Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа
Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты
ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5
Понятие предпринимательства
Условия существования, признаки, виды, цели предпринимательства в экономической системе
5
7
2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
10
2.1. Инструменты предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.2. Анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3. Анализ состояния и особенностей развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь и предложения по её совершенствованию
10
12
16
21
3.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
2.4. освободить:
инвесторов от уплаты
2.5. обеспечить
по предложениям местных
2.6. предоставить
право преимущественного
2.8. создать в течение 2011 года единую информационную базу о неиспользуемом государственном имуществе, предназначенном для продажи и сдачи в аренду, и обеспечить к ней свободный и бесплатный доступ всем пользователям глобальной компьютерной сети Интернет.
3. Ликвидировать
излишние административные
4. Завершить
гармонизацию налоговой
5. Придать контрольной
(надзорной) деятельности
6. Усовершенствовать
инфраструктуру и систему
7. Исключить излишнее регулирование рынка труда.
8. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Республике Беларусь механизмов государственно-частного партнерства.
9. Обеспечить
однозначное правовое
Таким образом, государство регулирует предпринимательскую деятельность и создает правовые режимы, а именно: общий правовой режим - распространяется на все субъекты предпринимательской деятельности, например регистрация и др.; специальный правовой режим - определяет деятельность определенных субъектов предпринимательского права, например, банки, страховые компании, биржи и др. Регулирование предпринимательской деятельности осуществляется государством при помощи: установления требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности; введения запретов на проявление тех или иных видов предпринимательской деятельности; применения санкций и мер ответственности; принудительная реорганизация юридического лица.
2.3. Анализ состояния и особенностей развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
Особая роль в государственном
регулировании предпринимательс
Создание эффективной экономики предполагает динамичное развитие малого предпринимательства. На нынешнем этапе экономического развития Республики Беларусь деятельность малого предпринимательства направлено на содействие увеличению занятости, реорганизации крупных государственных предприятий, придание экономике дополнительной гибкости в оказании услуг и производстве потребительских товаров, содействие развитию конкурентной среды. Кроме того, малый бизнес оказывает влияние на активизацию инновационной деятельности, развитие импортозамещающих отраслей и внешней торговли.
История развития малого
предпринимательства в
Становление малого предпринимательства в Республике Беларусь можно условно разделить на два этапа.
1-ый этап: до 1996 года. Этот этап характеризуется быстрым ростом количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей при отсутствии системной нормативно-правовой базы и инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Массовое возникновение малых предприятий началось в республике в начале 90-х годов на волне либерализации экономических отношений. Усиливающиеся кризисные явления в экономике вынуждали все более широкие слои населения самостоятельно искать выход от снижения уровня жизни. Этапами становления негосударственного сектора экономики были кооперативы, малые предприятия, «челноки», коммерческие киоски. Для поддержания частного предпринимательства образовались предпринимательские союзы. Государственная власть также не осталась в стороне от этого процесса. Основными нормативными документами, стимулировавшими развитие негосударственных, в том числе малых предприятий, явились законы о собственности, о предприятии, о предпринимательстве, принятые в 1990 – 1991 годах и открывшие дорогу частному предпринимательству, а также Закон «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (1993), определивший организационные формы предпринимательства, постановление Совета Министров от 20.05.91 о малых предприятиях. Экономическая либерализация способствовала довольно интенсивному росту числа малых предприятий. Об этом свидетельствуют данные таблицы 1.
2-ой этап: после 1996 года ¾ характеризуется обновлением и созданием правового поля, устанавливающего государственное регулирование и контроль за предпринимательской деятельностью и, как следствие, более низкими темпами роста количества субъектов малого предпринимательства.
В 1996 – 1997 годах наблюдалась значительная активность государственных органов по стимулированию развития предпринимательства и малого бизнеса. Это проявилось в следующем:
С октября 2001 г. реализацию государственной политики по поддержке и развитию малого предпринимательства и координации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в указанной сфере осуществляет Министерство экономики Республики Беларусь через Департамент по предпринимательству.
В соответствии с действующим
законодательством малое
Итак, рассмотрим основные тенденции развития малого бизнеса в Республике Беларусь.
Анализируя данные таблицы 1, можно отметить, что до 1996 года сектор малого бизнеса в Республике Беларусь развивался очень быстрыми темпами. Если в 1991 году количество малых предприятий составляло 7,8 тысяч, то в 1996 году их было уже 23,8 тысяч. Как уже отмечалось выше, это было вызвано тем, что малый бизнес первоначально носил стихийный характер. Получив относительную экономическую свободу, люди стремились реализовать свои способности, восполнить дефицит товаров, повысить качество предоставляемых услуг.
Однако, с 1999 по 2002 годы количество малых предприятий по сравнению с предыдущим периодом выросло незначительно (24,3 тысячи в 1997 году и 27,8 тысяч в 2001 году).
Что касается количества индивидуальных предпринимателей, то их число по данным на конец 1996 года увеличилось почти в 5,5 раза по сравнению с 1991 годом (27,5 тысяч в 1991 году и 148,6 тысяч в 1996 году). По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, количество индивидуальных предпринимателей на конец 2007 года составило 280,0 тысяч и увеличилось по сравнению с 2004 годом на 81,6 тысяч или на 28,9%. Действующие в 2001 – 2002 годах более благоприятные условия налогообложения, связанные в основном с введением единого налога для индивидуальных предпринимателей, а также упрощение процедуры государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, способствовали устойчивому росту их количества. За январь-декабрь 2007 года число индивидуальных предпринимателей увеличилось почти на 10 тысяч человек и составило на 1 января 2007 года около 190 тысяч [1,с.96].
На рисунке 1. отражена динамика изменения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за 1996 ¾ 2007 гг.
Рисунок 1. Динамика изменения количества малых предприятий и индивидуальных предпринимателей за 1996 ¾ 2007 г.г. [1,с.96].
С 2007 года наметилась тенденция уменьшения количества малых предприятий и рост индивидуальных предпринимателей. Основные причины данной тенденции следующие:
- более сложная, дорогостоящая и нестабильная процедура государственной регистрации малых предприятий по сравнению с индивидуальными предпринимателями;
- меньшие затраты для входа на рынок и соответственно меньшие риски для индивидуальных предпринимателей в условиях недостаточной гарантии защиты права собственности;
- меньший налоговый пресс и более простые системы налогообложения и бухгалтерского учета для индивидуальных предпринимателей.
Однако следует отметить, по данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь количество малых предприятий всех форм собственности на конец 2007 года в республике составило 48 тысяч предприятий, по сравнению с 2006 годом их число увеличилось на 3,36 тыс предприятия или на 7%.
К концу 2008 года в Беларуси насчитывалось около 60 000 частных предприятий.
Малый бизнес в Беларуси составляет около 10 % ВВП, а удельный вес выручки составляет чуть более 20 %. Как считает руководитель департамента по предпринимательству Министерства экономики Беларуси Александр Лихачевский, в 2010 году доля малого бизнеса в экономике Беларуси составила 30 %.
Большая часть предприятий малого бизнеса в Беларуси работает в сфере общественного питания. Доля частных предприятий, которые работают в сельском хозяйстве, производственной деятельности, связи и транспорте очень невелика[5].
По информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по состоянию на 1 сентября 2011 г. в республике состоит на учете 90497 субъектов малого предпринимательства – юридических лиц. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года количество юридических лиц – субъектов малого предпринимательства увеличилось на 6823 (или на 8,2%), по сравнению с началом года – также увеличилось на 4303 (или на 5%).
По состоянию на 1 сентября 2011 г. на учете стоит 2384 субъектов среднего предпринимательства.
Численность индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 сентября 2011 г. составила 227000 человек.
Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого и среднего предпринимательства на 1 сентября 2011 г. составил 28,3%, в том числе от субъектов малого предпринимательства – юридических лиц – 18,4%, от субъектов среднего предпринимательства - 7,3%, от индивидуальных предпринимателей – 2,6%[12].
Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности