Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще¬ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа¬лизуется экономическая и социальная политика государства, ос¬нованная на определенной концепции.
Введение 3
1.Экономическая сущность государственного регулирования
экономики 6
1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование 6
1.2 Объекты, цели и задачи ГРЭ. 10
1.3 Границы вмешательства государства в экономику. 13
2.Методы и инструменты ГРЭ. 17
2.1 Социальная политика государства. 18
2.2 Финансовая политика государства 20
2.2.1 Налоги 21
2.2.2 Государственный бюджет 27
3 Государственное регулирование экономики в России 32
Заключение. 36
Список литературы 38
Введение
1.Экономическая сущность государственного регулирования
экономики
1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование 6
1.2 Объекты, цели и
задачи ГРЭ.
3 Государственное регулирование
экономики в России
Заключение.
Список литературы
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики направлено на решение различных задач: стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах и поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.[12]
Наиболее развитыми
Очень важна роль государственного
регулирования экономики в
Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия для самых разнообразных видов жизнедеятельности человека. В зависимости от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии решить и какие интересы общества она может удовлетворить.
Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики
— процесс воздействия
В качестве основных методов влияния
на экономику для достижения необходимых
обществу результатов государство
использует методы прямого и косвенного
воздействия. Использование этих методов
предполагает применение характерных
для них приемов и средств.
Так, метод прямого воздействия
на экономику реализуется
1. Экономическая
сущность государственного
1.1 Теоретические взгляды
на государственное
Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.
а) Меркантилисты.
История государственного регулирования восходит к концу
средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантилистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантилисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.
б) Классическая теория.
Следующей ступенью развития представлений о роли государства
стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства
народов", в которой, он утверждал, что свободная игра рыночных сил
(принцип "laissez faire") создает гармоничное устройство.
В соответствии
с классическим подходом
в) Кейнсианская теория.
В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой он опроверг, взгляды классиков на роль государства. Теорию Кейнса можно назвать "кризисной", так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии. По его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса. Кейнс считал, что государство должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.
Он предлагал несколько инструментов.
Это гибкая кредитно-денежная политика, новая бюджетно-финансовая
политика и др. Гибкая кредитно-денежная политика позволяет перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы. Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег в обращении.
При увеличении денежной массы реальная зарплата уменьшится, что будет стимулировать инвестиционный спрос и рост занятости. С помощью бюджетно-финансовой политики Кейнс рекомендовал государству увеличить налоговые ставки и за счет этих средств финансировать нерентабельные предприятия.
Это не только уменьшит безработицу, но и снимет социальную
напряженность.
Главными чертами
кейнсианской модели
- высокая доля национального дохода, перераспределяемая через
госбюджет;
- создание обширной зоны государственного предпринимательства на
основе образования государственных и смешанных предприятий;
- широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости.
Модель государственного регулирования, предложенная
Кейнсом, позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало проявляться несоответствие между возможностями государственного регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия воспроизводства резко ухудшились. Был, опровергнут закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно.
Кейнсианские пути выхода из кризиса только раскручивали инфляционную спираль. Под воздействием этого кризиса произошла кардинальная перестройка системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.
г) Неоклассическая теория.
Теоретической основой неоконсервативной модели послужили
концепции неоклассического направления экономической мысли.
Трансформация модели государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать классический механизм накоплении и возродить свободу частного предпринимательства. Экономический пост рассматривается как функция от накопления капитала, которое осуществляется из двух источников: за счет собственных средств, т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Поэтому в соответствии с этой теорией государство должно обеспечить условия для процесса накопления капитала и повышения производительности производства.
Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция.
Высокие налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и тем самым затрудняет, использование заемных средств, для накопления. Поэтому неоконсерваторы предложили осуществление антиинфляционных мероприятий на базе рекомендаций монетаристов и предоставление налоговых льгот предпринимателям.
Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета, и
увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности.
Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования.
Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате,
либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства,
дерегулирование рынка рабочей силы и др.
Таким образом, в
лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации
экономического развития страны отводится рыночным силам.[15]
Информация о работе Государственное регулирование экономики России