Государственное регулирование экономики России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики — процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь обще¬ства и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реа¬лизуется экономическая и социальная политика государства, ос¬нованная на определенной концепции.

Содержание

Введение 3
1.Экономическая сущность государственного регулирования
экономики 6
1.1Теоретические взгляды на государственное регулирование 6
1.2 Объекты, цели и задачи ГРЭ. 10
1.3 Границы вмешательства государства в экономику. 13
2.Методы и инструменты ГРЭ. 17
2.1 Социальная политика государства. 18
2.2 Финансовая политика государства 20
2.2.1 Налоги 21
2.2.2 Государственный бюджет 27
3 Государственное регулирование экономики в России 32
Заключение. 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 150.76 Кб (Скачать)

          Государственное регулирование экономики как системное явление предполагает наличие объектов и субъектов.

Объекты ГРЭ – это сферы, отрасли, регионы, социально-экономические  процессы, экономика в целом, то есть все то, на что направлена регулирующая деятельность государства для обеспечения  условий эффективного функционирования национальной экономики.

В последние десятилетия  спектр объектов регулирования значительно  расширился. Объектами государственного регулирования в большей степени  становятся общие условия существования  и развития общества. К ним относятся  проблемы окружающей среды и сфера  международного сотрудничества, оборонные  и энергетические объекты, а также  организации, выполняющие общегосударственные  функции, в том числе обеспечивающие военно-экономическую безопасность. Государство берет на себя заботу о производстве общественных товаров  и услуг. Оно финансирует расходы  на оборону, содержание правоохранительных органов и расходы на социальные нужды.

К основным объектам ГРЭ  относятся: структура экономики  в ее отраслевом, региональном, секторальном и воспроизводственном аспектах. Экономические циклы; формы собственности; материальные и финансовые ресурсы  страны и др. Немаловажным объектом государственного регулирования экономики  является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли  всегда служат главной целью хозяйственной  деятельности в рыночной экономике.

Соотношение между спросом  и предложением рабочей силы должно удовлетворять потребность экономики  в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых  служит для них достаточной мотивацией к труду. Нежелательное и резкое снижение занятости ведет к увеличению числа безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту налогов и прочим негативным последствиям.

Особое внимание государственное  регулирование экономики уделяет  обращению денег. Основное направление  регулирования денежного обращения - это борьба с инфляцией, представляющей одну из серьезнейших опасностей для  экономики.

Пожалуй, одним из важнейших  объектов регулирования являются цены. Динамика и структура цен объективно отражают состояние экономики. В  то же время сами цены сильно влияют на структуру экономики, условия  капиталовложений, устойчивость национальных валют.

Объекты государственного регулирования  экономики различают в зависимости  от уровня решаемых ими задач и  методов решений. Это следующие  иерархические уровни: уровень фирмы; региона; отрасли; сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство, услуги); хозяйства в целом; глобальный (социальные отношения, экология); наднациональный (экономико-политические отношения  с зарубежными странами, различные  интеграционные процессы). При этом невозможно сказать, какой из этих уровней  является доминирующим, а какой –  вторичным, поскольку они все  действуют в рамках одной системы.

Субъектами государственного  регулирования экономики являются законодательные, исполнительные и  судебные органы власти. Государственную  власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума), Правительство  Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение  предметов ведения и полномочий  между органами государственной  власти Российской федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации осуществляется конституцией, федеральными и иными договорами о разграничении объектов ведения и полномочий.

К государственному аппарату, регулирующему экономическое развитие страны, помимо трех ветвей власти, относится  Центральный Банк Российской Федерации (банк России).[1]

Цели и задачи.

Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения  нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с  рынком поддерживает  и стимулирует  развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному  независимому функционированию субъектов  рынка, получению им оптимальных  выгод. Государство защищает право  собственности, права потребителей [26].

Основные функции  ГРЭ:

- разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;

- определение приоритетов макроэкономической политики;

- обеспечение условий эффективного функционирования рынка;

- решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.

Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила  игры на котором играют и которых  придерживаются субъекты рынка.

Реализация этих функций  обеспечивается решением конкретных задач  ГРЭ, отражающих систему приоритетов  экономической политики государства  как на данном текущем моментом, так и на перспективу.

