Государственное регулирование предпринимательской деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательство, бизнес — самостоятельная, осуществляемая на свой риск экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом и/или нематериальными активами, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности может оцениваться не только размерами полученной прибыли, но и изменением стоимости бизнеса. Предпринимательство — важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
3
1.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5

Понятие предпринимательства
Условия существования, признаки, виды, цели предпринимательства в экономической системе
5
7
2.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
10

2.1. Инструменты предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.2. Анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.3. Анализ состояния и особенностей развития малого предпринимательства в Республике Беларусь
2.4. Государственная поддержка малого бизнеса в Республике Беларусь и предложения по её совершенствованию
10

12

16

21
3.
НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

КУРСАЧ - ДОРАБОТАННЫЙ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

Предпринимательство характеризуется  следующими признаками:

1) не только свобода в выборе  хозяйственной деятельности и  ее методов, не только самостоятельность,  но главное — новаторство. 

2) ответственность за  принимаемые решения и их последствия  и сопряженный с этим риск. Не связанная с ответственностью деятельность — это не предпринимательство, а простое распорядительство по поручению;

3) ориентация на достижения экономического  и, может быть, морального успеха.

Наиболее распространены сейчас следующие формы предпринимательства:

- индивидуальная;

- совместная (совместные предприятия СП);

        - рисковое (венчурное), т. е. инновационные фирмы — проводники и разведчики НТП [7, с. 191].

В зависимости от содержания предпринимательской деятельности и ее связи с основными стадиями воспроизводственного процесса различают следующие виды предпринимательства: производственное, коммерческое, финансовое, страховое, посредническое.

Основу производственного предпринимательства составляет производство любой направленности: материальное, интеллектуальное, творческое. При этом предприниматель, используя в качестве факторов собственные или приобретаемые орудия и предметы труда, рабочую силу, организует производство продукции, услуг, информации, духовных ценностей для последующей продажи потребителям или торговым организациям.

В коммерческом предпринимательстве бизнесмен выступает в роли торговца, коммерсанта, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц. Прослеживается тесная взаимосвязь между бизнесом в сфере производства и в сфере обращения, обмена: произведенные товары надо обменивать на другие товары или деньги.

Финансовое предпринимательство — это особый вид коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают деньги, иностранная валюта и ценные бумаги, продаваемые покупателю или предоставляемые ему в кредит. Финансовое предпринимательство распространяется на широкий круг операций, включающих продажу и покупку иностранной валюты, обмен ценных бумаг на деньги, на валюту или на другие ценные бумаги.

Страховое предпринимательство состоит в том, что предприниматель гарантирует страхователю за определенную плату компенсацию возможного ущерба имуществу, ценностям, жизни в результате непредвиденного случая.

Еще один вид предпринимательства — посредничество. Поскольку этот вид бизнеса тесно примыкает и выступает составной частью других видов предпринимательства, уместно говорить о посредничестве в производственной, торгово-коммерческой, финансово-кредитной сфере. Посредничество характеризуется тем, что предприниматель не производит продукцию, не торгует товарами, ценными бумагами, не дает денежный кредит, а лишь оказывает посреднические услуги. Место посредника — между производителем или продавцом товара и покупателем, он способствует сделке, объединяя их в общую цепь предпринимательской операции [4, с. 140].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1. Инструменты предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

В современных  условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской  деятельности Республики Беларусь является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям[10].

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования  входят:

- разработка, принятие и контроль за законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

- повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

- ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля за деятельностью предприятий;

- создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

- обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

- сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

- содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

- обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;

- поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов[10].

Характеризуя  государственное регулирование  экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства.

Его основными  задачами являются:

- осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

- повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

- поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

- укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

- пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними[10].

Регулирование все более направлено на повышение  эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.

 

2.2. Анализ государственного регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по административному надзору и нормативному регулированию производства. Сейчас нормативное регулирование распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции). С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.

Важным направлением государственного регулирования является патентная политика государства. Она сводится к ограничению срока жизни патента и осуществлению принудительного лицензирования новых патентов за относительно умеренную лицензионную плату. Главным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.

В Директиве  № 4 от 31 декабря 2010 г. «О развитии предпринимательской  инициативы и стимулировании деловой  активности в Республике Беларусь»  говорится, что  создание благоприятных  условий для предпринимательской  деятельности является одним из основных стратегических факторов устойчивого социально-экономического развития республики. Со стороны государства требуется принятие комплекса мер, которые могли бы существенно поднять роль предпринимательства, реально повысить его вклад в формирование темпов экономического роста, обеспечение высокой эффективности функционирования белорусской экономики на основе максимального использования частной инициативы. Не случайно одним из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь в предстоящем пятилетии является развитие человеческого потенциала, инициативы и предпринимательства. Это означает формирование полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов предпринимательской деятельности (государственных и частных, отечественных и иностранных) и в конечном итоге – созданием без барьерной деловой среды[12].

Главный принцип  в этой сфере: конкуренция – везде, где возможно, государственное регулирование  – там, где необходимо. В целях дальнейшей либерализации белорусской экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития:

1. Обеспечить  дальнейшее развитие добросовестной  конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности . В этих целях:

1.1. необходимо: осуществить переход к рыночным  механизмам ценообразования, способствующим  повышению качества и конкурентоспособности  товаров (работ, услуг); исключить  вмешательство органов государственного управления в процесс ценообразования субъектов предпринимательской деятельности; отменить ограничение надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательное составление экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги); сохранить государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения;

1.2. не допускать  установления межобластных и иных региональных ограничений при осуществлении торговли товарами, выполнении работ (оказании услуг);

1.3. проводить  открытую конкурентную и антимонопольную  политику, направленную на предотвращение  монополистической деятельности  и недобросовестной конкуренции, достижение эффективного функционирования товарных рынков;

1.4. обеспечить  введение в Республике Беларусь  возможности электронной государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей, в том числе создание веб-портала  Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь.

2. Принимать  самые серьезные меры по защите  и развитию частной собственности.  Создавать условия для беспрепятственного  осуществления предпринимательской  деятельности, в том числе:

2.1. гарантировать  добросовестным приобретателям  имущества сохранение прав собственности  и пользования этим имуществом.

2.2. обеспечить  упрощение порядка предоставления  земельных участков субъектам  предпринимательской деятельности;

2.3. предоставлять  субъектам предпринимательской  деятельности, осуществляющим инвестиционные  проекты по созданию объектов  придорожного сервиса, льготы  по земельному налогу (арендной  плате  
за земельные участки) в течение двух лет после окончания строительства таких объектов, другие льготы, аналогичные установленным для организаций, осуществляющих производственную деятельность в сельской местности, малых населенных пунктах;

Информация о работе Государственное регулирование предпринимательской деятельности