий началось в  республике в начале 90-х годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать выход от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки», коммерческие киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались предпринимательские союзы. Государственная власть также не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулировавшими развитие негосударственных, в том числе малых  предприятий, явились законы о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990 – 1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, а также Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.

2-ой этап: после 1996 года ¾ характеризуется обновлением и созданием правового поля, устанавливающего государственное регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью и, как следствие, более низкими темпами роста количества субъектов малого предпринимательства.

В 1996 – 1997 годах наблюдалась  значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в следующем:

  1. Президентом подписаны указы «О государственной поддержке малого предпринимательства» и «О совершенствовании государственного управления в области предпринимательства и содействия инвестициям». В соответствии с этими указами было создано Министерство предпринимательства и инвестиций, призванное поддерживать негосударственный сектор экономики.
  2. Верховным Советом Республики Беларусь принят Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Беларусь».
  3. Принято постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об инкубаторах малого предпринимательства в Республике Беларусь», утвержден Совет по развитию предпринимательства и инвестиций [5].
  4. Принят Указ № 255 от 21 мая 2009 г. 
    «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства».

С октября 2001 г. реализацию государственной политики по поддержке  и развитию малого предпринимательства  и координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в указанной сфере осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь через Департамент по предпринимательству.

В соответствии с действующим  законодательством малое предпринимательство в Республике Беларусь существует в двух формах: юридические лица (малые предприятия) и предприниматели без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели). К малым предприятиям относятся предприятия со среднесписочной численностью работников:

  • в промышленности и на транспорте – до 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-производственной сфере – до 60 человек;
  • в строительстве и оптовой торговле – до 50 человек;
  • в других отраслях производственной сферы,
  • общественном питании, бытовом обслуживании населения и розничной торговле – до 30 человек;
  • в других отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек[6].

Итак, рассмотрим основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь.

Анализируя  данные таблицы 1, можно отметить, что  до 1996 года сектор малого бизнеса в  Республике Беларусь развивался очень  быстрыми темпами. Если в 1991 году количество малых предприятий составляло 7,8 тысяч, то в 1996 году их было уже 23,8 тысяч. Как уже отмечалось выше, это было вызвано тем, что малый бизнес первоначально  носил стихийный характер. Получив относительную экономическую свободу, люди стремились реализовать свои способности, восполнить дефицит товаров, повысить качество предоставляемых услуг.

Однако, с 1999 по 2002 годы количество малых предприятий по сравнению  с предыдущим периодом выросло незначительно (24,3 тысячи в 1997 году и 27,8 тысяч в 2001 году).

Что касается количества индивидуальных предпринимателей, то их число по данным на конец 1996 года увеличилось почти в 5,5 раза по сравнению  с 1991 годом (27,5 тысяч в 1991 году и 148,6 тысяч  в 1996 году). По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, количество индивидуальных предпринимателей на конец 2007 года составило 280,0 тысяч и увеличилось по сравнению с 2004 годом на 81,6 тысяч или на 28,9%. Действующие в 2001 – 2002 годах более благоприятные условия налогообложения, связанные в основном с введением единого налога для индивидуальных предпринимателей, а также упрощение процедуры государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, способствовали устойчивому росту их количества. За январь-декабрь 2007 года число индивидуальных предпринимателей увеличилось почти на 10 тысяч человек и составило на 1 января 2007 года около 190 тысяч [1,с.96].

На рисунке 1. отражена динамика изменения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за 1996 ¾ 2007 гг.

 

Рисунок 1. Динамика изменения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за 1996 ¾ 2007 г.г. [1,с.96].

С 2007 года наметилась тенденция  уменьшения количества малых предприятий и рост индивидуальных предпринимателей. Основные причины данной тенденции следующие:

- более сложная, дорогостоящая и нестабильная процедура государственной регистрации малых предприятий по сравнению с индивидуальными предпринимателями;

- меньшие затраты для входа на рынок и соответственно меньшие риски для индивидуальных предпринимателей в условиях недостаточной гарантии защиты права собственности;

- меньший налоговый пресс и более простые системы налогообложения и бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей.

Однако следует отметить, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года в республике составило 48 тысяч предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 3,36 тыс предприятия или на 7%.

К концу 2008 года в Беларуси насчитывалось около 60 000 частных предприятий.   

Малый бизнес в Беларуси составляет около 10 % ВВП, а удельный вес выручки составляет чуть более 20 %. Как считает руководитель департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Александр  Лихачевский, в 2010 году доля малого бизнеса в экономике Беларуси составила 30 %.

Большая часть предприятий  малого бизнеса в Беларуси работает в сфере общественного питания. Доля частных предприятий, которые  работают в сельском хозяйстве, производственной деятельности, связи и транспорте очень невелика[5].

По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2011 г. в  республике состоит на учете 90497 субъектов  малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6823 (или на 8,2%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 4303 (или на 5%).

По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов среднего предпринимательства.

Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.

Удельный вес поступлений  платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 18,4%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%[12].

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности