Государственное регулирование экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще¬ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа¬лизуется экономическая и социальная политика государства, ос¬нованная на определенной концепции.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность государственного регулирования
экономики 6
1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование 6
1.2 Объекты, цели и задачи ГРЭ. 10
1.3 Границы вмешательства государства в экономику. 13
2.Методы и инструменты ГРЭ. 17
2.1 Социальная политика государства. 18
2.2 Финансовая политика государства 20
2.2.1 Налоги 21
2.2.2 Государственный бюджет 27
3 Государственное регулирование экономики в России 32
Заключение. 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 150.76 Кб (Скачать)

 

На рисунке 1 представлена динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2008-2011гг.[22]

 

Рис. 1. Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей  в бюджет консолидированный РФ.

На рисунке  2 представлена структура и динамика задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Российской Федерации на начало месяца, млрд. рублей.[23]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Структура  и динамика задолженности по налогам  и сборам в консолидированный  бюджет РФ.

2.2.2 Государственный  бюджет

 

Государственный бюджет - это  подлежащая перераспределению часть  национального дохода. Бюджет формируется  балансом доходов и расходов за отчетный период

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие  показатели состояния экономики, поэтому  данной проблеме традиционно уделяется  большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят  его доходы

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

- неоправданно дорогостоящие социальные программы;

- крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

- спад общественного производства;

- рост предельных издержек общественного производства;

- массовый выпуск обесценивающихся денег;

- огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

Бюджетный дефицит относится  к негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработицей, которые, однако, являются неизбежными  элементами экономической системы.

Существует несколько  концепций бюджетной политики. Общепринятая концепция базируется на том, что  бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако при более детальном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что  такое состояние бюджета в  значительной степени уменьшает  эффективность фискальной политики государства, имеющей стабилизирующую  направленность.

В данный момент все большую  популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что  бюджет должен быть сбалансирован в  ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция  предполагает, что правительство  осуществляет антициклическое воздействие  и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы  противостоять спаду, правительство  снижает налоги и увеличивает  расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.

Существует также концепция, связанная с идеей так называемых “функциональных финансов”. В соответствии с этой концепцией целью государственных  финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, снижение бюджетного дефицита, соответственно с данной концепцией является второстепенной проблемой.

Не смотря на все эти  концепции бюджетного дефицита, крупные  дефициты приводят к значительным отрицательным  последствиям для государств, поскольку нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.[10]

На рисунке 3 представлен профицит, дефицит консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации (в процентах к ВВП)  за 2005-2010гг. [25]

Рис. 3. Профицит , дефицит  консолидированного и федерального бюджетов РФ.

 

Государственный долг - это  сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  за вычетом имевшихся за это время  положительных сальдо бюджета. Бюджетный  дефицит и государственный долг очень тесно связаны.

В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку  государство будет вынужденно поднять  налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а  это, в свою очередь, может подорвать  действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в  производство, а также усилить социальную напряженность.

В таблице 2 представлен Консолидированный  бюджет РФ и бюджеты государтвенных внебюджетных фондов в 2010г.[21]

 

Таблица 2

КОНСОЛИДИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
И БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ в 2010г.

млрд. рублей

 

Консолидированный  
бюджет Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов

из него:

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты  субъектов Российской Федерации

Доходы - всего

16031,9

8305,4

6537,3

из них:

     

налог на прибыль организаций

1774,6

255,0

1519,5

налог на доходы физических лиц

1790,5

-

1790,5

страховые взносы на обязательное 
социальное страхование

2477,1

-

-

налог на добавленную стоимость:

     

на товары (работы, услуги),  
   реализуемые на территории  
   Российской Федерации

1329,1

1328,7

0,3

на товары, ввозимые на территорию  
   Российской Федерации

1169,5

1169,5

-

акцизы по подакцизным  товарам (продукции):

     

производимым на территории  
   Российской Федерации

441,4

113,9

327,5

ввозимым на территорию  
   Российской Федерации

30,1

30,1

-

налоги на совокупный доход 

207,7

-

178,9

налоги на имущество

628,2

-

628,2

налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами

1440,8

1408,3

32,4

задолженность и перерасчеты  по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

56,1

33,3

2,2

из нее единый социальный налог

45,7

32,9

0,0

доходы от внешнеэкономической  деятельности

3227,7

3227,7

-

доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  и муниципальной собственности

679,7

427,8

228,0

платежи при пользовании  природными ресурсами

77,6

53,3

24,3

безвозмездные поступления

114,1

0,3

1511,7

доходы от предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности

46,1

0,2

45,9

Расходы - всего

17616,7

10117,5

6636,9

из них на:

     

общегосударственные вопросы 

1440,6

887,9

481,5

из них на обслуживание государственного 
    и муниципального долга

260,7

195,0

71,3

национальную оборону

1279,7

1276,5

3,2

национальную безопасность и правоохранительную деятельность

1339,4

1085,4

254,1

национальную экономику

2323,3

1222,7

1103,6

из нее на:

     

топливно-энергетический комплекс

48,5

18,0

30,5

сельское хозяйство и  рыболовство

262,3

35,3

227,0

транспорт

461,7

303,1

161,5

дорожное хозяйство

645,0

281,1

363,9

связь и информатику

69,2

39,3

29,8

прикладные научные исследования в области  
   национальной экономики

122,9

119,9

3,0

другие вопросы в области  национальной экономики

535,2

347,4

187,8

жилищно-коммунальное хозяйство

1071,4

234,9

836,5

социально-культурные мероприятия

10133,8

1260,7

3642,8

межбюджетные трансферты

0,0

4135,9

300,4

из них межбюджетные трансферты бюджетам  
   государственных внебюджетных фондов

-

2757,6

290,7

Дефицит

1584,7

1812,0

99,6


 

 

3. Государственное регулирование экономики в России.

 

Экономическое развитие современной России нацелено на три основные задачи:

- повышение уровня жизни населения

- обеспечение национальной безопасности

- обеспечение достойного места страны в мировом сообществе.

Для выполнения 1 стратегической задачи необходимо добиться высокого уровня доходов большинства населения, высокого уровня образования и экономической  востребованности высокообразованных кадров, а также обеспечить условия  для здорового образа жизни, рождаемости  полноценных детей и увеличения продолжительности жизни.

2 стратегическая задача  предполагает сохранение государственной целостности и независимости посредством обеспечения достаточного для безопасности страны уровня обороноспособности.

3 задача, являясь особо  важной в условиях глобализации, предполагает увеличение технологичности  производства, оптимизацию экспорта-импорта  в сторону расширения экспорта  продуктов с высокой долей  добавленной стоимости, нахождение  своих экономически выгодных  ниш в международном разделении  труда.

Обеспечение относительной  самодостаточности российской экономики  предполагает создание самостоятельной  экономической системы рыночного  типа, способной развиваться с  опорой на внутренние ресурсы и  развитый внутренний рынок этих ресурсов. Особо важным  является постепенное  снижение зависимости развития страны от внешней конъюнктуры, а также  обеспечение развитости отраслей и  бизнес-структур в необходимых для  удовлетворения внутренних потребностей страны размерах.

Тесная взаимосвязь экономического роста должна проявляться, прежде всего в том, что рост экономики должен сопровождаться ростом уровня жизни, укреплением безопасности страны и упрочнением ее позиций на мировой арене. В этом случае экономический рост приобретает особую практическую значимость для всего общества. И в таком случае он может выступить определяющим элементом консолидирующей национальной идеи.

Для реализации долгосрочного  экономического роста России необходимо основное внимание уделить развитию факторов производства: человеческому, природному, финансовому. Важно стимулировать  увеличение спроса на отечественную  продукцию со стороны внутреннего  рынка и расширять возможность  ее реализации на внешнем рынке. Основным способом расширения спроса на внутреннем рынке является, помимо повышения  конкурентоспособности отечественной  продукции на внешнем рынке необходима активизация протекционистской  политики государства.

