Государственное регулирование экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще¬ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа¬лизуется экономическая и социальная политика государства, ос¬нованная на определенной концепции.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность государственного регулирования
экономики 6
1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование 6
1.2 Объекты, цели и задачи ГРЭ. 10
1.3 Границы вмешательства государства в экономику. 13
2.Методы и инструменты ГРЭ. 17
2.1 Социальная политика государства. 18
2.2 Финансовая политика государства 20
2.2.1 Налоги 21
2.2.2 Государственный бюджет 27
3 Государственное регулирование экономики в России 32
Заключение. 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 150.76 Кб (Скачать)

Содержание:

 

Введение                                                                                                              3

1.Экономическая сущность государственного регулирования

экономики                                                                                                         6

1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование                      6

1.2  Объекты, цели и  задачи  ГРЭ.                                                                      10                                                                                          

1.3 Границы вмешательства государства в экономику.                                   13

2.Методы и инструменты ГРЭ.                                                                          17

2.1 Социальная  политика государства.                                                           18

2.2 Финансовая  политика государства                                                            20

2.2.1 Налоги                                                                                                        21

2.2.2 Государственный  бюджет                                                                         27

3 Государственное регулирование  экономики в России                             32

Заключение.                                                                                                        36

Список  литературы                                                                                           38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование  осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной  системе, но экономическая роль государства  все-таки велика.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Как известно, возможность государственного регулирования экономики появляется по достижению определенного уровня развития экономики, концентрации производства и капитала. Это необходимо, так как нарастают проблемы, трудности, с которыми и призвано справиться государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики направлено на решение различных задач: стимулирования экономического роста, регулирования занятости, поощрения прогресса развития в отраслевой и региональной структурах и поддержки экспорта. Конкретные направления, формы, масштабы государственного регулирования экономики определяются характером экономических и социальных проблем в той или иной стране в данный конкретный период.[12]

Наиболее развитыми механизмами  Государственного регулирования экономики  считаются механизмы регулирования  в некоторых странах Западной Европы (во Франции, ФРГ, Нидерландах, Скандинавских  странах, Австрии, Испании), в Японии, ряде быстро развивающихся стран  Азии и Латинской Америки. Слабее развито государственное регулирование  экономики в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений, аналогичных последствиям II мировой войны и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Однако, государственное регулирование экономики и в этих странах играет заметную роль, особенно при высоких показателях безработицы и инфляции.[9]

Очень важна роль государственного регулирования экономики в развивающихся  странах, создающих свою независимую  экономику и в бывших социалистических странах, переходящих к рыночному  хозяйству на базе частной собственности.

Современная экономика невероятно сложна, она призвана создавать условия  для самых разнообразных видов  жизнедеятельности человека. В зависимости  от того, насколько хорошо организована экономика, на каких принципах эта  организация построена, можно определить, какие задачи она в состоянии  решить и какие интересы общества она может удовлетворить.

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики  — процесс воздействия государства  на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

В качестве основных методов влияния  на экономику для достижения необходимых  обществу результатов государство  использует методы прямого и косвенного воздействия. Использование этих методов  предполагает применение характерных  для них приемов и средств. Так, метод прямого воздействия  на экономику реализуется средствами административного и экономического влияния. Косвенный метод регулирования  реализуется только экономическими средствами. Особенностью прямого метода государственного регулирования является, прежде всего, то, что он основан  на авторитете государственной власти и не связан с созданием дополнительных материальных стимулов для его осуществления. Важная специфическая его черта состоит еще в том, что им предполагаются меры запрета, разрешения, принуждения (законотворческая деятельность, лицензирование и др.), а также предусматривает организацию управления предприятиями государственного сектора, государственной собственностью. Косвенный метод государственного регулирования хозяйственной жизни характеризуется опосредованным способом влияния на социально-экономические процессы и хозяйственные объекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Экономическая  сущность государственного регулирования  экономики.

 

1.1 Теоретические взгляды  на государственное регулирование.

 

 

    Отношение к государственному вмешательству в экономику на разных этапах её становления было различным.

 

             а) Меркантилисты.

 

       История   государственного   регулирования    восходит    к    концу

средневековья.   В   то  время  основной  экономической  школой  была  школа меркантилистов.  Она  провозглашала  активное  вмешательство  государства  в экономику.  Меркантилисты  утверждали,  что  главный  показатель   богатства страны - количество золота.  В связи с этим они призывали  поощрять  экспорт и сдерживать импорт.

 

            б) Классическая теория.

 

        Следующей  ступенью  развития   представлений   о  роли  государства

стала  работа  А.Смита  "Исследование  о  природе  и    причинах   богатства

народов",  в  которой,  он  утверждал,  что  свободная  игра  рыночных   сил

(принцип "laissez faire") создает  гармоничное устройство.

    В соответствии  с классическим подходом государство  должно  обеспечивать безопасность жизни человека и его   собственность,  разрешать  споры,  иными словами,  делать  то,  что  индивидуум  либо  не   в   состоянии   выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно.  В  своем   описании   системы рыночной   экономики   Адам   Смит   доказывал,   что   именно    стремление предпринимателя к  достижению   своих  частных  интересов  является  главной движущей силой экономического  развития,   увеличивая   в   конечном   итоге благосостояние, как  его  самого,  так  и  общества  в  целом.       Главное заключалось в том,  что для  всех   субъектов   хозяйственной   деятельности должны   быть  гарантированы  основные  экономические  свободы,   а   именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции  и  свобода  торговли

 

 

    в) Кейнсианская теория.

