Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще¬ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа¬лизуется экономическая и социальная политика государства, ос¬нованная на определенной концепции.
Введение 3
1.Экономическая сущность государственного регулирования
экономики 6
1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование 6
1.2 Объекты, цели и задачи ГРЭ. 10
1.3 Границы вмешательства государства в экономику. 13
2.Методы и инструменты ГРЭ. 17
2.1 Социальная политика государства. 18
2.2 Финансовая политика государства 20
2.2.1 Налоги 21
2.2.2 Государственный бюджет 27
3 Государственное регулирование экономики в России 32
Заключение. 36
Список литературы 38
На рисунке 1 представлена динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2011гг.[22]
Рис. 1. Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет консолидированный РФ.
Рис. 2. Структура и динамика задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет РФ.
Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет формируется балансом доходов и расходов за отчетный период
Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы
Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:
- неоправданно дорогостоящие социальные программы;
- крупномасштабный оборот “теневого” капитала;
- спад общественного производства;
- рост предельных издержек общественного производства;
- массовый выпуск обесценивающихся денег;
- огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.
Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработицей, которые, однако, являются неизбежными элементами экономической системы.
Существует несколько
концепций бюджетной политики. Общепринятая
концепция базируется на том, что
бюджет должен быть ежегодно сбалансирован.
Однако при более детальном
В данный момент все большую популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.
Существует также концепция,
связанная с идеей так
Не смотря на все эти концепции бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям для государств, поскольку нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.[10]
На рисунке 3 представлен профицит, дефицит консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации (в процентах к ВВП) за 2005-2010гг. [25]
Рис. 3. Профицит , дефицит консолидированного и федерального бюджетов РФ.
Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг очень тесно связаны.
В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку государство будет вынужденно поднять налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а это, в свою очередь, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность.
В таблице 2 представлен Консолидированный бюджет РФ и бюджеты государтвенных внебюджетных фондов в 2010г.[21]
Таблица 2
КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ
БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в
2010г.
млрд. рублей
Консолидированный |
из него: | ||
федеральный бюджет |
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации | ||
Доходы - всего |
16031,9 |
8305,4 |
6537,3 |
из них: |
|||
налог на прибыль организаций |
1774,6 |
255,0 |
1519,5 |
налог на доходы физических лиц |
1790,5 |
- |
1790,5 |
страховые взносы на обязательное |
2477,1 |
- |
- |
налог на добавленную стоимость: |
|||
на товары (работы, услуги), |
1329,1 |
1328,7 |
0,3 |
на товары, ввозимые на территорию |
1169,5 |
1169,5 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции): |
|||
производимым на территории |
441,4 |
113,9 |
327,5 |
ввозимым на территорию |
30,1 |
30,1 |
- |
налоги на совокупный доход |
207,7 |
- |
178,9 |
налоги на имущество |
628,2 |
- |
628,2 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1440,8 |
1408,3 |
32,4 |
задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
56,1 |
33,3 |
2,2 |
из нее единый социальный налог |
45,7 |
32,9 |
0,0 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
3227,7 |
3227,7 |
- |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
679,7 |
427,8 |
228,0 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
77,6 |
53,3 |
24,3 |
безвозмездные поступления |
114,1 |
0,3 |
1511,7 |
доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности |
46,1 |
0,2 |
45,9 |
Расходы - всего |
17616,7 |
10117,5 |
6636,9 |
из них на: |
|||
общегосударственные вопросы |
1440,6 |
887,9 |
481,5 |
из них на обслуживание
государственного |
260,7 |
195,0 |
71,3 |
национальную оборону |
1279,7 |
1276,5 |
3,2 |
национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
1339,4 |
1085,4 |
254,1 |
национальную экономику |
2323,3 |
1222,7 |
1103,6 |
из нее на: |
|||
топливно-энергетический комплекс |
48,5 |
18,0 |
30,5 |
сельское хозяйство и рыболовство |
262,3 |
35,3 |
227,0 |
транспорт |
461,7 |
303,1 |
161,5 |
дорожное хозяйство |
645,0 |
281,1 |
363,9 |
связь и информатику |
69,2 |
39,3 |
29,8 |
прикладные научные |
122,9 |
119,9 |
3,0 |
другие вопросы в области национальной экономики |
535,2 |
347,4 |
187,8 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
1071,4 |
234,9 |
836,5 |
социально-культурные мероприятия |
10133,8 |
1260,7 |
3642,8 |
межбюджетные трансферты |
0,0 |
4135,9 |
300,4 |
из них межбюджетные трансферты
бюджетам |
- |
2757,6 |
290,7 |
Дефицит |
1584,7 |
1812,0 |
99,6 |
Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:
- повышение уровня жизни населения
- обеспечение национальной безопасности
- обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.
Для выполнения 1 стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия для здорового образа жизни, рождаемости полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.
2 стратегическая задача
предполагает сохранение
3 задача, являясь особо
важной в условиях
Обеспечение относительной
самодостаточности российской экономики
предполагает создание самостоятельной
экономической системы
Тесная взаимосвязь
Для реализации долгосрочного
экономического роста России необходимо
основное внимание уделить развитию
факторов производства: человеческому,
природному, финансовому. Важно стимулировать
увеличение спроса на отечественную
продукцию со стороны внутреннего
рынка и расширять возможность
ее реализации на внешнем рынке. Основным
способом расширения спроса на внутреннем
рынке является, помимо повышения
конкурентоспособности
Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами на поставку сырья должно быть связано с определением доли поставок высокотехнологичной продукции.[19]
Обеспечить экономический
рост можно только при условии
повышения уровня производства товаров
и услуг, роста производительности
и труда, внедрения в производство
и управление новых технологий. Нельзя
решить проблему долгосрочного экономического
роста без активизации и
Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только эффективную долгосрочную стратегию такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими направлениями деятельности государства являются:
1. Достижение сплоченности общества вокруг национальной идеи экономического роста;
2. Стимулирование прироста населения
3. Развитие предпринимательства и на этой основе увеличение роста занятости и снижение уровня безработицы
4. Стимулирование обновления производства, развития производственной инфраструктуры.
Государственные институты
просто обязаны повысить качественную
составляющую законодательной базы
для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные
методы сотрудничества с предпринимательством,
снизить уровень
Проблема экономического
роста, равно как и проблема экономического
развития страны, весьма противоречива.
Но при этом важно, чтобы рост и
положительная динамика развития были
устойчивыми. Это предпочтительнее,
чем процесс спада и
ГРЭ – сфера деятельности
органов государственной власти
относительно целенаправленного влияния
на поведение субъектов
Некоторые отечественные
исследователи описывают
Сущность механизма
По мнению Фетисовой В.А., более исчерпывающим является определение: механизм государственного регулирования деятельности субъектов рынка – это совокупность форм, методов, средств влияния на экономику, которые охватывают экономические отношения, что сложилось между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации цели [27].
Другие ученые определяют
ГРЭ, как систему мер государства
для осуществления
Несколько по-иному подходит к определению термина И. П. Николаева, рассматривая государственное регулирование экономики с теоретического и практического взгляда. С теоретической точки зрения ГРЭ - это система знаний о сущности, закономерностях действия и правила применения типичных методов и средств влияния государства на ход социально-экономического развития, направленных на достижение целей государственной экономической политики [28].
Государственное регулирование
— объективная необходимость
развития экономики. Причем, степень
государственного регулирования зависит
от уровня развития рыночных отношений.
Так или иначе, в любой стране,
при любой общественно-
Информация о работе Государственное регулирование экономики России