Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще¬ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа¬лизуется экономическая и социальная политика государства, ос¬нованная на определенной концепции.
Введение 3
1.Экономическая сущность государственного регулирования
экономики 6
1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование 6
1.2 Объекты, цели и задачи ГРЭ. 10
1.3 Границы вмешательства государства в экономику. 13
2.Методы и инструменты ГРЭ. 17
2.1 Социальная политика государства. 18
2.2 Финансовая политика государства 20
2.2.1 Налоги 21
2.2.2 Государственный бюджет 27
3 Государственное регулирование экономики в России 32
Заключение. 36
Список литературы 38
Политика регулирования доходов
Как инструмент борьбы с инфляцией используют политику регулирования доходов («замораживание» цен и зарплаты);
Социальная политика
Социальное регулирование
со стороны государства направлено
на обеспечение социальной справедливости,
поддержку социально
Государственное регулирование ценообразования
Государственные мероприятия по регулированию цен бывают трех типов: законодательного, административного и судебного. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между ними и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право. Мероприятия по регулированию цен осуществляют министерства экономики, финансов и центральный банк.
Внешнеэкономическое регулирование.
Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Отдельным самостоятельным инструментом государственного регулирования экономики является государственный сектор в экономике. Основные экономические средства – это:
- Регуляция учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая Центробанком);
- Установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке
- Операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Используя эти инструменты, государство пытается изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке в нужном направлении. Прямое государственное хозяйственное регулирование осуществляется средствами бюджетной политики.
Государственная социальная политика является еще одной важнейшей сферой деятельности государственного регулирования. Она преследует следующие цели:
1. защита граждан от экономического и общественного вреда и деградации в результате болезни, старости, резкого сокращения доходов и т.д.;
2. обеспечение необходимых условий развития каждой отдельной личности и общества в целом;
3. контроль морально-этических основ общества.
Это предполагает перераспределение
дохода в пользу менее обеспеченных
слоев населения через систему
государственных и местных
Проблемы, которые могут возникнуть при проведении социальной политики:
- опасность возникновения значительных групп трудоспособного населения, живущих исключительно на государственные пособия;
- общее ослабление экономических стимулов рыночного механизма;
- перенапряжение бюджета при крупных объемах социальных выплат и, следовательно, угроза усиления инфляции;
- гипертрофированное развитие бюрократических структур, призванных осуществлять и контролировать процесс оказания социальной помощи.
В основе системы соцобеспечения
лежит механизм социального страхования,
в котором участвуют три
В целом социальная политика государства может быть представлена в виде двух основных моделей:
Поощрение индивидуальной активности получателя социальной помощи в самостоятельном поиске выхода из кризиса, стимулирование развития частнопредпринимательских структур в сфере предоставления социальных услуг, с низким удельным весом социальных расходов в ВНП (США).
Высокая степень удовлетворения социальных потребностей граждан посредством общественных фондов потребления под контролем государства, высокий удельный вес социальных расходов в ВНП (Швеция).[8]
Совокупность мероприятий государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называется финансовой политикой. Направления финансовой политики зависят от экономического состояния страны. Кризисное состояние экономики предполагает финансовую политику, направленную, с одной стороны на прекращение спада производства и на стимулирование производства , на мобилизацию финансовых ресурсов в целях их эффективного вложения в отдельные отрасли экономики, а с другой - на сдерживание всех социальных программ, сокращение расходов на оборону и т.д. Соответственно, при переходе экономики в другое состояние меняются также направления финансовой политики.
Уместность выбранной финансовой политики, несомненно, зависит от критической оценки, складывающейся в стране экономической ситуации. Необходимо также соблюдать “золотое правило” экономической теории, а именно, при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать экономическую ситуацию в стране такой, какая она есть, а не такой, какой ее хотелось бы видеть.
Между возникновением конкретной опасности, принятием решения, проведением соответствующих действий и их эффектом неизбежно происходят временные лаги (промежутки времени, разделяющие вышеназванные процессы). Опасность заключается в том, что отсрочки при принятии решений часто приводят к результатам, противоположным задуманным, еще более расшатывая, а не стабилизируя ситуацию.
Финансовая политика любого
развитого государства
Лишь одна форма воздействия на экономических агентов является адекватной рыночным отношениям - это система экономического принуждения в сочетании с материальной заинтересованностью, возможностью заработать неограниченную сумму денег.[20]
Налоги занимают центральное
место в комплексе
Оперируя налоговыми ставками,
льготами и штрафами, изменяя условия
налогообложения адекватно
Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, а также всячески поддерживать его. Главное средство оказания помощи малому бизнесу - особые льготные условия налогообложения.
Также, с помощью налогов,
льгот и санкций государство
стимулирует технический
С помощью налогов государства
добиваются также перераспределения
ресурсов. Благодаря налогам в
государственном бюджете
Посредством налогов, государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.
Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.
Следует также отметить,
что указанное разграничение
функций налоговой системы
Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):
- пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);
- регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);
- прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).
Фундаментальная задача государства
в этой сфере заключатся в том,
чтобы посредством налогов
Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.
Сочетание стабильности и
динамичности, подвижности налоговой
системы достигается тем, что
в течение года никакие изменения
(за исключением устранения очевидных
ошибок) не вносятся; состав налоговой
системы (перечень налогов и платежей)
должен быть стабилен в течение нескольких
лет. Систему налогообложения можно
считать стабильной и, соответственно,
благоприятной для
Стабильность налогов
означает относительную неизменность
в течение ряда лет основных принципов
системы налогообложения, а также
наиболее значимых налогов и ставок,
определяющих взаимоотношения
Рассмотрим Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2010 и 2009г. в таблице 1.[21]
Таблица 1.
Поступление налогов, сборов и иных
обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской
Федерации
по видам 1)
млрд.рублей
2010г. |
В % к | |||||
консолиди- |
в том числе |
консолиди- |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде- |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
7662,9 |
3174,3 |
4488,6 |
121,9 |
126,8 |
118,6 |
из них: |
1774,4 |
255,0 |
1519,4 |
140,3 |
130,5 |
142,1 |
налог на доходы физических лиц |
1789,6 |
- |
1789,6 |
107,5 |
- |
107,5 |
налог на добавленную стоимость |
1384,0 |
1384,0 |
- |
114,6 |
114,6 |
- |
из него налог на добавленную |
1328,7 |
1328,7 |
- |
112,9 |
112,9 |
- |
акцизы по подакцизным
товарам |
441,4 |
113,9 |
327,5 |
134,8 |
139,4 |
133,3 |
налоги на имущество |
628,2 |
- |
628,2 |
110,3 |
- |
110,3 |
налоги, сборы и регулярные
платежи |
1440,8 |
1408,3 |
32,4 |
133,3 |
140,0 |
43,4 |
из них налог на добычу |
1406,3 |
1376,6 |
29,7 |
133,4 |
140,3 |
41,0 |
поступления в счет погашения |
2,2 |
0,3 |
1,9 |
95,8 |
36,0 |
130,5 |
1) По данным Федеральной налоговой службы |
Информация о работе Государственное регулирование экономики России