Задачи ГРЭ:

1. Совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.

2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций

3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности

4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной и научно-технической политики.

5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.

6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.

7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил

8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.

9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.

10. Обеспечение национальной безопасности и др. [26].

1.3 Границы вмешательства государства в экономику.

 

В первую очередь, это правильная организация денежного обращения.

Не менее важным является предоставление государством различных  общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять  практически все потребности, которые  выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие  потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного  пользования: оборона государства, государственное управление, система  энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства  в экономику.

Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах  рыночного производства и потребления  могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения  и не фиксируемые рынком. Эти внешние  эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное  распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства  в экономику.

Перечисленные выше функции, которые выполняет государство  по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров  и устранению последствий внешних  эффектов, образуют максимальные границы  его вмешательства в экономику  свободного рынка. Вместе с тем эти  функции составляют минимально необходимые  границы регулирования реального  рынка. Следовательно, нерегулируемого  рынка вообще не может быть, поскольку  в определенном воздействии со стороны  государства нуждается даже самый  совершенный свободный рынок.

Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической  жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым  более широкое участие государства  в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально  допустимые границы вмешательства  в экономику. Коротко рассмотрим эти сферы:

Перераспределение доходов.

Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции  на рынках факторов производства, причем размеры этих доходов зависят  от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие  ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в  конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, это лица, которые  не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение  доходов также неприменимо к  тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких работников становится задачей государства.

Государство берет на себя обеспечение правовой базы и некоторых  важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности  и гарантирование соблюдения всех установленных  законом правовых норм. Правительство  устанавливает также законные шаблоны  поведения, регулирующие отношения  между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил  для поддержания общественного  порядка, введение стандартов измерения  качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров  и услуг.

Конкуренция

Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции  индивидуальные производители и  поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться  к желаниям покупателей, которые  рыночная система фиксирует и  доводит до сведения продавцов. Конкурирующих  производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль  и упрочение их позиций; те, кто  нарушает законы рынка, обречены на убытки и, в конечном счете, финансовый крах и банкротство.

Однако, механизм рынка не реализует до конца право на труд для всех тех, кто может и хочет  работать. При этом обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для действительно  эффективной работы рынка требуется  оптимальный резерв рабочей силы. Однако, в рыночной системе неизбежна  безработица, что ставит перед государством ряд сложных проблем. Обязанностью государства автоматически становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, а также материального обеспечения людей, утративших рабочие места.

Инфляция  и цикличность

Инфляция является сложнейшей проблемой рыночной экономики, которая  решается путем проведения антиинфляционной политики.

Суть государственной  антицикличной политики, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. При длительном и бурном подъеме в экономике страны могут возникнуть опасные явления – исчезновение товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением, а, следовательно, несправедливый рост заработной платы и цен. В такой ситуации задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов.

Развитие  фундаментальных научных исследований

Безусловно, заниматься научными исследованиями с длительными сроками  окупаемости, большой степенью риска  и неопределенностью в отношении  прибыли не под силу рыночному  механизму. Поэтому государство  вынуждено стимулировать научно-технический  прогресс. Такие исследования жизненно необходимы для поддержания отраслей, переживающих технологический кризис.

Реализация  национальных интересов

Регулирование внешнеэкономических  связей предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и т.д.[13].

2. Методы и инструменты  государственного регулирования  экономики.

 

Для решения многочисленных задач, стоящих перед государством в сфере экономики, в распоряжении государства имеется широкий  набор инструментов.

Основные инструменты  государственного регулирования:

Фискальная политика.

Важный инструмент для  достижения стабилизации экономики. Манипулируя  государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую  активность, воздействовать на безработицу  и инфляцию. Неразумное применение этого инструмента превращает фискальную политику в фактор, дестабилизирующий экономику;

Денежная политика

Денежно-кредитная политика состоит в воздействии государства  на денежное обращение и объем  денежной массы. Государство через  центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского  процента и влиять на них через  учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые  центральным банком. Предоставлять  льготные займы, выпускать облигации  и другие ценные  бумаги. Такое  регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым  оказывать воздействие на экономические  процессы, бороться с высоким уровнем  инфляции;

Информация о работе Государственное регулирование экономики России