 

    В 30-е года  нашего века,  после глубочайшего  спада экономики  США,  Дж. Кейнс выдвинул свою теорию, в которой  он  опроверг,  взгляды  классиков  на роль  государства.  Теорию  Кейнса  можно назвать   "кризисной",   так   как он   рассматривает   экономику  в  состоянии  депрессии.  По   его   теории, государство  должно  активно  вмешиваться    в    экономику    по    причине отсутствия   у   свободного   рынка   механизмов,    которые   по-настоящему обеспечивали  бы  выход  экономики   из   кризиса.    Кейнс   считал,    что государство должно воздействовать на  рынок  в  целях   увеличения   спроса, так  как причина капиталистических кризисов - перепроизводство товаров.

    Он предлагал  несколько инструментов.

    Это  гибкая   кредитно-денежная  политика,  новая   бюджетно-финансовая

политика и др. Гибкая кредитно-денежная   политика   позволяет   перешагнуть через один из серьезнейших барьеров - неэластичность заработной платы.   Это достигается, считал Кейнс, путем изменения количества денег   в   обращении.

При  увеличении  денежной массы реальная  зарплата  уменьшится,   что  будет стимулировать  инвестиционный спрос и рост  занятости.  С  помощью  бюджетно-финансовой  политики  Кейнс  рекомендовал  государству  увеличить  налоговые ставки и за счет  этих  средств  финансировать  нерентабельные  предприятия.

Это  не  только   уменьшит   безработицу,    но    и    снимет    социальную

напряженность.

    Главными чертами  кейнсианской модели регулирования   являются:

    -    высокая   доля  национального   дохода,   перераспределяемая  через

госбюджет;

    - создание обширной  зоны   государственного   предпринимательства   на

основе образования  государственных  и смешанных предприятий;

    - широкое  использование   бюджетно-финансовых   и   кредитно-финансовых регуляторов  для  стабилизации   экономической   конъюнктуры,    сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста  и  высокого  уровня занятости.

              Модель  государственного     регулирования,      предложенная

Кейнсом,  позволила ослабить циклические колебания   в   течение  более  чем двух послевоенных десятилетий. Однако примерно  с  начала  70-х  гг.   стало проявляться    несоответствие    между     возможностями    государственного регулирования и объективными экономическими условиями.  Кейнсианская  модель могла быть  устойчивой только  в  условиях высоких  темпов  роста.   Высокие темпы роста национального дохода создавали   возможность   перераспределения без   ущерба   накоплению    капитала.    Однако   в   70-е   года   условия воспроизводства  резко  ухудшились.   Был,  опровергнут   закон    Филлипса, согласно которому  безработица  и  инфляция  не  могут  расти  одновременно.

Кейнсианские  пути  выхода  из  кризиса  только  раскручивали   инфляционную спираль.    Под   воздействием   этого   кризиса   произошла    кардинальная перестройка  системы   государственного  регулирования  и  сложилась  новая, неоконсервативная модель регулирования.

 

            г) Неоклассическая теория.

          Теоретической  основой  неоконсервативной   модели    послужили

концепции     неоклассического     направления      экономической     мысли.

Трансформация модели государственного  регулирования  заключалась  в  отказе от  воздействия  на  воспроизводство  через  спрос,   а   вместо   этого   - использование  косвенных   мер   воздействия   на  предложение.   Сторонники экономики предложения считают необходимым воссоздать  классический  механизм накоплении и возродить свободу  частного предпринимательства. Экономический  пост рассматривается как функция  от   накопления   капитала, которое осуществляется из двух  источников: за   счет   собственных средств,  т.е.  капитализации части  прибыли  и  за  счет   заемных  средств (кредитов).  Поэтому в соответствии  с этой  теорией государство должно обеспечить  условия  для   процесса    накопления   капитала   и   повышения производительности производства.

             Главные преграды на этом пути - высокие налоги   и   инфляция.

Высокие налоги ограничивают  рост  капиталовложений,  а  инфляция  удорожает кредит  и  тем   самым   затрудняет,  использование  заемных  средств,   для накопления.     Поэтому     неоконсерваторы     предложили     осуществление антиинфляционных  мероприятий  на  базе   рекомендаций     монетаристов    и предоставление  налоговых  льгот предпринимателям.

            Сокращение налоговых  ставок  сократит и  доходы  госбюджета,  и

увеличит его дефицит,   что  осложнит  борьбу  с  инфляцией.  Следовательно, следующим шагом  станет  сокращение  государственных  расходов,   отказ   от использования   бюджета    для    поддержания   спроса    и    осуществления широкомасштабных  социальных  программ.  Сюда  можно  отнести   и   политику приватизации  государственной собственности.

             Следующий комплекс мер - реализация  политики  дерегулирования.

  Это  означает  ликвидацию  регламентаций  по  ценам   и  заработной  плате,

либерализацию      (смягчение)      антитрестовского       законодательства,

дерегулирование рынка рабочей  силы и др.

             Таким образом, в неоконсервативной   модели  государство  может

лишь  косвенно  влиять  на  экономику.   Главная  же   роль   в   реализации

экономического развития страны отводится рыночным  силам.[15]

1.2 Объекты, цели и задачи ГРЭ

Объекты ГРЭ.

Информация о работе Государственное регулирование экономики России