Решить эту проблему далеко не просто, но необходимо. По крайней  мере, заключение долговременных контрактов с зарубежными государствами  на поставку сырья должно быть связано  с определением доли поставок высокотехнологичной  продукции.[19]

Обеспечить экономический  рост можно только при условии  повышения уровня производства товаров  и услуг, роста производительности и труда, внедрения в производство и управление новых технологий. Нельзя решить проблему долгосрочного экономического роста без активизации и стимулирования всех форм предпринимательской деятельности и повышения трудовой мотивации  наемных работников.

Государство, как общественный институт в рыночной системе хозяйствования, должно взять на себя определяющую роль в обеспечении экономического роста. Оно должно вырабатывать только  эффективную долгосрочную стратегию  такого роста, но и обеспечить реализацию конкретных, тактических задач. Главнейшими  направлениями деятельности государства  являются:

1. Достижение сплоченности общества вокруг национальной идеи экономического роста;

2. Стимулирование прироста населения

3. Развитие предпринимательства и на этой основе увеличение роста занятости и снижение уровня безработицы

4. Стимулирование обновления производства, развития производственной инфраструктуры.

Государственные институты  просто обязаны повысить качественную составляющую законодательной базы для ведения бизнеса, убрать нецивилизованные методы сотрудничества с предпринимательством, снизить уровень административного  капитала.

Проблема экономического роста, равно как и проблема экономического развития страны, весьма противоречива. Но при этом важно, чтобы рост и  положительная динамика развития были устойчивыми. Это предпочтительнее, чем процесс спада и деградации. Также важно, чтобы каждый гражданин  России ощутил на себе положительное  воздействие экономического роста  страны.[18]

ГРЭ – сфера деятельности органов государственной власти относительно целенаправленного влияния  на поведение субъектов хозяйствования путем применения разнообразных  методов и средств. Т.е., ГРЭ можно  рассматривать как функцию государственного управления экономикой, как инструмент реализации экономической политики.

Некоторые отечественные  исследователи описывают механизм государственного регулирования как  систему, которая объединяет цель и  инструменты экономической политики, но не дают его полного определения.

Сущность механизма государственного регулирования раскрывается в работах Капканщикова С.Г.. Ученый определяет его как систему технических для определенного способа производства форм, методов, рычагов, инструментов влияния на экономику, на процесс воспроизведения на основе присущих ему законов и согласно правовым нормам общества. Такое определение упрощает понятие механизма, так как ограничивает круг элементов, которые составляют его основу [29].

По мнению Фетисовой В.А., более исчерпывающим является определение: механизм государственного регулирования  деятельности субъектов рынка –  это совокупность форм, методов, средств влияния на экономику, которые охватывают экономические отношения, что сложилось между субъектами и объектами регулирования в процессе определения и реализации цели [27].

Другие ученые  определяют ГРЭ, как систему  мер государства  для осуществления поддерживаемой, компенсационной и регулирующей деятельности государства, направленной на создание нормальных условий эффективного функционирования рынка и решение сложных социально-экономических проблем развития национальной экономики и всего общества. Такое определение является полным, поскольку раскрывает функции, цели и объекты государственного вмешательства в экономику, и поведение граждан. ГРЭ может осуществляться лишь в пределах функциональных действий государства на основе системы управления для объединения воли всех граждан страны. Эта система должна обеспечить безопасность государства от беспредела отдельных граждан и одновременно учитывать поведение граждан, защищать их права. 

Несколько по-иному подходит к определению  термина И. П. Николаева, рассматривая государственное регулирование экономики с теоретического и практического взгляда. С теоретической точки зрения ГРЭ - это система знаний о сущности, закономерностях действия и правила применения типичных методов и средств влияния государства на ход социально-экономического развития, направленных на достижение целей государственной экономической политики [28].

 

 

Заключение.

 

Государственное регулирование  — объективная необходимость  развития экономики. Причем, степень  государственного регулирования зависит  от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе  экономика в той или иной степени  регулируется государством в лице государственных  органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных  ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных  инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных  социальных и экономических программ.

Информация о работе Государственное регулирование экономики России